Анализ проблем маркетинга и разработка управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 15:06, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена тем, что принятие решений является неотъемлемой частью процесса управления, центром, вокруг которого вращается жизнь организации. Многолетний опыт принятия решений сводился лишь к интуитивному полаганию руководителя на свой опыт. Но ответственность за принятие организационных решений велика, ведь от индивидуального решения в организации может зависеть судьба самой организации и отдельных ее членов. Поэтому руководитель в сегодняшнем сложном и быстро меняющемся мире не может принимать непродуманных решений.

Файлы: 1 файл

Анализ проблем маркетинга и разработка управленческих решений чист.doc

— 195.00 Кб (Скачать файл)

Все решения необходимо представлять в сопоставимой форме. Желательно, чтобы это была та же форма, в которой выражена цель. Для  успешной реализации управленческого решения необходимо также выполнить следующие условия:

- обеспечить достаточную мотивацию исполнителей;

- предотвратить возможность возникновения искажений в понимании исполнителями принятого решения и, как следствие, риска ущерба.

Важный момент в оценке решений — определение вероятности осуществления каждого из них в соответствии с намерениями. Руководитель включает вероятность в оценку, принимая во внимание степень неопределенности или риска. Важнейшие аспекты проблемы принятия решений в условиях неопределенности и риска будут рассмотрены на дальнейших занятиях.

Этап 5. Выбор альтернативы

Если предыдущие этапы  разработки управленческих решений  выполнены тщательно, альтернативные решения взвешены и оценены, то руководитель выбирает альтернативу с наиболее благоприятными оценками и последствиями. Нередко в случае решения сложных проблем приходится идти на компромиссы.

К сожалению, не всегда удается  найти оптимальное решение из-за нехватки времени, невозможности учесть всю необходимую информацию и все альтернативы, поэтому руководитель выбирает то решение, которое, очевидно, наиболее приемлемо, при этом не обязательно, что оно наилучшее из возможных.

Этап 6. Реализация решений

Реальная ценность решения  становится очевидной только после  его осуществления. Для успешного разрешения проблемы с помощью выбранной альтернативы необходимо в процессе реализации решения эффективно организовать и мотивировать исполнителей.

Этап 7. Обратная связь (контроль выполнения решения)

После того как решение  начало действовать, необходимо установить обратную связь для контроля и обеспечения соответствия фактических результатов тем, что планировались в период принятия решения. На этой фазе происходит измерение и оценка последствий решения или сопоставление фактических результатов с теми, которые руководитель надеялся получить. Обратная связь — это поступление информации о том, что происходило до, в процессе и после реализации решения. Она позволяет руководителю скорректировать действия, не допустив значительного ущерба.

В каждой организации  практика разработки и принятия управленческих решений имеет свои особенности, обусловленные характером и спецификой деятельности, ее структурой, действующей  системой коммуникаций, внутренней культурой. Однако общее, характерное для любого процесса принятия решений, заложено в основу технологии разработки и принятия решений, используемой в любой организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3 Методы разработки и принятия управленческих решений

3.1 Методы, применяемые на  этапе диагностики проблемы и формулировки критериев и ограничений

На этапе диагностики  проблемы и формулировки критериев и ограничений применяются:

- Метод ситуационного анализа;

- Метод моделирования

Метод ситуационного  анализа оказывает помощь в проведении анализа ситуации, установлении факторов, оказывающих влияние на развитие ситуации.

Ситуационный анализ-это  комплексные технологии подготовки, принятия и реализации управленческого  решения, в основе которых лежит  анализ отдельно взятой управленческой ситуации.

Ситуация-это сочетание внутренних и внешних факторов, обстоятельств, условий, действующих сил, требующее принятия соответствующих стратегических и тактических решений, определяющих деятельность организации, а также обеспечивающих предупреждение кризисных явлений.

Подготовка к ситуационному анализу. Подготовку начинают с чёткого определения ситуации принятия решения.

Правильно поставленная задача – это половина успеха, поэтому  все специалисты, приглашённые к  участию в проведении ситуационного  анализа, однозначно и одинаково понимали цели проводимого анализа и стоящие перед ними задачи.

Чтобы обеспечить проведение ситуационного анализа в соответствии с современными технологиями, создаётся  специальная аналитическая группа.

Одна из основных задач  аналитической группы – чёткое определение и постановка задачи ситуационного анализа для специалистов, приглашённых к участию в его проведении. При этом должны быть чётко сформулированы цели анализа ситуации, цели подготовки альтернативных вариантов и выработки рекомендаций для принятия стратегических и тактических управленческих решений.

Определение целей и  постановка задачи ситуационного анализа  осуществляются аналитической группой  совместно с лицом, принимающим  решение (ЛПР).

Далее, производится подбор экспертов первого и второго  уровней, формирование экспертных комиссий.

Осуществляется подготовка информации о ситуации, внутренних и внешних факторах, смежных проблемах, влияющих на развитие ситуации.

Производится содержательное описание ситуации в виде аналитической  справки.

Анализ информации. Анализ поступившей информации о ситуации принятия решения начинается с поиска возможных аналогов. Информация об аналогах представлена в виде некоторого числа эталонных ситуаций.

Эталонная ситуация характерна тем, что о ней достаточно много  известно, в частности то, какие  решения принимались, каковы были результаты и какие решения привели к поставленной цели.

Если ситуация попадает в разряд эталонных, то уже известно как надо действовать. Если ситуация такова, что близких эталонных  ситуаций нет, то вся информация вместе с информацией об имевших ранее аналогичных не эталонных ситуациях передаётся аналитиками экспертной группе.

В результате работы подготавливается аналитический обзор для участников коллективной экспертизы по выработке  стратегических и тактических решений.

Разделы обзора:

- Стратегические и тактические решения, принимаемые раньше в анализируемой ситуации и аналогичные ей;

- Механизмы выполнения соответствующих решений;

- Контроль за исполнением решений;

- Сопровождение хода их реализации;

- Эффективность принятых ранее решений;

- Эффективность их выполнения;

В дальнейшем эта информация учитывается на всех этапах выработки  стратегических и тактических решений.

Анализ ситуации. Одна из основных задач этого этапа – проведение анализа ключевых профильных проблем ситуации, включая оценку:

- слабых и сильных сторон

- опасностей и рисков

- перспектив развития ситуации в рамках рассматриваемых проблем.

Результат такого анализа  – более чёткое представление  проблем, возникающих в связи  со сложившейся ситуацией.

Задача анализа ситуации считается выполненной, если в результате его, ЛПР получает чёткое, достаточно полное представление о ситуации, необходимое для принятия важных управленческих решений.

Завершает этап анализа  ситуации оценка устойчивости ситуации к возможным изменениям внешней и внутренней среды, к наиболее вероятным изменениям показателей, характеризующих динамику развития ситуации.

Разработка сценариев  возможного развития ситуации. Разработка сценариев начинается с содержательного описания и определения перечня наиболее вероятных сценариев развития ситуации.

Очень часто здесь  используется метод Мозговой Атаки. Определение перечня наиболее вероятных сценариев развития ситуации формирует основную направленность аналитической работы. Наиболее распространённые формы сценариев предполагают формирование перечня основных факторов, влияющих на развитие ситуации.

По полученным результатам  проводится экспертиза с целью выявления  основных опасностей и рисков, сильных  сторон и перспектив развития ситуации.

Данный этап завершается оценкой ожидаемой устойчивости ситуации для разработанных альтернативных сценариев её развития.

Оценка ситуации. После того, как определены наиболее вероятные сценарии возможного развития ситуации, выявлены основные опасности и риски, сильные стороны и перспективы, экспертами даётся оценка с точки зрения возможности достижения целей, стоящих перед организацией.

Параллельно с оценкой  наиболее вероятных сценариев развития ситуации на этом этапе предполагается генерирование предложений для  выработки альтернативных вариантов стратегических и тактических решений в анализируемой ситуации.

Обработка данных и оценка результатов экспертизы. Перечислим наиболее важные случаи, когда необходима обработка данных для определения результатов коллективных экспертных оценок:

- Структуризация информации;

- Отбраковка и систематизация информации;

- Формирование оценочной системы;

- Разработка экспертных прогнозов ситуации;

- Разработка альтернативных сценариев развития ситуации;

- Генерирование альтернативных вариантов стратегических и тактических решений;

Сравнительная оценка альтернативных вариантов стратегических и тактических  решений. Полученные при обработке данных результаты, а также результаты оценки проведённых экспертиз используются при подготовке материалов для лица, принимающего решения (ЛПР), о проведённом ситуационном анализе.

Подготовка аналитических  материалов по результатам ситуационного  анализа. Это заключительный этап. В нём подводится итог всей проделанной работы. Основная задача этого этапа заключается в подготовке аналитических материалов, содержащих рекомендации по различным направлениям, а именно:

- Принятию стратегических и тактических решений в анализируемой ситуации;

- Механизмов их выполнения;

- Контролю за исполнением решений;

- Сопровождению хода реализации принимаемых решений;

- Анализу результатов, включающему оценку эффективности принятых решений и их выполнения.

 

3.2 Методы, применяемые  на этапе определения альтернатив

На этом этапе необходимо выявить все возможные варианты решения проблемы, сформировать так называемое «поле альтернатив».

На уровне решения  государственных проблем так  и поступают.

На более низких уровнях  практика показывает, что руководители не располагают достаточными знаниями или временем, чтобы сформулировать и оценить каждую альтернативу, поэтому они, как правило, ограничивают число вариантов сравнения несколькими альтернативами, которые представляются наиболее подходящими.

С этой целью применяются  следующие методы генерации альтернатив:

- Метод «Мозговой атаки»

- Морфологический анализ

- Методы ассоциаций и аналогий.

- Методы контрольных вопросов и коллективного блокнота

- Метод матриц открытия

- Синектику

Метод мозговой атаки  при генерации альтернатив. В основе метода мозговой атаки лежит психологический эффект интеллектуального взрыва.

Группе в 5-8 человек  предлагается каждому высказать  идеи и предложения по решению  поставленной задачи. В результате получается N идей. Если группа будет  высказываться по поставленной задаче коллективно, то получится N * K идей. Во время сеанса мозговой атаки происходит цепная реакция, при которой одна идея порождает несколько других идей, что приводит к интеллектуальному взрыву.

Метод мозговой атаки  предназначен для активизации поиска различных вариантов решений  и выбора из них наилучшего. Он широко применяется в управленческой практике с целью получения максимального количества оригинальных идей за короткий промежуток времени. 30-40 минут.

При мозговой атаке группа делится на генераторов и критиков. Генераторы высказывают как можно больше идей, а критики эти идеи оценивают. Все высказанные идеи записываются на бумагу или на аудионоситель.

Правила проведения мозговой атаки:

- Краткость изложения идеи (менее 1 минуты)

- Отсутствие на 1 этапе критики высказывания предложений ;

- Возможность развития идеи, высказанной ранее;

- Возможность записи идей на аудионоситель.

Морфологический анализ. Данный метод, разработанный в 1942 г. американским астрофизиком Цвики, используется в целях расширения области поиска вариантов решения проблемы. Он предполагает углубленную классификацию объектов и позволяет на основе построения модели (двух- или трехмерной матрицы) получать новые решения, составляя комбинации элементов морфологической модели (матрицы). Основные этапы анализа:

- определение характеристик объекта или задач;

- определение разновидностей реализации задач;

- формирование морфологической модели в виде матрицы, где по вертикали отражается совокупность всех задач, которые необходимо решить для достижения поставленной цели. По горизонтали для каждой задачи дается вариант (один или несколько) решения;

- получение комбинаций элементов матрицы, причем каждое новое решение представляет собой сочетание элементов, взятых по одному из каждой строки матрицы;

Информация о работе Анализ проблем маркетинга и разработка управленческих решений