Анализ содержания труда и структуры затрат рабочего времени студента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 15:01, курсовая работа

Описание работы

Целью этой курсовой работы является анализ труда студента и структуры затрат его рабочего времени. В рамках сформулированной цели были определены следующие задачи:
- проанализировать содержание труда студента и структурировать затраты его рабочего времени;
- подготовить рекомендации по улучшению рационального использования рабочего времени.

Содержание работы

1. Введение …………………………………………………………. 3
ЭССЕ………………………………………………………………4
2. Методологическая характеристика проблемы………………… .5
рациональной организации труда менеджера
3. Современное состояние проблем………………………………..8
4. Аналитическая часть:
4.1. Сбор практического материала. Инвентаризация затрат рабочего времени…………………………………………………………..…..11
4.2. Анализ затрат рабочего времени
(обработка собранных данных) ………………………………..17
4.3. Причины, мешающие рациональному использованию
рабочего времени……………………………………………. 35
5. Проектные предложения. Пути улучшения использования
рабочего времени………………………………………………37
6. Заключение……………………………………………………..41
7. Литература……………………………………………………...42

Файлы: 1 файл

Kursovaya_org_truda_personaladr.doc

— 702.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Для анализа использования рабочего времени необходимо воспользоваться классификацией рабочего времени.

Время работы – это период, в течение которого выполняется работа, соответствующая достижению тех или иных целей. Затем время работы должно быть подразделено на время выполнения должностных обязанностей или время работ, включенных в план; время на работу, не предусмотренную должностными обязанностями или время выполнения работ, не включенных в план; и время непроизводительной работы или время на выполнение работ и мероприятий, не нашедших отражение в дереве целей.

Время перерывов охватывает время, когда исследователь не занят какой-либо деятельностью и включает в себя как регламентированные, так и нерегламентированные перерывы.

Регламентированные перерывы – это время на отдых и время на личные надобности. Оно предназначено для поддержания работоспособности и предотвращения утомления. Время перерывов на личные надобности не должно превышать 30 мин в день. Тем не менее обязательная норма перерывов на питание для практикантов равнялась одному часу в день, что и нашло отражение в карте самофотографии рабочего времени.

Для оценки результативности использования рабочего времени можно применить коэффициент экстенсивности, отражающий использование фонда рабочего времени:

КЭ = (Ф – П)/Ф = 1 - П/Ф,

Где  П – регламентированные и нерегламентированные перерывы в работе, (мин);

Ф – фактический фонд рабочего времени (мин).

Таким образом, из таблицы «Структура фактических затрат рабочего времени

Студента» видно, что регламентированные перерывы за весь период наблюдений составляют 630 мин., нерегламентированные перерывы составляют 300 мин., а весь фонд рабочего времени составляет 8160 мин. Тогда:

Кэ = (8160 – 930)/8160 = 1 – 930 / 8160 = 0,89

Далее определим показатели, характеризующие величину потерь рабочего времени по различным причинам:

Коэффициент потерь рабочего времени, зависящих от исследователя, рассчитывается по формуле:

КПР =  ПР/Ф,

где ПР – потери рабочего времени, зависящие от исследователя, (мин).

В данном случае, потери рабочего времени в следствии  составили 255 минут. Тогда: КПР =  255/8160=0,03

Полученное таким образом значение коэффициента потерь рабочего времени зависящее от исследователя говорит о том, что данный вид потерь незначителен и не влияет на исследуемую проблему.

Далее определим показатели, характеризующие величину потерь рабочего времени по различным причинам:

Коэффициент потерь рабочего времени, вызванных причинами, не зависящими от исследователя рассчитывается по формуле:

Кпо =  ПО/Ф, 

где ПО – потери рабочего времени из-за нарушений режима работы, (мин).

В данном случае, из таблицы 3 видно, что нерегламентированные перерывы за весь период наблюдений составили 300 мин., из которых 255 мин. – потери рабочего времени, зависящие от исследователя. Следовательно, потери рабочего времени из-за нарушений режима работы составили 45 мин. Тогда: КПО =  45/8169=0,005

Полученное таким образом значение коэффициента потерь рабочего времени из-за нарушения режима работы не влияет на успешную работу студента.

Коэффициент потерь рабочего времени на регламентные перерывы, рассчитывается по формуле:

                                          Кот=  ОТ/Ф, 

где ОТ – время на отдых и личные надобности, (мин).

В данном случае, из таблицы 3  видно, что регламентированные перерывы за весь период наблюдений составили 630 мин., следовательно, коэффициент потерь составляет

КОТ =  630/8160=0,077

Учитывая, что регламентированные перерывы в работе по принятому нормативу составляют 6% от фонда рабочего времени, максимально возможное значение КЭ может составлять 0,94. Так как значение КЭ ниже этой величины – это указывает на имеющиеся резервы лучшего использования фонда рабочего времени. Полученное значение говорит о не соблюдении режимов труда и отдыха, о повышенной рабочей нагрузке и интенсивности работы.

Для анализа содержания труда и оценки отдельных сторон организации труда следует провести расчет показателей, характеризующих структуру затрат времени по различным признакам его классификации, по соответствию выполненной работы запланированным мероприятиям, по содержанию работы, однородности выполненных работ, характеру деятельности, уровню механизации труда, которые также дают качественную характеристику использования рабочего времени.

Анализ затрат времени на выполнение работ, включенных и не включенных в план (дерево целей), дает материал для совершенствования процедур планирования в будущих периодах.

Уровень затрат времени на выполнение работ, не включенных в план (КНП), определяется делением затрат времени на выполнение данных работ (НП) на все время работы:

КНП = НП/Р = НП/Ф–П

КНП = 2250/8160 =0,3

Коэффициент, характеризующий затраты времени на выполнение работ, включенных в план, находится по формуле:

КВП = 1 – КНП

КВП = 1 – 0,3 = 0,7

В нашем случае коэффициент затрат времени на выполнение работ, не включенных в план, меньше коэффициента временных затрат на плановые работы.

Далее проанализируем затраты времени на выполнение работ, нашедших отражение в дереве целей. В соответствии с принятой классификацией, они распадаются на подготовительно-заключительное время, время оперативной (основной) работы и время обслуживания рабочего места. Определив их величину и удельный вес в общем времени, затраченном на выполнение данной группы работ, мы получили представление о фактической укрупненной структуре затрат по содержанию труда.

        По плану в подготовительно-заключительное время входят: часть времени, занимающая выполнение домашних заданий и поиск необходимой информации, непосредственно связанной с учебным процессом, переодевание, часть времени от сборов, личных разговоров, подъема и отхода ко сну. Выходит, что на подготовительно-заключительное время в нашем случае приходится 1890 минут.

       Во время обслуживания рабочего  места входят такие элементы  затрат как: уход за собой, прием  пищи, а так же частично время  затраченное на подъем и отбой, водные процедуры и сборы. В сумме выходит 1680 минут.

       Следовательно, исходя из этого, время основной работы включает  в себя: присутствие на занятиях  в университете, выполнение домашних  заданий(частично), работа с корреспонденцией, поиск необходимой информации(частично),  подготовка отчетов, справок, телефонные разговоры (служебные), прием посетителей, встречи с друзьями, уход за кошкой. В совокупности основное время составляет 4620минут.

        Нормальный результат процентного  соотношения отведенного на подготовительно-заключительное время и время обслуживания рабочего места  составляет по 2-4% фонда рабочего времени. В нашем же случае это 23% и 21%. Что, очевидно, соответствует нормальному режиму труда.

           Далее,  в процессе анализа необходимо рассчитать показатели, характеризующие структуру занятости студента. Для этого определяется значение коэффициентов, характеризующих удельный вес соответственно творческой (КТ), организационно-административной (КОА), формально-логической (КФЛ) и исполнительской (КИ) работы в затратах времени на основную работу. К организационно-административной работе относятся выполняемые мной служебно-коммуникационные функции: телефонные переговоры, работа с корреспонденцией, подготовка отчетов, справок, прием посетителей .

КТ = Т/О

КОА = ОА/О

КФЛ = ФЛ/О

КИ = И/О,

где Т, ОА, ФЛ и И – затраты времени на выполнение соответственно творческой, организационно-административной, формально-логической и исполнительской работы, (мин); О – время основной работы, (мин).

КТ = (2415+120+300)/4620 = 0,61

Так как я не состою ни в каких институтских организациях, таких как СтудСовет, Луч или КВН, в данном курсовом не присутствует расход времени затраченного на организационно-административной работы:

КОА = 0/3955 = 0

КФЛ = (30)/4620 = 0,006

КИ = (270+90+435+345+375)/4620=0,32

Рассчитав данные коэффициенты, можно сделать вывод о том, что в деятельности студента преобладает творческая работа. Тем не менее, можно говорить о балансе творческой и исполнительской работы. Баланс достигается по двум причинам. Во-первых, потому что обучение дает студенту возможность отстоять свое мнение, проанализировать, отобрать и зафиксировать необходимую и интересную информацию именно для него, а так же найти и выбрать оптимальные решения поставленных перед ним задач. Во-вторых, многие студенты начинают свою профессиональную деятельность  в основном на 2 или 3 курсах, что повышает коэффициент присутствия в его труде исполнительской работы..

Для достижения поставленной главной цели на первый план выходит получение качественного высшего образования, поэтому очевидно, что оно является главной составляющей в структуре затрат времени (29,6%). Но в данной структуре мы можем увидеть функции, которые совершенно не касаются моего дерева целей. По моему мнению, данные функции должны присутствовать для саморазвития и самореализации личности (кино, чтение, встречи с друзьями).

Несоответствия фактического распределения затрат времени на работу и отдельные ее составляющие определяется:

1. Присутствием  внешних факторов (интернет, знакомые в университете).

2.Несовершенствованием  учебного процесса. Невнимательность  студентов к учебе, отвлечение  от важных дел, лень, недосыпание- все это способствует пробелам  в знаниях, а далее - незнание своей  профессии.

Доля времени, приходящаяся на деятельность, направленную на достижение двух важнейших целей (получение высококачественных знаний – 34,3% знаний  и профессиональных навыков 14%), одна из самых высоких по отношению к общему фонду времени. Это свидетельствует о правильной расстановке приоритетов.

Финансовые затраты на всевозможный отдых я считаю наиболее целесообразным и полезным направлением имеющихся ресурсов из всех возможных альтернатив на момент составления карты самофотографии рабочего времени. К тому же на пути к данным целям были в определенной мере достигнуты и другие цели, что умножает полезность данного вида работ в несколько крат.

В институте связь между студентами или между студентом и преподавателем осуществляется в основном личным контактом.. Во время домашних занятий связь поддерживается как по электронной почте, групповой почте и телефону, так и при личном общении. Причем очень важно уметь правильно выбрать инструмент общения. От этого во многом зависит экономия как личного времени, так и времени преподавателя.

Свой рабочий день я стараюсь заранее планировать. Так как при обилии разнообразной работы или обязанностей можно очень легко упустить время, а это самый необходимый ресурс любого человека. В институте влияние на мой распорядок учебного дня косвенно оказывали сотрудники, составляющие расписание, так как именно в зависимости от него я составляла возможный план всего дня. Оставшаяся часть моего времени формировалась из непродолжительных по времени отрезков. Распределение этого времени зависело исключительно от меня. При этом я руководствовалась срочностью и объемом поставленных передо мной задач. Я старалась чередовать разную работу, чтобы предотвратить монотонность; сидячую работу на компьютере перемежала со встречами с друзьями, походами в кино, походами по магазинам. Дадим оценки у каждой выполненной работе по следующим критериям:

● необходимость выполнения работы; (1)

● оправданы ли затраты времени на ее выполнение; (2)

● целесообразность выполнения работы; (3)

● сознательно ли определен временной интервал для выполнения работы (4)

        По данным критериям анализируется  каждая из работ соответствующего  дня периода наблюдений. В процессе  анализа определяется соответствует  ли данная работа критерию  или нет, в зависимости от этого  формулируется ответ "да" или "нет".

 

Понедельник 01.04

Наименование вида работ

Шифр затрат

Необходимость выполнения работы

Оправданы ли затраты времени на ее выполнение

Целесообразность выполнения работы

Сознательно ли определен временной интервал для выполнения работы

Присутствие на занятиях в университете

11

да

да

да

да

Поиск необходимой информации

14

да

да

да

да

Работа с корреспонденцией

43

да

нет

да

нет

Телефонные разговоры

45

да

нет

да

нет

Подготовка отчетов, справок

44

да

да

да

да

Прием посетителей

47

да

нет

да

нет

Прием пищи

50

да

да

да

да

Уход за кошкой

61

да

да

да

да

Потери времени, зависящие от меня

91

нет

нет

нет

нет

Информация о работе Анализ содержания труда и структуры затрат рабочего времени студента