Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 07:11, курсовая работа
К задачам анализа розничного товарооборота относятся: контроль
за выполнением плана розничного товарооборота по общему объёму и
по товарным группам; оценка выполнения плана по предприятиям и
организациям, входящим в данную систему; изучение ритмичности
выполнения плана розничного товарооборота как в целом по системе,
так и по организациям и предприятиям; изучение динамики розничного
Введение.
Глава 1. Сущность и анализ товарооборота.
1. Сущность товарооборота предприятия.
2. Классификация товарооборота предприятия и
характеристика его отдельных видов.
3. Анализ объема, динамики, скорости и структуры
товарооборота предприятия.
Глава 2. Анализ розничного товарооборота магазина «ВИЗИТ»
Выводы.
Список используемой литературы.
использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов предприятия.
Тотальное планирование
объемов товарооборота
регулированием на базе проведения многовариантных, оптимизационных и
имитационных расчетов, с учетом влияния внутренней и внешней среды на объем
и структуру товарооборота.
Анализ товарооборота и контроль за достижением разработанных планов
выступает не только в качестве инструмента оценивания деятельности
персонала предприятия, в начале – для принятия необходимых мер по
корректировке товарной стратегии предприятия, его ассортиментной, ценовой,
маркетинговой политике, политике закупки и др.
1.2. Классификация товарооборота предприятия и характеристика его
отдельных видов.
Товарооборот торгового предприятия осуществляется в различных видах и
формах (рис. 1.2.).
В зависимости от специфики операции купли – продажи товаров в составе
товарооборота торгового предприятия выделяют его следующие виды.
1. Розничный товарооборот, который характеризует объемы продажи
непосредственно населению потребительских товаров для
собственного использования.
2. Оптовый товарооборот, который характеризует выручку от продажи
потребительских товаров, которые прошли определенную
техническую обработку на
рассортировка, транспортирован
др.), разным оптовым покупателям для последующей реализации
конечным потребителям.
Оптовая реализация товаров может осуществляться в следующих формах:
o Оптовый региональный товарооборот – продажа товаров оптовым
покупателям своего региона.
o Межрегиональный товарооборот - реализация товара оптовым
покупателям других регионов.
o Внешнеторговый товарооборот – продажа товаров оптовым
покупателям других стран.
3. Торгово-посреднеческий товарооборот, который определяется
объемом посреднических
товаров без каких-либо техниче
предприятие розничными или
В составе торгово-
o Оборот на биржевом рынке, то есть посреднические операции купли
– продажи товаров на различных товарных специализированных или
универсальных биржах через
брокерские места.
o Оборот
на внебиржевом рынке, в
посреднических сделок, которые были составлены вне товарных
бирж с отечественными или зарубежными участниками.
Оптовая реализация товаров осуществляется в разнообразных формах
розничного товарооборота:
1. В зависимости от организационных форм продажи потребительских
товаров подразделяется на:
. Товарооборот торговой сети в составе которой
выделяется:
o Товарооборот розничной торговли, который
осуществляется через специально организованную
торговую сеть (магазины, киоски, палатки, аптеки,
АЗС и т.д.).
o Товарооборот предприятий общественного питания
(столовые, кафе, бары, рестораны и т.д.).
. Продажи вне торговой сети населения товаров
собственного производства, закупленных «на стороне»
или полученных по бартеру.
2. В
зависимости от состава
формы розничного
o Продажи непосредственно
o Продажа товаров со специализированной торговой сети
отдельным категориям организаций и предприятий в
порядке мелкого опта.
3. В зависимости от формы денежных расчетов выделяют:
o Реализация товара за наличку: деньги, полученные
непосредственно от покупателя или перечисленные из
специальных расчетов
их поручению;
o Расчетные чеки учреждений, банков;
o Продажу товаров по
4. В
зависимости от сроков расчета
составе розничного
o Продажа товаров с немедленной оплатой;
o Продажа товаров в кредит с отсрочкой платежа на
установленный термин или путем осуществления
согласованных периодических платежей.
Независимо от времени
оплаты денег розничный
в ценах фактической реализации на момент передачи товаров покупателям.
5. В
зависимости от характера
товарооборота выделяют:
o Продажа новых товаров;
o Продажа товаров, которые были в использовании –
скупленных у населения, принятых торговыми
предприятиями от населения на комиссию.
При осуществлении скупки товаров у населения предприятия оплачивают их
стоимость по согласованным ценам на момент передачи товаров или в
согласованный термин. Товар, который скупается, переходит в собственность
предприятия и реализуется предприятием от своего имени.
При принятии товаров на комиссию торговое предприятие исполняет
услуги, относящиеся к их реализации за комиссионное вознаграждение (в
процентах от цены товаров). В случае не реализации на протяжении 30 дней
комиссионных товаров, они подлежат уценению или возвращению комитету с
отчислениями торговому
Состав отдельных форм и видов розничного товарооборота
регламентируется инструкцией об учете розничного товарооборота и товарных
запасов.
1.3. Анализ объема, динамики, скорости и структуры товарооборота
Изучение существующих тенденций и возможностей предприятия, касающихся
реализации товаров, определение факторов, которые позитивно и негативно
влияют на объем товарооборота предприятия, достигаются в процессе анализа
объема и структуры
Проведение экономического анализа разрешает:
o Изучить состояние выполнения планов товарооборота, ритмичность и
сезонность
реализации товаров в
o Изучить
состав товарооборота по
ассортиментной структуре;
o Выявить основные тенденции и закономерности в реализации
товаров;
o Проанализировать и количественно оценить влияние отдельных
факторов на объем, состав и структуру товарооборота.
Проведение анализа
основывается на
был рассмотрен выше.
Анализ объема и структуры товарооборота предприятия предусматривает
проведение следующей аналитической работы (рис.1.3.).
Рис. 1.3. Последовательность и этапы анализа товарооборота предприятия
|Определение
общего объема товарооборота
и анализ степени выполнения
|планов
|
|Анализ
динамики общего объема
|
|Анализ
товарно-групповой структуры
|
|Анализ состава товарооборота
по его определенным видам
|
|Анализ ритмичности и сезоннос
|
|Количественная оценка
|товарооборота
|
|Анализ запаса финансовой
1 этап – определение общего объема товарооборота предприятия за
отчетный период и оценка степени выполнения плана товарооборота.
На этом этапе анализа определяют общий объем реализации товара и
платных услуг в стоимостном размере, а по некоторым товарным группам и
видам товаров - так же в натуральном размере.
Оценка степени выполнения плана товарооборота осуществляется путем
оценки относительного и абсолютного размеров отклонения в связи с
негативным влиянием факторов, которые не были учтены в процессе
планирования. Изучение степени выполнения планов проводится не только для
оценки качества планирования и степени профессионализма работников планово-
экономических служб предприятия, а, прежде всего – с целью оценки
изменчивости внешней среды предприятия и чувствительности к изменению
объемов реализации товаров на данном предприятии.
2 этап – анализ динамики общего товарооборота на протяжении
определенного аналитического периода (поквартально, на протяжении года или
за 2-3 года).
Для исследования динамических изменений в объеме товарооборота
предприятия строится сопоставимый динамический ряд товарооборота.
Приведение фактического товарооборота в сопоставимый вид осуществляют по
площади торговой сети предприятия, длительности его работы, а так же по
ценам реализации товаров.
Корректировка фактического товарооборота в связи с вводом (выбытием)
торговой сети и изменениями в графике реализации товаров осуществляется
методом прямого расчета.
Определение объема товарооборота, сопоставленного с ценами реализации
Тс.ц., проводится по следующим формулам:
где Тфi – фактический товарооборот за i-тый период ;
Iцi – средний индекс изменения цен реализации товаров за i-тый
период по сравнению с базовым.
Средний индекс изменения цен рассчитывается непосредственно
предприятием с учетом структуры товарооборота и информации об изменении цен
реализации на определенные товары. Использование для корректировки индекса
инфляции за соответствующий период является некорректным в связи с
отличиями
в структуре товарооборота
На базе построенного
вычисляются абсолютные изменения в объеме реализации товаров, а так же
темпы роста и прироста что касается предыдущего и базового периода.
Важное значение для
средних темпов изменения объема товарооборота (среднеквартальных или
среднегодовых) по формуле среднегеометрической:
где [pic]- среднегеометрический темп роста;
[pic] - конечный показатель
[pic] - начальный показатель динамического ряда
n – количество показателей в динамическом ряду.
3 этап – анализ товарно-
предприятия за отчетный период и в динамике, определение закономерностей