Анализ внутренней среды организации АО Сбербанк

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 14:13, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является теоретическое исследование и анализ организационной структуры Сбербанка России.
В соответствии с этим поставлены следующие задачи:
1)Проанализировать внешнюю среду организации;
2)Проанализировать внутреннюю среду организации;
3)Выявить преимущества и недостатки и выявить рекомендации по совершенствованию деятельности.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………..…………….3
1 Краткие сведения об организации………………………………………….….5
2 Анализ внешней среды организации АО Сбербанк…………………………10
2.1 Анализ среды косвенного воздействия……………………………….……10
2.2 Анализ среды прямого воздействия………………………………………..13
2.3 Определение интегральной оценки нестабильности внешней среды и выбор системы управления……………………………………………………..16
3 Анализ внутренней среды организации АО Сбербанк……………………..18
3.1 Анализ составляющих внутренней среды………………………………….18
3.2 Оценка внутрифирменного потенциала……………………………...…….25
3.3 Построение функциональной модели…………………………….……..…26
Заключение………………………………………………………………………29
Список использованных источников…………………………………………...31

Файлы: 1 файл

Менеджмент организация.doc

— 188.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………..…………….3

1 Краткие сведения об организации………………………………………….….5

2 Анализ внешней среды организации  АО Сбербанк…………………………10

2.1 Анализ среды косвенного воздействия……………………………….……10

2.2 Анализ среды прямого воздействия………………………………………..13

2.3 Определение интегральной оценки  нестабильности внешней среды  и выбор системы управления……………………………………………………..16

3  Анализ внутренней среды  организации АО Сбербанк……………………..18

3.1 Анализ составляющих внутренней  среды………………………………….18

3.2 Оценка внутрифирменного потенциала……………………………...…….25

3.3 Построение функциональной модели…………………………….……..…26

Заключение………………………………………………………………………29

Список использованных источников…………………………………………...31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Сберегательный банк России является коммерческим банком и осуществляет банковские операции с целью получения прибыли. Сбербанк России является крупнейшим банком Российской Федерации и СНГ. Его активы составляют более четверти банковской системы страны (26%), а доля в банковском капитале находится на уровне 30% . Основанный в 1841 г. Сбербанк России сегодня — современный универсальный банк, удовлетворяющий потребности различных групп клиентов в широком спектре банковских услуг. Сбербанк занимает крупнейшую долю на рынке вкладов и является основным кредитором российской экономики. Привлечение средств частных клиентов и обеспечение их сохранности является основой бизнеса Сбербанка.

Сбербанк обладает обширной филиальной сетью, и постепенно он выходит на мировой рынок. Банк организован по иерархическому принципу, что способствует эффективному управлению всей системой. В условиях усиливающейся конкуренции на финансовом рынке и углубления дифференциации потребностей клиентов становится необходимым формирование адекватной требованиям бизнеса системы управления и организационной структуры. Поэтому в Сбербанке сейчас происходит ряд изменений, направленных на формализацию ответственности за конкретные направления бизнеса в системе управления, а так же на формирование определенных вертикалей по всей структуре Сбербанка.

Необходимость поиска новых решений в системе управления организацией становится все более очевидной, т. к. количество предложений банковских услуг на рынке огромно при растущей конкуренции. Этим обуславливается актуальность выбранной темы.

Целью данной работы является теоретическое исследование и анализ организационной структуры Сбербанка России.

В соответствии с этим поставлены следующие задачи:

1)Проанализировать внешнюю среду  организации;

2)Проанализировать внутреннюю  среду организации;

3)Выявить преимущества и недостатки  и выявить рекомендации по  совершенствованию деятельности.

 

1 Краткие сведения об организации

 

История Сбербанка России начинается с именного указа императора Николая I от 1841 года об учреждении сберегательных касс, первая из которых открылась в Санкт-Петербурге в 1842 году. Спустя полтора века — в 1987 году — на базе государственных трудовых сберегательных касс был создан специализированный банк трудовых сбережений и кредитования населения — Сбербанк СССР, который также работал и с юридическими лицами. В состав Сбербанка СССР входили 15 республиканских банков, в том числе Российский республиканский банк.

В июле 1990 года постановлением Верховного совета РСФСР Российский республиканский банк Сбербанка СССР был объявлен собственностью РСФСР. В декабре 1990 года он был преобразован в акционерный коммерческий банк, который был юридически учрежден на общем собрании акционеров 22 марта 1991 года. В том же 1991 году Сбербанк перешел в собственность ЦБ РФ и был зарегистрирован как акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации. Во многом благодаря поддержке ЦБ РФ и повышению комиссий за расчетное обслуживание Сбербанку удалось выдержать дефолт по ГКО-ОФЗ 1998 года (в тот момент доля государственных долговых обязательств в активах банка составляла 52%, а на кредитный портфель приходилось всего 21% нетто-активов).

В сентябре 2012 года ЦБ РФ продал 7,6% акций Сбербанка частным инвесторам за 159 млрд рублей, или почти за 5 млрд долларов. На текущий момент Центробанк остается контролирующим акционером (у регулятора 50% уставного капитала плюс одна голосующая акция). Миноритарными акционерами выступают более 226 тыс. юридических и физических лиц, в том числе иностранные институциональные инвесторы, которым принадлежит 47,68% акций Сбербанка [1].

У крупнейшей кредитной организации РФ три дочерних банка на территории СНГ — в Казахстане, на Украине и в Белоруссии — и еще три «дочки» в Европе: Sberbank Europe AG со штаб-квартирой в Австрии (создан на основе приобретенного «Сбером» в 2012 году Volksbank International AG, управляет сетью из девяти дочерних банков в восьми странах Центральной и Восточной Европы — Словакии, Чехии, Венгрии, Словении, Хорватии, Боснии и Герцеговине, Сербии и на Украине), DenizBank A. S. в Турции (99,85% акций куплено также в 2012 году) и Sberbank (Switzerland) AG со штаб-квартирой в Цюрихе. Кроме того, работают представительства Сбербанка в Китае и Германии и филиал в Индии.

В 2012 году Сбербанк закрыл сделку по объединению с инвестиционной компанией «Тройка Диалог» (преобразована в корпоративно-инвестиционную структуру Sberbank CIB, а розничный банк «Тройка Диалог» осенью 2013 года продан группе частных инвесторов). Также в 2012 году была закрыта сделка по покупке Сбербанком у французской группы BNP Paribas мажоритарного пакета в ее дочернем российском розничном банке [2].

Банк лидирует не только по размеру активов, но и по количеству расчетных счетов юридических лиц (свыше 1 млн). На рынке частных вкладов Сбербанк России является монополистом — контролирует 46,4% рынка (основная масса депозитов физлиц приходится на так называемые пенсионные вклады в рублях). Стоит отметить, что на начало 2002 года доля банка составляла 71,4%. Дальнейшему снижению доли рынка, занимаемой Сбербанком, в немалой степени способствует система страхования вкладов и увеличение суммы страхового возмещения. Через Сбербанк зарплату получают около 11 млн человек, а пенсии — 12 млн. Банком эмитировано более 30 млн пластиковых карт, количество установленных банкоматов и терминалов самообслуживания (более 90 тыс. устройств). Численность сотрудников по состоянию на 31 декабря 2013 года составила свыше 260 тыс. человек.

 

Исторически сложившаяся развитая территориальная сеть (более 18,3 тыс. подразделений, в том числе 17 региональных банков) способствует успехам банка на рынке розничного кредитования. Сбербанк также активно развивает свои приложения «Мобильный банк» и «Сбербанк ОнЛ@йн» с внушительной клиентской базой, насчитывающей более 17 млн и 13 млн активных пользователей, соответственно. Объем кредитов, выданных физическим лицам, составляет более 8 трлн рублей — 34,7% рынка. В 2010 году Сбербанк отменил все комиссии по выдаче ипотеки, потребительских и автокредитов, а также объявил о запуске программы кредитования частных лиц по индивидуальным ставкам. В 2011 году банк объявил о планах выйти на рынок экспресс-кредитования совместно с BNP Paribas (бренд Cetelem). Контрольный пакет последнего Сбербанком уже выкуплен. В 2012 году Сбербанк обогнал прежнего лидера в сегменте кредитных карт — банк «Русский Стандарт» — по объему выданных займов (свыше 150 млрд рублей) [3].

Сбербанк предлагает розничным клиентам широкий спектр банковских продуктов и услуг, включая депозиты, различные виды кредитования, а также банковские карты, денежные переводы, банковское страхование и брокерские услуги. Все розничные кредиты выдаются по технологии «Кредитная фабрика».

Сбербанк России обслуживает все группы корпоративных клиентов. На долю малых и средних компаний приходится более 33,9% корпоративного кредитного портфеля. Банк также предлагает депозиты, расчетные услуги, проектное, торговое и экспортное финансирование, услуги по управлению денежными средствами и прочие основные банковские продукты.

По итогам 2014 года активы банка увеличились на 15,27% и на 1 ноября 2014 года составили 19,3 трлн рублей. В пассивной части банк нарастил привлечение за счет средств предприятий и организаций на 22,48%, вкладов физлиц на 1,48%, привлеченных МБК на 20,87%, капитал банка увеличился на 8,34%, составив на начало ноября 2014 года 2,2 трлн рублей. В активах вновь привлеченные средства преимущественно распределены в кредитный портфель, вложены в высоколиквидные активы, векселя и акции.

Лидирующие позиции в ресурсной базе банка традиционно занимают средства на счетах и вклады частных лиц — 41,65% пассивов, 21,67% составляют остатки на расчетных и депозитных счетах корпоративных клиентов, собственные средства (капитал и резервы) — 15%, привлечение от банков (межбанковские кредиты) — 15,71% нетто-пассивов. В структуре нетто-активов 69,94% приходится на кредитный портфель, в кредитном портфеле 70% составляют ссуды, выданные предприятиям и организациям; просрочка показана на уровне 2,6% по РСБУ (стабильна в динамике). Кредитный портфель главным образом состоит из долгосрочных (выданных на срок свыше года) кредитов. 9,78% активов — портфель ценных бумаг (преимущественно состоит из облигаций и госбумаг), денежные средства в кассе и на корсчете в ЦБ формируют 5% нетто-активов.

На рынке МБК Сбербанк работает в обе стороны, ежемесячно как привлекая средства, так и размещая избыточную ликвидность.

По итогам 2013 года банк получил 392,6 млрд рублей чистой прибыли (аналогичный показатель за 2012 год — 344,4 млрд рублей), за 10 месяцев 2014 года банк заработал 293,9 млрд рублей.

Согласно принятой еще в октябре 2008 года стратегии развития до 2014 года, Сбербанк должен достичь следующих результатов: во-первых, увеличить объем чистой прибыли в 2,5—3 раза по сравнению с 2007 годом (106,5 млрд рублей); во-вторых, снизить отношение операционных затрат к операционному доходу на 5 процентных пунктов (до 40%); в-третьих, поддерживать рентабельность капитала (ROE) на уровне не ниже 20% (согласно полугодовой отчетности по МСФО, в 2014 году показатель ROE составил 17,7%); в-четвертых, довести количество сотрудников до 200—220 тыс. (на данный момент их свыше 260 тыс.).

Наблюдательный совет: Сергей Игнатьев (председатель), Герман Греф, Белла Златкис, Надежда Иванова, Алексей Кудрин, Валерий Горегляд, Георгий Лунтовский, Владимир Мау, Алессандро Профумо, Геннадий Меликьян, Мартин Гилман, Евсей Гурвич, Сергей Синельников-Мурылев, Дмитрий Тулин, Надя Уэллс, Питер Кралич, Сергей Швецов.

Правление: Герман Греф (председатель, президент), Максим Полетаев, Лев Хасис, Сергей Горьков, Белла Златкис, Станислав Кузнецов, Вадим Кулик, Александр Морозов, Александр Торбахов, Александр Базаров, Денис Бугров, Николай Цехомский [5].

 

2 Анализ внешней среды  организации АО «Сбербанк России»

 

2.1 Анализ среды косвенного  воздействия 

 

Step – Анализ – это инструмент, предназначенный для выявления политических, экономических, социальных и технологических аспектов внешней среды, которые могут повлиять на стратегию компании. Политика изучается потому, что она регулирует власть, которая в свою очередь определяет среду компании и получение ключевых ресурсов для её деятельности. Основная причина изучения экономики это создание картины распределения ресурсов на уровне государства, которая является важнейшим условием деятельности предприятия. Не менее важные потребительские предпочтения определяются с помощью социальной компоненты STEP – Анализа. Последним фактором является технологическая компонента. Целью её исследования принято считать выявление тенденций в технологическом развитии, которые зачастую являются причинами изменений и потерь рынка, а также появления новых продуктов [6].

Таблица 1 – STEP -анализ AO «Сбербанка»

Фактор

Возможность

Угроза

Политические факторы

1. Ужесточение законодательства  в сфере банковского обслуживания  должно сократить количество  банков.

2. Узкая продуктовая специализация (потребительское кредитование, ипотека, кредитование юридических лиц).

1.Нестабильность политической  обстановки в стране ведет  к дестабилизации экономики.

2.Увеличение количества банков, предлагающих одинаковые услуги, а также укрупнение бизнеса (слияние банков).

3. Увеличение доли и значения  банков с иностранным участием

Экономические факторы

1.Уменьшение налогового бремени  для частных предпринимателей  при продаже товаров в кредит (не облагается НДС и налогом  на прибыль).

2. Учетная ставка Банка России.

1.Снижение процентных ставок  по кредитам постоянного роста  конкуренции.

2.Увеличение риска по всем  операциям

3.Рост уровня инфляции.

4.Большое количество предприятий, на которых люди работают без  оформления или за «черную»  зарплату.

Социокультурные факторы

1.Повышение жизненного уровня  населения Сибирского региона.

2.Возможность приобретения в  кредит любых товаров и услуг

1. Сильное влияние сезонности  предоставляемых услуг.

2.Необразованнность населения  в сфере банковских услуг.

Технологические факторы

1.Мощное технологическое перевооружение  Банка позволит увеличить свою  долю рынка

2.Уменьшение доли рынка за  счет того, что конкуренты уже  пользуются программным обеспечением, позволяющим обслуживать клиентов  за меньшее время.

Информация о работе Анализ внутренней среды организации АО Сбербанк