Анализ объема, динамики, структуры и скорости товарооборота в торговом предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 07:11, курсовая работа

Описание работы

К задачам анализа розничного товарооборота относятся: контроль
за выполнением плана розничного товарооборота по общему объёму и
по товарным группам; оценка выполнения плана по предприятиям и
организациям, входящим в данную систему; изучение ритмичности
выполнения плана розничного товарооборота как в целом по системе,
так и по организациям и предприятиям; изучение динамики розничного

Содержание работы

Введение.
Глава 1. Сущность и анализ товарооборота.
1. Сущность товарооборота предприятия.
2. Классификация товарооборота предприятия и
характеристика его отдельных видов.
3. Анализ объема, динамики, скорости и структуры
товарооборота предприятия.

Глава 2. Анализ розничного товарооборота магазина «ВИЗИТ»
Выводы.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Планирование структуры.doc

— 251.00 Кб (Скачать файл)

развития  объема  продажи  по   отдельным   товарным   группам   (видами   и

разновидностями товаров).

      На этом этапе  аналитической работы изучаются  темпы роста  и  прироста,

абсолютный  объем  изменения  объема  товарооборота  по  отдельным  товарным

группам (видами  и  разновидностями  товаров),  определяется  вес  отдельных

товарных групп (видов товаров) в  общем  объеме  товарооборота  предприятия.

Использование в процессе проведения этой работы  информации,  приведенной  в

коньюктурных  рейтингах  (изучение  рынка соответствующих   товаров)   дает

возможность определить объективные (изменение  объема  и  структуры  спроса,

специализации  предприятия,  объемов  и  структуры  товарного   предложения,

налогового регулирования) и субъективные (недочеты в организации  закупки  и

продажи товаров, просчеты в  планировании,  недобросовестность  персонала  и

др.) причины изменения ассортиментной структуры товарооборота предприятия  и

объема реализации товаров.

      Изучение ассортиментной  структуры товарооборота позволяет  производить

ранжирование товарных групп  по  степени  их  значимости  (вклада)  в  общий

товарооборот предприятия, а также  количественно оценивать положительное  или

негативное влияние динамики реализации  отдельных  видов  товаров  на  общий

объем товарооборота предприятия  и дальнейшие возможности его  увеличения.

      4 этап – анализ  состава товарооборота  предприятия   в  зависимости  от

положения  конечных  потребителей,  форм  и   сроков   расчетов,   характера

реализуемых товаров, организационных форм и методов торговли.

      Исследование состава  товарооборота предприятием проводится  за отчетный

период  и  в  динамике.  Предвидит  определение   основных   закономерностей

отдельных видов товарооборота  – реализацию товаров населению  и  мелкооптовым

потребителям, с немедленной оплатой  и  в  кредит,  оплата  наличными  и  по

безналичному расчету, новых и  бывших в употреблении товаров, в  стационарной

торговой сети и в пунктах  мелкооптовой торговли и др.

      Для проведения  исследования рассчитывают и  сопоставляют  между  собой

объемы реализации товаров по отдельным  видам товарооборота, темпам их  роста

и прироста, исследуют изменение  их веса в общем объеме товарооборота.

      5 этап – анализ  объемов реализации товаров поквартально  и  помесячно,

исследование  ритмичности  работы  и   сезонности   реализации   товаров   и

определение факторов, которые их обуславливают.

      Для проведения  анализа за отчетный период  и  в  динамике  рассчитывают

показатели,   которые   характеризуют   ритмичность   реализации    товаров:

среднеквадратическое отклонение от среднего объема товарооборота  ([pic])  и

коэффициент вариации (v):

                                    [pic]

 

                                    [pic]

      где хi – товарооборота  за i-тый период;

        [pic]    - средний объем товарооборотов  за n периодов;

        n – количество  периодов исследования (месяцев,  кварталов).

 

      Среднеквадратическое   отклонение   определяет   диапазон    колебания

реализации товаров, то есть минимальный и максимальный  объем  товарооборота

предприятия в среднем за период исследования.

      Коэффициент вариации  оценивает  равномерность   реализации  товаров  на

протяжении периода, который исследуется, то есть относительный (в %)  размер

отклонения объема товарооборота от среднего размера.

      Исследования названных  показателей дает возможность  установить степень

равномерности продажи товара по месяцам  и  кварталам,  выявить  особенности

торговли и  спроса  на  товары,  которые  реализует  предприятие.  Чем выше

значение имеют показатели, тем  не  ритмичнее  является  процесс  реализации

товаров на данном предприятии.

      6 этапом – анализа   разно  оптового  товарооборота   является  изучение

факторов,  которые  имели  влияние  в  отчетном  периоде  на  его  объем   и

структуру. С  этой  целью  дается  количественная  оценка  влияния  факторов

внутреннего  порядка  (факторов,  связанных   с   товарными   ресурсами;   с

численностью  работников,   организацией   и   продуктивностью   работы;   с

использованием основных  способов)  исследуется  характер  влияния  факторов

внешней среды (спрос потребителей на товары, предложение товаров  на  рынки,

цены на товары, деятельность конкурентов  на потребительском  рынке,  уровень

жизни  и  реальные  денежные  доходы   населения,   которые   обслуживаются,

социально-демографические факторы  и др.)

      Количественная оценка  влияния отдельных  факторов  проводится  методом

цепных подстановок и индексным  методом на  базе  моделей  связи  факторов  и

объема товарооборота предприятия.

      Завершается анализ  товарооборота предприятия –  7 этап  –  исследование

запаса  финансовой  прочности  предприятия,  в  ходе  которого  определяется

возможное падение товарооборота  (в абсолютном и относительном  измерении)  к

достижению критической таблицы «точки безубыточности деятельности».

      Допустимая граница  снижения объема товарооборота   характеризует  порог

безопасности предприятия (ПБто) и  запас  финансовой  прочности  (ЗФПто).  Их

значения рассчитываются так:

 

                               ПБто= Тф – Тб/з

 

                                    [pic]

 

      где Тф – фактический  объем товарооборота предприятием;

      Тб/з – объем  товарооборота, при  котором   обеспечивается  безубыточная

деятельность.

      Чем большее значение  имеют  порог  безопасности  и  запас  финансовой

прочности предприятия, тем лучше  осуществляется процесс управления  объемом,

составом, динамикой, скоростью и  структурой  товарооборота  с  точки  зрения

обеспечения условий для его  самоокупаемости и самофинансировании.

 

 

 

          Глава  2. Анализ розничного товарооборота  магазина «ВИЗИТ»

 

 

       Таблица 2.1.

 

    Динамика  розничного  товарооборота магазина «ВИЗИТ»  за 1998-2000 г.г.

|        |Фактический  розничный  |Цепные темпы роста|Базисные  темпы   |

|Годы    |товарооборот (тыс.     |товарооборота, %  |роста             |

|        |грн.)                  |                  |товарооборота, %  |

|        |В        |В            |В      |В         |В     |В         |

|        |действующ|сопоставимых |действу|сопоставим|действ|сопоставим|

|        |их ценах |ценах        |ющих   |ых ценах  |ующих |ых  ценах  |

|        |         |             |ценах  |          |ценах |          |

|1       |2        |3            |4      |5         |6     |7         |

|1998    |2141,5   |2141,5       |100,0  |100,0     |100,0 |100,0     |

|1999    |2620,7   |2176,6       |122,4  |101,7     |122,4 |101,7     |

|2000    |3105,2   |2227,5       |118,5  |102,3     |145,0 |104,0     |

|        |         |             |       |          |      |          |

 

      Данные таблицы показывают, что   за  последние  три  года  темпы  роста

розничного  товарооборота снижаются: в 1999 году рост товарооборота  составил

122,4%, а в 2000 году - 118,5%.Эго объясняется   тем,  что  цены  на  товары,

реализуемые в предприятии, выросли в 2000 году по сравнению с 1999  годом,

но  меньше, чем в 1999 году по сравнению  с 1998 годом (средний индекс  цен  в

1999 году - 1,204 или 120,4%, в 2000 году - 1,158  или  115,8%).  Количество

реализованных товаров увеличилось в 1999году на 1,7%, в 2000 году  на  2,3%.

Темпы  роста   физического   объема   товарооборота   (количества   товаров)

невысокие, но тенденция намечается положительная.

      За три года розничный товарооборот  предприятия  возрос  на  45,0%  (в

действующих ценах) или на 963,7 тыс.  грн.  (3105,2  -141,5).  Этот  прирост

произошел за счет увеличения количества реализованных  товаров  (физического

объема  розничного товарооборота) на  4,0%,  что  составило  86,0  тыс.  грн.

(2227,5 - 2141,5), и в связи с увеличением  розничных  цен  на  товары  -  на

877,7 тыс. грн. (3105,2 - 2227,5).

      По  данным  этих  расчетов  можно  сказать,  что  свыше  90%  прироста

товарооборота получено за  счет  роста  цен.  Потери  покупателями  денежных

средств от повышения розничных  цен (в связи  с  покупкой  товаров  по  более

высоким ценам в предприятии) составили 877,7 тыс. грн.

      За 1998-2000 г.г. среднегодовой  темп роста товарооборота предприятия  в

действующих ценах составил 120,4%, в  сопоставимых ценах 102,0%.

      По  кварталам   розничный   товарооборот   предприятия   распределялся

неравномерно. Наибольший удельный вес  в годовом   товарообороте.

      По  кварталам   розничный   товарооборот   предприятия   распределялся

неравномерно. Наибольший  удельный  вес  в  годовом  товарообороте  занимает

оборот четвертого квартала -  свыше  27,0%,  а  наименьший  удельный  вес  в

годовом обороте приходится на первый квартал - свыше 23,0%. И  распределение

оборота по кварталам года продолжает изменяться.

      Ритмичность развития  розничного товарооборота предприятия  по кварталам

рассмотрим на основе данных таблицы 2.2.

 

   Таблица 2.2. Розничный товарооборот магазина «ВИЗИТ»  по кварталам года

|                |                   |                   |Откло  |2000год|

|                |                   |                   |       |в      |

|                |1999 год           |2000 год           |нение  |% к    |

|Кварталы        |сумма,   |удельный |сумма,   |удельный |в      |1999   |

|                |         |         |         |         |       |году   |

|                |тыс. грн.|вес, %   |тыс. грн.|вес, %   |сумме  |       |

|                |         |         |         |         |(+,-)  |       |

|1               |2        |3        |4        |5        |6      |7      |

|1               |610,8    |23,3     |714,0    |23,0     |+103,2 |116,9  |

|2               |655.2    |25,0     |770,5    |24,8     |+115,3 |11 7,6 |

|3               |647,3    |24,7     |770.1    |24,8     |+122,8 |119,0  |

|4               |707,4    |27,0     |850,6    |27,4     |+143,2 |120,2  |

|Всего за год    |2620,7   |100,0    |3105,2   |100,0    |+484,5 |118,5  |

 

      Данные таблицы свидетельствуют о  неритмичном  развитии  товарооборота

предприятия по кварталам: наиболее  напряженным  был  четвертый  квартал,  а

наименее напряженным -  первый.  Самый   низкий   темп  роста  товарооборота

достигнут в  первом квартале  (116,9%),  а самый высокий -  в третьем и

четвертом кварталах  (119,0%  и  120,0%).  Неритмичное  развитие  розничного

товарооборота по  кварталам  привело  к  изменению  удельного  веса  оборота

каждого квартала в годовом объеме товарооборота. Так, снизился удельный  вес

оборотов первого квартала на 0,3% и второго квартала - на 0,2% по  сравнению

с 1999 годом, потому что в этих кварталах  темпы роста оборота  ниже,  чем  в

целом за год (118,5%).

      Доля оборота третьего  квартала возросла с 24,7% в 1999 году до   24,8%

в 2000 году (темп роста оборота в  этом квартале  119,0%),  а  доля   оборота

четвертого квартала составила  в 2000 году 27,4% и возросла  по  сравнению  с

1999 годом на  0,4%  (темп  роста   товарооборота  -119,6%).  Таким   образом,

товарооборот предприятия по  кварталам  года  распределялся  неравномерно  и

развивался неритмично.

      Еще более неритмичное  развитие получил товарооборот  по  месяцам  года.

(см. Таблицу2.3.)

  Ритмичность развития розничного  товарооборота магазина «ВИЗИТ»  по месяцам

                                    года

 

|Кварталы      |1999 год           |2000 год           |Отклоне|2000 г.|

|              |                   |                   |ние в  |в % к  |

|              |                   |                   |сумме  |1999г. |

|              |                   |                   |(+, - )|       |

|              |сумма,   |удельный |сумма,   |удельный |       |       |

|              |тыс. грн.|вес, %   |тыс. грн.|вес, %   |       |       |

|1             |2        |3        |4        |5        |6      |7      |

|Январь        |202,1    |33,1     |228.2    |32.0     |+26,1  |112,9  |

|Февраль       |198,3    |32,5     |225,0    |31,5     |+26,7  |113,5  |

|Март          |210,4    |34,4     |260,8    |36,5     |+50,4  |124,0  |

|Итого за 1 кв,|610,8    |100,0    |714,0    |100,0    |+103,2 |116,9  |

|Апрель        |220,9    |33,7     |243,3    |31,5     |+22,4  |110,1  |

|Май           |215,4    |32,9     |256,4    |33,3     |+41,0  |119,0 1|

|Июнь          |218,9    |33,4     |270,8    |35,2     |+51,9  |123,7  |

|Итого за 2 кв.|655,2    |100,0    |770,5    |100,0    |+115.3 |117,6  |

|Июль          |216,0    |33,4     |256,2 |  |33,3     |+40,2  |118.6  |

|Август        |214,8    |33,2     |255,2    |33,1     |+40,4  |118,8  |

|Сентябрь      |216,5    |33,4     |258,7    |33,6     |+42,2  |119.5  |

|Итого за 3 кв.|647.3    |100,0    |770,1    |100,0    |+122,8 |119,0  |

|Октябрь       |232,5    |32,9     |279,7    |32,9     |+47,2  |120,3  |

|Ноябрь        |229,0    |32,4     |270,8    |31.8     |+41,8  |118,3  |

|Декабрь       |229,0    |32,4     |270,8    |31,8     |+41,8  |118,3  |

|Итого за 4 кв.|707,4    |100,0    |850,6    |100,0    |+143,2 |120,2  |

|              |         |         |         |         |       |       |

|Всего за год  |2620,7   |---------|3105,2   |---------|+484,5 |118,5 1|

|              |         |-------  |         |-------- |       |       |

Информация о работе Анализ объема, динамики, структуры и скорости товарооборота в торговом предприятии