Типология
Р. Акоффа. Р. Акофф анализировал культуру
организаций с точки зрения отношений
власти. Он выделили два параметра: степень
работников к установлению целей в организации
и степень привлечения к выбору средств
достижения этих целей. На основании
сравнения этих параметров было выделено
четыре типа организационной структуры
с характерными отношениями власти.
- корпоративный тип культуры. Он характеризуется нгизкой степенью привлечения работников к установлению целей и низкой степенью привлечения работников к выбору средств достижения целей. Типичный случай – традиционно управляемая корпорация с централизованной структурой и единоначалием, отношениями автократии.
- консультативный тип культуры. Высокая степень привлечения персонала к установлению целей организации, низкая степень привлечения работников к выбору средств для достижения поставленных целей. Этот тип культуры распространен в институтах социальных и других услуг, лечебных и образовательных учреждениях.
- «партизанский» тип культуры. Низкая степень привлечения работников к установлению целей, высокая степень привлечения их к выбору средств. Такой тип культуры аутентичен кооперативам и творческим союзам.
- предпринимательский тип культуры. Высокая степень привлечения работников к установлению целей, высокая степень привлечения персонала к выбору средств достижения целей. Отношения демократии. Этот тип культуры распространен в группах и организациях, управляемых по результатам и по целям.
Практическая
значимость идентификации различных
типов организационных культур
имеет две стороны:
- знание типа организационной культуры, ее особенностей дает возможность прогнозировать поведение организации, реакцию работников на решения руководства, внешние события;
- знание особенностей, сильных и слабых сторон сложившейся организационной культуры, стереотипов поведения работников, принятых ценностей позволяет выработать управленческие воздействия с целью возможного изменения, совершенствования организационной культур.
1.3. Критерии анализа
и принципы организационной культуры
Организационная
культура рассматривается как мощный
стратегический инструмент, позволяющий
ориентировать все подразделения организации
и отдельных лиц на общие цели, мобилизовать
инициативу сотрудников, обеспечивать
преданность, облегчать общение.
Организационная
культура может быть оценена, проконтролирована,
управляема. Критериями анализа организационной
культуры являются следующие показатели:
- «толщина» организационной культуры – относительная величина, показывающая удельный вес определяющей организационной культуры предприятия в общем количестве признаваемых членами организации культуру;
- «разделяемость взглядов» - показатель, характеризующий количество основных положений, норм, ценностных ориентаций, традиций и т.д., абсолютно принимаемых всеми членами организации;
- «широта» организационной культуры – величина, характеризующая количественное отношение членов организации, для которых данная организационная культура является доминирующей, к общему количеству членов организации;
- конфликт организационных культур – ситуация, в которой определяющей является не одна организационная культура, а две (три);
- «сила» организационной культуры – степень проявления организационной культуры и ее влияния на поведение персонала.
При анализе
организационной культуры следует
выделить три основных момента:
- базовые предположения, которых придерживаются члены организации в своем поведении и действиях; они нередко связаны с видением окружающей человека среды (группы, организации, общества и т.д.);
- ценности, которых может придерживаться человек: ценности ориентируют, какое поведение можно считать допустимым или недопустимым; принятая ценность позволяет человеку понять то, как он должен действовать в конкретной ситуации;
- «символика», посредством которой ценностные ориентации передаются членам организации, - специальные документы, в которых детально описаны ценностные ориентации, легенды и мифы.
Зарубежные
и отечественные исследования по
проблематике организационной культуры
позволяют выделить ряд ценностных
принципов:
- ориентация на действия, достижение целей;
- самостоятельность и предприимчивость (поощрение лидеров, новаторов);
- производительность от человека (рядовой персонал рассматривается как главный источник достижений в области качества и производительности);
- простота форм управления, немногочисленность управленческого штата;
- одновременное сочетание свободы и жесткости в управлении (фирма предстает одновременно и централизованной, и децентрализованной).
Выделяют
два аспекта организационной
культуры: объективный и субъективный.
Объективный аспект обычно связывается
с физическим окружением, создаваемым
в организации (само здание, его дизайн,
место расположения, оборудование,
мебель, цвет и объем пространства,
удобства и пр.). Субъективный аспект
исходит из разделяемых работниками
образов, предположений, веры, ожиданий,
а также группового восприятия организационного
окружения с его ценностями, нормами,
ролями. Сюда включают ряд элементов
символики, особенно ее «духовной части».
Субъективный аспект создает больше
возможностей для нахождения, как
общего, так и различий между людьми
и между организациями.
Важным
аспектом организационной культуры
является то, что она разделяется
на ряд частных культур. В одной
организации может быть много
субкультур (уровней, подразделений).
1.4. Структура организационной
культуры
Организационная культура складывается
при формировании предприятия, учреждения.
В момент создания и в первые годы жизни
организации формируется та культура,
которая изначально соответствовала представлениям
его создателям. Далее культура развивается,
наполняется более глубоким смыслом и
принимается новыми сотрудниками. Решающий
вклад в развитие организационной культуры
вносит ее выше руководство. В процессе
развития организации, создание отделов
можно говорить об организационной культуре
подразделения.
Существует
несколько уровней организационной
культуры. Она включает в себя миссию
организации, ценности, цели, нормы, обычаи,
ритуалы.4
- Миссия организации представляет набор концептуальных положений в обобщенной форме раскрывающих то, чему решила посвятить себя организация. В данном случае миссию можно сравнить с религией организации. Каждый член организации должен представлять ту миссию, которую выполняет организация, что бы активнее организовать себя как личность. Организация, имеющая миссию, излучает жизненную силы и является источником колоссальной энергии. В ней рождается энтузиазм, который распространяется на все уровни. Миссия должна быть четко сформулирована с привлечением персонала и открыто представлена всем участникам организационной деятельности. Именно на ее основе вырабатываются цели и критерии эффективности принимаемых решений.
- Организационные ценности определяют, что считается важным в данной организации. Они являются индикатором организационной культуры и ключевой категорией, определяющей успех, удовлетворенность трудом и профессиональный престиж. Формирование любой организации начинается с определения базовых ценностей. Они призваны объединить идеи создателей организации с индивидуальными потребностями и интересами сотрудников. Среди ведущих индивидуальных ценностей выделяют уважение коллег, творческое удовлетворение, трудолюбие, отзывчивость, справедливость, скромность, терпимость, инициативность, состязательность.
- Цель – это желаемый результат, которого стремится добиться организация. Любая организация имеет множество целей, среди которых принято выделять три вида: цели-задания, цели-ориентации и цели-системы.
Цели-задания
- это программы, планы, поручения, которые
ставятся извне организацией более
высокого уровня и отражают основные
предназначения данной организации. Эти
цели должны быть приоритетными.
Цели-ориентации
- это особые цели отдельных подструктур
и членов организации, связанные
с удовлетворением их разнообразных
потребностей и интересов и реализуемые
через организацию как человеческую
общность.
Цели-системы
- это цели, вытекающие из необходимости
обеспечения целостности организации,
стабильности функционирования, сохранения
интегративных качеств.
- Нормы - это средства регуляции поведения индивидов и групп, общие правила, действующие непрерывно во времени и обязательны для всех;- это требование, предписание, пожелание и ожидание отличности определенного поведения. Нормативная сторона организационной культуры включает чрезвычайно широкий круг требований.
- Обычай - устойчивая система норм поведения человека в различных сферах общественной жизни, прочно превратившаяся в привычку. Приняв форму определенного стереотипа поведения, обычаи регулируют поведение людей, нередко освобождая их от принятия самостоятельного решения.
- Ритуал – это система символических поведенческих актов. При помощи различных ритуальных форм взаимодействия удается приобщить всех сотрудников к основным организационным ценностям и традициям, сформировать корпоративный дух и единство всего персонала. Ритуалы призваны обеспечить преемственность между различными поколениями в той или иной организации для передачи организационных традиций и накопленного опыта через символы.
Кроме того,
ритуалы часто становятся праздником,
перерывом в потоке будней; праздником,
который знакомит и приобщает
сотрудников к ценностям. Магическое
воздействие ритуальной символике
оказывается сильнее прагматизма
и чисто рациональных установок.
Вот почему к организации ритуалов
нужно относиться серьезно, не жалея
времени на их качественную подготовку.
- Манера одеваться, стиль одежды является непременным атрибутом организационной культуры. Именно этому элементу организационной культуры уделяется большое внимание со стороны специалистов. Большинство организаций, добившихся успехов в своем деле, имеют униформу либо особые знаки принадлежности к ней.
Все перечисленные
элементы организационной культуры
стремятся к самовоспроизводству
и сохраняют культуру как единое целое.
Глава 2. Совершенствование организационной
культуры
2.1. Условия совершенствования
организационной культуры
Вырабатывая
меры воздействия на организационную
культуру, исходят из основных принципов
ее формирования. Индикаторами необходимых
перемен в организационной культуре являются
увеличение текучести и абсентеизма, снижение
производительности, возникновение конфликтов
сотрудников с администрацией, организации
с государственными органами и т.п.
В результате
анализа организационной культуры
могут быть выявлены следующие, стратегически
важные критические ситуации, когда
организационная культура не соответствует
функциям структурных подразделений,
функциональному или морфологическому
содержанию организации, структуре
управления, стадии развития организации,
стратегии организации. Каждая из критических
ситуаций предполагает индивидуальный
подход, сложный ряд взаимосвязанных
выводов и решений.
Успех организации
предполагает высокую степень совместимости
и организационной культуры. Чтобы
достичь этого, выделяют следующие
подходы:
- игнорируется культура, препятствующая эффективному выполнению выбранной стратегии;
- система управления подстраивается под существующую в организации культуру. Этот подход основан на признание имеющихся барьеров, создаваемых культурой для выполнения желаемой стратегии, и выработки альтернатив по «обходу» этих препятствий без внесения серьезных изменений саму стратегию;
- делается попытка изменить культуру в соответствии с выбранной стратегией;
- стратегия подстраивается под существующую культуру.
Руководство
организации может воздействовать
на развитие культуры двумя способами5. Первый представляет
собой как бы оценку сверху, которая должна
вызвать энтузиазм у большинства членов
организации. Это предполагает наличие
искренних личных обязательств лидера
по отношению к ценностям, в которые он
верит. Применение второго способа начинается
с нижних уровней организации. Менеджеры
должны отслеживать по всей организации,
что в ней происходит, стараясь при этом
шаг за шагом воздействовать на культуру
организации, используя инструмент оценки
организационной культуры (OCAI). Данный
инструмент преследует цель результативной
и тщательной диагностики именно тех важных
аспектов организации, которые определяют
фундамент ее культуры. Инструмент OCAI
предназначен для оценки шести ключевых
измерений организационной культуры.
Выполнив оценку, можно получить картину
того, каким образом работает организация
и какими ценностями она характеризуется.