Анализ качества работы в менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 12:13, курсовая работа

Описание работы

Основная цель работы – рассмотреть проблематику и методологию оценки качества и эффективности работы организации.
В исследовании были поставлены следующие задачи:
1) Дать определение качеству менеджмента и рассмотреть проблемы его анализа.
2) Проанализировать методику анализа качества работы организации.
3) Исследовать возможность повышения качества и эффективности управления (менеджмента) предприятия.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 95.35 Кб (Скачать файл)

Приведенные критерии оценки качества труда в  целом характеризуют качество труда  управляемой подсистемы. Однако, оценка качества труда менеджеров предполагает учет таких критериев, как профессиональная компетентность, наличие общей подготовки в области менеджмента; знание техники и технологий производства и отрасли к которой принадлежит предприятие по виду и характеру своей деятельности; знание экономики и права, психологии, владение навыками администрирования, умение самостоятельно и своевременно принимать обоснованные решения и настойчиво добиваться их исполнения путем воздействия на подчиненных; способность предвидеть тенденции развития предприятия, а также целеустремленность, умение работать с подчиненными, делегировать полномочия и т.д. Таким образом, критерии оценки качества менеджмента на предприятии связаны не только с конкретными показателями качества и эффективности труда управляемого персонала, но и с личностными характеристиками профессионализма менеджера.

 

2. Анализ качества и эффективности менеджмента производства на примере ООО "Водолей"

 

2.1 Технико-экономические  показатели хозяйственной деятельности предприятия.

 

Общество с ограниченной ответственностью "Водолей" создано в декабре 2004 года в соответствии с решением учредителей, протокол собрания № 3 от 24 декабря 2004 года.

Учредителями общества являются:

Чайко Александр Юрьевич, Башкатов Сергей Валентинович.

Деятельность общества осуществляется в соответствии с действующим  законодательством; Гражданским Кодексом Российской Федерации, Законом Российской федерации "Об обществах с ограниченной ответственностью", а также уставом.

Общество является юридическим  лицом, имеет самостоятельный баланс, собственное название, реквизиты, эмблему, печать, расчетный счет в банке. Основным видом деятельности Общества является торгово-закупочная. Общество имеет следующие подразделения: торговые площади, складские помещения, административный блок.

Целью предприятия является получение прибыли и удовлетворение потребностей покупателя в товарах, предлагаемых предприятием для создания уюта и комфортности. Товары, предлагаемые потребителю делятся на несколько товарных групп:

Мебель, предметы интерьера, посуда, сопутствующие товары.

Основные результаты хозяйственной  деятельности представлены в таблице  2.1

 

 

 

Таблица 2.1

Технико-экономические  показатели хозяйственной деятельности ООО "Водолей" в 2011 - 2012гг.

Показатель

2011 г.

2012 г.

Отклонение (+/-)

Процент (%)

Основные  средства

6931

6758

-173

97,5

Уставный  капитал 

100

100

0

 

Товарооборот 

2910

2490

-420

85,6

Издержки  обращения 

6814

7164

350

105,3

Себестоимость товаров 

1734

1445

-289

83,3

Рентабельность  продукции 

3,68

4,5

0,82

122,3

Прибыль

6387

6568

181

102,9

Доход

7503

7384

-119

98,4

Коэффициент рентабельности

1,06

1,09

0,03

102,9

Фонд  оплаты труда 

19424

17904

-1520

91,2

Численность (чел) в том числе:

14

17

3

121,4

Административно-управленческий персонал

8

8

   

Осн. производственный

6

9

   

Средняя заработная плата 

16648

12636

-4012

75,9

Коэффициент реализации на 1 раб.

207,9

146,5

-61,4

70,4

Фондоотдача

1,84

1,94

0,1

105,4

Фондоемкость 

1,08

1,02

-0,06

94,4


 

Как видно из данных приведенных  в таблице 2.1 в 2012 году произошли значительные изменения по основным показателям (товарооборот, издержки, доход, прибыль) в сторону их понижения, что говорит о снижении деловой активности предприятия.

На рис.2.1 приведена схема организационной структуры предприятия.

Рис.2.1 Организационная структура предприятия

Персонал торгового предприятии  ООО "Водолей" распределяется следующим образом:

директора-учредители - 2 чел.

главный бухгалтер - 1 чел.

управляющий производством  - 1 чел.

менеджеры по продажам и закупкам - 2 чел.

администратор (менеджер) торгового зала - 1 чел.

заведующий складом - 1 чел.

кассир торгового зала - 2 чел.

продавцы - 4 чел.

продавец-консультант - 1 чел.

грузчики, сборщики мебели - 2 чел.

всего - 17 чел.

Таким образом, аппарат управления составляют 8 человек, основной персонал - 9 чел.

Рассмотрим качество и  эффективность управления (менеджмента) на предприятии.

 

2.2 Анализ качества и эффективности  структуры управления производством на примере ООО "Водолей"

 

Для определения качества и эффективности менеджмента  на предприятии, а также с целью  достоверности полученных результатов  в ходе проведения анализа, необходимо сформировать систему объективных  показателей. Прежде всего, можно выделить группу показателей, позволяющих проанализировать качество и эффективность конкретной системы управления, данным предприятием.

По определению система  управления (менеджмента) - это совокупность всех элементов, подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих целенаправленное функционирование предприятия. Система управления должна быть согласована с системой производства, которая является управляемой подсистемой, следовательно, система управления предприятием имеет соответствующую организационную структуру с помощью которой осуществляется процесс управления.

Иными словами, организационная  структура - это схема взаимодействия должностей, функций и подчиненностей. Таким образом, анализ организационной структуры предполагает анализ иерархической и функциональной структур управления, оценку пропорциональности подразделений и уровней управления. Объектами анализа иерархической структуры управления являются:

состав и количество уровней  в аппарате управления;

соответствие между масштабами производства и возможностью управления им;

степень ответственности  и правомочности каждого руководителя в принятии и обеспечении реализации конкретного круга решений.

Объектом анализа функциональной структуры является состав и соотношение  между различными службами, подразделениями  и структурными единицами, находящимися на одном или разных уровнях управления.

Опираясь на выше приведенную  первую группу показателей, проведем анализ организационной структуры управления (менеджмента) в ООО "Водолей".

Высший уровень управления (директора-учредители, главный бухгалтер, управляющий) - 4 чел.

Средний уровень управления - (администратор торгового зала, заведующий складом) - 2 чел.

Менеджер по продажам, менеджер по сбыту могут быть отнесены к  среднему уровню управления - 2 чел.

Всего средний уровень  управления - 4 чел.

Основной персонал (продавцы, кассиры, грузчики) - 9 чел.

Высший уровень управления представлен директорами, так как  согласно Уставу предприятия они  является собственниками и руководителями данного предприятия.

К высшему уровню относятся  и управляющий производством  и главный бухгалтер Средний  уровень управления представлен  менеджерами по продажам и закупкам, администратором торгового зала и заведующим складом.

Следовательно, организационная  структура предприятия относится  к двухуровневой системе. Однако между директорами предприятия, управляющим и бухгалтером установлены  линейные отношения подчинения.

Таким образом, на высшем уровне управления установлено двойное  подчинение.

Полномочия руководителей  определяются Уставом предприятия  и должностными обязанностями, прописанными в трудовом контракте. Должностные  инструкции на предприятии не разработаны

Таким образом, используя  полученные данные, можно рассчитать коэффициент занятости персонала  в аппарате управления по формуле:

Кз = АУП / ППП (1), где АУП - численность аппарата управления,

ППП - численность основного персонала.

Численность аппарата управления составляет 8 человек, численность основного  персонала - 9 чел.

Кз = 8/5 = 1,6 (2011г);

Кз = 8/9 = 0,8 (2012г)

Отношение численности АУП  к численности ОП равно 0,8.

Этот показатель показывает, что 47% от общей численности работников предприятия заняты в системе  управления.

Следующий показатель позволяет  определить соотношение численности  линейного и функционального  персонала по формуле:

Кс = АУПл / АУПф (2), где АУПл - численность руководителей среднего звена; АУПф - численность работников всех функциональных служб.

Численность руководителей  среднего звена составляет 5 чел, численность  работников всех функциональных служб - 8 чел.

Кс = 5/8 = 0,6 (2011, 2012)

В 2011 и в 2012 гг. коэффициент соотношения равен 0,6.

Коэффициент рациональности структуры управления:

Кр = 1 - (Аф / Ан) (3), где Аф, Ан количество подразделений в аппарате управления фактически и по основной структуре:

Кр = 1 - (5/ 4) = - 0,25

Данный коэффициент показывает, что количество подразделений аппарате управления не соответствует основной структуре предприятия.

Получив количественные показатели определения рациональности организационной  системы управления, подведем итоги:

Исходя из показателей  рассчитанных коэффициентов можно  сделать вывод о том, что действующая  на предприятии организационная  структура не является рациональной, поскольку численность руководителей  различного уровня фактически равна  численности основного персонала.

При существующей сложной  структуре управления необходимо определить эффективность труда управленческого  персонала по формуле:

П АУП = В / АУП (4), где В - объем реализованной продукции (в стоимостном выражении);

АУП - численность административно-управленческого персонала.

Из таблицы, приведенной  в параграфе 2.1, возьмем показатель объема реализованной продукции в 2012 году и аналогичный показатель за 2011 год.

П АУП = 301 700/8 = 37712,5 (2011 г)

П АУП = 259 000/8 = 32375 (2012 г)

Из приведенных расчетов видно, что эффективность труда  управленческого персонала в 2011 году значительно превышает аналогичные показатели 2012 года и составляет 84,8%. Это говорит о том, что эффективность труда управленческого персонала имеет тенденцию к понижению.

Кроме того, эффективность  управления может быть отражена показателем  производительности труда всего  персонала предприятия. Для определения  данного показателя используем также  данные таблицы 2.1

ПТ = Товарооборот / Численность  персонала (5)

ПТ (2011г) 301 700 /14 = 21550

ПТ (2012 г) = 259 000/17 = 15235, 2

По показателям производительности труда можно также сделать  вывод о снижении эффективности  труда.

Обобщим полученные данные в  таблице показателей эффективности  управления предприятием.

Таким образом, данные таблицы  наглядно отражают снижение эффективности управления предприятием в 2012 году по всем показателям, за исключением показателя соотношения численности линейного и функционального персонала.

 

 

Таблица 2.2 Показатели эффективности структуры управления предприятием

Показатель

2011 г.

2012 г.

%

Количество  уровней 

3

3

100

Показатель  занятости персонала в аппарате управления

1,6

0,8

47

Соотношение численности линейного и функционального  персонала

0,6

0,6

100

Коэффициент рациональности

- 0,25

- 0,25

100

Эффективность труда управленческого персонала

37712,5

32375

84,8

Показатель  производительности труда всего  персонала предприятия

21550

15235, 2

70,6


Главный недостаток действующей  организационной структуры управления заключается в следующем: организационная  система содержит лишние элементы.

Другие недостатки организационной  структуры:

присутствуют элементы дублирования управленческих функций;

четко не определены цели и  задачи подразделений, что затрудняет выполнение функциональных обязанностей работников подразделений;

Следовательно, действующая  структура управления предприятием не соответствует основным требованиям, предъявляемым к ней. Таковыми требованиями являются:

организационная структура  управления должна прежде всего отражать цели и задачи организации;

следует предусматривать  оптимальное разделение труда между  органами управления и отдельными работниками, обеспечивающее творческий характер работы и нормальную нагрузку, а также  надлежащую специализацию;

формирование структуры  управления надлежит связывать с  определением полномочий и ответственности  каждого работника и органа управления, с установлением системы вертикальных и горизонтальных связей между ними;

между функциями и обязанностями, одной стороны, и полномочиями и  ответственностью - с другой, необходимо поддерживать соответствие, нарушение  которого приводит к дисфункции системы  управления в целом;

отсутствуют положения о подразделениях и должностные инструкции, что также снижает эффективность управления предприятием;

система управления предприятием обеспечивает стабильное повышение  основных показателей хозяйственной  деятельности об этом свидетельствует  снижение доходности и прибыльности, товарооборота, повышение издержек обращения в 2012 году.

Выводы: численность управленческих кадров составляет 8 человек. Всего  работников предприятия 17 человек. Следовательно, удельный вес руководителей составляет 47%. В практике менеджмента установлено  допустимое рациональное соотношение  управленческого персонала производственного  предприятия к численности рабочих  не превышающее 10% на каждые 100 человек (имеется ввиду менеджеры всех уровней). На данном предприятии почти половина работников являются его руководителями, что показывает сложность формирования организационной структуры малого предприятия.

Вторая группа показателей  - это показатели внутренней эффективности управления, которые отражают степень достижения целей предприятия. К ним относятся: показатели динамики товарооборота, степень выполнения плана товарооборота, рентабельность продукции, коэффициент реализации на одного работника, соотношение затрат и прибыли, соотношение объема товарооборота и издержек обращения, динамика изменения объема издержек обращения и объема прибыли, а также уровень фонда оплаты труда (ФОТ). Рассчитаем последовательно данные показатели.

Информация о работе Анализ качества работы в менеджменте