Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2014 в 22:29, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ системы мотивации персонала предприятия на примере ООО «Завод Сигнал».
В соответствии с поставленной целью в работе сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть теории и современные формы мотивации персонала;
- изучить понятие «мотивация персонала» и раскрыть сущность;
- проанализировать систему мотивации персонала на примере пред-приятия ООО «Завод Сигнал».
- сделать выводы.
Введение……………………………………………………………….. 3
Глава 1. Мотивация и стимулирование деятельности персонала
как основа эффективности организации………………………….. 4
1.1 Понятия и типы мотивации…………………………………….…. 4
1.2. Основные методологические подходы
к управлению мотивацией и стимулированию
деятельности персонала………………………………………………. 13
Глава 2. Анализ системы мотивации ООО «Завод Сигнал»..….. 20
2.1 Краткая характеристика предприятия ООО «Завод Сигнал»….. 20
2.2 Оценка эффективности системы мотивации
персонала ООО « Завод Сигнал»……………………………………… 26
Заключение………………………………………………………….….. 38
- грузовой автотранспорт.
В настоящее время освоено более 100 видов изделий серийного произ-водства, основными потребителями которых являются такие предприятия, как ОАО «АвтоВАЗ» и его спутники, ОАО «Ульяновский моторный за-вод», ЗАО «Авиастар-СП» и др.
Главная стратегическая цель ООО «Завод Сигнал»:
- изготовление и поставка
- стремление превзойти ожидания потребителей.
Предприятие имеет высокоточное металлообрабатывающее оборудо-вание в т.ч. обрабатывающие центры с ЧПУ (с числовым программным управлением), токарное, фрезерное, плоскошлифовальное, круглошли-фовальное оборудование. На предприятии работают высококвалифици-рованные кадры.
Проведем анализ основных экономических показателей ООО «Завод Сигнал» за 2010-2012гг.
Таблица 2.1
Показатели |
Сумма, тыс. руб. |
Изменение за год (+,-) | |||
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2010-2011гг. |
2011-2012гг. | |
Выручка от реализации товаров |
3162056 |
5333055 |
6431584 |
+2170999 |
+1098529 |
в т.ч. от реализации продукции, работ, услуг собственного производства |
2516074 |
4460421 |
4561575 |
+1944347 |
+101154 |
от перепродажи товаров |
645982 |
872634 |
1870008 |
+226652 |
+997374 |
Себестоимость реализованной продукции |
3109969 |
4920271 |
6288266 |
+1810302 |
+1367995 |
в т.ч. продукции, работ, услуг собственного производства |
2529943 |
4080970 |
4562067 |
+1551027 |
+481097 |
товаров для перепродажи |
580026 |
839301 |
1726199 |
+259275 |
+886898 |
Прибыль (убыток) от продаж |
52087 |
412784 |
143318 |
+360697 |
-269466 |
Проценты к получению |
66603 |
20167 |
24598 |
-46436 |
+4431 |
Проценты к уплате |
355842 |
326511 |
301482 |
-29331 |
-25029 |
Прочие доходы |
853520 |
575138 |
1181203 |
-278382 |
+606065 |
Прочие расходы |
974796 |
597807 |
1003370 |
-376989 |
+405563 |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
358428 |
83771 |
44267 |
-274657 |
-39504 |
Чистая прибыль |
341711 |
97263 |
10825 |
-244448 |
-86438 |
Проанализировав таблицу 2.1 можно сделать вывод, что выручка от реализации товаров в 2010 году составила 3162056 тыс. руб., а в 2011 году 5333055 тыс.руб. и увеличивается на 2170999 тыс. руб.
В 2012 году выручка увеличивается на 1098529 тыс.руб.
Это увеличение произошло за счет двух показателей – таких как реа-лизация продукции, работ, услуг собственного производства на 1944347 тыс.руб. в 2011 году и на 101154 тыс.руб. в 2012 году и от увеличения перепродажи товаров на 226652 тыс.руб. в 2011 году и на 997374 тыс.руб. в 2012 году.
В тоже время увеличивается и себестоимость реализованной продук-ции на 1810302 тыс.руб. в 2011 году и на 1367995 тыс.руб. в 2012 году.
Это увеличение произошло за счет роста реализации продукции, товаров, услуг собственного производства в 2011 году на 1551027 тыс.руб., а в 2012 году на 481097 тыс.руб., а также за счет увеличения товаров для перепродажи в 2011 году на 259275 тыс.руб., а в 2012 году на 886898 тыс.руб.
Темпы роста выручки превышают темпы роста себестоимости на 10,5 %.
Прибыль от продаж увеличивается на 360697 тыс.руб. в 2011 году, что является положительной тенденцией для предприятия, а в 2012 умень-шается на 269466 тыс.руб., что отрицательно сказывается на деятельности предприятия.
Тем самым проценты к получению и проценты к уплате снижаются в 2011 году на 46436 и 29331 тыс.руб. соответственно, а в 2012 году про-центы к получению увеличиваются на 4431 тыс.руб., а проценты к уплате снижаются на 25029 тыс.руб.
В 2011 году убыток до налогообложения составляет 274657 тыс.руб.и чистая прибыль уменьшается на 244448 тыс.руб. На основании этого можно сделать вывод, что к 2011 году ООО «Завод Сигнал» имеет увеличение прибыли по сравнению с 2010 годом.
В 2012 году прибыль до налогообложения уменьшается на 39504 тыс.руб. и чистая прибыль также уменьшается на 86438 тыс. руб.
Это уменьшение в 2012 году происходит за счет уменьшения прибыли от продажи на 269466 тыс. руб. Тем самым можно сделать вывод, что предприятия в 2012 году несет убытки.
Далее проведем анализ производительности труда ООО «Завод Сигнал»:
Таблица 2.2
2010-2012 гг.
Показатели |
Годы |
Измене-ние за 2010-2011 год, «+», «-» |
Измене-ние за 2011-2012 год, «+», «-» | ||
2010 |
2011 |
2012 | |||
1. Объем производства, тыс. руб. |
3162056,00 |
5333055,00 |
6431584,00 |
+2170999,00 |
+1098529,00 |
2.Средене-спи-сочная числен-ность, чел: |
|||||
-промышленно-производст- |
4687,00 |
4762,00 |
4532,00 |
+75,00 |
-230,00 |
-рабочих, чел. |
520,00 |
380,00 |
740,00 |
-140,00 |
+360,00 |
3.Удельный вес рабочих в общей численности, ППП,% |
11,09 |
0,80 |
1,63 |
-0,31 |
+0,83 |
4.Отработано дней одним рабочим за год, дней |
251,00 |
254,00 |
252,00 |
+3,00 |
-2,00 |
5.Средняя продолжительность рабочего дня, ч. |
8,83 |
8,79 |
8,74 |
-0,04 |
-0,05 |
6.Количество отработанного времени: |
|||||
-всеми рабочими за год , чел.- час. |
994410,00 |
1346104,00 |
977198,22 |
+351694,00 |
-368905,78 |
-в том числе, одним рабочим, чел.-час. |
1957,50 |
1970,87 |
1942,74 |
+13,37 |
-28,13 |
7. Среднегодовая выработка, тыс. руб.: -одного работающего, руб. |
1157,80 |
1169,40 |
999,90 |
+11,60 |
-169,50 |
одного рабочего,руб. |
1472,30 |
1445,10 |
1310,00 |
-27,20 |
-135,10 |
8. Среднедневная выработка рабочего, тыс.руб. |
5,89 |
5,71 |
5,22 |
-0,18 |
-0,49 |
9. Среднечасовая выработка рабочего, руб. |
752,23 |
732,99 |
674,42 |
-19,24 |
-58,57 |
10. Потери рабочего времени, чел/дн. |
12717,00 |
15220,00 |
12821,00 |
+2503,00 |
-2399,00 |
По данным таблицы 2.2 можно сделать вывод, что среднегодовая выработка одного работающего за период 2010 – 2011 года увеличилась на 11,60 тыс.руб., а за период 2011-2012 год уменьшилась на 169,5 тыс.руб.
Это прежде всего связано с уменьшением среднесписочной числен-ности промышленно-производственного персонала на 230 чел. Также изменилась среднедневная выработка одного рабочего, за период 2010-2011 год она уменьшилась на 0,18 тыс.руб., а за период 2011-2012 год на 0,49 тыс.руб. Среднечасовая выработка одного рабочего также уменьша-ется по периодам, а именно в 2010 году на 19,24 руб. и в 2011 году на 58,57 руб.
Таким образом, можно сделать вывод, что на предприятии ООО «Завод Сигнал» необходимо повышать выработку, а значит увеличивать производительность труда, т.к. повышение производительности труда - определяющий фактор эффективности любой функционирующей системы.
Большое значение для оценки эффективности использования трудовых ресурсов на предприятии в условиях рыночной экономики имеет показатель рентабельности персонала (табл.2.3).
Таблица 2.3
Показатели |
2011г. |
2012г. |
Абсолютное отклонение |
Относительный прирост, % |
Чистая прибыль, тыс.руб. |
97263,00 |
438974,00 |
+341711,00 |
+451,33 |
Среднесписочная численность, чел. |
5142,00 |
5272,00 |
+130,00 |
+102,53 |
Коэффициент рентабельности |
18,92 |
83,27 |
+64,35 |
+440,12 |
Коэффициент рентабельности труда определяется по формуле 2.1:
Крт=Чп/Ч,
где Чп – чистая прибыль, тыс.руб.;
Ч- Среднесписочная численность, чел.
Крт(2011)=97263/5142=18,92
Крт(2012)=438974 /5272=83,27
Таким образом, коэффициент рентабельности труда в 2012 году вырос на по сравнению с 2011 годом на 64,35. Такой рост произошел благодаря увеличению чистой прибыли и увеличению количества работников.
Другим важным показателем эффективности использования трудовых ресурсов является значение производительности труда (табл.2.4).
Таблица 2.4
Показатели |
2011 г. |
2012г. |
Абсолютное отклонение |
Относительный прирост, % |
Выручка, тыс. руб. |
5333055 |
6431584 |
+1098529 |
+118,91 |
Среднесписочная численность, чел. |
5142 |
5272 |
+130 |
+102,53 |
Производительность труда, тыс.руб. |
1037 |
1220 |
+183 |
+117,65 |
Производительность труда рассчитывается по формуле 2.2.
П=В /Ч,
П(2011)=5333055 /5142=1037 тыс.руб.
П(2012)=6431584 /5272=1220 тыс.руб.
В итоге 2012 г. по сравнению с 2011г. производительность труда выросла на 183 тыс.руб., что в основном предопределенно ростом выручки за анализируемый период на 1098529 тыс.руб.
В то же время следует учитывать, что работники ООО «Завод Сиг-нал» – это, прежде всего тот трудовой ресурс, от результатов деятельности которых зависит функционирование предприятия.
Поэтому, чтобы обеспечить нормальную бесперебойную работу предприятия ООО «Завод Сигнал», необходимо постоянно мотивировать персонал, развивать систему менеджмента качества, а также внедрять новые технологии для совершенствования трудового процесса.
2.2 Оценка эффективности системы мотивации
персонала ООО « Завод Сигнал»
Проведем оценку действующей системы мотивации персонала на предприятии ООО « Завод Сигнал».
Существует несколько подходов к измерению и оценке мотивации:
– по результатам деятельности работников;
– по их поведению;
– путем выявления косвенных показателей, характеризующих состоя-ние мотивации персонала.
Оценка по результатам.
Результат деятельности работника есть производное
от двух составляющих:
– личностная: способности, профессиональная подготовленность, отношение к труду вообще, отношение к организации;
– организационная: ясность и достижимость цели деятельности пред-приятия и работника, обеспечение трудового процесса (материалы, инст-рументы, технология, оборудование), организация работы (руководство, режимы работы, требования к результату).
Оценка мотивации по результатам предполагает выделение связи между этими составляющими и определение степени влияния каждой из них на деятельность работника. Такая оценка проводится путем сравнения плановых и фактических результатов работы.
Если достигнутые результаты оказываются ниже запланированных, необходимо учитывать факторы, усложнившие выполнение работы (на-пример, сотрудник не был вовремя обучен). Методами получения инфор-мации, используемой для оценки мотивации по результатам, выступают анализ организационных проблем, а также анализ документов, дающих сведения о причинах отклонений.
Оценка поведения, характер и силу мотивации можно определить посредством наблюдения за поведением человека. В частности, мотивация проявляется через усилия, старание, настойчивость, добросовестность, ответственность и целевую направленность действий работника.
Основным методом получения информации о деятельности сотрудника является наблюдение, в некоторых случаях могут быть применены методы психодиагностического исследования, а также социологические опросы.
Характеристика поведения может быть получена путем опроса руководителя или непосредственного окружения сотрудника по определенным критериям, описывающим те или иные его действия.
На рисунке 2.1 приведены характеристики эффективного и неэффективного поведения сотрудников, оцениваемого по критериям, характеризующим отношение к труду.
Характеристики эффективного и неэффективного поведения сотрудников:
Критерий |
Полюс неэффективности |
Полюс эффективности |
Желание работать |
Сотрудники проявляют апатию и безразличие к своей работе |
Сотрудники проявляют энергичность, энтузиазм и стремление к успеху |
Результаты труда |
Не превышают минимально допустимых результатов |
Постоянно достигаются запланированные или превышающие их результаты |
Трудовая дисциплина |
Регулярное затягивание сроков выполнения работы, прогулы, опоздания, ранний уход с работы, частые больничные |
Работа выполняется качественно и в срок, нарушение трудового распорядка воспринимается негативно, редки отсутствия по болезни |
Ответствен-ность |
Работники избегают ответственности |
Каждый сотрудник готов брать на себя ответственность |
Отношение к изменениям |
Работники сопротивляются изменениям |
Работники проявляют инициативу и готовы к необходимым переменам |
Рис.2.1
Оценка по косвенным показателям. Сила мотивации может быть вы-явлена через косвенные показатели. Так, одной из составляющих мотива-ции является удовлетворенность трудом, проявляющаяся в том, что сот-рудники стремятся продолжать работу в данной организации.
Поэтому основным косвенным показателем мотивации является уро-вень текучести персонала, интерпретация которого всегда является одно-значной: чем выше уровень текучести, тем ниже удовлетворенность сот-рудников, и наоборот, чем ниже текучесть, тем выше удовлетворенность.
Информация о работе Анализ мотивации персонала в ООО «Завод Сигнал»