Анализ объема, динамики, структуры и скорости товарооборота в торговом предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 07:11, курсовая работа

Описание работы

К задачам анализа розничного товарооборота относятся: контроль
за выполнением плана розничного товарооборота по общему объёму и
по товарным группам; оценка выполнения плана по предприятиям и
организациям, входящим в данную систему; изучение ритмичности
выполнения плана розничного товарооборота как в целом по системе,
так и по организациям и предприятиям; изучение динамики розничного

Содержание работы

Введение.
Глава 1. Сущность и анализ товарооборота.
1. Сущность товарооборота предприятия.
2. Классификация товарооборота предприятия и
характеристика его отдельных видов.
3. Анализ объема, динамики, скорости и структуры
товарооборота предприятия.

Глава 2. Анализ розничного товарооборота магазина «ВИЗИТ»
Выводы.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Планирование структуры.doc

— 251.00 Кб (Скачать файл)

использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов предприятия.

      Тотальное планирование  объемов товарооборота изменилось  экономическим

регулированием  на  базе  проведения  многовариантных,   оптимизационных   и

имитационных расчетов, с учетом влияния внутренней и внешней  среды на  объем

и структуру товарооборота.

      Анализ товарооборота  и контроль за  достижением   разработанных  планов

выступает  не  только  в  качестве   инструмента   оценивания   деятельности

персонала  предприятия,  в  начале  –  для  принятия  необходимых   мер   по

корректировке товарной стратегии  предприятия, его  ассортиментной,  ценовой,

маркетинговой политике, политике закупки  и др.

      1.2. Классификация  товарооборота предприятия и характеристика его

                              отдельных видов.

      Товарооборот торгового  предприятия осуществляется в  различных видах  и

формах (рис. 1.2.).

      В зависимости  от специфики операции купли  – продажи товаров в  составе

товарооборота торгового предприятия выделяют его следующие виды.

         1. Розничный  товарооборот, который  характеризует   объемы  продажи

            непосредственно   населению   потребительских    товаров    для

            собственного использования.

         2. Оптовый товарооборот, который характеризует выручку от  продажи

            потребительских   товаров,    которые    прошли    определенную

            техническую обработку на данном  предприятии (хранение,  оптовая

            рассортировка, транспортирование,  предпродажная  подготовка  и

            др.), разным оптовым  покупателям   для  последующей  реализации

            конечным потребителям.

      Оптовая реализация  товаров может осуществляться  в следующих формах:

           o Оптовый  региональный товарооборот  – продажа товаров оптовым

             покупателям своего региона.

           o  Межрегиональный  товарооборот  -   реализация  товара  оптовым

             покупателям других регионов.

           o  Внешнеторговый  товарооборот   –   продажа   товаров   оптовым

             покупателям других стран.

         3.  Торгово-посреднеческий  товарооборот,   который   определяется

            объемом посреднических операций  купли – продажи потребительских

            товаров без каких-либо технических обработок на данном торговом

            предприятие розничными или оптовыми  покупателями.

      В составе торгово-посреднеческого  оборота выделяют:

           o Оборот  на биржевом рынке, то есть  посреднические операции купли

             – продажи товаров на различных товарных специализированных  или

             универсальных биржах через образованные  брокерские конторы  или

             брокерские места.

           o Оборот  на внебиржевом рынке, в состав  которого  включают  объем

             посреднических сделок, которые  были  составлены  вне  товарных

             бирж с отечественными или  зарубежными участниками.

      Оптовая  реализация  товаров  осуществляется  в   разнообразных  формах

розничного товарооборота:

          1. В  зависимости от организационных форм  продажи потребительских

             товаров подразделяется на:

                     .  Товарооборот  торговой  сети   в   составе   которой

                       выделяется:

                       o   Товарооборот   розничной    торговли,    который

                         осуществляется  через  специально   организованную

                         торговую сеть (магазины, киоски, палатки,  аптеки,

                         АЗС и т.д.).

                       o  Товарооборот  предприятий  общественного  питания

                         (столовые, кафе, бары, рестораны и  т.д.).

                     .  Продажи  вне   торговой   сети   населения   товаров

                       собственного производства, закупленных   «на  стороне»

                       или полученных по бартеру.

           2. В  зависимости от состава конечных  потребителей выделяют такие

              формы розничного товарооборота  как:

                     o Продажи непосредственно населению.

                     o Продажа товаров со специализированной  торговой  сети

                       отдельным  категориям  организаций   и  предприятий  в

                       порядке мелкого опта.

           3. В  зависимости от формы денежных  расчетов выделяют:

                     o Реализация  товара  за  наличку:  деньги,  полученные

                       непосредственно от покупателя  или  перечисленные  из

                       специальных расчетов вкладчиков (физических особ)  по

                       их поручению;

                     o Расчетные чеки учреждений, банков;

                     o Продажу товаров по безналичному  расчету.

           4. В  зависимости от сроков расчета   за  реализованные  товары  в

              составе розничного товарооборота  выделяют:

                     o Продажа товаров с немедленной оплатой;

                     o Продажа товаров  в  кредит  с  отсрочкой  платежа   на

                       установленный   термин   или   путем    осуществления

                       согласованных периодических платежей.

    Независимо от времени  оплаты денег розничный товарооборот  определяется

в ценах фактической реализации на момент передачи товаров покупателям.

           5. В  зависимости от характера реализованных   товаров  в  составе

              товарооборота выделяют:

                     o Продажа новых товаров;

                     o Продажа  товаров,  которые   были  в  использовании  –

                       скупленных   у    населения,    принятых    торговыми

                       предприятиями от населения на комиссию.

      При осуществлении  скупки товаров у населения  предприятия оплачивают их

стоимость  по  согласованным  ценам  на  момент  передачи  товаров   или   в

согласованный термин. Товар, который  скупается,  переходит  в  собственность

предприятия и реализуется предприятием от своего имени.

      При  принятии  товаров  на  комиссию  торговое  предприятие  исполняет

услуги, относящиеся  к  их  реализации  за  комиссионное  вознаграждение  (в

процентах от цены товаров). В случае не реализации  на  протяжении  30  дней

комиссионных товаров, они  подлежат  уценению  или  возвращению  комитету  с

отчислениями торговому предприятию  затрат за хранение непроданных товаров.

      Состав   отдельных   форм    и    видов    розничного    товарооборота

регламентируется инструкцией  об учете розничного  товарооборота  и  товарных

запасов.

      1.3. Анализ объема, динамики, скорости и структуры  товарооборота

                                предприятия.

      Изучение существующих  тенденций и возможностей предприятия, касающихся

реализации товаров, определение  факторов,  которые  позитивно  и  негативно

влияют на объем товарооборота  предприятия, достигаются  в  процессе  анализа

объема и структуры товарооборота  предприятия.

      Проведение экономического анализа разрешает:

         o Изучить  состояние выполнения планов  товарооборота, ритмичность и

           сезонность  реализации товаров в ретроспективному  периоде;

         o Изучить  состав товарооборота по формам, видам, методам  продажи,

           ассортиментной структуре;

         o  Выявить   основные  тенденции  и  закономерности  в   реализации

           товаров;

         o  Проанализировать  и  количественно  оценить   влияние  отдельных

           факторов  на объем, состав и структуру  товарооборота.

      Проведение анализа  основывается на информационной  базе, состав которой

был рассмотрен выше.

      Анализ объема и структуры   товарооборота  предприятия   предусматривает

проведение  следующей аналитической работы (рис.1.3.).

 

      Рис. 1.3. Последовательность и этапы анализа товарооборота предприятия

|Определение  общего объема товарооборота  и анализ степени выполнения      |

|планов                                                                   |

|                                    |                                    |

|Анализ  динамики общего объема товарооборота                              |

|                                    |                                    |

|Анализ  товарно-групповой структуры товарооборота                         |

|                                    |                                    |

|Анализ состава товарооборота  по его определенным видам                   |

|                                    |                                    |

|Анализ ритмичности и сезонности реализации товаров                       |

|                                    |                                    |

|Количественная оценка факторов, которая обуславливает изменение          |

|товарооборота                                                            |

|                                    |                                    |

|Анализ запаса финансовой прочности  предприятия                           |

 

      1 этап  –  определение   общего  объема  товарооборота   предприятия  за

отчетный период и оценка степени выполнения плана товарооборота.

      На этом этапе  анализа  определяют  общий   объем  реализации  товара  и

платных услуг в стоимостном  размере,  а  по  некоторым  товарным  группам  и

видам товаров - так же в натуральном  размере.

      Оценка степени  выполнения  плана  товарооборота   осуществляется  путем

оценки  относительного  и  абсолютного  размеров  отклонения   в   связи   с

негативным  влиянием  факторов,  которые   не   были   учтены   в   процессе

планирования. Изучение степени выполнения планов проводится  не  только  для

оценки качества планирования и  степени профессионализма работников  планово-

экономических  служб  предприятия,  а,  прежде  всего  –  с   целью   оценки

изменчивости  внешней  среды  предприятия  и  чувствительности  к  изменению

объемов реализации товаров на данном предприятии.

      2  этап  –   анализ  динамики  общего   товарооборота   на   протяжении

определенного аналитического периода (поквартально, на протяжении  года  или

за 2-3 года).

      Для  исследования  динамических  изменений в   объеме   товарооборота

предприятия   строится   сопоставимый   динамический   ряд    товарооборота.

Приведение фактического товарооборота  в  сопоставимый  вид  осуществляют  по

площади торговой сети предприятия, длительности его работы,  а так же  по

ценам реализации товаров.

      Корректировка фактического  товарооборота в связи с   вводом  (выбытием)

торговой сети и изменениями  в  графике  реализации  товаров  осуществляется

методом прямого расчета.

      Определение объема товарооборота, сопоставленного с ценами  реализации

Тс.ц., проводится по следующим формулам:

 

 

 

                                    [pic]

 

      где Тфi – фактический  товарооборот за i-тый период ;

             Iцi – средний индекс изменения цен реализации товаров за  i-тый

период по сравнению с базовым.

      Средний   индекс   изменения   цен   рассчитывается    непосредственно

предприятием с учетом структуры  товарооборота и информации об изменении  цен

реализации на определенные товары. Использование для  корректировки  индекса

инфляции  за  соответствующий  период  является  некорректным  в   связи   с

отличиями в структуре товарооборота определенного  торгового предприятия.

      На базе построенного динамического   ряда  сопоставимого  товарооборота

вычисляются абсолютные изменения в  объеме  реализации  товаров,  а  так  же

темпы роста и прироста что касается предыдущего и базового периода.

      Важное значение для планирования  и управления имеет так же  определение

средних  темпов  изменения  объема  товарооборота   (среднеквартальных   или

среднегодовых) по формуле среднегеометрической:

                                    [pic]

      где [pic]- среднегеометрический темп  роста;

      [pic] - конечный показатель динамического  ряда;

      [pic] - начальный показатель динамического ряда

      n – количество показателей в  динамическом ряду.

 

      3 этап – анализ товарно-групповой   структуры  товарооборота   торгового

предприятия за отчетный период и  в  динамике,  определение  закономерностей

Информация о работе Анализ объема, динамики, структуры и скорости товарооборота в торговом предприятии