Анализ отрасли и конкурентной ситуации на рынке корпоративных телекоммуникационных услуг г. Москвы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 14:09, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время приоритетной является точка зрения о том, что для того, чтобы выжить и развиваться в современных условиях любая организация должна не только приспосабливаться к внешней среде путем адаптации своей внутренней структуры и поведения на рынке, но и активно формировать внешние условия своей деятельности, постоянно выявляя во внешней среде угрозы и потенциальные возможности. Это положение легло в основу стратегического управления, используемого передовыми фирмами в условиях высокой неопределенности внешней среды.

Содержание работы

Введение.
Постановка задачи.
Анализ внешней среды организации.
Внешняя микросреда (среда прямого воздействия).
Внешняя макросреда (среда косвенного воздействия).
Оценка ключевых факторов внешней среды корпоративного рынка связи города Москвы.
Основные экономические характеристики отрасли.
Формы и интенсивность конкуренции.
Изучение конкурентов на рынке корпоративных телекоммуникационных услуг г. Москвы.
Определение степени конкуренции в отрасли на основании модели М. Портера.
Общая привлекательность отрасли и перспективы прибыльности.
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа. Черниевский А. О..docx

— 311.96 Кб (Скачать файл)

Потребители

Известный специалист по управлению Питер Ф. Друкер, говоря о цели организации, выделял, по его  мнению, единственную подлинную цель бизнеса – создание потребителя. Под этим понимается следующее: само выживание и оправдание существования  организации зависит от ее способности  находить потребителя результатов  ее деятельности и удовлетворять  его запросы. Значение потребителей для бизнеса очевидно. Все многообразие внешних факторов находит отражение  в потребителе и через него влияет на организацию, ее цели и стратегию. Необходимость удовлетворения потребностей покупателей влияет на взаимодействия организации с поставщиками материалов и трудовых ресурсов. Многие организации  ориентируют свои структуры на крупные  группы потребителей, от которых они  в наибольшей мере зависят. Важное значение приобретают в современных условиях и различные ассоциации и объединения  потребителей, оказывающих влияние  не только на спрос, но и на имидж  фирм. Необходимо учитывать факторы, влияющие на поведение потребителей, на их спрос.

Конкуренты

Влияние на организацию  такого фактора как конкуренция  невозможно оспаривать. Руководство  каждого предприятия четко понимает, что если не удовлетворять нужды  потребителей так же эффективно, как  это делают конкуренты, предприятию  долго не продержаться на плаву. Во многих случаях не потребители, а  как раз конкуренты определяют, какого рода результаты деятельности можно  продать и какую цену можно  запросить. Недооценка конкурентов  и переоценка рынков приводят даже крупнейшие компании к значительным потерям и к кризисам. Важно  понимать, что потребители — не единственный объект соперничества  организаций. Последние могут также  вести конкурентную борьбу за трудовые ресурсы, материалы, капитал и право  использовать определенные технические  нововведения. От реакции на конкуренцию  зависят такие внутренние факторы, как условия работы, оплата труда  и характер отношений руководителей  с подчиненными. Вместе с тем, нужно  отметить, что конкуренция иногда толкает фирмы и на создание между  ними соглашений различных типов  от раздела рынка до кооперации между  конкурентами.

 

Трудовые ресурсы

Влияние на организацию  имеют уровень образования, квалификация и этика, личные качества (самостоятельность, ответственность за выполняемую  работу) персонала. Выделяют самостоятельный  вид профессиональных специалистов-менеджеров – управляющих персоналом – главной  целью которых, является повышение  производственной, творческой отдачи и активности персонала; ориентация на сокращение численности производственных и управленческих работников; разработка и реализация политики подбора и  расстановки персонала; выработка  правил приема и увольнения персонала; решение вопросов, связанных с  обучением и повышением квалификации.  

 

 

2.2 Внешняя макросреда (среда косвенного воздействия).

Внешняя среда  организации косвенного воздействия  – это политические факторы, факторы  демографического,  природного, научно-технического характера, социокультурные факторы, состояние экономики, международные события и другие факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на операции, но, тем не менее, сказываются на них.

Факторы среды  косвенного воздействия или общее  внешнее окружение обычно не влияют на организацию также заметно, как  факторы среды прямого воздействия. Однако, руководству необходимо учитывать  их. Среда косвенного воздействия  обычно сложнее, чем среда прямого  воздействия. Поэтому при ее исследовании обычно опираются, прежде всего, на прогнозы.

Рассмотрим некоторые  из них:

Технология

Технология - это  совокупность средств, процессов, операций, с помощью которых входящие в  производство элементы преобразуются  в выходящие.

Технология является одновременно внутренней переменной и  внешним фактором большого значения. В качестве внешнего фактора она  отражает уровень научно-технического развития, который воздействует на организацию, например, в областях автоматизации, информатизации и др. Технологические  нововведения влияют на эффективность, с которой продукты можно изготавливать  и продавать, на скорость устаревания  продукта, на то, как можно собирать, хранить и распределять информацию, а также на то, какого рода услуги и новые продукты ожидают потребители  от организации. Чтобы сохранить  конкурентоспособность, каждая организация  вынуждена использовать достижения научно-технического прогресса, по крайней  мере те, от которых зависит эффективность  ее деятельности.

Технология выражается ускорением НТП; ростом ассигнований на НИР и ОКР; технологическим развитием  отрасли и др.

Состояние экономики

Состояние экономики  влияет на стоимость всех ввозимых ресурсов и способность всех потребителей покупать определенные товары и услуги;

Руководство должно уметь оценивать, как скажутся на операциях организации общие  изменения состояния экономики. Состояние мировой экономики  влияет на стоимость всех вводимых ресурсов и способность потребителей покупать определенные товары и услуги. Если, например, прогнозируется инфляция, руководство может счесть желательным  увеличение запасов поставляемых организации  ресурсов и провести с рабочими переговоры о фиксированной оплате труда  с тем, чтобы сдержать рост издержек в скором будущем. Оно может также  решить сделать займ, поскольку при  наступлении сроков платежей деньги будут стоить дешевле и тем  самым будут частично скомпенсированы  потери от выплаты процентов. Если же прогнозируется экономический спад, организация может предпочесть  путь уменьшения запасов готовой  продукции, поскольку могут появиться  трудности ее сбыта, сократить часть  работников или отложить до лучших времен планы расширения производства.

Важно понимать, что то или иное конкретное изменение  состояния экономики может оказать  положительное воздействие на одни и отрицательное на другие организации. К примеру, если при экономическом  спаде магазины розничной торговли могут серьезно пострадать в целом, то магазины, расположенные, например, в богатых пригородах, вообще ничего не почувствуют.

Экономическая обстановка характеризуется состоянием общей  деловой активности (снижением, стагнацией, подъемом, стабильностью); инфляцией, дефляцией; политикой цен; кредитно-денежной политикой  и др.

Социокультурные факторы

Социокультурные факторы - установки, жизненные ценности и традиции, влияющие на организацию.

Любая организация  функционирует, по меньшей мере, в  одной культурной среде. Поэтому  социокультурные факторы, в числе  которых преобладают установки, жизненные ценности и традиции, влияют на организацию.

Социально-культурные факторы влияют на формирование спроса населения, на трудовые отношения, уровень  заработной платы и на условия  труда. К этим факторам относится  и демографическое состояние  общества. Важное значение имеют и  отношения организации с местным  населением, где она функционирует. В связи с этим выделяют также  в качестве фактора социально-культурного  окружения — независимые средства массовой информации, которые могут  формировать имидж фирмы и  ее товаров и услуг.

Социокультурные факторы влияют также на продукцию  или услуги, являющуюся результатом  деятельности компании. От социокультурных  факторов зависят и способы ведения  своих дел организациями.

Можно привести следующие социальные факторы: глубина  расслоения общества; уровень доходов; уровень безработицы; социальная защита; покупательная способность и  др., а так же демографические  факторы: изменение народонаселения (старение общества, снижение рождаемости); возрастной состав населения; миграция населения; род занятий; образование.

 

Политические  факторы

Некоторые аспекты  политической обстановки представляют для руководителей организации  особое значение. Один из них — настроения администрации, законодательных органов  и судов в отношении бизнеса. Большое значение для компаний, ведущих  операции или имеющих рынки с  в других странах, имеет фактор политической стабильности.

Политическая  обстановка оценивается с точки  зрения стабильности или нестабильности. Сюда же можно отнести законодательные факторы той страны, в которой действует предприятие: налоги; правовая защита предпринимательской деятельности (законодательство: антимонопольное, о недобросовестной рекламе, антидемпинговое и другие); защита прав потребителей; законодательство по безопасности и качеству товаров; законодательство по охране труда и технике безопасности; законодательство по охране окружающей среды и т.д.

Фирма не имеет  возможности влиять на внешнюю среду  и для эффективной деятельности должна приспосабливаться к ней, неустанно следить за ее изменениями, прогнозировать и своевременно реагировать.

Из сказанного выше видно, что деятельности основных сфер фирмы переплетены и зависят  друг от друга и от внешней среды. Таким образом, можно говорить о  том, что управление фирмой определяется двумя факторами:

    • Особенностью производственного процесса;
    • Характером внешней среды.

Современная тенденция  состоит во все увеличивающемся  значении второго фактора, который  становится определяющим. 

 

 

3. Оценка ключевых факторов внешней среды корпоративного рынка связи города Москвы.

Стратегические  решения связаны скорее с внешними, чем с внутренними проблемами компании. На стратегические решения могут сказываться как факторы «ближнего», так и «дальнего окружения компании».  
Поэтому, внешний анализ, помимо оценки рыночной конъюнктуры, должен охватывать такие сферы, как экономика, политика, технология, международное положение и социально-культурное поведение («дальнее окружение»), т. е. проводиться в соответствии с моделью GETS, что означает четыре группы внешних сил давления:

  • government — правительство;
  • economy — экономика;
  • technology — технология;
  • society — общество.

Анализ проводится в контексте выявления возможностей и угроз «дальнего окружения», факторы которого оцениваются в  плоскости: влияние на компанию —  вероятность их реализации. 
Исследование деятельности компании в контексте внешней среды предполагает также анализ общей ситуации и конкурентных условий отрасли («ближнее окружение»). Цель такого анализа — оценка семи ключевых факторов внешней среды:

 

3.1 Основные экономические характеристики  отрасли.

 

Начнем анализ общей ситуации и конкуренции  в отрасли с изучения основных экономических характеристик.

Основные экономические  характеристики телекоммуникационной отрасли г. Москвы:

  • Размеры рынка. Согласно данным, которые приводит компания «Директ Инфо» (сведения по крупным и средним операторам связи без учета малого предпринимательства), общий объем рынка связи Москвы составил в 2009 году 449,2 млрд рублей и вырос по сравнению с 2008 годом на 6,4 % (в 2008 году рост составил 18,7 %). Выручка операторов от оказания услуг организациям составила 259,9 млрд рублей, показав прирост на 6,2 %. На столицы приходится 34 % всего рынка РФ.

 

  • Масштаб конкуренции. Региональный. В данной курсовой работе рассматривается рынок телекоммуникационных услуг города Москвы. Большинство операторов связи действуют в пределах города Москвы и московской области. Сильно так же конкурентное влияние со стороны национальных операторов связи, таких как Ростелеком, Вымпелком, Мобильные телесистемы и пр., но деятельность национальных и транснациональных операторов связи будет рассматриваться лишь в пределах города Москвы.

 

  • Темп роста рынка. Исследование «Директ Инфо» показало, что в условиях кризиса значительное число компаний сократили свои затраты на услуги связи. В среднем каждая пятая компания сократила расходы на Интернет за счет перехода на более дешевые тарифные планы (56 % от сокративших расходы на данную услугу) или перехода на другую технологию организации доступа в сеть (36 %). Компании меньше тратили на местные звонки за счет частичного отказа от мобильной связи в пользу фиксированной или перехода на более дешевые тарифные планы. Активно сокращались и затраты на междугороднюю связь за счет использования IP-технологии (51 % от сокративших расходы), смены тарифного плана (38 %) или перехода к другому оператору (22 %). В качестве основных тенденций развития корпоративного рынка связи Москвы в 2009 году «Директ Инфо» отмечает рост рынка передачи данных и Интернет за счет увеличения проникновения услуг у организаций и государственных программ в области информатизации, сокращение выручки операторов от корпоративных клиентов в сегменте междугородной и международной связи, рост рынка беспроводного Интернета и частичное замещение этой технологией фиксированного Интернета, а также оптимизацию затрат предприятий на услуги связи. Число предприятий, которые из-за кризиса отказались от тех или иных телекоммуникационных услуг, в частности от доступа в Интернет, является незначительным, сообщает «Директ Инфо».

 

Другие аналитические  агентства также отмечают снижение темпов роста рынка и подтверждают указанные выше тренды. «В целом  по итогам прошедшего года рынок связи  продемонстрировал снижение на уровне 8 %. В сегменте корпоративной связи  сокращение потребления услуг оказалось  более существенным, что обусловлено, главным образом, закрытием кредитных  рынков и резким спадом в темпах развития экономики. По нашим оценкам, снижение объемов потребления услуг  связи со стороны бизнес-структур составило не менее 10-12 % к уровню 2008 года, – говорит аналитик ИК «Финам»  Татьяна Менькова. – Прежде всего, по итогам прошедшего года следует  отметить рост спроса со стороны корпоративного сегмента на услуги IP-телефонии, доход  от предоставления которых, в отличие  от других сегментов, увеличился. По остальным  сегментам мы наблюдаем спад, связанный, главным образом, с тем, что выручки  компаний в условиях кризиса сократились, что потребовало оптимизации  затрат, в том числе на связь».

Информация о работе Анализ отрасли и конкурентной ситуации на рынке корпоративных телекоммуникационных услуг г. Москвы