Анализ и совершенствование организации работы коммерческого предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 20:39, дипломная работа

Описание работы

Цель работы заключается в том, чтобы на основании анализа разработать предложения по рационализации организации торговли и в целом работы организации и более эффективного использования средств. Значением, содержанием и предметом анализа деятельности коммерческих предприятий определяются и стоящие перед дипломной работой задачи. К числу основных из них следует отнести: изучение общей характеристики торгового предприятия;
анализ теоретических основ организации работы коммерческого предприятия; анализ товарооборота, издержек и прибыли предприятия; анализ закупок и организации сбыта товаров; поиск путей совершенствования деятельности предприятия.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. общая характеристика предприятия 5
1.1. Организационно-правовая форма, структура управления предприятием 5
1.2. Основные виды деятельности, технологический процесс на предприятии 9
1.3. Экономическая среда, конкуренты и потребители 14
1.4. Организация оплаты труда на предприятии 23
1.5. Маркетинг на предприятии 25
1.6. Основные экономические показатели деятельности предприятия 28
2. Теоретические основы организации работы коммерческого предприятия 32
2.1. Организация коммерческой деятельности предприятия в современных условиях 32
2.2. Процесс закупок, выбор поставщиков, вида транспорта, организация перевозок 38
2.3. Торгово-технологический процесс, организация хранения товаров 45
2.4. Организация, управление и стимулирование сбыта 49
3. Анализ и пути совершенствования работы коммерческого предприятия 57
3.1. Анализ товарооборота, издержек и прибыли 57
3.2. Анализ структуры технологического процесса 65
3.3. Анализ закупок и организации сбыта товаров 71
3.4. Предложения по совершенствованию закупок, выбора поставщиков, сбытовой системы 76
3.5. Расчет эффективности предложенных мероприятий 88
Заключение 93
Список литературы 97

Файлы: 1 файл

Анализ и совершенствование организации работы.docx

— 222.47 Кб (Скачать файл)

Рабочий     17,7%

Служащий     15%

Руководитель    1,7%

работник сферы культуры  4,7%

работник сферы здравоохранения 6,3%

работник сферы торговли  6,7%

военнослужащий, работник МВД 2,3%

безработный     4,7%

домохозяйка     2,3%

предприниматель    1%

учащийся, студент    7,3%

пенсионер     30,3%

Уровень  доходов  жителей  соответствует  среднему  уровню  доходов   по   г. Ижевску  в целом. Более половины опрошенных имеют ежемесячный доход на каждого  члена семьи от 1000 рублей и выше:

до 500 рублей 2% 
500-1000 рублей 5,7% 
1000-1500 рублей 20,3

1500-2000 рублей 32,7% 
2000-2500 рублей 24,7%

2500-3000 рублей 9%

свыше 3000 рублей 5%

затруднились ответить 0,7%

7,3% респондентов не закончили  даже полную среднюю школу.  Третью часть опрошенных составляют  респонденты со средним специальным образование, что в свою очередь объясняется тем, что значительная их доля имеет рабочие специальности, не требующие высокого уровня образования:

неполное среднее 7,3% 
полное среднее 31,0% 
среднее специальное 33,7% 
незаконченное высшее 5,0% 
Высшее 23,0%

71,3% опрошенных респондентов  женаты и имеют семью, 15,7% не  состоят в браке, невелико число разведенных - 4%, 9% составили овдовевшие супруги.

По национальному признаку состав опрошенных представлен в 80,3% русским населением, 11,7% составляют удмурты, 7,0% - татары и 1,0% люди других национальностей.

Таким образом, представленная выборка является репрезентативной для населения г. Ижевска.

Часто довольно сложно бывает выделить критерии товара, исходя из которых, потребитель делает свой выбор в пользу той или иной марки. Одним из важнейших показателей спроса товара является такой важный аспект как его качество. Другим – сформировавшееся устойчивое мнение о конкретной марке данного типа продукта в обществе. В таблице 2 отображены результаты опроса, раскрывающие  доминирующие факторы выбора марки бытовой химии покупателем.

Таблица 2

Факторы выбора марки

 

Фактор

%

Низкая  цена

40,5

Соотношение цены и качества

26,0

Потребительские свойства

23.6

Удобство  использования

15,2

Известность и популярность марки

7,4

Удобное месторасположение торговых точек

6,4

При покупке  не обращают внимания на марку

8,8

Затруднились  ответить

30,1


 

Как видим, основную роль играет сложившийся в обществе стереотип  о той или иной марки. При достаточно негативном отношении к существующей марке необходимо выходить на рынок с продуктом под новым названием, сформировать новую марку. Нейтральное отношение покупателя к ней будет вскоре улучшено, если показатели качества, а они оказывают несомненно важное, хоть и не первостепенное, влияние на потребителя, будут превосходить или хотя бы не уступать маркам конкурентов. Потребительские свойства и удобство использования были названы следующими основополагающими факторами выбора бытовой химии, а они как раз и являются прямым следствием качества продукта.

В январе 2005 года величина среднедневного розничного товарооборота магазина «Тетя Ася» по выбранным группам товаров составляла величину Тср = 4875,0 рублей. Среднедневное количество покупателей, посетивших магазин «Тетя Ася» и сделавших покупку из выбранной номенклатуры товаров в этот период составило 150. Таким образом, величина средней покупки на одного посетителя по выбранным группам товаров составила

ВПОК = 4875 : 150 = 32,5 руб.

Сделаем предположение, что каждый покупатель посещает магазины бытовой химии в среднем 1 раз в месяц. Тогда емкость рынка бытовой химии Удмуртии, рассчитанная по формуле составляет:

ЕМ = 32,5 х 1 х 554700 = 18027,75 тыс. руб.

Теперь  оценим годовую норму потребления  по товарным группам объекта исследования: бытовая химия; чулочно-носочные изделия и бельевой трикотаж; канцтовары; парфюмерно-косметическая продукция. Данные для расчетов и итоговые результаты сведем в табл. 3.

Таблица 3

Рынок Удмуртии по группам товаров

 

Товарная  группа

Среднегодовая норма потребления на человека в год, шт

Средняя цена за единицу, руб.

Бытовая химия

5,0

20,0

Чулочно-носочные товары и бельевой трикотаж

5,0

30,0

Канцтовары

10,0

10,0

Парфюмерно-косметическая  продукция

3,0

100,0


 

Цены  на бытовую химию в магазине «Тетя  Ася» несколько ниже, чем у конкурентов, однако, это весьма важно для покупателей. Объем реализации данной группы товаров весьма чувствителен к разнице цен в виду высокой конкуренции. Более низкие цены магазину удается устанавливать по причине устойчивых и долговременных связей магазина «Тетя Ася» с производителями бытовой химии, своевременной оплаты товара, крупных централизованных поставок.

Что касается чулочно-носочных товаров  и бельевого трикотажа, то тут  ситуация прямо противоположная, централизованный завоз данной товарной группы по линии предприятия, приводит к тому, что товар вовремя не продается и раскупается медленно. Следует также отметить, что в районе деятельности магазина значительное количество конкурентов по данной товарной группе: магазины «Ветеран», «Оптима» и ряд других, кроме того, население в настоящий момент значительную часть данной товарной группы покупает на близрасположенном Центральном рынке, где цена их значительно ниже, хотя и качество оставляет желать лучшего.

По  группе канцтовары позиции объекта исследования также не устойчивы. Хотя на прилавке всегда имеется в наличии самые различные канцтовары, но цены на них выше, чем у конкурентов, поэтому раскупаются медленно.

Причина низкого уровня реализованного спроса по группе парфюмерно-косметической продукции обусловлена наличием сети магазинов «Оптима», которые расположены в районе расположения магазина «Тетя Ася», которые привлекают покупателей режимом самообслуживания, широким ассортиментом, хотя в магазине «Тетя Ася» цена товаров стабильно на 2-3 руб. ниже, чем у конкурентов.

Широта  ассортимента характеризуется количеством  видов наименований, а глубина - количеством  разновидностей товаров представленных в торговой сети. Различают широту и глубину всего ассортимента, а также широту и глубину ассортимента товаров отдельных групп (количество видов, наименований товаров, их разновидностей, представленных в торговом зале по группам товаров).

Широта  и глубина ассортимента товаров  в магазине зависят от его товарного  профиля (специализации) и величины торговой площади. Как правило, специализированные магазины отличаются глубиной, а универсальные - широтой ассортимента. Для простоты проведения анализа будем рассматривать отношение цен основной позиции товара у конкурирующих субъектов в качестве общего интегрированного показателя отношения уровней цен товаров данной группы. При незначительном отличии в глубине и широте ассортимента значительное отличие в величине доли рынка можно считать обусловленным лишь ценовым фактором. Введем понятие силы ценового фактора. Примем его как отношение процентного изменения доли рынка, обусловленного процентным изменением доли цены.

Уровни  цен на бытовую химию между  объектом исследования и основными  конкурентами отличаются на

(48 – 47) х 100% : 4,7 = 2,1%.

Сила  ценового фактора равна:

Фц = 75,6% : 2,1% = 36.

Очевидно, что на величину доли рынка влияет не только ценовой фактор, но и фактор широты и глубины ассортимента. Так  как приведенные данные свидетельствуют о том, что отношение глубины ассортимента к широте по всем магазинам примерно одинаково, и находится в узком интервале значений от 2 до 2,5, то силу влияния широты и глубины ассортимента на долю рынка по данной группе можно считать одинаковой.

Оценим, например, силу влияния широты ассортимента. Введем понятие фактора влияния широты ассортимента как отношение процентного изменения доли рынка к процентному изменению широты ассортимента при одинаковом уровне цен между конкурентами.

Фактор  влияния широты ассортимента равен:

Фш = ((37,4 - 8,3) х 100% : 8,3): ((12 - 6) х 100% : 6) = 3,5

Фактор  дополнительного влияния глубины  ассортимента считаем равным 0. Фг = 0.

Так как отношение глубины товарного  ассортимента к его широте в данном случае находится в несколько  более широком интервале, чем  в предыдущей товарной группе (от 2,1 до 3,2), то оценим фактор дополнительного влияния глубины товарного ассортимента на величину доли рынка.

Фактор  дополнительного влияния глубины  ассортимента

Фг=((17,6 - 15,4) х 100% : 15,4) : ((19 - 15) х 100% : 15) = 0,54.

Теперь  перейдем к анализу конкуренции на рынке чулочно-носочных изделий и бельевого трикотажа. Сила влияния ценового фактора

Фц = ((23,6 - 17,8) х 100% : 17,8) : ((39 - 28,5) х 100% : 28,5) = 18,6

Фактор  влияния широты ассортимента

Фш = ((20,5 - 17,6) х 100% : 17,6) : ((15 - 13) х 100% : 13) = 1,1

Фактор  дополнительного влияния глубины  ассортимента

Фг = ((23,6 - 20,5) х 100% : 20,5) : ((134 - 111) х 100% : 111) = 0,73

1.4. Организация  оплаты труда на предприятии

 

Кадровый  состав магазина набирался согласно штатному расписанию, утвержденного директором магазина «Тетя Ася».

Стаж  работы персонала магазина «Тетя  Ася» характеризуется распределением, приведенным в табл.4.

Таблица 4

Стаж  работы работников магазина «Тетя Ася»

 

Стаж работы, лет

Доля, %

до 1 года

28,6

до 3 лет

57,1

до 6 лет

14,3

от 7 до 10 лет

-

Больше 10 лет

-


 

Как следует из приведенных данных, около 70% работников магазина «Тетя Ася» имеют стаж работы менее 3 лет.

Доли  мужчин и женщин в обследуемой  совокупности составляют 14,3% и 85,7%,. Возраст  работников характеризуется распределением, приведенным в табл.5.

Таблица 5

Возраст работников магазина «Тетя Ася»

 

Возраст, лет

Доля, %

до 25 лет 

57,1

от 26 до 35 лет

28,6

от 36 до 45 лет

14,3

от 46 до 55 лет

-

от 56 до 60 лет

-


 

Оплата  труда в магазина «Тетя Ася» производится в соответствии с положениями об оплате труда. На предприятии существует сдельно-премиальная оплата труда. Расчет заработка осуществляется по выполненным и перевыполненным показателям. Премирование производится в зависимости от основного заработка с учетом размера премии, установленной за выполненные и перевыполненные показатели премирования. Оплата труда специалистов и руководителей осуществляется на основе контрактной системы. Контрактная система оплаты труда является упрощенным вариантом  трудового договора.

На работника, с которым заключено контракт-соглашение, распространяется действующий на предприятии коллективный договор, тарифное соглашение, положение по оплате труда и социальным льготам.

За нарушение  производственной, трудовой дисциплины и других видов действий (бездействий), приведшим к негативным результатам работы предприятия или подразделения, размер повышенного тарифа, оклада, надбавок и премий может быть снижен до уровня штатного расписания  или действие контракт-соглашения может быть приостановлено (прекращено) приказом (распоряжением). По истечении срока действие контракта-соглашения прекращается, а возобновление его производится на общих основаниях. Структура фонда оплаты труда магазина «Тетя Ася» за 2004 г. приведена в таблице 6.

Таблица 6

Структура фонда оплаты труда за 2004 г.

 

Вид оплаты

Удельный  вес в общем ФОТ, %

1. Оплата по  окладам

75,2

2. Оплата по  среднему заработку

-

3. Доплата за  работу в выходные дни

8,6

4. Доплата за  заместительство

10,3

5. Оплата очередных  отпусков

5,9

Итого ФОТ

100,0


 

По итогам работы за год выплачиваются вознаграждения, которые рассчитываются с учетом непрерывного стажа работы и средней заработной платы в течение года. Данное вознаграждение может быть уменьшено до 50% в случае нарушения трудовой дисциплины и взысканий. В целом применяемая на предприятии система оплаты труда вполне эффективна - с ее помощью объективно оценивается деятельность работников.

Магазин «Тетя Ася» обладает полной хозяйственной  самостоятельностью в вопросах определения формы управления, структуры, принятия хозяйственных решений, сбыта, цен, оплаты труда, распределения чистой прибыли. Предприятие обеспечивает гарантированные законом, минимальный размер оплаты труда, условия труда и меры социальной защиты сотрудников. Магазин «Тетя Ася» осуществляет учет результатов своей деятельности, ведет установленную бухгалтерскую и статистическую отчетность и несет ответственность за их достоверность. Магазин «Тетя Ася» на каждого работника ведет лицевой счет, в котором заносятся все данные о работнике и сведения о начисленной заработной плате.

Информация о работе Анализ и совершенствование организации работы коммерческого предприятия