Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2014 в 22:29, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ системы мотивации персонала предприятия на примере ООО «Завод Сигнал».
В соответствии с поставленной целью в работе сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть теории и современные формы мотивации персонала;
- изучить понятие «мотивация персонала» и раскрыть сущность;
- проанализировать систему мотивации персонала на примере пред-приятия ООО «Завод Сигнал».
- сделать выводы.
Введение……………………………………………………………….. 3
Глава 1. Мотивация и стимулирование деятельности персонала
как основа эффективности организации………………………….. 4
1.1 Понятия и типы мотивации…………………………………….…. 4
1.2. Основные методологические подходы
к управлению мотивацией и стимулированию
деятельности персонала………………………………………………. 13
Глава 2. Анализ системы мотивации ООО «Завод Сигнал»..….. 20
2.1 Краткая характеристика предприятия ООО «Завод Сигнал»….. 20
2.2 Оценка эффективности системы мотивации
персонала ООО « Завод Сигнал»……………………………………… 26
Заключение………………………………………………………….….. 38
Можно выделить несколько групп мотивов труда, образующих в совокупности единую систему. Это мотивы содержательности труда, его общественной полезности, статусные мотивы, связанные с общественным признанием плодотворности трудовой деятельности, мотивы получения материальных благ, а также мотивы, ориентированные на определенную интенсивность работы.
Очевидно, что, чем большее число
Мотивация труда — важнейший фактор результативности работы, и в этом качестве она составляет основу трудового потенциала работника, т.е. всей совокупности свойств, влияющих на производственную деятельность. Трудовой потенциал состоит из психофизиологического потенциала (способностей и склонностей человека, его здоровья, работоспособности, выносливости, типа нервной системы) и личностного (мотивационного) потенциала. Мотивационный потенциал играет роль пускового механизма, определяющего, какие способности и в какой степени работник будет развивать и использовать в процессе трудовой деятельности.
Очевидно, что связь мотивации и
Из вышесказанного можно сделать вывод, что мотивация выполняет следующие функции:
Экономическая функция выражается в том, что мотивация труда содействует повышению эффективности производства, которое выражается в повышении производительности труда и качества продукции.
Нравственная функция определяется тем, что стимулы к труду формируют активную жизненную позицию, высоконравственный климат в обществе. При этом важно обеспечить правильную и обоснованную систему стимулов с учетом традиции и исторического опыта.
Социальная функция обеспечивается формированием социальной структуры общества через различный уровень доходов, который в значительной степени зависит от воздействия стимулов на различных людей. Кроме этого формирование потребностей, а в итоге и развитие личности предопределяются формированием и стимулированием труда в обществе.
Мотивация должна соответствовать следующим требованиям:
Комплексность. Подразумевает единство моральных и матери-альных, коллективных и индивидуальных стимулов, значение которых зависит от системы подходов к управлению персоналом, опыта и традиций предприятия.
Дифференцированность. Означает индивидуальный подход к сти-мулированию разных слоев и групп работников. Известно, что подходы к обеспеченным и малообеспеченным работникам должны существенно отличаться. Различными должны быть и подходы к квалифицированным и молодым работникам.
Гибкость и оперативность. Проявляются в постоянном пересмотре стимулов в зависимости от изменений, происходящих в обществе и кол-лективе.
Виды и принципы мотивации
Способы мотивации могут быть условно разделены на два вида – это материальные и нематериальные.
Материальные
Во времена экономического кризиса материальная мотивация персо-нала является основной частью стимулирования продуктивной работы сот-рудников.
Достойная зарплата, обеспечивающая приличный уровень жизни, хо-рошие премиальные, иногда достигающие размера оклада, использова-ние бонусных поощрений и гарантированный социальный пакет являются составляющей материальной мотивации. Деньги, в данном случае, не яв-ляются конечной целью, поскольку исполняют роль кирпичиков в фунда-менте для более высоких достижений и стремлений человека.
Нужно учитывать, что размер материального поощрения не должен находиться на одном уровне, чтобы не вызвать привыкание сотрудника к такому методу стимулирования. Чем больше труда работник вкладывает в развитие своей компании, тем больший размер материального признания своих успехов он должен получить, иначе мотивация персонала немину-емо пропадет.
Денежные:
- рост заработной платы; - премии за перевыпол-нение плана; - разовые пособия (при покупке жилья); - выходные пособия (при выходе на пенсию); акций компании; - штрафы |
Неденежные:
- оплата транспортных расходов; - бонусы по итогам деятельности за длительный период времени (плееры, ноутбуки, что-то из выпускаемой продукции); - скидки на выпускаемую продукцию; - обеспечение рабочей одеждой; - подарки к праздникам; - ограниченное количество в санатории, жаркие страны, лагеря детям. |
Нематериальные
Каждому прошедшему собеседование молодому кандидату работо-датель обещает золотые горы. А что получается на деле? Тоталь-ный контроль, подавление инициативы, отсутствие четко поставленной цели.
Чтобы талантливый человек, пришедший в компанию, мог себя проявить с полной отдачей, ему необходимо создать подходящую психо-логическую обстановку. Моральная система мотивации не менее важна, чем материальное поощрение персонала, поскольку долго работать в сос-тоянии постоянного психологического дискомфорта невозможно.
Человеческое отношение, внимание со стороны руководителя, ска-занное доброе слово действуют на сотрудника не меньше, чем хорошая прибавка к зарплате.
Одним из основных
мотивов человека остается общественное
приз-нание его собственной
Моральная мотивация персонала должна
применяться индивиду-ально к каждому
К разряду нематериального поощрения относятся корпоративные мероприятия, поздравления сотрудников с днями рождениями, с профес-сиональными и государственными праздниками, проявление заинтере-сованности к проблемам подчиненных и оказание посильной помощи в их решении.
Существуют многочисленные нематериальные факторы, побужда-ющие человека трудиться эффективнее.
Социальные: - гибкий график; - дополнительные выходные; - продолжительность отпуска; компании; - фитнес – программы; дополнительного образования; - организация корпоративных пенсионных и сберегательных фондов; |
Моральные:
- организация совместных поездок; - торжественные награждения, в кото-рых происходит публичное признание значимости чьего-либо труда; - повышение статуса, должности; |
Творческие:
- возможность при-нятия важных решений в компании; реализации творчес-ких идей; квалификации и дополнительное обучение |
Принципы мотивации:
1.Похвала эффективнее
2.Поощрение должно быть
осязаемым и желательно незамедлительным
(минимизация разрыва между
поощрением).
Например, переход на еженедельную оплату труда. Соблюдение этого принципа позволяет снизить уровень вознаграждения, т.к. действует принцип «Лучше меньше, но сразу». Учащение вознаграждения, его чет-кая связь с результатом труда – это сильный мотиватор.
3.Непредсказуемые и
4.Постоянное внимание к
5.Людям нравятся победы,
поэтому необходимо давать людям чув-ствовать себя
6.Доступность. Каждый
стимул должен быть доступен
для всех работников. Условия
стимулирования должны быть
7.Поощрение за достижение не только основной цели, но и промежуточных.
8.Необходимо давать
работникам чувство свободы действия,
воз-можность контролировать
9.Ощутимость. Существует некий порог действенности стимула, который существенно различается в разных коллективах. Это необходимо учитывать при определении нижнего порога стимула.
10.Постепенность. Материальные стимулы подвержены постоянной коррекции в сторону повышения, что необходимо учитывать, однако резко завышенное вознаграждение, не подтвержденное впоследствии, отрицательно скажется на мотивации работника в связи с формированием ожидания повышенного вознаграждения и возникновением нового нижнего порога стимула, который устраивал бы работника.
11.Сочетание моральных и
12.Сочетание стимулов и
1.2. Основные
методологические подходы к
и стимулированию деятельности персонала
Существует два основных подхода к мотивации:
1. поведением на рабочем месте можно управлять при помощи внешних факторов (стимул – реакция);
2. поведение человека на рабочем месте управляется при помощи воздействия на внутренний мир человека – его потребности, ценности, стремления.
Беря принцип гедонизма за основу, Е. Торндайк вывел так называ-емый "закон эффекта": поведенческие реакции, следующие непосред-ственно за приятным переживанием, закрепляются и с возрастающей веро-ятностью повторяются в аналогичных ситуациях (привычка). Если же ре-акции следуют за неприятными переживаниями (наказанием), то они угасают и повторяются в аналогичных ситуациях с меньшей вероят-ностью.
Халл развил идеи Е. Торндайка – согласно его теории, понятие "при-вычка" должно рассматриваться более широко и включать связь между реакцией и специфическим стимулом, которая возникает в результате положительного подкрепления или наказания.
Б. Скиннер продемонстрировал, что поведение можно эффективно изменять путем подкрепления желательных реакций и игнорирования нежелательных, поведение зависит как от определенной последова-тельности и повторяемости подкрепления, так и от интенсивности и вре-менной близости подкрепления с желательной реакцией – поощрения, наказания кнут и пряник (тарифно-окладная система).
Последующие исследования показали, что наказание может выну-дить человека прекратить конкретное поведение, но оно не увеличивает вероятности правильного поведения.
Современные теории мотивации подразделяются
на содержательные и процессуальные
1. содержательные теории мотивации основываются на выявлении внутренних побуждений (потребностей), которые заставляют людей дей-ствовать так, а не иначе;
2. процессуальные
теории мотивации более
Содержательные теории мотивации, появлением которых мы обя-заны Абрахаму Маслоу, помогают ответить на вопрос "Что именно может мотивировать работника изменить свое поведение?".
Согласно теории иерархии потребностей А. Маслоу, человек моти-вируется последовательным удовлетворением серии потребностей:
1. Физиологические, или базовые, потребности (пища, вода, тепло, убежище, отдых, секс).
2. Потребность в безопасности: защита от лишений, угроз и опасностей со стороны окружающего мира, уверенность в удовлетворении физиологических потребностей в будущем.
Информация о работе Анализ мотивации персонала в ООО «Завод Сигнал»