Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 14:13, курсовая работа
Целью данной работы является теоретическое исследование и анализ организационной структуры Сбербанка России.
В соответствии с этим поставлены следующие задачи:
1)Проанализировать внешнюю среду организации;
2)Проанализировать внутреннюю среду организации;
3)Выявить преимущества и недостатки и выявить рекомендации по совершенствованию деятельности.
Введение……………………………………………………………..…………….3
1 Краткие сведения об организации………………………………………….….5
2 Анализ внешней среды организации АО Сбербанк…………………………10
2.1 Анализ среды косвенного воздействия……………………………….……10
2.2 Анализ среды прямого воздействия………………………………………..13
2.3 Определение интегральной оценки нестабильности внешней среды и выбор системы управления……………………………………………………..16
3 Анализ внутренней среды организации АО Сбербанк……………………..18
3.1 Анализ составляющих внутренней среды………………………………….18
3.2 Оценка внутрифирменного потенциала……………………………...…….25
3.3 Построение функциональной модели…………………………….……..…26
Заключение………………………………………………………………………29
Список использованных источников…………………………………………...31
СОДЕЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1 Краткие сведения об
2 Анализ внешней среды
2.1 Анализ среды косвенного
2.2 Анализ среды прямого
2.3 Определение интегральной
3 Анализ внутренней среды
организации АО Сбербанк…………………
3.1 Анализ составляющих
3.2 Оценка внутрифирменного потенциала……………………………...…….25
3.3 Построение функциональной модели…………………………….……..…26
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………...
ВВЕДЕНИЕ
Сберегательный банк России является коммерческим банком и осуществляет банковские операции с целью получения прибыли. Сбербанк России является крупнейшим банком Российской Федерации и СНГ. Его активы составляют более четверти банковской системы страны (26%), а доля в банковском капитале находится на уровне 30% . Основанный в 1841 г. Сбербанк России сегодня — современный универсальный банк, удовлетворяющий потребности различных групп клиентов в широком спектре банковских услуг. Сбербанк занимает крупнейшую долю на рынке вкладов и является основным кредитором российской экономики. Привлечение средств частных клиентов и обеспечение их сохранности является основой бизнеса Сбербанка.
Сбербанк обладает обширной филиальной сетью, и постепенно он выходит на мировой рынок. Банк организован по иерархическому принципу, что способствует эффективному управлению всей системой. В условиях усиливающейся конкуренции на финансовом рынке и углубления дифференциации потребностей клиентов становится необходимым формирование адекватной требованиям бизнеса системы управления и организационной структуры. Поэтому в Сбербанке сейчас происходит ряд изменений, направленных на формализацию ответственности за конкретные направления бизнеса в системе управления, а так же на формирование определенных вертикалей по всей структуре Сбербанка.
Необходимость поиска новых решений в системе управления организацией становится все более очевидной, т. к. количество предложений банковских услуг на рынке огромно при растущей конкуренции. Этим обуславливается актуальность выбранной темы.
Целью данной работы является теоретическое исследование и анализ организационной структуры Сбербанка России.
В соответствии с этим поставлены следующие задачи:
1)Проанализировать внешнюю
2)Проанализировать внутреннюю среду организации;
3)Выявить преимущества и
1 Краткие сведения об организации
История Сбербанка России начинается с именного указа императора Николая I от 1841 года об учреждении сберегательных касс, первая из которых открылась в Санкт-Петербурге в 1842 году. Спустя полтора века — в 1987 году — на базе государственных трудовых сберегательных касс был создан специализированный банк трудовых сбережений и кредитования населения — Сбербанк СССР, который также работал и с юридическими лицами. В состав Сбербанка СССР входили 15 республиканских банков, в том числе Российский республиканский банк.
В июле 1990 года постановлением Верховного совета РСФСР Российский республиканский банк Сбербанка СССР был объявлен собственностью РСФСР. В декабре 1990 года он был преобразован в акционерный коммерческий банк, который был юридически учрежден на общем собрании акционеров 22 марта 1991 года. В том же 1991 году Сбербанк перешел в собственность ЦБ РФ и был зарегистрирован как акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации. Во многом благодаря поддержке ЦБ РФ и повышению комиссий за расчетное обслуживание Сбербанку удалось выдержать дефолт по ГКО-ОФЗ 1998 года (в тот момент доля государственных долговых обязательств в активах банка составляла 52%, а на кредитный портфель приходилось всего 21% нетто-активов).
В сентябре 2012 года ЦБ РФ продал 7,6% акций Сбербанка частным инвесторам за 159 млрд рублей, или почти за 5 млрд долларов. На текущий момент Центробанк остается контролирующим акционером (у регулятора 50% уставного капитала плюс одна голосующая акция). Миноритарными акционерами выступают более 226 тыс. юридических и физических лиц, в том числе иностранные институциональные инвесторы, которым принадлежит 47,68% акций Сбербанка [1].
У крупнейшей кредитной организации РФ три дочерних банка на территории СНГ — в Казахстане, на Украине и в Белоруссии — и еще три «дочки» в Европе: Sberbank Europe AG со штаб-квартирой в Австрии (создан на основе приобретенного «Сбером» в 2012 году Volksbank International AG, управляет сетью из девяти дочерних банков в восьми странах Центральной и Восточной Европы — Словакии, Чехии, Венгрии, Словении, Хорватии, Боснии и Герцеговине, Сербии и на Украине), DenizBank A. S. в Турции (99,85% акций куплено также в 2012 году) и Sberbank (Switzerland) AG со штаб-квартирой в Цюрихе. Кроме того, работают представительства Сбербанка в Китае и Германии и филиал в Индии.
В 2012 году Сбербанк закрыл сделку по объединению с инвестиционной компанией «Тройка Диалог» (преобразована в корпоративно-инвестиционную структуру Sberbank CIB, а розничный банк «Тройка Диалог» осенью 2013 года продан группе частных инвесторов). Также в 2012 году была закрыта сделка по покупке Сбербанком у французской группы BNP Paribas мажоритарного пакета в ее дочернем российском розничном банке [2].
Банк лидирует не только по размеру активов, но и по количеству расчетных счетов юридических лиц (свыше 1 млн). На рынке частных вкладов Сбербанк России является монополистом — контролирует 46,4% рынка (основная масса депозитов физлиц приходится на так называемые пенсионные вклады в рублях). Стоит отметить, что на начало 2002 года доля банка составляла 71,4%. Дальнейшему снижению доли рынка, занимаемой Сбербанком, в немалой степени способствует система страхования вкладов и увеличение суммы страхового возмещения. Через Сбербанк зарплату получают около 11 млн человек, а пенсии — 12 млн. Банком эмитировано более 30 млн пластиковых карт, количество установленных банкоматов и терминалов самообслуживания (более 90 тыс. устройств). Численность сотрудников по состоянию на 31 декабря 2013 года составила свыше 260 тыс. человек.
Исторически сложившаяся развитая территориальная сеть (более 18,3 тыс. подразделений, в том числе 17 региональных банков) способствует успехам банка на рынке розничного кредитования. Сбербанк также активно развивает свои приложения «Мобильный банк» и «Сбербанк ОнЛ@йн» с внушительной клиентской базой, насчитывающей более 17 млн и 13 млн активных пользователей, соответственно. Объем кредитов, выданных физическим лицам, составляет более 8 трлн рублей — 34,7% рынка. В 2010 году Сбербанк отменил все комиссии по выдаче ипотеки, потребительских и автокредитов, а также объявил о запуске программы кредитования частных лиц по индивидуальным ставкам. В 2011 году банк объявил о планах выйти на рынок экспресс-кредитования совместно с BNP Paribas (бренд Cetelem). Контрольный пакет последнего Сбербанком уже выкуплен. В 2012 году Сбербанк обогнал прежнего лидера в сегменте кредитных карт — банк «Русский Стандарт» — по объему выданных займов (свыше 150 млрд рублей) [3].
Сбербанк предлагает розничным клиентам широкий спектр банковских продуктов и услуг, включая депозиты, различные виды кредитования, а также банковские карты, денежные переводы, банковское страхование и брокерские услуги. Все розничные кредиты выдаются по технологии «Кредитная фабрика».
Сбербанк России обслуживает все группы корпоративных клиентов. На долю малых и средних компаний приходится более 33,9% корпоративного кредитного портфеля. Банк также предлагает депозиты, расчетные услуги, проектное, торговое и экспортное финансирование, услуги по управлению денежными средствами и прочие основные банковские продукты.
По итогам 2014 года активы банка увеличились на 15,27% и на 1 ноября 2014 года составили 19,3 трлн рублей. В пассивной части банк нарастил привлечение за счет средств предприятий и организаций на 22,48%, вкладов физлиц на 1,48%, привлеченных МБК на 20,87%, капитал банка увеличился на 8,34%, составив на начало ноября 2014 года 2,2 трлн рублей. В активах вновь привлеченные средства преимущественно распределены в кредитный портфель, вложены в высоколиквидные активы, векселя и акции.
Лидирующие позиции в ресурсной базе банка традиционно занимают средства на счетах и вклады частных лиц — 41,65% пассивов, 21,67% составляют остатки на расчетных и депозитных счетах корпоративных клиентов, собственные средства (капитал и резервы) — 15%, привлечение от банков (межбанковские кредиты) — 15,71% нетто-пассивов. В структуре нетто-активов 69,94% приходится на кредитный портфель, в кредитном портфеле 70% составляют ссуды, выданные предприятиям и организациям; просрочка показана на уровне 2,6% по РСБУ (стабильна в динамике). Кредитный портфель главным образом состоит из долгосрочных (выданных на срок свыше года) кредитов. 9,78% активов — портфель ценных бумаг (преимущественно состоит из облигаций и госбумаг), денежные средства в кассе и на корсчете в ЦБ формируют 5% нетто-активов.
На рынке МБК Сбербанк работает в обе стороны, ежемесячно как привлекая средства, так и размещая избыточную ликвидность.
По итогам 2013 года банк получил 392,6 млрд рублей чистой прибыли (аналогичный показатель за 2012 год — 344,4 млрд рублей), за 10 месяцев 2014 года банк заработал 293,9 млрд рублей.
Согласно принятой еще в октябре 2008 года стратегии развития до 2014 года, Сбербанк должен достичь следующих результатов: во-первых, увеличить объем чистой прибыли в 2,5—3 раза по сравнению с 2007 годом (106,5 млрд рублей); во-вторых, снизить отношение операционных затрат к операционному доходу на 5 процентных пунктов (до 40%); в-третьих, поддерживать рентабельность капитала (ROE) на уровне не ниже 20% (согласно полугодовой отчетности по МСФО, в 2014 году показатель ROE составил 17,7%); в-четвертых, довести количество сотрудников до 200—220 тыс. (на данный момент их свыше 260 тыс.).
Наблюдательный совет: Сергей Игнатьев (председатель), Герман Греф, Белла Златкис, Надежда Иванова, Алексей Кудрин, Валерий Горегляд, Георгий Лунтовский, Владимир Мау, Алессандро Профумо, Геннадий Меликьян, Мартин Гилман, Евсей Гурвич, Сергей Синельников-Мурылев, Дмитрий Тулин, Надя Уэллс, Питер Кралич, Сергей Швецов.
Правление: Герман Греф (председатель, президент), Максим Полетаев, Лев Хасис, Сергей Горьков, Белла Златкис, Станислав Кузнецов, Вадим Кулик, Александр Морозов, Александр Торбахов, Александр Базаров, Денис Бугров, Николай Цехомский [5].
2 Анализ внешней среды
организации АО «Сбербанк
2.1 Анализ среды косвенного воздействия
Step – Анализ – это инструмент, предназначенный для выявления политических, экономических, социальных и технологических аспектов внешней среды, которые могут повлиять на стратегию компании. Политика изучается потому, что она регулирует власть, которая в свою очередь определяет среду компании и получение ключевых ресурсов для её деятельности. Основная причина изучения экономики это создание картины распределения ресурсов на уровне государства, которая является важнейшим условием деятельности предприятия. Не менее важные потребительские предпочтения определяются с помощью социальной компоненты STEP – Анализа. Последним фактором является технологическая компонента. Целью её исследования принято считать выявление тенденций в технологическом развитии, которые зачастую являются причинами изменений и потерь рынка, а также появления новых продуктов [6].
Таблица 1 – STEP -анализ AO «Сбербанка»
Фактор |
Возможность |
Угроза |
Политические факторы |
1. Ужесточение законодательства
в сфере банковского 2. Узкая продуктовая специализация (потребительское кредитование, ипотека, кредитование юридических лиц). |
1.Нестабильность политической обстановки в стране ведет к дестабилизации экономики. 2.Увеличение количества 3. Увеличение доли и значения банков с иностранным участием |
Экономические факторы |
1.Уменьшение налогового 2. Учетная ставка Банка России. |
1.Снижение процентных ставок по кредитам постоянного роста конкуренции. 2.Увеличение риска по всем операциям 3.Рост уровня инфляции. 4.Большое количество |
Социокультурные факторы |
1.Повышение жизненного уровня населения Сибирского региона. 2.Возможность приобретения в кредит любых товаров и услуг |
1. Сильное влияние сезонности предоставляемых услуг. 2.Необразованнность населения в сфере банковских услуг. |
Технологические факторы |
1.Мощное технологическое |
2.Уменьшение доли рынка за
счет того, что конкуренты уже
пользуются программным |
Информация о работе Анализ внутренней среды организации АО Сбербанк