Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 14:57, курсовая работа
Важнейшим понятием в менеджменте является организация. Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае если, среда допускает его осуществление. Внешняя среда – совокупность условий и организаций, оказывающих воздействие на деятельность фирмы. Разделяется на факторы прямого и косвенного воздействия. Факторы косвенного воздействия (макросреда) включают совокупность факторов, оказывающих влияние на развитие той или иной отрасли в целом. Они укрупнено могут быть сведены в следующие группы экономических, политических, демографических и социальных факторов, а также факторов развития технологии и НТП. Эти факторы могут по-разному отражаться на развитии тех или иных отраслей (рынков).
Целью курсовой работы является изучение внешнего окружения и внутренней среды организации, а также на примере ОАО Дубовское ПАТП провести стратегический анализ внешней и внутренней среды, предложить стратегический план его развития.
Для этого были поставлены следующие задачи:
- изучить сущность и факторы внутренней среды организации;
- раскрыть понятие внешней среды организации;
- рассмотреть внутреннюю и внешнюю среду в ОАО Дубовское ПАТП;
- разработать стратегический план развития ОАО Дубовское ПАТП.
Введение 3
Глава 1. Внешняя и внутренняя среды функционирования организации 5
1.1. Внешняя среда организации 5
1.2. Внутренняя среда организации 10
Глава 2. Анализ внешней и внутренней среды в ОАО Дубовское ПАТП 19
2.1. Краткая характеристика предприятия 19
2.2. Анализ политики предоставления транспортно-пассажирских услуг 23
2.3 Внутрифирменные факторы 26
Глава 3. Пути совершенствования деятельности ОАО Дубовское ПАТП 31
Заключение 36
Список использованной литературы 38
Менеджер формирует и изменяет, когда это необходимо, внутреннюю среду организации, представляющую собой органичное сочетание ее внутренних переменных. Но для этого он должен уметь выделять и знать их.
Внутренние переменные – это ситуационные факторы внутри организации. Поскольку организации представляют собой созданные людьми системы, то внутренние переменные в основном являются результатом управленческих решений. Это, однако, вовсе не означает, что все внутренние переменные полностью контролируются руководством. Часто внутренний фактор есть нечто «данное», что руководство должно преодолеть в своей работе.
Основные переменные в самой организации, которые требуют внимания руководства, это цели, структура, задачи, технология и люди.
Основной целью работы большинства организаций является получение прибыли. Прибыль это ключевой показатель организации. Гражданский кодекс России (ст. 50 ч. I) зафиксировал, что основной целью коммерческих организаций является извлечение прибыли. Выделяют три основных типа ориентации организации на прибыль:
Но не у всех организаций получение прибыли является главной целью. Это касается некоммерческих организаций, например церквей, благотворительных фондов. Однако, как и в предыдущих случаях, фирма может существовать только в условиях ее прибыльности. Только вместо максимизации дохода рост нормы прибыли выражен в других показателях:
Это разнообразие направленности деятельности простирается дальше, поскольку крупные организации имеют много целей. Для того чтобы получать, например, прибыль, бизнес должен сформулировать цели в таких областях, как доля рынка, разработка новой продукции, качество услуг, подготовка и отбор руководителей и даже социальная ответственность. Некоммерческие организации тоже имеют разнообразные цели, но, вероятно, будут больше уделять внимания социальной ответственности. Ориентация, определяемая целями, пронизывает все последующие решения руководства.
В подразделениях, так же как и во всей организации необходима выработка целей. Например, целью финансового подразделения может быть уменьшение кредитных потерь до 1% от суммы продаж. Подразделение маркетинга в той же организации может иметь целью сокращение количества жалоб потребителей на 20% в следующем году. Цели подразделений в различных организациях, которые имеют сходную деятельность, будут ближе между собой, чем цели подразделений в одной организации, занимающихся различными видами деятельности. Нужно не забывать, что цели подразделений должны составить конкретный вклад в цели организации как целого, а не вступать в противоречие с целями других подразделений.
Структура организации – это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации.
Одной из основных концепций, имеющих отношение к структуре является специализированное разделение труда. В большинстве современных организаций разделение труда вовсе не означает случайного разделения работ между имеющимися людьми. Характерной особенностью является специализированное разделение труда – закрепление данной работы за специалистами, т.е. теми, кто способен выполнить ее лучше всех с точки зрения организации как единого целого. В пример можно привести разделение труда между экспертами по маркетингу, финансам и производству.
На данный момент во всех организациях, за исключением самых мелких, имеет место горизонтальное разделение труда по специализированным линиям. Если организация достаточно велика по размеру, специалистов обычно группируют вместе в пределах функциональной области. Как именно осуществить разделение труда в организации – один из вопросов, являющийся существенным управленческим решением.
Не менее важно и то, как осуществляется вертикальное разделение труда. Вертикальное разделение труда необходимо для успешной групповой работы. Центральной характеристикой вертикальной иерархии является формальная подчиненность лиц на каждом уровне. Лицо, находящееся на высшей ступени, может иметь в своем подчинении нескольких руководителей среднего звена, представляющих различные функциональные области. Эти руководители, в свою очередь, могут иметь в подчинении несколько линейных руководителей. Число лиц, подчиненных одному руководителю представляет сферу контроля. Различают широкую и узкую сферу контроля в зависимости от числа подчиненных. Обычно узкой сфере контроля соответствует многоуровневая структура, а широкой – плоская структура управления.
Не существует идеальной сферы контроля. Многие переменные внутри организации и снаружи могут влиять на нее. Кроме того, ни сфера контроля, ни «высота» структуры не показатель величины самой организации.
Необходимость в координации, существующая всегда, становится поистине насущность, когда работа четко делится и по горизонтали, и по вертикали, как это имеет место в крупных современных организациях. Если руководство не создаст формальных механизмов координации, люди не смогут выполнять работу вместе. Без соответствующей формальной координации различные уровни, функциональные зоны и отдельные лица легко могут сосредоточиться на обеспечении своих собственных интересов, а не на интересах организации в целом.
Формулирование и сообщение
целей организации в целом
и каждого ее подразделения представляет
собой лишь один из многочисленных
механизмов координирования. Каждая функция
управления играет определенную роль
в координировании
Задачи организации
Два важных момента в работе –
это частота повторения данной задачи
и время, необходимое для ее выполнения.
Машинная операция, например, может
состоять в выполнении задачи по сверлению
отверстий тысячу раз в день. Чтобы
выполнить каждую операцию, требуется
всего лишь несколько секунд. Исследователь
выполняет разнообразные и
Изменения в характере и содержании
задач тесно связано с
Технология подразумевает станд
В начале века появилось такое понятие
как сборочные конвейерные
Люди определяют окончательную пригодность данной технологии, когда они делают свой потребительский выбор. Внутри организации люди являются важным решающим фактором при определении относительного соответствия конкретной задачи и содержания операций избранным технологиям. Никакая технология не может быть полезной и никакая задача не может быть выполнена без сотрудничества людей, которые являются пятой внутренней переменной.
В силу такого положения люди для менеджера являются «предметом номер один». Менеджер формирует кадры, устанавливает систему отношений между ними, включает их в созидательный процесс совместной работы, способствует их развитию, обучению и продвижению по работе.
Люди, работающие в организации, очень
сильно отличаются друг от друга по
многим параметрам: пол, возраст, образование,
национальность, семейное положение, его
способности и т.п. Все эти отличия
могут оказывать серьезное
Внутренние переменные взаимосвязаны и влияют друг на друга (рис. 1.2.):
Рис. 1.2. Взаимосвязь внутренних переменных.
Внутренняя жизнь организации состоит из большого количества различных действий, под процессов и процессов. В зависимости от типа организации, ее размера и вида деятельности отдельные процессы и действия могут занимать в ней ведущее место, некоторые же, широко осуществляемые в других организациях процессы, могут либо отсутствовать, либо осуществляться в очень небольшом размере. Однако несмотря на огромное разнообразие действий и процессов, можно выделить пять групп функциональных процессов, которые охватывают деятельность любой организации и которые являются объектом управления со стороны менеджмента. Данными функциональными группами процессов являются следующие:
Информация о работе Анализ внешней и внутренней среды организации