Анализ среды и формулирование миссии организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 08:22, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является теоретическое определение и практическое применение методов разработки стратегии развития предприятия, с использованием современных экономико-математических приемов и методов.

Содержание работы

Введение
Глава 1.теоретические аспекты разработки стратегии развития предприятия
1.1. Понятие и сущность стратегии развития предприятия…….…5
1.2. Этапы разработки стратегических альтернатив……………..10
Глава 2. Анализ среды и формулирование миссии организации....17
2.1 Типы стратегий развития предприятия………………….....26
. Строительная компания ОсОО «ЭкспоСтрой»………….....32

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая1.docx

— 80.64 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Слово «1стратегия» в переводе с греческого языка означает «искусство развертывания войск в бою». В условиях переходной экономики, когда происходит ускоряющийся процесс формирования институтов рынка и рыночных отношений, руководители большинства отечественных фирм осознали необходимость концентрации внимания на выработке долгосрочной стратегии деятельности. Поэтому значение стратегического планирования, позволяющего фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, в нашей стране резко возросло в последние десятилетия.

Все компании в условиях жесткой конкуренции, быстро меняющейся ситуации должны не только концентрировать  внимание на внутреннем состоянии дел  в компании, но и вырабатывать стратегию  долгосрочного выживания, которая  позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении.

В прошлом многие фирмы  могли успешно функционировать, обращая внимание в основном на ежедневную работу, на внутренние проблемы, связанные  с повышением эффективности использования  ресурсов в текущей деятельности. Сейчас же, хотя и не снимается задача рационального использования потенциала в текущей деятельности, исключительно  важным становится осуществление такого управления, которое перспективно обеспечивает адаптацию фирмы к быстро меняющейся окружающей среде.

Если раньше считалось, что  большая фирма имеет лучшие шансы  победить в конкуренции по сравнению  с маленьким предприятием, то теперь все более ясным становится факт, что преимущества в конкурентной борьбе получает более быстрый. Ускорение  изменений в окружающей среде, появление  новых запросов и изменение позиции  потребителя, возрастание конкуренции  за ресурсы, интернационализация бизнеса, появление новых, зачастую совершенно неожиданных возможностей для осуществления  бизнеса, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное распространение  и получение информации, широкая  доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других факторов привели  к резкому возрастанию значения стратегического управления.

Стратегическое управление - это прогнозное управление, направленное на выработку концепции развития, позволяющей добиваться конкурентных преимуществ и выживать в долгосрочной перспективе в условиях жесткой  конкурентной борьбы на внутреннем и  внешних рынках.

Практика бизнеса показала, что не существует стратегии единой для всех компаний, как не существует и единого универсального стратегического управления. Каждая фирма уникальна в своем роде, и процесс выработки стратегии для каждой фирмы уникален, так как он зависит от позиции фирмы на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик производственных факторов и др.

Определение стратегии для  фирмы принципиально зависит  от конкретной ситуации, в которой  находится фирма. Однако существуют некоторые общие подходы к  формулированию стратегии и некоторые  общие рамки, в которые вписываются  стратегии.

В самом общем виде 2стратегия - это генеральное направление действия организации, следование которому в долгосрочной перспективе должно привести ее к цели. Но такое понимание стратегии справедливо только при рассмотрении на верхнем уровне управления организации. Для более низкого уровня в иерархии стратегия верхнего уровня превращается в цель, хотя для более высокого уровня она являлась средством.

Стратегический менеджмент позволяет руководству организаций  и фирм своевременно выявлять всевозможные риски вблизи границ своих интересов  и управлять ими путем рационального  использования ограниченного объема ресурсов.

Эффективно реализованный  стратегический менеджмент в условиях глобализации и интернационализации экономических процессов когда большая часть товаров и услуг стала доступной потребителям любой страны, позволяет организациям и фирмам максимально точно определить запросы целевых групп покупателей, сделать их своими постоянными клиентами.

Таким образом, стратегический менеджмент является эффективным инструментом управления, позволяющим организациям и фирмам выработать и реализовать  долгосрочную стратегию усиления своих  позиций на динамично развивающихся  рынках.

Поэтому тема данной работы — «формирование  стратегии развития предприятия» — является актуальной и значимой.

Целью работы является теоретическое  определение и практическое применение методов разработки стратегии развития предприятия, с использованием современных  экономико-математических приемов  и методов.

Объектом нашего исследования является  строительная компания ОсОО «ЭкспоСтрой», которое занимается строительством многоэтажных жилых объектов, частных коттеджных зданий, общественных, производственных и других видов помещений, так же продажей качественных строй материалов.

Задачи исследования:

- изучить теоретические  аспекты разработки стратегии  развития предприятия;

- проанализировать деятельность  выбранного предприятия —ОсОО «ЭкспоСтрой»;

- изучить экономические показатели его деятельности;

- дать оценку существующей  стратегии развития данного предприятия;

 

Глава1. Теоретические аспекты разработки стратегии развития предприятия

1.1. Понятие и сущность  стратегии развития предприятия

Одной из ключевых составляющих стратегического управления является стратегия. Выбор стратегии и ее реализация составляют основную часть содержания деятельности по стратегическому управлению. В стратегическом управлении стратегия рассматривается как долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и форм ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде [24, с. 67].

Как пишет 3О.С.Виханский [9, с. 56], стратегия — это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям.

Такое понимание стратегии  исключает детерминизм в поведении  организации, так как стратегия, определяя направление в сторону  конечного состояния, оставляет  свободу выбора с учетом изменяющейся ситуации. В данном случае стратегию  в общем виде можно охарактеризовать как выбранное направление, путь дальнейшего поведения в среде, функционирование, в рамках которого должно привести организацию к достижению стоящих перед ней целей.

Если цели организации  определяют то, к чему стремится  организация, что она хочет получить в результате своей деятельности, то стратегия дает ответ на вопрос, каким способом, с помощью каких  действий организация сумеет достичь  своих целей в условиях изменяющегося  и конкурентного окружения.

Необходимость стратегического  управления организациями обусловлена  рядом внешних объективных причинглавными из которых выступают следующие:

- развитие с помощью  Интернета глобальной сети коммуникаций, что ведет к глобализации мировой  экономики и вовлечению национальных  экономик во все более тесные  двусторонние и многосторонние  деловые контакты;

- проникновение на национальные  рынки ТНК (транснациональных  корпораций), МНЕ (международных  корпораций), ФПГ (финансово-промышленных  групп), крупных концернов, что  существенно влияет на деятельность  субъектов хозяйствования; формирование евро регионов и свободных экономических зон, что обусловливает ускорение процессов конкуренции, перемещения всех видов ресурсов, капитала и рабочей силы;

- 4сокращение временных циклов развития научно-технической революции, что ведет к быстрой смене технологий, а значит, появлению угроз, связанных с исчезновением старых сфер бизнеса, товаров, услуг и быстрым ростом запросов и потребностей все большего количества различных социальных групп населения;

- интеллектуализация большинства  сфер человеческой деятельности, когда 60% всех товаров и услуг  в мире являются информационными  и становятся главным ресурсом  организаций, что требует осуществлять  перспективное планирование их  развития с учетом данных реалий;

- перемещение конкуренции  в сферу управления основными  ресурсами организаций, главными  из которых выступают время,  люди, информация, финансы, а значит, необходимость закладывать в  стратегических планах развития  организации их оптимальное соотношение;

- все большая открытость  национальной экономики и ее  ориентация на активное участие  в международном разделении труда,  что обусловливает усиление конкуренции  на внутреннем рынке;

- ухудшение экологической  обстановки и резкое со­кращение  значительного числа естественных  природ­ных ресурсов, что в условиях  ожесточающегося наци­онального  и международного экологического  законо­дательства требует экологизации  производства врам­ках перспективного  планирования деятельности орга­низаций;

- нарастающая общемировая  тенденция трансформации экономики,  производящей товары, к экономике,  производящей услуги, что уже  выражается в домини­ровании среди занятого населения экономически за­нятых стран доли тех, кто трудится в сфере услуг.

Это требует от организации  оперативной выработки адекватной стратегии поведения на динамичном рынке товаров и услуг в  рамках диверсификации (ведения параллельно  нескольких направлений бизнеса) своей  деятельности.

Кроме перечисленных внешних  объективных причин, вынуждающих  организации все большее значение придавать вопросам стратегического  управления, не менее важными являются внутриорганизационные факторы. Наиболее существенное значение среди них имеют следующие:

- примерно 80% всех угроз  для организаций исходит из  внешней среды. Выявить их и  принять необходимые меры по  управлению рисками с целью  их минимизации — задача менеджеров  и всего работающего персонала.  Только они способны адекватно отреагировать на внешние угрозы. Следовательно, стратегия управления людьми в организациях выходит сегодня на первый план;

- 5со значительным отставанием от других стран, но все более быстрыми темпами субъекты хозяйствования национальной экономики переходят к организации модульного принципа организации своей деятельности, когда ключевые процессы — поставка, переработка, управление, маркетинг, сбыт — рассредоточены в пространстве будучи связанными между собой в единое целое современными средствами коммуникаций. Это предполагает необходимость в рамках стратегического управления гибко планировать размещение и развитие своих структурных подразделений и персонала в них;

- переход от узкоспециализированных  операций к органичному синтезу  работ, ориентированных на весь  процесс в целом, требует пересмотра  ключевых бизнес-процессов в организации,  что влечет за собой кардинальные  изменения в структуре технологических  циклов, занятости персонала, его  подготовке и вызывает необходимость  все более частой корректировки  стратегии деятельности организаций;

- потребность в высокой  внутриорганизационной динамике  как адекватной реакции на  быстрые изменения во внешней  среде обусловливает необходимость  разработки стратегии развития  корпоративной куль­туры в качестве  важнейшего условия реализации  всех планов организации.

Стратегическое управление можно рассматривать как динамическую совокупность пяти взаимосвязанных  управленческих процессов. Эти процессы логически вытекают один из другого. Однако существует устойчивая обратная связь и соответственно обратное влияние каждого процесса на остальные  и на всю их совокупность.

Прежде всего при стратегическом планировании проводится изучение среды организации. Стратегическое управление рассматривает окружение как совокупность трех сред: макроокружения, непосредственного окружения и внутренней среды организации. Поэтому анализ среды предполагает изучение этих трех ее составляющих.

Внутренняя среда организации  является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации  функционировать, а следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Но внутренняя среда может также быть и источником проблем и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации.

Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего  потенциала на должном уровне. Организация  находится в состоянии постоянного  обмена с внешней средой, обеспечивая  тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация  не сможет получить нужные ресурсы  из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям.

Задача стратегического  управления состоит в обеспечении  такого взаимодействия организации  со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность  выживать в долгосрочной перспективе .

Информация о работе Анализ среды и формулирование миссии организации