Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 07:24, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является раскрыть теоретические аспекты выбранной мною темы и рассмотреть проблемы, возникающие на пути внедрения концепции бережливого производства в промышленных компаниях, в частности на предприятии ОАО «НАЗ «Сокол».
Решаемые задачи:
1)Раскрыть понятие концепции бережливого производства, её принципы и инструменты.
2)Проанализировать проблемы, возникающие у компаний при внедрении данной концепции.
3) Рассмотреть особенности внедрения концепции бережливого производства на предприятии ОАО «НАЗ «Сокол». Проанализировать проблемы, с которыми столкнулось рассматриваемое предприятие.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНЦЕПЦИИ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА 5
1.1 Понятие концепции бережливого производства. Классификация потерь 5
1.2 Базовые принципы концепции «Lean production» 8
1.3 Инструменты «Lean production» 10
1.4 Алгоритм внедрения концепции «Lean production» 14
1.5 Проблемы, возникающие при внедрении концепции
«Lean production» 15
2.АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ВНЕДРЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ «БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО» НА ПРЕДПРИЯТИИ 18
2.1 Анализ проблем, возникающих на российских предприятиях при внедрении lean-технологий 18
2.2 Реализация концепции бережливого производства на предприятии ОАО «НАЗ «Сокол». Анализ проблем, с которыми столкнулось предприятие. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНЦЕПЦИИ
БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА
1.1 Понятие концепции
бережливого производства.
Классификация потерь
1.2 Базовые принципы
концепции «Lean production»
1.3 Инструменты «Lean production»
1.4 Алгоритм внедрения
концепции «Lean production»
1.5 Проблемы, возникающие при внедрении концепции
«Lean production»
2.АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ВНЕДРЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ «БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО» НА ПРЕДПРИЯТИИ 18
2.1 Анализ проблем,
возникающих на российских
2.2 Реализация концепции
бережливого производства на
предприятии ОАО «НАЗ «Сокол». Анализ
проблем, с которыми столкнулось предприятие.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Тема моей курсовой работы формулируется следующим образом: «Анализ проблем внедрения технологии «Бережливое производство» в компании».
В условиях перехода к постиндустриальной экономике и интеграции России в международное экономическое пространство происходит ужесточение конкурентной борьбы, поэтому, чтобы утвердиться на международном рынке, российским компаниям следует кардинально поменять концепцию своего развития. Одной из ключевых проблем российских предприятий сегодня является низкая рентабельность, неэффективность процессов, низкий уровень организации производства, отсюда получается высокая себестоимость продукции и высокая цена, что осложняет конкуренцию с мировыми товаропроизводителями.
Анализируя причины низкой конкурентоспособности российских предприятий, можно сказать, что главная проблема России – неорганизованность. Именно она приносит 80% потерь. А чем выше потери, тем выше цена производимого товара, а, следовательно, он становится менее конкурентным. Конкурентное преимущество может быть обеспечено только высоким качеством и низкими издержками. Качество – это объект инвестиций, причем, прежде всего, внутренних.
Одним из методов совершенствования производства является реализация концепции бережливого производства – системы и философского подхода, разработанного компанией «Тойота» еще в середине 20-го века. Концепция lean production сегодня признается одним из прорывных подходов к менеджменту и управлению качеством. Как показало время, фирмы, вставшие на путь бережливого производства, способны примерно вдвое увеличить производительность труда, во столько же раз сократить производственные площади и уменьшить запасы.
В первой главе рассмотрим более подробно концепцию бережливого производства, её принципы и инструменты, а также проанализируем проблемы, с которыми предприятие может столкнуться при внедрении данной концепции на практике, по мнению Майкла Вэйдера, президента компании Leadership Excellence International (США).
Вторая глава моей курсовой работы посвящена анализу проблем, которые могут возникнуть при внедрении концепции бережливого производства на промышленных российских предприятиях. Более подробно рассмотрим внедрение концепции бережливого производства на предприятии ОАО «НАЗ «Сокол» и проанализируем проблемы с которым столкнулось предприятие при реализации данной программы. Сферой деятельности исследуемой организации является: серийное производство военных и гражданских самолётов, модернизация и ремонт.
Целью моей курсовой работы является раскрыть теоретические аспекты выбранной мною темы и рассмотреть проблемы, возникающие на пути внедрения концепции бережливого производства в промышленных компаниях, в частности на предприятии ОАО «НАЗ «Сокол».
Решаемые задачи:
1)Раскрыть понятие концепции бережливого производства, её принципы и инструменты.
2)Проанализировать проблемы, возникающие у компаний при внедрении данной концепции.
3) Рассмотреть особенности внедрения концепции бережливого производства на предприятии ОАО «НАЗ «Сокол». Проанализировать проблемы, с которыми столкнулось рассматриваемое предприятие.
При исследовании мною были использованы следующие методы:
1) Изучение и анализ научной литературы
2) Статистический метод
3)Личные наблюдения
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНЦЕПЦИИ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА
Бережливое производство (lean production, lean manufacturing - англ. lean - постный, без жира, стройный; в России более популярен перевод «бережливое») - концепция менеджмента, сфокусированная на оптимизации бизнес-процессов с максимальной ориентацией на рынок и с учётом мотивации каждого работника.
Целями такого производства являются:
Бережливое производство опирается на систему организации производства, разработанную японским автомобильным гигантом - фирмой Toyota (Тойота) - Производственную систему Тойоты. Все методы и инструменты бережливого производства разработаны компанией Toyota. Как первоисточник технологий бережливого производства компанию Toyota и её производственную систему по праву принято считать эталоном бережливого производства.
Отправная точка бережливого производства - ценность для потребителя. С точки зрения конечного потребителя, продукт (услуга) приобретает действительную ценность только в то время, когда происходит непосредственная обработка, изготовление. Компания должна понять, какую ценность она предлагает своим клиентам реальным и потенциальным, для чего компания существует, что значит ее существование для различных заинтересованных групп. В глазах заказчика все, что делает компания – это либо создание ценности, либо действие, потребляющее время или ресурсы, но ценность не создающее.[8]
Поэтому, сердцем бережливого производства является процесс устранение потерь, которые по-японски называются словом «муда». Муда – это одно из японских слов, которое означает потери, отходы, то есть любую деятельность, которая потребляет ресурсы, но не создает ценности.
Тайити Оно (1912-1990), отец-основатель Производственной системы Тойоты, а следовательно и бережливого производства установил семь типов потерь:
1. Потери из-за перепроизводства.
Потери перепроизводства появляются, когда организация производит, собирает или выпускает больше, чем это необходимо. Недостатки планирования, большие заделы, большое время переналадки, недостаточно тесный контакт с заказчиками (что мешает пониманию их постоянно изменяющихся требований) приводят к увеличению продолжительности производственных циклов. Организация беспокоится о том, что клиенты могут нуждаться в большем, и в результате страдает от затрат на производство товаров и услуг, которые не удается продать.
2. Потери времени из-за ожидания.
Потери времени на ожидание возникают, когда люди, операции или готовая продукция вынуждены дожидаться дальнейших действий, информации или материалов. Плохое планирование, необязательность поставщиков, проблемы коммуникации и несовершенство управления запасами приводят к простоям, которые стоят времени и денег.
3. Потери при ненужной транспортировке.
Транспортные потери возникают, когда персонал, оборудование, продукция или информация перемещаются чаще или на большие расстояния, чем это действительно необходимо. В ходе многоэтапных процессов материалы и персонал перемещаются от процесса к процессу, которые разделены пространством и/или временем. Вместо того чтобы расположить процессы последовательно или рядом, их часто располагают далеко друг от друга, что требует применения автопогрузчиков, конвейеров или других транспортных устройств для перемещения материалов на следующую операцию. Все эти перемещения не добавляют потребительской ценности производимой продукции.
4.Потери из-за лишних этапов обработки.
Потери от излишней обработки возникают при производстве продукции или услуг с более высокими потребительскими качествами, чем это востребовано покупателем и за которые он согласен платить. Добавление функциональных возможностей, не имеющих ценности в глазах потребителя, не улучшает продукт или процесс. Недостаток информации о том, как потребители используют продукцию или услуги, часто способствует добавлению к ним излишних функциональных возможностей, в которых, по мнению производителя, клиенты нуждаются или желают их.
5. Потери из-за лишних запасов.
Потери, скрывающиеся в излишних запасах, таят в себе множество неприятных проблем качества, таких как переделка и дефекты, проблемы в планировании рабочей силы и/или производства, завышенное время выполнения заказа, проблемы с поставщиками. Содержать чрезмерные запасы, замораживающие капитал и требующие выплаты банковских процентов, слишком дорого. Излишние запасы снижают отдачу от вложений в рабочую силу и сырье.
6. Потери из-за ненужных перемещений.
Потери при перемещениях — это ненужные передвижения персонала, продукции, материалов и оборудования, которые не добавляют ценности процессу. Часто рабочие совершают лишние перемещения со своего участка до цехового склада и обратно, а также ходят вокруг ненужного им оборудования. Такие перемещения можно устранить и за счет этого ускорить процесс. Это одна из наиболее неприятных потерь и для рядового персонала, и для руководства, так как потраченное время и простои лишают эффективности большинство производственных процессов, утяжеляя труд рабочих. Несмотря на то, что большинство производственных процессов изначально разрабатывались с учетом минимизации лишних движений, в основном это один из крупнейших источников потерь, возникающих незаметно и приводящих к сбоям.
7. Потери из-за выпуска дефектной продукции.
Потери из-за дефектов или необходимости переделки возникают, когда нет надежной превентивной системы, включающей методы пока-ёкэ (Рока-Yoke) и встроенной защиты от ошибок. Каждый раз, допустив ошибку при работе с изделием и передав его на следующую операцию процесса или, что еще хуже, покупателю, производитель мирится с переделкой как неотъемлемой частью процесса. Он дважды теряет деньги всякий раз, когда что-то производит, собирает или ремонтирует, в то время как клиент платит за товар или услугу только один раз. [2]
С каждой потерей нужно бороться, стараться исключить ее из процесса. Для этого существуют специальные инструменты и принципы бережливого производства.
Бережливое производство фокусирует внимание на главной составляющей TPS – нацеленности системы на избавлении организации от «ожирения», т.е. от любых непроизводительных затрат в процессе производства. К непроизводительным относятся любые действия и затраты, не связанные напрямую с преобразованием исходных материалов и сырья в конечный продукт, обладающий потребительской ценностью. Бережливым считают производство, в котором любые непроизводительные затраты сведены к минимуму или отсутствуют вовсе, т.е. все ресурсы предприятия используются только для создания потребительской ценности. Именно эту задачу ставила перед собой компания Toyota, совершенствуя свою деятельность и создавая свою производственную систему, основанную на концепции «вытягивания» («pull production»), т.е. производства, основанного на спросе [3].
Все производственные процессы можно подразделить на два основных класса – основанные на вытягивании (спросе) или на проталкивании (предложении). Системы, основанные на вытягивании, представляют собой цепочки поставок продукции, приводимые в движение потребительским спросом (продукция продвигается на основе требований внешних и внутренних потребителей), а системы, основанные на предложении, приводятся в движение производителем, проталкивающим свои товары в соответствии с результатами маркетинга. Когда речь идет о предприятиях, то в процессах, основанных на спросе, каждая последующая операция управляет предыдущими, а в процессах, основанных на предложении, все операции выполняются независимо от того, нужна ли в данный момент продукция предыдущей операции или нет.
Если проанализировать методику бережливого производства, то нетрудно заметить, что она представляет собой удачное решение проблемы ликвидации непроизводительных затрат из всех звеньев цепочки поставок потребителям качественной продукции точно вовремя по минимально возможным ценам. Ниже перечислим базовые принципы бережливого производства [4].
Информация о работе Анализ проблем внедрения технологии "Бережливое производство" в компании