Анализ и совершенствование организационной структуры управления предприятием на ООО «Русский хлеб»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 13:42, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы выявить и количественно оценить факторы организационной структуры управления, влияющие на результаты деятельности ООО «Русский хлеб», разработать комплекс мер по уменьшению негативного влияния отдельных факторов.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..
1 Основы формирования организационной структуры предприятия…………………………………....
1.1 Понятие и принципы построения организационной структуры
1.2 Типы организационных структур………………………………
2 Анализ структуры управления предприятия……...
2.1 Характеристика ООО «Русский хлеб»…………………………
2.2 Анализ структуры и функций управления……………………
3 Совершенствование структуры управления предприятия…………………………………………………….
3.1 Рекомендации по совершенствованию структуры управления ООО «Русский хлеб»………………………………………………..
3.2 Экономическая оценка ………………………………………….
Заключение……………………………………………………………
Список использованных источников……………………..

Файлы: 1 файл

света менеджмент.doc

— 274.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации 

Федеральное агентство  по образованию

Тольяттинский филиал Московского  государственного университета

пищевых производств

Кафедра «Управление  качеством и бизнес-информатика»

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине: «Менеджмент и маркетинг»

на тему: «Анализ и совершенствование организационной структуры управления предприятием на ООО «Русский хлеб»»

 

 

 

 

 

Студент группы УЗ – 601:

Федотова С. В.

   

Преподаватель:

д.э.н., профессор Руденко  А. А.


 

 

 

 

 

 

Тольятти 2012


 
СОДЕРЖАНИЕ


Введение………………………………………………………………..

4

1

Основы формирования организационной структуры предприятия…………………………………....

 

6

       1.1 Понятие  и принципы построения организационной  структуры

6

       1.2 Типы  организационных структур………………………………

8

2

Анализ структуры управления предприятия……...

16

       2.1 Характеристика  ООО «Русский хлеб»…………………………

16

       2.2 Анализ  структуры и функций управления……………………

22

3

Совершенствование структуры управления предприятия…………………………………………………….

 

28

3.1 Рекомендации по  совершенствованию структуры управления  ООО «Русский хлеб»………………………………………………..

 

28

3.2 Экономическая оценка  ………………………………………….

29

Заключение……………………………………………………………

31

Список использованных источников……………………..

32

   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования.  Хлеб издавна служит для человека  важнейшим продуктом питания.  Хлебопекарная промышленность в нашей стране является одной из ведущих отраслей пищевой промышленности и представлена, как правило, хлебозаводами. Однако в современных рыночных условиях большая структура и организация производственных процессов на хлебозаводах часто приводят к неудовлетворительным результатам. Повсеместная организация хлебопекарен показала альтернативность частного предприятия  хлебозаводам, и то, что обе производственные системы могут сосуществовать и соревноваться на благо потребителя. Очевидно, что эффективные затраты на производство продукции, приспособленной к рынку, легче осуществлять в маленькой структуре, поскольку больше внимания можно уделить предпочтениям покупателей и качеству продукта.

  Данная курсовая  работа посвящена теме совершенствования  организационной структуры небольшой  пекарни. Продуманная, хорошо  обоснованная организационная структура  предприятия позволяет целенаправленно воздействовать на элементы системы управления, приводя ее в соответствие с изменяющимися условиями производства.

Исследование  организационных структур предприятий  хлебопекарной промышленности представляет интерес для современного менеджмента.

Изучением вопросов  формирования и совершенствования  организационных структур управления  занимались многие российские  и  зарубежные ученые. Однако оптимального варианта оргструктуры для  конкретного  предприятия не существует. С динамическим развитием современного производства постоянно происходят изменения структуры управления предприятием. Следовательно, тема изучения организационной структуры предприятия всегда будет актуальной.

 

Объектом исследования  является пекарня ООО «Русский хлеб». 

Предметом исследования выступает инструментарий менеджмента и совокупность теоретических, методических и практических подходов к совершенствованию организационной структуры управления хлебопекарного предприятия.

Цель курсовой работы: выявить и количественно оценить факторы организационной структуры управления, влияющие на результаты  деятельности  ООО «Русский хлеб», разработать комплекс мер по уменьшению негативного влияния отдельных факторов.

Для решения  данной цели были поставлены следующие задачи:

  1. На основе предложенной литературы изучить  методы оценки влияния организационной структуры управления на хозяйственную деятельность предприятия.
  2. Дать общую характеристику деятельности исследуемого  предприятия.
  3. Проанализировать организационную структуру управления  предприятия.
  4. Выявить наиболее отрицательно влияющие факторы на хозяйственную деятельность предприятия и разработать комплекс мер по устранению их негативного воздействия.
  5. Провести социально-экономическую оценку эффективности предложенных мероприятий.

Методы исследования, используемые в курсовой работе,  базируется на системном и ситуационном подходах, использовании методов анализа и синтеза, экономико – математического анализа, экспертных оценок.

Практическая значимость работы заключается в совершенствовании процессов текущего и стратегического управления  предприятия.

Источники информации: достижения отечественных и зарубежных авторов в области менеджмента; законы и нормативные акты Российской Федерации; Интернет-источники.

 

1 ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ  ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ  ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1 Понятие  и принципы построения организационной  структуры

 

Организационная структура  является одним из основных элементов  управления организацией.

Под организационной структурой управления понимают совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами (рис. 1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1- Организационная  структура управления

 

В структуре управления организацией выделяют следующие элементы: звенья, уровни  управления и связи – горизонтальные и вертикальные.

Звено управления - это структурное подразделение или отдельные специалисты, выполняющие соответствующие функции управления либо их часть.

Уровень управления -  совокупность звеньев управления, занимающих определенную ступень в системах управления организацией.  Ступени управления находятся в вертикальной зависимости и подчиняются друг другу по иерархии: менеджеры более высокой ступени управления принимают решения, которые конкретизируются и доводятся до нижестоящих звеньев.

Количество звеньев  и ступеней в аппарате управления организации определяется следующими факторами: производственной структурой; характером, номенклатурой и объемом  выпускаемой продукции (оказываемых услуг); численностью работников; уровнем механизации и автоматизации (компьютеризации) труда менеджеров и специалистов; сложностью технологического процесса производства; уровнем специализации производства и степенью развития кооперирования.

При формировании аппарата управления необходимо иметь в виду, что он должен быть:

  1. оперативен - выполнение возложенных функций в установленные сроки;
  2. надежен - однозначное достоверное отображение фактического состояния производства и результатов принимаемых решений;
  3. оптимален -  нахождение наилучших решений  организационно-экономических, социальных  и других аспектов производственной деятельности организации путем многовариантной их проработки;
  4. экономичен - качественное выполнение возложенных функций с наименьшими затратами.

 

 

 

 

 

 

1.2 Типы организационных  структур

 

В современном менеджменте  выделяют два типа организационных  структур управления -  бюрократический  и органический.

Бюрократические организационные структуры характеризуются высокой степенью разделения труда, развитой иерархией управления, многочисленными нормами и правилами поведения.

Главным в бюрократических  оргструктурах управления является «должность», а не «человек» с  его индивидуальностью.

В качестве недостатка этих структур отмечается преувеличение  значимости определенных правил и норм, процедур, в результате чего организация утрачивает гибкость.

Бюрократический тип  оргструктуры управления имеет разновидности, среди которых можно выделить наиболее часто встречающиеся: линейную, функциональную, линейно-функциональную, линейно-штабную структуры управления организацией.

Органические  организационные структуры  более гибкие  по сравнению бюрократическими и лучше приспособлены к быстрым изменениям условий хозяйственной жизни и внедрению технико-технологических новшеств.

Органический тип оргструктур  управления предполагает: импровизацию управленческой деятельности вместо планирования; гибкость структур вместо жесткости, связанной  правилами и нормативами; коллегиальность  в принятии решений вместо авторитарности; доверие среди персонала вместо власти.

Такой тип оргструктуры управления эффективен в условиях, когда деятельность организации связана с активной работой по совершенствованию производимой продукции и услуге учетом новейших достижений науки и техники, поскольку в этом случае требуется новый подход к организационным проблемам.

Органические организационные  структуры управления более просты, имеют широкую информационную сеть, менее формализованы. Управление в  органических структурах децентрализовано. Для нее характерно небольшое число уровней управления, более высокая самостоятельность в принятии управленческих решений на нижних уровнях управления, партнерские взаимоотношения менеджеров.

Органические структуры  стали применяться в периоды, когда резко возросла конкуренция. В этих условиях особое значение стала приобретать своевременная и адекватная реакция на изменение рыночных ситуаций, которая была невозможна при использовании жестких традиционных структур.

Сегодня крупные организации  используют следующие  типы  органических структур: матричную, проектную и другие.

Виды бюрократических структур управления организацией.

Линейная организационная  структура управления. Имеет только вертикальные связи между элементами и строится по принципу иерархии (рис. 2).

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2- Линейная организационная  структура

 

Эта структура характеризуется  четким единоначалием. Каждый работник или руководитель подчиняется непосредственно  только одному вышестоящему лицу и  через него связан с более высокими уровнями управления.

Основными достоинствами линейной структуры управления является относительная простота подбора руководителей и реализации функций управления. Такая организация управления обеспечивает оперативность принятия и реализации управленческих решений, единство и четкость распорядительства и исключает дублирование полномочий и противоречивость распоряжений.

К недостаткам этого  типа структур относятся разобщенность  горизонтальных связей, возможность  излишней жесткости. В условиях современного производства они требуют от руководителя высокого уровня универсальной подготовки, что в свою очередь ограничивает масштабы возглавляемого подразделения и возможности руководителя по эффективному управлению им. Кроме того, большая перегрузка информацией, множественность контактов с подчиненными, вышестоящими и смежными организациями приводит к тому, что основное время руководителя уходит на решение оперативных задач, а перспективным вопросам не уделяется достаточного внимания.

Линейные структуры  характерны для небольших организаций с численностью работников до 500 человек с высоким уровнем технологической или предметной специализации, при отсутствии широких кооперационных связей между организациями.

Функциональная  организационная структура управления. Выполнение отдельных функций по конкретным вопросам возлагается на специалистов. Специалисты одного профиля объединяются в структурные подразделения. Таким образом, наряду с линейной действует и функциональная организация. Исполнители находятся в двойном подчинении. Так, рабочий обязан выполнять одновременно указания своего линейного начальника и функционального специалиста.

При функциональной структуре  управления линейный руководитель имеет  возможность больше заниматься вопросами  оперативного управления, так как  функциональные специалисты высвобождают его от решения специальных вопросов. Но команды управления поступают от многих функциональных служб в одно производственное подразделение или к одному исполнителю, и поэтому возникает проблема взаимного согласования этих команд, что создает определенные трудности (рис.3).

Информация о работе Анализ и совершенствование организационной структуры управления предприятием на ООО «Русский хлеб»