Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 16:43, курсовая работа
Актуальность темы. На функционирование любого предприятие оказывает влияние набор факторов внешней среды, которые не являются константами, а постоянно меняются во времени. От изменения факторов внешней среды, степени их важности для отрасли и предприятия зависит и уровень эффективности деятельности предприятия.
Само предприятие также характеризуется набором внутренних факторов, составляющих внутреннюю среду предприятия. Так как, предприятие – это открытая система, то любые изменения во внешней среде вызывают необходимость изменений во внутренней среде.
Продолжение таблицы 7
Название позиции |
Прибыль |
Денежный поток |
Инвестиции |
Возможные стратегии |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Заметная /рост |
Минимальная |
Отрицательный (заем) |
Избирательный |
Лидерство в ценах на важном рынке (2, 10, 16, 17, 18). Постепенная дифференциация продукции (2, 10, 16, 17, 18) |
Заметная /зрелость |
Умеренная |
Положительный |
Минимальное и/или избирательное реинвестирование |
Рост доли рынка с увеличением производства (1,2, 8, 10, 15, 16) Поиск и защита рыночной ниши (1, 2, 4, 11, 13, 15). |
Заметная /спад |
Умеренная |
Сбалансированный |
Минимальные или отказ от инвестиций |
Эксплуатация рыночной ниши (3, 8, 10, 15, 16, 17), ее удержание (6, 10, 14, 16) или уход с рынка (6, 11, 13, 14, 18). |
Прочная/ рождение |
Отсутствует |
Отрицательный (заем) |
Избирательные |
Сосредоточение (1, 3, 15) или доказать жизнеспособность (1, 3, 15) |
Прочная/ рост |
Отсутствует |
Отрицательный или сбалансирован ный |
Избирательный |
Сосредоточение (1,3,5). Доказать жизнеспособность (3, 5, 6, 8, 11, 13, 14) |
Прочная/ зрелость |
Минимальная |
Сбалансированный |
Минимальное реинвестирование или отказ от инвестиций |
Удержание рыночной ниши (6,10, 14,16). Выход из отрасли (6, 11, 13, 14, 18). |
Прочная/ спад |
Минимальная |
Сбалансированный |
Реинвестирование или отказ от инвестиций |
Уход с рынка (6, 11, 13, 14, 18) или отказ от производства(20) |
Слабая/ Рождение |
Отсутствует |
Отрицательный (заем) |
Избирательные или отказ от инвестиций |
Догнать конкурентов (3, 5,6,8,11,13,14), в противном случае выход из отрасли (6,11,13,14,18) или отказ от инвестирования (6,12,13, 14,19) |
Слабая/ рост |
Отсутствует |
Отрицательный (заем) или сбалансированный |
Избирательные или отказ от инвестиций |
Сдвиг (3, 6, 10, 11, 14, 17, 18) или обновление продукции (6, 8, 9, 11, 13, 14, 16), уход с рынка (20), если нельзя доказать жизнеспособность. |
Продолжение таблицы 7
Название позиции |
Прибыль |
Денежный поток |
Инвестиции |
Возможные стратегии |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Слабая/ зрелость |
Отсутствует |
Отрицательный или положительный |
Избирательные или отказ от инвестиций |
Сдвиг (3, 6, 10, 11, 13, 14, 17, 18), обновление продукции (6, 8, 9, 11, 13, 14, 16), уход с рынка (6, 11, 13, 14, 18), если нельзя доказать жизнеспособность. |
Слабая/ спад |
Отсутствует |
Сбалансированный |
Отказ от инвестиций |
Выход из отрасли (20) |
С этой целью необходимо использовать матрицу типовых стратегий, выбор которых зависит от имеющихся у предприятия «точек роста», выявленных на стадии анализа. В качестве типовых стратегий используются следующие стратегии.
Таблица 8
Типовые стратегии предприятия
Вид потенциала |
Предоставляемое конкурентное преимущество |
Базовая стратегия |
1 |
2 |
3 |
Маркетинг |
Возможность реализовывать строительную продукцию более эффективно, чем конкуренты: низкие издержки на реализацию, наличие постоянных заказчиков, хорошее знание потребностей рынка. |
Рост доли рынка с увеличением производства (5, 16, 10, 15). Расширение доли рынка (8, 13, 14). |
Производство |
Возможность производить более качественную продукцию и соблюдать сроки строительства |
Лидерство в ценах (2,14, 16, 17,18). Удержание и расширение доли рынка(2, 10,14, 16, 17, 18). |
Персонал |
Высокая эффективность труда |
Поиск и защита рыночной ниши (2, 1, 7, 4, И, 13, 15). Сдвиг (10, 11, 13, 14, 17, 18). |
Финансы |
Устойчивое финансовое положение, возможность привлекать финансовые ресурсы. |
Удержание конкурентного положения (2, 10, 16, 17, 18). Рост доли рынка с увеличением производства (1, 2, 8, 10, 15, 16). |
Исследования и разработки |
Новые технологии и усовершенствование продукции, возможность создания новых продуктов. |
Стратегия лидерства по продукту (3, 4, 6, 8, 9, 10, 11, 13, 14). |
Организационные возможности |
Гибкость |
Доказать жизнеспособность (3, 5, 6, 8, 10, 11, 13). Удержание конкурентного положения (2, 10, 16,17, 18) |
Ресурсы |
Рациональное использование ресурсов предоставляет возможность снизить издержки производства |
Лидерство в ценах (1,2, 16, 17, 18). Увеличение доли рынка (1,3,5,8, 9, 10,15,17). |
В результате получается поле типовых стратегий матрицы, представленное на рис. 4.
Рис. 4. Поле типовых стратегий
В результате получается вектор (Jo,Io), который отражает вид и значение стратегии предприятия, соответствующий j-ой конкурентной позиции по i-ому потенциалу.
Xi (Jo, Io)= 1,
если выбирается стратегия I при Jo-ой позиции и Io-потенциале;
Xi (Jo, Io)=0
если стратегия не выбирается.
Анализ работ отечественных и зарубежных авторов в области изучения внешней и внутренней среды организации позволяет сделать следующие выводы.
Любая организация тесно связана с окружающей ее внешней средой, которая оказывает на организацию большое влияние, поскольку служит источником ресурсов (сырье, трудовые ресурсы, информация и т.д.). между организацией и внешней средой постоянно происходит процесс обмена, что обеспечивает возможность существования и развития.
Влияние на организацию внешней среды может проявляться в различных формах, как благоприятных, так и представляющих угрозу для ее развития.
Возрастание сложности и неопределенности внешней среды приводит к увеличению факторов, воздействующих на организацию. Эти факторы различны по характеру, степени и периодичности влияния.
Чтобы выжить и развиваться в условиях динамично меняющейся внешней среды, организация должна мобилизовать все имеющиеся резервы, поддерживать внутренний баланс между частями системы.
Наиболее полно возможности предприятия можно охарактеризовать через его потенциал. В качестве основных составляющих потенциала в отечественной литературе рассматриваются: трудовые ресурсы, материальные ресурсы, технология, производственные мощности, финансовые ресурсы.
С учетом основных составляющих внутренней среды предприятия и
условий нестабильности внешней среды необходимj дополнить данную классификацию организационными и инновационными возможностями предприятия.
В основе методики формирования стратегии развития предприятия, заложен традиционный подход к формированию стратегии предприятия, поскольку он определяет основополагающие нормы по выработке стратегии. Особенности данной методики следующие: в качестве составных частей корпоративной стратегии используются функциональные стратегии, соответствующие конкретным подсистемам предприятия; в качестве корпоративной стратегии выступает стратегия, содержащаяся в матрице Arthur D. Little, при этом критериями отбора стратегии являются: жизненный цикл отрасли; конкурентная позиция предприятия; сильные стороны потенциала предприятия; полезность, достигаемая при реализации той или иной стратегии.
По представленным данным, можно сделать следующие выводы:
Основными стратегическими подцелями данной подсистемы предприятия являются:
В качестве индикаторов, характеризующих возможности для достижения этих подцелей, выступают показатели, представленные в таблице 13.
Таблица 1317
Показатель |
Коэффициент важности |
Оптимальное значение |
Фактическое значение |
Степень соответствия оптималь ному, % |
Взвешенная оценка |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Доля рынка, % |
0,25 |
45 |
34,9 |
77,6 |
19,4 |
Рентабельность продаж,% |
0,25 |
25 |
13,76 |
55,0 |
13,75 |
Удельный вес металлоконструкций, проданных по окончании производства (%) |
0,3 |
100 |
84 |
84 |
25,2 |
Стоимость 1 м2, руб. |
0,2 |
3335 |
4250 |
78,5 |
15,7 |
Суммарная взвешенная оценка потенциала, % |
100 |
74,05 |
Как видно из таблицы, потенциал маркетинга используется на предприятии на 74 % от возможного уровня.
«Узким местом» данной подсистемы предприятия является рентабельность продаж - по этому показателю ООО «Металлоконструкции» значительно уступает конкурентам.
«Точкой роста» выступает удельный вес металлоконструкций, проданных по окончании производства удельный вес квартир, проданных по окончании производства.
Отличительной особенностью предприятия в сфере производства является низкое значение показателя износа основных фондов по сравнению со средним значением по предприятиям отрасли (0,342 и 0,429 соответственно), а также то, что предприятие располагает собственными производственными мощностями по выпуску строительных материалов и конструкций.
В качестве подцелей данного локального потенциала выступают:
Показатели, характеризующие данные подцели, представлены в таблице 14.
Таким образом, «узким местом» предприятия является соотношение темпов роста объемов работ и себестоимости: по итогам 2010 года объем работ снизился по сравнению с 2009 годом на 0,54 %, а себестоимость за тот же период увеличилась на 45,87 %. На увеличение себестоимости оказало влияние, прежде всего, удорожание материалов, однако, следует отметить и тот факт, что на ООО «Металлоконструкции» отсутствует система контроля за затратами.
«Точкой роста» являются показатели эффективности использования оборудования по времени. В целом производственный потенциал предприятия используется на 81% от возможного уровня.
Таблица 1418
ПРИЛОЖЕНИЯ
№ п/п |
Название приложения |
Файл |
1 |
Оптимальное для ООО «Металлоконструкции» значение показателей оценки потенциала |
|
2 |
Программа развития ООО «Металлоконструкции» на ближайшие 5 лет |
Информация о работе Анализ влияния внешней среды на эффективность деятельности организации