Анализ влияния внешней среды на эффективность деятельности организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 16:43, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. На функционирование любого предприятие оказывает влияние набор факторов внешней среды, которые не являются константами, а постоянно меняются во времени. От изменения факторов внешней среды, степени их важности для отрасли и предприятия зависит и уровень эффективности деятельности предприятия.
Само предприятие также характеризуется набором внутренних факторов, составляющих внутреннюю среду предприятия. Так как, предприятие – это открытая система, то любые изменения во внешней среде вызывают необходимость изменений во внутренней среде.

Файлы: 1 файл

Внутренняя и внешняя среда предприятия.doc

— 521.00 Кб (Скачать файл)

5. По форме выражения:

  • осязаемые ресурсы, или материальные активы - физические и 
    финансовые активы предприятия, отраженные в бухгалтерском балансе.
  • неосязаемые ресурсы, или нематериальные активы - отражают 
    качественные характеристики предприятия (торговая марка, ноу-хау, деловая репутация, квалификация персонала, известность управленческой «команды»).

При выявлении резервов необходимо соблюдать основные принципы их поиска:7

  1. Выявление резервов должно носить научный характер, то есть основываться   на   положениях   диалектической   теории   познания,   знаниях экономических законов, достижениях науки и передовой практики.
  2.  Поиск должен быть системным и комплексным. Комплексность 
    подразумевает всестороннее выявление резервов по всем направлениям 
    хозяйственной деятельности с последующим их обобщением.
  3. Системность - это выявление и обобщение резервов с учетом взаимосвязи и соподчиненности изучаемых явлений.
  4.  При предварительном определении направлений поиска резервов 
    надо выделять «ведущие звенья» или «узкие места» в повышении 
    эффективности производства.

Именно на основе анализа резервов внутренней и внешней среды возможна разработка обоснованной стратегии развития предприятия. По нашему мнению, совокупность ресурсов, которыми располагает предприятие и способность к их использованию, наиболее полно можно охарактеризовать категорией «потенциал предприятия».

 

 

 

1.2.Методология определения  основных характеристик внешней  и

внутренней среды

 

Для наблюдения за элементами внешней и внутренней среды Градов А.П. предложил систему, согласно которой наблюдение должно быть организовано более  чем  за  пятьюдесятью  параметрами  внешней  и  внутренней  среды, подвергаемых наблюдению в каждый данный момент времени.8

При использовании систем с большим количеством показателей есть один выход - внедрение регулярных процедур комплексной оценки, которые завершаются построением мультипликатора - агрегированного показателя, выведенного на базе показателей более низкого уровня. То есть отслеживать необходимо только ключевые показатели. Таким показателем, на  наш взгляд, является потенциал предприятия.

Потенциал предприятия рассматривается с двух точек зрения:9

  • Первая – производственный потенциал представляет собой совокупность ресурсов без учета их взаимосвязи и участия в процессе производства;
  • вторая – потенциал рассматривается как совокупность ресурсов, способных производить определенное количество материальных благ.

Второе направление исследования потенциала предприятия рассматривает его как способность хозяйственной системы осваивать, перерабатывать богатство для удовлетворения общественных потребностей. В этом случае оценка величины потенциала сводится к оценке максимального количества благ, которое предприятие способно произвести.

Под потенциалом предприятия можно понимать способность обеспечивать свое долговременное функционирование и достижение стратегических целей на основе использования ресурсов внутренней и внешней среды.

С точки зрения формирования эффективной и обоснованной стратегии развития предприятия необходимо, на наш взгляд, выявить основные составляющие потенциала, позволяющие определить его конкретный уровень.

На наш взгляд, потенциал должен характеризовать основные составляющие внутренней среды предприятия.

Для результативного изучения состояния компонент внутренней и внешней среды предприятия необходимо проведение анализа, позволяющего выявить - какими сильными и слабыми сторонами обладает организация и какие угрозы и возможности таит в себе окружающая внешняя среда. Для этой цели за рубежом чаще всего используется SWOT - анализ, в настоящее время получивший распространение и в российской практике. Он позволяет оценить возможности и угрозы для фирмы со стороны внешней среды, а также сильные и слабые стороны компании, позволяет сформулировать миссию и цели организации.10

Широко используется и PEST - анализ. PEST – это аббревиатура 4х 
английских слов: Р- Policy – политика Е – Economy - экономика, S - Society - 
общество, Т – Technology- технология. Таким образом, из множества факторов внешней среды PEST - анализ учитывает только 4 аспекта внешней среды организации: политический, экономический, социокультурный, технологический, что, на наш взгляд, является недостатком данного метода.

Несомненно, SWOT и PEST анализ представляют большой интерес с точки зрения стратегического анализа, но не могут быть самостоятельно применены при оценке внутренней и внешней среды организации, так как учитывают влияния на нее ограниченного числа факторов.

На наш взгляд, анализ внутренней и внешней среды организации должен быть более полным, системным и многофакторным.

Для комплексного анализа SWOT и PEST анализ необходимо дополнить. Целесообразно более подробно проанализировать сильные и слабые стороны организации, выявленные в результате SWOT - анализа.

В частности, могут быть использованы:11

  • анализ издержек производства и полной структуры затрат;
  • CVP - анализ («Cost-Volume- Profit» - «затраты - объем – прибыль»);
  • финансовый анализ;
  • другие виды анализа.

Разработку перечня внешних опасностей и возможностей рекомендуется проводить в соответствии со следующими этапами:

  • сбор информации о макро- и микроокружении предприятия.
  • составление перечня факторов внешней среды, влияющих на деятельность предприятия.

Производится отбор факторов путем анализа значимости их влияния на деятельность предприятия. На этом этапе отбор факторов может производиться на основе качественного и количественного анализа с использованием статистических и математических критериев.

Выделенные в перечне факторы внешней среды, влияющие на предприятие, целесообразно оценить методом составления профиля среды.

В таблицу профиля среды (табл.1) вписываются отдельные 
факторы среды.

Таблица 1

Профиль среды

Факторы

Важность для отрасли

Влияние на предприятие

Направленность влияния,

Степень важности, W

         

 

Каждому из факторов экспертным образом дается оценка:

  • важности для отрасли по шкале: 3 - большая, 2 - умеренная, 1 -слабая;
  • влияния на предприятие по шкале: 3 - сильное, 2 - умеренное, 1 -слабое, 0 - отсутствие влияния;
  • направленности влияния по шкале: + 1 - позитивная, - 1 — негативная.

Все три экспертные оценки перемножаются, в результате чего 
формируется интегральная оценка, показывающая степень важности 
отдельного фактора для предприятия. При этом важность отдельного фактора 
можно выразить в виде:

W (xj) = ai * bi * сi,®  max                                                        (1)

где,

xi - фактор внешней среды, оказывающий влияние на деятельность предприятия;

і = і, n - номер фактора;

ai - важность і-го фактора для строительной отрасли;

bi - влияние і-го фактора на строительное предприятие;

сi - направленность влияния і-го фактора на строительное предприятие.

Фактор считается значимым при Wфакт³Wнорм, нормативное значение определяется экспертным методом, например,

как W(х)норм =  Wi/n                                                                 (2)

Анализ потенциала предприятия играет большую информативную роль: представление о величине потенциала предприятия и отдельных его элементов позволяет в определенной мере управлять характеристиками потенциала, в результате чего возникает возможность целенаправленного воздействия на отдачу имеющихся в его распоряжении ресурсов.12

В условиях рыночных отношений оценка потенциала приобретает особо важное значение по следующим причинам:

  1. Потенциал предприятия отражает его возможности, которые обеспечивают успешное развитие.
  2. Совокупный тенциал редприятия отражает его конкурентоспособность.

В целях рационального использования ресурсов необходимо управление потенциалом предприятия в соответствии с изменениями внешней среды.

На наш взгляд, потенциал предприятия должен обладать следующими основными свойствами:

  • способностью приспосабливаться к внешним условиям (адаптивностью);
  • достаточностью для обеспечения тратегического развития. Достаточность потенциала свидетельствует о наличии у предприятия начальных возможностей для роста и развития;
  • саморегулированием в соответствии с динамикой внутренней среды;
  • целостностью: все элементы потенциала должны служить общей цели, стоящей перед предприятием;
  • способностью к восприятию новейших достижений научно-технического прогресса, новых технологических идей.

В связи с большим количеством внутренних факторов, влияющих на формирование потенциала предприятия, его  можно  представить в виде составляющих подсистем (локальных потенциалов) и их основных характеристик (рис.2).

Рис. 2. Схема формирования совокупного потенциала предприятия

Для определения внутреннего потенциала предприятия можно использовать методику комплексной оценки, построенную на основе использования дерева оценок, объединяющего отдельные показатели. Она позволяет руководству принимать решения по целенаправленному изменению потенциала развития предприятия в зависимости от текущих комплексных оценок.

Этапы оценки потенциала развития предприятия:

1. Формирование системы локальных  потенциалов, в которую нами включены  следующие компоненты:

  • маркетинг;
  • производство;
  • персонал;
  • финансы;
  • исследования и разработки;
  • организационные возможности;
  • материальные ресурсы.

2.       Построение дерева  показателей потенциала предприятия.

На третьем уровне дерева помещаются показатели, сгруппированные по принадлежности к локальным потенциалам. При этом показатели, отбираемые для оценки локальных потенциалов, должны соответствовать следующим требованиям:13

  • поддаваться количественной оценке;
  • иметь информационную наполненность;
  • быть достаточно чувствительными к изменению переменных;
  • соответствовать цели организации;
  • показателей оценки локального потенциала не должно быть больше семи.

Кроме того, показатели могут иметь разную направленность, в этом случае необходимо применить метод нормализации критериев.

Локальные потенциалы могут быть оценены по следующим направлениям (табл. 2).

 

 

Таблица 2

Показатели оценки локальных потенциалов предприятия

Вид потенциала

Показатели

Маркетинг

Обеспеченность плана производства договорами

 

Темп роста доли рынка

 

Конкурентоспособность продукции

Производство

Рентабельность продукции

 

Рентабельность ОПФ

 

Коэффициент загрузки оборудования

 

Коэффициент ритмичности

Персонал

Обеспеченность трудовыми ресурсами

 

Рентабельность персонала

 

Эффективность использования фонда зар. платы

 

Уровень выполнения норм выработки

Финансы

Имущественное положение

 

Ликвидность

 

Финансовая устойчивость

 

Деловая активность

Исследования и разработки

Индекс доходности инвестиций

 

Прирост объема продаж за счет разработки и выпуска новых видов продукции

 

Количество зарегистрированных авторских свидетельств

 

Доля прибыли, направляемая на НИОКР

Организационные возможности

Коэффициент повышения квалификации персонала

 

Коэффициент текучести кадров

 

Коэффициент, характеризующий действенность в выполнении взятых обязательств

Ресурсы

Материалоотдача

 

Материалоемкость

 

Удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции

 

Прибыль на рубль материальных затрат

Информация о работе Анализ влияния внешней среды на эффективность деятельности организации