Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 16:43, курсовая работа
Актуальность темы. На функционирование любого предприятие оказывает влияние набор факторов внешней среды, которые не являются константами, а постоянно меняются во времени. От изменения факторов внешней среды, степени их важности для отрасли и предприятия зависит и уровень эффективности деятельности предприятия.
Само предприятие также характеризуется набором внутренних факторов, составляющих внутреннюю среду предприятия. Так как, предприятие – это открытая система, то любые изменения во внешней среде вызывают необходимость изменений во внутренней среде.
ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ МЕСТНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. На функционирование любого предприятие оказывает влияние набор факторов внешней среды, которые не являются константами, а постоянно меняются во времени. От изменения факторов внешней среды, степени их важности для отрасли и предприятия зависит и уровень эффективности деятельности предприятия.
Само предприятие также характеризуется набором внутренних факторов, составляющих внутреннюю среду предприятия. Так как, предприятие – это открытая система, то любые изменения во внешней среде вызывают необходимость изменений во внутренней среде. Если при изменениях во внешней среде не произвести изменений во внутренней среде, то целевая эффективность деятельности предприятия снизится.
К факторам внешней среды можно отнести нормативно-правовые акты федерального, регионального и муниципального уровня, местных потребителей, поставщиков ресурсов, состояние экономики на федеральном, региональном и местном уровнях, социально-культурные факторы.
К факторам внутренней среды можно отнести следующие: цели предприятия, организационную структуру управления, выполняемые функции или операции, а также технологии выполнения основных функций.
Состояние внешней и внутренней среды характеризуется сильными и слабыми стороны, а также, - возможностями и угрозами, как во внешнем, так и внутреннем аспектах. Оценка сильных и слабых сторон внешней и внутренней среды, её внешних возможностей и угроз называется SТЕР и SWOT - анализом. SТЕР и SWOT - анализ можно проводить как на качественном, так и на количественном уровнях. SТЕР и SWOT - анализ позволяет оценить состояние внешней и внутренней среды организации во всех аспектах.
При существенных изменениях во внешней среде, многие предприятия вынуждены изменять свои стратегические цели, формировать новую стратегию развития. Таким образом, управление предприятием подразумевает воздействие на внутреннюю среду скоррелированное с изменениями во внешней среде.
Таким образом, формирование стратегии предприятии должно основываться на анализе внешней и внутренней среды, то есть, оценке внешнего и внутреннего потенциала, по-другому, на маркетинговом аудите предприятия.
В связи с выше отмеченным, актуальность темы исследования обосновывается важностью анализа и оценки потенциала внешней и внутренней среды предприятия для оценки возможностей и разработки стратегии развития предприятия.
Степень изученности темы. Вопросы анализа внутренней и внешней среды организации довольно подробно исследовались в работах таких ведущих авторов по менеджменту, как В.Р. Веснин, И.Н. Герчикова, П.Ф. Друкер, Дж. Лафта, Э.А. Смирнов, А.А. Томпсон.
Теория организаций освещена в работах А.Р. Поршнева, З.П. Румянцевой, С.И. Князева и др.
Методы принятия управленческих решений освещены в работах П.Ф. Друкера, И.Н. Тренева Б.Г. Литвак и др.
Таким образом, тема дипломного исследования достаточно хорошо изучена, однако, вопросы анализа и особенностей внутренней и внешней среды предприятий строительной отрасли изучены недостаточно, в связи, с чем проблематика исследования довольно актуальна.
Объект исследования – Общество с ограниченной ответственностью «Металлоконструкции», занимающееся производством металлоконструкций для строительства объектов промышленного назначения.
Предмет исследования – процессы влияния факторов внешней и внутренней среды на функционирование предприятия строительной отрасли.
Цель дипломного исследования заключается в анализе и оценке факторов внешней и внутренней среды предприятия для формирования стратегии развития.
Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:
Методология исследования. Методологию исследования составили труды ведущих российских и зарубежных авторов в области менеджмента и маркетинга, а также общенаучные методы: аналитический, системный, структурно-функциональный, частнонаучные: метод ранжирования, количественный метод SWOT-анализа, метод матрицы формирования стратегии развития предприятия.
Информационная база. В исследовании был проанализирован материал отчетов о деятельности отдела кадров, конструкторского, финансового, отделов сбыта и маркетинга. Данные послужили основой для комплексного анализа внешней и внутренней среды предприятия ООО «Металлоконструкции».
Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении на теоретическом уровне факторов внешней и внутренней среды и их взаимосвязей при влиянии на функционирование предприятия.
Научно-практическая значимость связана с возможностью использования опыта исследования и полученных результатов при разработке стратегий развития предприятий строительной отрасли.
В соответствии с задачами была выбрана следующая структура исследования.
Структура дипломного исследования состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Во введении обосновывается актуальность исследования, ставится цель и задачи, в первой главе анализируются теоретические положения внутренней и внешней среды организации, методология их анализа, формирование стратегии развития на основе анализа внешней и внутренней среды предприятия. Во второй главе проводится исследование внешней и внутренней среды предприятия, разрабатывается стратегия развития.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
Внешняя среда предприятия - это конкурентная среда, где организация осуществляет реализацию своего продукта. Состояние такой среды постоянно меняется. В связи с этим основной задачей стратегического управления предприятием является обеспечение ее эффективной адаптации к любым значимым изменениям внешней среды.1
Взаимодействие предприятия с внешней средой отражает модель предприятия как открытой системы (рис. 1).
Рис. 1. Модель предприятия как открытой системы
Как видно из рисунка, внешняя среда предприятия делится на макроокружение и микроокружение (деловую среду).
В качестве основных факторов микроокружения можно выделить следующие:2
Внутренняя среда включает в себя следующие факторы:3
Для того, чтобы предприятие могло достичь поставленных целей, необходимы затраты ресурсов, получаемых из внешней среды.
На наш взгляд, ресурсы являются важнейшей частью внутренней среды предприятия, они оказывают самое непосредственное влияние на эффективность его функционирования.4 Ресурсы предприятия – это наличные или необходимые средства, возможности, ценности, запасы, обеспечивающие стабильную работу предприятия для достижения его основных целей. Предприятие должно располагать следующими основными видами ресурсов:5 человеческими; материальными; энергетическими; финансовыми; информационными; технологическими;
временными.
Задача руководителя в конкретной ситуации - добиться такого соотношения и мобилизации ресурсов, которые привели бы к достижению цели с минимальными затратами.
Запасы ресурсов, которые необходимы для бесперебойной работы предприятия, называются резервами.
С точки зрения стратегии развития под резервами надо понимать возможности повышения эффективности, т.е. потенциала развития организации.
Резервы классифицируются по разным признакам. Выделим 5 основных классификационных признаков с позиции формирования стратегии:6
1. По пространственному признаку:
2. По признаку времени:
3. По способам выявления:
4. По характеру воздействия:
Информация о работе Анализ влияния внешней среды на эффективность деятельности организации