Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 13:52, курсовая работа
Цель дипломного проекта: выявить причины конфликта, проанализировать типы возникших конфликтов и выработать рекомендации по выходу из них.
В соответствии с поставленной целью, в работе решаются следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты управления конфликтными ситуациями;
осуществить анализ природы конфликтов и действующие методы их разрешения в ИП Волков Т.Н.
разработать и обосновать эффективные мероприятия по совершенствованию принятых в ИП Волков Т.Н. методов разрешения конфликтов.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………..….6
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ...............................................................................................10
1.1 Структура и типы конфликтов……………………………………..……….10
1.2 Причины конфликтов……………………………………………….……….19
1.3 Управление конфликтами………………………………………………...…20
1.4 Динамика конфликтов…………………………………………………....….25
2 АНАЛИЗ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В ИП ВОЛКОВ Т.Н. ….….28
2.1 Общая характеристика деятельности и системы управления предприятием ИП Волков Т.Н…………………………………………………………………...28
2.2 Анализ типов конфликтов и методов их разрешения……………………..33
2.3 Исследование мнения персонала о природе имеющихся в организации конфликтов и причин их возникновения………………………………………43
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СНИЖЕНИЮ КОНФЛИКТНОСТИ В ИП ВОЛКОВ Т.Н. …………………………………………….............….…………47
3.1 Снижение конфликтности при принятии управленческих решений….....47
3.2 Разработка и применение должностных инструкций для сотрудников…55
3.3 Снижение конфликтности через разработку правил Корпоративного поведения………………………………………………………………………...60
3.4 Эффективность предложенных мероприятий……………………………..65
Заключение…………………………………………………………………...….69
Список использованных источников и литературы……………………...…...74
Продолжение таблицы 1.1.
5 |
Предмет конфликта |
Реалистичные (предметные) конфликты Нереалистичные (беспредметные) конфликты |
Имеют четкий предмет
Не имеют предмета или имеют предмет, который является жизненно важным для одного или обоих субъектов конфликта |
Существуют четыре основных типа конфликта: внутриличностный, межличностный, конфликт между личностью и группой и межгрупповой конфликт.
Внутриличностный конфликт-это конфликт внутри психического мира личности, представляющий собой противоположности направленных мотивов (потребностей, интересов, ценностей, целей, идеалов) [5, c.279]. Одной из наиболее распространенных форм такого конфликта является ролевой конфликт, когда к одному сотруднику предъявляют противоречивые требования, даются противоречивые задания или требуют взаимоисключающих результатов. Ролевой конфликт зачастую имеет в своей основе перегрузку работника должностными обязанностями или когда производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями (внеплановые командировки и задания на выходные дни и т. п.). Внутриличностный конфликт позволяет человеку отстоять свою позицию, не превращая оппонента в противника. «Я - высказывание» особенно эффективно, когда человек рассержен, недоволен. Оно позволят высказать свое мнение о создавшейся ситуации, выразить принципиальные положения. Такой конфликт полезен, когда человек желает передать что-то другому, но не хочет, чтобы тот воспринял это негативно и перешел в атаку.
Межличностный конфликт является наиболее распространенным, но в различных организационных окружениях проявляется по-разному. Это может быть столкновением личностей с разными чертами характера, взглядами, ценностями или борьба руководителя за ограниченные ресурсы или лидерство [5, c.280]. Межличностные конфликты затрагивают интересы не только конфликтующих, но и тех, с кем они непосредственно связаны либо служебными, либо межличностными отношениями. Например, два маркетолога работают над одной и той же рекламой, но имеют разные точки зрения относительно способа ее подачи. Каждый старается убедить директора принять свою точку зрения. Наряду с хорошо известными стилями конфликтного поведения, к которым относятся приспособление, уклонение, противоборство, сотрудничество и компромисс, следует обратить внимание на принуждение и решение проблемы.
Принуждение означает попытки заставить принять свою точку зрения любой ценой. Стиль принуждения может быть эффективным в ситуациях, где руководитель имеет значительную власть над подчиненными. Недостаток этого стиля заключается в том, что он подавляет инициативу подчиненных, знает большую вероятность того, что не будут учтены какие-то важные факты, поскольку представлена одна точка зрения.
Решение проблемы означает признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения. Тот, кто пользуется таким стилем, не стремится добиться своей цели за счет других, а скорее ищет наилучший вариант преодоления конфликтной ситуации.
Межличностные конфликты охватывают все сферы человеческих отношений. В таблице 1.2 представлены основные сферы межличностных конфликтов с выделением некоторых типов и причин.
Таблица 1.2.
Сфера межличностных отношений
№ |
Сфера |
Типы конфликтов |
Причина |
1 |
Коллектив (организация) |
Руководитель- подчиненный; Между сотрудниками одного ранга; Служебные; |
Организационно-технические: распределение ресурсов; неудовлетворительные коммуникации; различия в целях и т. д. Психологические (социально-психологические): индивидуально- |
Продолжение таблицы 1.2.
Неслужебные. |
психологические особенности;
социально-психологические | ||
2 |
Семья |
Супружеские конфликты; Родители-дети; Супруги – родственники. |
Ограничение свободы, активности
и действий; девитантное поведение
одного или нескольких членов семьи;
наличае противоположных |
3 |
Общество |
Гражданин- Общество; Гражданин- Чиновник и т. д. |
Неразвитость технологий
приема граждан в государственных
учреждениях и в сфере |
Управление межличностными
конфликтами можно
В процессе управления межличностными конфликтами важно учитывать их причины и факторы (см. таблицу 1.3), а также характер межличностных отношений конфликтов до конфликта, их взаимные симпатии и антипатии.
Таблица 1.3.
Причины и факторы межличностных конфликтов по В. Линкольну
№ |
Типы факторов и их основное содержание |
Формы проявления |
1 |
Информационные факторы - неприемлемость информации для одной из сторон |
Неполные и неточные факты; слухи, невольная дезинформация; преждевременная информация, переданная с опозданием; ненадежность источников информации; посторонние факты; неадекватные акценты |
Продолжение таблицы 1.3.
2 |
Поведенческие факторы – неуместность, грубость, бестактность и т.п. |
Стремление к превосходству; проявление агрессивности; эгоизма; нарушение обещаний; непроизвольное нарушение комфортных отношений |
3 |
Факторы отношений - неудовлетворенность от взаимодействия между сторонами |
Дисбаланс в отношениях; несовместимость по ценностям, по интересам, манерам поведения и общения; различие в образовательном уровне; классовые различия, негативный опыт отношений в прошлом; низкий уровень доверия и авторитетности |
4 |
Ценностные факторы - противоположность принципов поведения |
Верования и поведение (предрассудки, предпочтения, приоритеты); приверженность к групповым традициям, ценностям, нормам; религиозные, культурные, политические и другие ценности |
5 |
Структурные факторы - относительно стабильные объективные обстоятельства, которые трудно поддаются изменению |
Власть, система управления; право собственности; нормы поведения, «правила игры» и т. д.; социальная принадлежность |
Конфликт между личностью и группой
Конфликт такого типа характерен для неформальных групп, в случае несовпадения ожиданий индивида с правилами и нормами группового поведения. Он характерен также для производственных групп, когда для производственных задач руководитель начинает применять непопулярные меры административного взаимодействия. Конфликт отличается несколькими особенностями:
Первая особенность связана со структурой конфликта. Субъектом в нем, с одной стороны, выступает личность, а с другой - группа. Стало быть, конфликтное взаимодействие здесь происходит на основе столкновения личностных и групповых мотивов, а образы конфликтной ситуации представлены первым субъектов индивидуальных взглядах и оценках, а вторая - в групповых.
Вторая особенность отражает
специфику причин рассматриваемого
конфликта. А такие причины
Статус - реальное положение личности в системе внутригрупповых отношений, степень ее авторитетности. Статус может быть высоким, средним, низким.
Позиция - официальное, определяемое должностью положение личности в группе.
Внутренняя установка - субъективное восприятие личностью своего статуса в группе.
Роль - нормативно заданный или коллективно одобряемый образец поведения личности в группе.
Групповые нормы - общие правила поведения, которых придерживаются все члены группы.
Третья особенность - находит
свое отражение в формах проявления
данного конфликта. Такими формами
могут быть: применение групповых
санкций; существенное ограничение
или иное полное прекращение неформального
общения членов группы с конфликтующим;
резкая критика в адрес
Межгрупповой конфликт
Такой конфликт характерен
для сложных организационных
структур и возникает, как правило,
из-за несоответствия целей линейных
и функциональных подразделений, разных
критериев оценки результатов труда,
узости специализации и т. п. Среди
неформальных групп такие конфликты
могут возникать по причинам соперничества
личности. Характерным межгрупповым
конфликтом является непрекращающаяся
борьба между профсоюзами и
В процессе управления межгрупповыми конфликтами важно учитывать и некоторые особенности.
Во-первых, необходимо определять специфику межгруппового конфликта по содержанию некоторых его структурных элементов. В частности, при анализе такого конфликта важно учитывать субъективные содержание образа конфликтной ситуации, который носит характер групповых взглядов, мнений, оценок. Характеристика типичного субъективного содержания конфликтной ситуации межгруппового конфликта сводится к трем явлениям:
Во-вторых, специфика межгрупповых конфликтов отражается и в их классификации, которая приводится в таблице 1.4
Таблица 1.4.
Классификация межгрупповых конфликтов
Вариант конфликтов |
Возможные причины |
Руководство организации - персонал |
Неудовлетворенные коммуникации; нарушение правовых норм; невыносимые условия труда; низкая заработная плата и т.п. |
Администрация - профсоюзы |
Нарушение трудового законодательства со стороны администрации; неудовлетворительные условия труда; низкая заработная плата и т.п. |
Конфликт между |
Взаимная зависимость по выполняемым задачам; распределение ресурсов; неудовлетворительные коммуникации; структурная перестройка |
Продолжение таблицы 1.4.
Конфликт между организациями |
Нарушение договорных обязательств: борьба за ресурсы, сферы влияния, рынки сбыта |
Конфликт между микрогруппами внутри коллектива |
Противоположность интересов, ценностей, целей, амбиции лидеров |
Конфликт между неформальными группами в обществе |
Противоположность духовных интересов, ценностей, групповой экстремизм |
Информация о работе Анализ типов конфликтов и методов их разрешения