Анализ организационной культуры ОАО «Руснефть»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 21:20, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотрение важнейших аспектов проблемы организационной культуры и её влияния на эффективность деятельности организации.
Культура придает смысл многим нашим поступкам. Поэтому менять что-либо в жизни людей можно, лишь учитывая это значительное явление. Культура формируется годами и десятилетиями, поэтому она инерционна и консервативна. И многие нововведения не приживаются только потому, что противоречат освоенным людьми культурным нормам и ценностям.
Приобретая индивидуальный и личный опыт, работники формируют, сохраняют и изменяют свои смысловые системы, в которых отражены их отношения к различным явлениям – миссии организации, планированию, мотивационной политике, производительности, качеству труда и т. д.

Содержание работы

Глава 1. Сущность, особенности организационной культуры 3
1.1. Понятие организационной культуры 3
1.2. Типология организационной культуры 6
1.3. Критерии анализа и принципы организационной культуры 10
1.4. Структура организационной культуры 12
2.1. Условия совершенствования организационной культуры 15
Вырабатывая меры воздействия на организационную культуру, исходят из основных принципов ее формирования. Индикаторами необходимых перемен в организационной культуре являются увеличение текучести и абсентеизма, снижение производительности, возникновение конфликтов сотрудников с администрацией, организации с государственными органами и т.п. 15
2.2. Использование рамочной конструкции для диагностики и изменения организационной культуры. 16
2.3. Пути совершенствования организационной культуры. 18
2.4. Изменение личности – ключ к изменению культуры. 21
Глава 3. Анализ организационной культуры ОАО «Руснефть». 23
3.1. Краткая характеристика ОАО «Руснефть». 23
3.2 Содержание организационной культуры ОАО «Руснефть». 29
Заключение. 31
Список использованной литературы. 32

Файлы: 1 файл

Оглавление.docx

— 101.09 Кб (Скачать файл)

          Успех  «Руснефти» складывается из усилий сотрудников различных подразделений, направленных на достижение общих целей лидерства в отрасли.

Предприятие состоит из центрального управления и подчиняющихся  ему отделений сбыта.

Центральное управление направляет, координирует, планирует и прогнозирует всю работу предприятия.

Центральное управление состоит  из отделов и секторов. У каждого  отдела есть Заместитель Генерального директора соответствующего отдела. Структура управления компании представлена на рисунке 2.1.

Рис 2.1 Структура  управления ОАО «Руснефть»

Выводы:

Анализируя  аналитический баланс, находим:

  1. Общую стоимость активов организации на начало года (780243226+277655374) 1057898600 т.р. и на конец года (903800756+460522031) 1364322787т.р.
  2. Стоимость иммобилизованных средств на начало года 780243226т.р. и на конец года 903800756т.р.
  3. Стоимость мобильных средств на начало года 277655374т.р и на конец года 460522031т.р.
  4. Стоимость материальных оборотных средств на начало года (24971420+9824806) 34796226т.р. и на конец года (22313241+12767185) 35080426т.р.
  5. Величина собственного капитала организации на начало года 436151069т.р. и на конец года 560507146т.р.
  6. Величина заемного капитала на начало года (334279589+287467942) 621747531т.р. и на конец года (521178177+282637464) 803815641т.р.
  7. Величина собственных средств в обороте на начало года (436151069-780243226) -344092157т.р. и на конец года (560507146-903800756) -343293610т.р.
  8. Рабочий капитал на начало года (277655374-287467942) -9812568т.р. и на конец года (460522031-282637464) 177884567т.р.

     Как мы видим из таблицы  1, за отчетный период активы  организации увеличились на 306424187 тыс. руб., или на 29%, в  том  числе за счет повышения объема  оборотных активов 182866657 тыс. руб.  При этом материальные оборотные  средства уменьшились на 2658179 тыс.  руб., а денежные средства, наоборот, увеличились на 20579866 тыс. руб. 

      В целом следует отметить, что  структура совокупных активов  характеризуется не значительным  превышением в их составе доли  оборотных средств, которые составили  26,24%, их доля увеличилась (на 7,51 %) в течение года.

Пассивная часть баланса характеризуется  удельным весом краткосрочных обязательств (27,17%), их доля в общем объеме уменьшилась в течение года на 6,45%. Доля  собственного капитала организации составляет на начало года 41,22%, она незначительно уменьшилась на 0,13% на конец года.

В общих чертах признаками «хорошего» баланса являются:

- валюта  баланса в конце отчетного  периода должна увеличиваться  по сравнению с началом периода;

- темпы прироста (в %) оборотных активов должны быть выше, чем темпы прироста в процентах внеоборотных активов;

- собственный  капитал организации в абсолютном  выражении должен превышать заемный  и (или) темпы его роста в  процентах должны быть выше, чем  темпы роста заемного капитала;

- темпы прироста  дебиторской и кредиторской задолженности  должны быть примерно одинаковы  или кредиторской — чуть выше;

-  доля  собственных средств в оборотных  активах должна быть более  10%.

        Анализируя баланс ОАО «Руснефть» можно сделать вывод:

1) валюта  баланса увеличивается в конце  отчетного периода на 306424187 т.р

2) темп роста  внеоборотных активов = 115,83%, темп прироста внеоборотных активов = 15,83;

3) величина  заемного капитала в начале  года меньше собственного капитала  организации на 101871480 тыс. руб., а  к концу года на 39328969 тыс. руб.

4) темп роста  кредиторской задолженности = 98,31, темп прироста= -1,68,

 темп  роста дебиторской задолженности  = 73,46, темп прироста = -26,53;

5) доля собственных  средств больше 10%, и составляет 41,08%, к концу года незначительно  уменьшилась на 0,14 %;

Т.о. баланс ОАО «Руснефть» является хорошим практически по всем пунктам. Увеличение (в абсолютном выражении) валюты баланса за отчетный период свидетельствует об увеличении организацией хозяйственного оборота.

Выводы:

Динамика  коэффицентов L1, L2 анализируемой организации положительна. В конце отчетного периода организация могла оплатить 98% своих краткосрочных обязательств. Коэффициент «критической оценки» (L3) отрицателен, это плохая тенденция. Коэффициент текущей ликвидности (L4) позволяет установить, в какой кратности текущие активы покрывают краткосрочные обязательства. Это главный показатель платежеспособности. Нормальным значением для данного показателя считаются соотношения от 1,5 до 3,5.Значение коэффициента Ц превышает единицу, можно сделать вывод о том, что организация располагает некоторым объемом свободных ресурсов, формируемых за счет собственных источников. Коэффициент текущей ликвидности (L4)обобщает предыдущие показатели и является одним из показателей, характеризующих удовлетворительное состояние бухгалтерского баланса.

           Отдел  маркетинга. В функции отдела входит: заключение договоров с клиентами, получение нефтепродуктов от ОНПЗ и других поставщиков нефтепродуктов, контроль качества нефтепродуктов, работа с клиентами.

Отдел по связям с общественностью сопряжен с отделом маркетинга. Функции: реклама, информирование.

Отдел розничной реализации. Функции: розничная реализация нефтепродуктов, работа с клиентами, торговля сопутствующими товарами и ТМЗ.

Планово-экономический отдел. Функции: производственное планирование, финансовое планирование, подготовка статистического отчета и системный анализ.

Общий отдел. Решает вопросы: по кадрам и специальным работам, по подготовке кадров. С данным отделом связан участок общественного питания.

Производственно-технический отдел. Отдел занимается вопросами охраны труда и пожарной безопасности, перспективного развития и подготовки ПОФ и эксплуатации, эксплуатации оборудования и т.д.

Информационный отдел, диспетчерский  отдел и отдел безопасности сопряжены  с производственно-техническим отделом.

Информационный отдел. Занимается вопросами разработки, эксплуатации и сопровождения, технической поддержки.

Отдел безопасности. Отвечает за осуществление охраны и безопасности.

Бухгалтерия. Производит централизованный учет финансово-хозяйственной деятельности организации

Отделы сбыта. Функции: прием, хранение, отпуск нефтепродуктов.

3.2 Содержание организационной культуры ОАО «Руснефть».

 

Согласно  теории Ф. Харриса и Р. Морана, рассматривающей содержание организационной культуры на макро и микроуровне на основе 10 характеристик, можно сделать следующие выводы:

1. В компании  «Руснефть» в человеке ценят индивидуализм, профессионализм, коммуникабельность и творческий подход к выполняемой работе.

2. В коммуникационную  систему входит письменная, устная  и невербальная коммуникация, «телефонное  право» и открытость. Но открытость  коммуникаций разница от группы  к группе, от подразделения к  подразделению.

3.  В  работнике ценится умение выглядеть.  Для служащих характерен деловой  стиль одежды, опрятность и др. Человек в любой рабочей ситуации  должен с честью нести имя  фирмы.

4. Питание  организовано прямо в офисе,  что очень удобно, так как нет  продолжительного отрыва от работы. Питание дотируется компанией.

5. Соблюдение  временного распорядка и пунктуальность  являются неотложными требованиями.

6. Отношения  в организации нельзя называть  чисто формальными, так как  в них присутствует определенная  свобода. Но эта свобода заключена  в определенных рамках. Это подтверждается  взаимоотношениями к вышестоящим по рангу.

7. В организационной  жизни люди ценят работу и  свое положение. Но нет рвения  к высшим должностям, при котором  лучшие человеческие качества  затухают. Эти ценности закреплены  в уважении ответственности, профессионализма  и здоровой конкуренции.

8. У работников  присутствует вера в руководство,  свои силы, во взаимопомощь, в  этичное поведение и в справедливость. Моральные нормы также оказывают  влияние на качество работы.

9. Все  работники стремятся к осознанному  выполнению работы, полагаясь на  интеллект и силу. Существуют  процедуры информирования работников (собрания).

10. Как  уже было сказано выше, отношение  к выполняемой работе рассматривается  с позиции ответственности. Среди  важных моментов организации  работы отмечается чистота рабочего  места и качество работы. Человека  не осуждают за его привычки, главное чтобы они не оказывали  отрицательного влияния на окружающих  и на выполняемую работу, которая  осуществляется как индивидуально,  так и в группе.

На основе этих характеристик можно сделать  вывод об особенностях организационной  культуры и организации в целом. ОАО «Руснефть» – компания, в которой уважают личность за то, как она выполняет работу, ценят лучшие человеческие качества и черты. Эту компанию можно назвать достаточно демократичной, так как давление руководителя на подчиненных не ощущается.

Таким образом, в данном разделе дана краткая характеристика компании «Руснефть», проведен анализ содержания структуры организационной культуры. На основе диагностики параметров культуры в «Руснефти» можно говорить о сильной организационной культуре. «Руснефть» – демократичная компания, в которой уважают личность и ценят лучшие человеческие качества и черты.

Заключение.

      

Поскольку культура становится определяющим фактором достижения долгосрочной эффективности организаций, необходимо, чтобы люди, на которых  возлагается изучение или управление организационной культуры, умели  определять ее ключевые измерения, были в состоянии разрабатывать стратегию   изменения культуры и могли приступить к реализации самого процесса изменений.

В курсовой работе были освещены важнейшие аспекты  проблемы организационной культуры и её влияния на эффективность  деятельности организации, а также  предпринята попытка оценить  организационную культуру компании «Газпромнефть» на основе главных её параметров.

Организационная культура – это система общественно-прогрессивных  формальных и неформальных правил и  норм деятельности, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения персонала  данной организационной структуры, стиля руководства, показателей  удовлетворенности работников условиями  труда, уровня взаимного сотрудничества и совместимости работников между  собой и с организацией, перспектив развития.

ОАО «Газпромнефть» – компания, в которой уважают личность человека, ценят лучшие человеческие качества и черты. Эта компания может по праву считаться демократичной, так как давление руководителя на подчиненных не ощущается.

Компания  «Газпромнефть»  имеет уже сложившуюся организационную культуру. Перед руководством «Газпромнефть» стоит задача сохранения и поддержания культуры, а также задача ее изменения и совершенствования. Важно понять, что процесс  изменения культуры организации требует тщательной подготовки. Изменения организационной структуры и методов управления всегда затрагивают условия жизни и деятельности людей.  Изменения всегда порождают чувство неуверенности.  От  способностей  менеджеров и всего коллектива,  которые должны проявить гибкость и изобретательность,  зависит, насколько безболезненно будут восприняты и пережиты эти изменения.

Список  использованной литературы.

 

    1. Добролюбова В. Действенное изменение организационной культуры // Банковские технологии №1, 2002.
    2. Джеральд Коул. Управление персоналом в современных организациях. Москва. 2004г., 350 с.
    3. Кивалов А.Я. Управление персоналом в организации. М: 2002 – 638с.
    4. К. Камерон, Р. Куин. Диагностика и изменение организационной культуры / Пер. с англ. Под ред. И.В. Андреевой. – СПб: Питер, 2004. – 320с.
    5. Пригожин А.А. Проблемы синергии организационных культур в российско-американских совместных предприятиях // Менеджмент № 1, 1998 – с. 60-77.
    6. Спивак В.А. Корпоративная культура.- Питер, 2003.- 352 с.
    7. Смит Д. Организационная культура и управление. – М.: Высшая школа, 1992
    8. Смолкин А.М. Менеджмент: основы организации. Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2006.
    9. Управление персоналом на производстве: Учебное пособие для вузов / под ред. Н.И. Шаталовой, Н.М. Бурносова – М.: Юнити 2003. – 381с.
    10. Удальцева М.В. Социология управления. – М.; Новосибирск, 2002. – с. 40-44.
    11. Чаплина А.Н. Культура организации:  Учебное пособие. - Красноярск: Красноярский коммерческий институт, 2005.
    12. Шейн Э. Организационная культура и лидерство. –  С-Пб.: Питер, 2002, с. 14
    13. Данилов П. Место и роль организационной культуры // http://www.emsi.ru
    14. Занковский А.Н. Организационная культура // http://www.socioego.ru/teoriya/

Информация о работе Анализ организационной культуры ОАО «Руснефть»