Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 11:31, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в анализе существующих методов мотивации и разработке наиболее эффективных и действенных методов мотивации преподавателей среднего профессионального образования.
Задача моей курсовой работы:
рассмотреть формы и методы мотивации,
выявить основные мотивы и стимулы трудовой деятельности работников,
разработать рекомендации по усовершенствованию процесса мотивации.
Введение………………………...…………………………….……………...
3
1. Теоретические аспекты мотивации ………..………….............................
5
1.1. Содержание мотивации. Мотивационные стратегии и методы……………….......................................................................................
5
1.2. Способы мотивации……………...…….……………………….…….
13
2. Анализ системы мотивации в НОУ СПО «Марийский кооперативный техникум»………..………………………………………………………..….
20
2.1 Характеристика НОУ СПО «Марийский кооперативный техникум»………………………………………………………………….…
20
2.2. Совершенствование системы мотивации труда в НОУ СПО «Марийский кооперативный техникум»………………..………....……….
23
Список литературы…………………………………………………………..
37
Приложения
хорошими перспективами должностного и профессионального роста, дающей возможность проявить свои творческие способности, осуществлять контроль над ресурсами и условиями собственного труда, когда каждый по возможности должен быть сам себе шефом.
Морально-психологические методы стимулирования включают следующие основные элементы:
1. Создание
условий, при которых люди
2. Присутствие
вызова, обеспечение возможностей
каждому на своем рабочем
3. Признание,
которое может быть личным
и публичным. Суть личного
Поощрение призвано стимулировать не только данного субъекта, но и других, а для этого оно должно восприниматься коллективом как справедливое. Представители высшего звена управления обязательно должны лично участвовать в поощрении сотрудников, регулярно посещать подразделения, хотя бы по телефону контактировать с передовиками. Только тогда система поощрения будет эффективной.
К морально-психологическим методам стимулирования относятся высокие цели, которые воодушевляют людей на эффективный, а порой и самоотверженный труд. Поэтому любое задание руководителя должно содержать в себе элемент вызова. Морально стимулирует атмосфера взаимного уважения, доверия, поощрения разумного риска и терпимости к ошибкам и неудачам; внимательное отношение со стороны руководства и товарищей по работе.
И в заключение важно вспомнить еще одну форму мотивации, которая по существу объединяет в себе все рассмотренные ранее. Речь идет о продвижении в должности, которое дает и более высокую заработную плату, и интересную и содержательную работу, а также отражает признание заслуг и авторитета личности путем перевода в более высокую статусную группу (моральный мотив). В это же время такой способ мотивации считается внутренне ограниченным: в организации не так много должностей высокого ранга, тем более свободных; далеко не любой человек способен руководить и не все этого хотят, а кроме всего прочего, продвижение по службе требует повышенных затрат на переподготовку.
Необходимо иметь в виду, что все вышеперечисленные факторы мотивируют по-разному в зависимости от времени пребывания в какой-либо должности, и после 5 лет ни один из них не обеспечивает мотивацию в должной мере, поэтому удовлетворенность работой падает.
У и материальной мотивации, и у нематериальной есть свои достоинства и недостатки.
Достоинства материальной мотивации – ощутимое вознаграждение, всеми приемлемое, принято в обществе.
Недостатки материальной мотивации – если это единственный стимул, который удерживает сотрудника на работе, его легко переманить, предложив большую сумму.
Достоинства нематериального способа мотивации – не требует значительных денежных затрат, при умелом и "точечном попадании" дает длительный и ощутимый эффект.
Недостатки нематериального способа мотивации – в случае, если у сотрудника превалирует нематериальная мотивация, при потере интереса к ним он также легко покинет компанию. Для их применения необходимо тонкое "знание темы" [29].
Общеобразовательное учреждение среднего профессионального образования «Марийский кооперативный техникум» (далее по тексту - техникум) имеет статус негосударственного коммерческого образовательного учреждения Российской Федерации, осуществляющего реализацию основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования базового уровня.
Полное наименование
техникума: Негосударственное
Учредителем техникума в соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании» (глава 2 статья 11)является Союз потребительских обществ Республики Марий Эл (Марпотребсоюз). Целью образовательного процесса, осуществляемого в техникуме, является развитие образования, науки и культуры, обучение и воспитание на уровне среднего профессионального образования.
Имущество
техникуму передано в оперативное
управление Союзом потребительских
обществ РМЭ, что подтверждено постановлением
правления Союза
Техникум осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным и республиканским законодательством, нормативными документами в области образования, Типовым положением об образовательном учреждении среднего
профессионального образования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2008г. №543.
Право на ведение
образовательной деятельности представлено
техникуму лицензией
Техникум
в соответствии с действующей
лицензией имеет право на осуществление
образовательной деятельности по 9
основным профессиональным образовательным
программам среднего профессионального
образования по специальностям: экономика
и бухгалтерский учет (по отраслям),
Страховое дело (по отраслям), Банковское
дело, Менеджмент (по отраслям), Товароведение
(по группам однородных товаров), Технология
продукции общественного
К аккредитации были представлены 5 основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования:
Основными задачами Техникума являются:
К работникам
Техникума относятся
К педагогической деятельности в Техникум допускаются лица, имеющие высшее профессиональное или среднее профессиональное образование. Образовательный ценз указанных лиц подготавливается документами государственного образца о соответствующем Уровне образования и (или) квалификации.
К педагогической
деятельности в Техникум не допускаются
лица, которым она запрещена
Мотивация является одним из наиболее важных компонентов педагогической деятельности, под которым понимается совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности. Наряду с этим, мотивация означает то объективное, в чем потребность конкретизируется в данных условиях и на что направляется деятельность, т.е. определяет её цель. Соответственно, мотивация придаёт деятельности человека определённый смысл, давая ему перспективу дальнейшего развития его побуждения, без которой текущие заботы повседневности теряют своё значение. Таким образом, мотивация преподавателей среднего профессионального образования, в данном случае, Марийского кооперативного техникума, является тем главным условием, которое определяет успешность, эффективность их деятельности [30].
В частности, достаточно сложны вопросы мотивации труда преподавателей в контексте модернизации. Трудно ожидать эффективного труда, когда не сформулированы цели образования, и преподаватель не имеет ясного понимания того, зачем он работает; когда его деятельность не оценивается как общественно важная; когда он не имеет возможности иметь определенную автономию в принятии решений, необходимых для выполнения своей деятельности и, конечно, когда его деятельность не приносит справедливого вознаграждения.
Однако, как бы не оценивалась данная ситуация, это та реальность, в контексте которой директор техникума обязан работать и ежедневно принимать решения. В таких условиях его психологическая компетентность может стать важным фактором, оказывающим наибольшее влияние на качество процесса образования в техникуме.
Можно утверждать, что руководители образовательных учреждений продолжают преувеличивать влияние на эффективность работы большинства педагогов уровня заработной платы среди других стимулов. До 80% управленцев уверены в том, что в настоящее время стимулирующая часть в новой системе оплаты труда (НСОТ) является главным мотиватором педагогической деятельности. И, согласно данным проведенного тестирования среди преподавателей техникума, это действительно так (Приложение )1. Эти представления базируются на традициях классического рационалистического подхода к управлению (Ф. Тейлор, А. Файоль, М. Вебер и др.), которые определяли экономические стимулы как наиболее желательные для работника. Однако, материальная мотивация (деньги) - лишь один из нескольких десятков мотивирующих факторов. Причем, он может быть не самым эффективным. Поэтому нельзя возлагать надежды на то, что НСОТ автоматически приведет к оптимизации педагогического труда. Подобный подход в контексте современных изменений, к сожалению, не позволяет учесть многочисленные особенности ситуации (от общесоциального, производственного характера до индивидуальных различий и ценностных ориентации педагогов). Мотивация никогда не исчерпывается только одним фактором. Тем более, в техникуме, где специфика управления педагогическим коллективом обусловлена творческим характером работы, повышенными нагрузками на эмоциональную сферу, высокой степенью коммуникации. Кроме того, педагогическая профессия предполагает преобладание побудителей высшего порядка, таких, как например потребности в уважении, признании референтной группой, доверии, причастности к общему делу, достижении, власти (компетентности), самовыражении через творчество, самореализации, самоутверждения, удовлетворение которых осуществляется путем достижения целей, связанных как с профессиональными интересами, так и склонностями педагогов вне работы, и переживается как личный успех.
Информация о работе Анализ мотивации работников среднего профессионального образования