Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 14:13, курсовая работа
Целью данной работы является теоретическое исследование и анализ организационной структуры Сбербанка России.
В соответствии с этим поставлены следующие задачи:
1)Проанализировать внешнюю среду организации;
2)Проанализировать внутреннюю среду организации;
3)Выявить преимущества и недостатки и выявить рекомендации по совершенствованию деятельности.
Введение……………………………………………………………..…………….3
1 Краткие сведения об организации………………………………………….….5
2 Анализ внешней среды организации АО Сбербанк…………………………10
2.1 Анализ среды косвенного воздействия……………………………….……10
2.2 Анализ среды прямого воздействия………………………………………..13
2.3 Определение интегральной оценки нестабильности внешней среды и выбор системы управления……………………………………………………..16
3 Анализ внутренней среды организации АО Сбербанк……………………..18
3.1 Анализ составляющих внутренней среды………………………………….18
3.2 Оценка внутрифирменного потенциала……………………………...…….25
3.3 Построение функциональной модели…………………………….……..…26
Заключение………………………………………………………………………29
Список использованных источников…………………………………………...31
Таблица 6 – Матрица SWOT-анализа АО «Сбербанка»
Силы |
Слабости |
S1 – Работа с клиентами: опыт массового обслуживания клиентов, обширная клиентская база. S2 – Персонал: высокий профессиональный уровень сотрудников, хорошо развитая корпоративная культура. S3 – Репутация банка: кредитный рейтинг инвестиционного уровня, высокая репутация банка. |
W1 – Управление: консерватизм системы и управления, высокий уровень бюрократизации. W2 – Организационная структура: масштабность, громоздкость структуры. Невозможность принимать оперативные решения в филиалах. W3 – Кадровая политика: текучесть кадров на низших должностях. |
Возможности |
Угрозы |
O1 – Кредитование физических лиц: расширение рынка потребительских кредитов. O2 – Кредитование юридических лиц, инвестирование: рост инвестиционной активности предприятий. O3 – РЦБ: перспективы работы на расширяющемся РЦБ. |
T1 – Региональные банки: развитие региональных банков. T2 – Рискованность: высокие темпы роста не только объемов кредитования, но и рискованности данных операций. T3 – Экономический кризис: его негативное влияние на российскую экономику. |
Проведем оценку значимости параметров анализа.
Параметр S1. Сбербанк, безусловно, имеет огромный опыт по массовому обслуживанию клиентов. В будущем, в условиях роста спроса на банковские услуги среди населения и организаций, этот опыт будет иметь сильное влияние на деятельности банка. Однако в перспективе крупные банки-конкуренты также смогут качественно и эффективно обслуживать клиентов, что несколько снизить значение данного параметра для Сбербанка и потребует поиска и развития иных конкурентных преимуществ.
Параметр S2. С развитием банковского рынка в РФ значимость профессионализма возрастает, это относится ко всем сферам деятельности банка, в том числе к кредитованию и деятельности на рынке ценных бумаг.
Параметр S3. Высокий кредитный рейтинг в настоящем не имеет большого значения с точки зрения клиентов, в частности в силу малой распространенности этой информации в среде широкого потребления. Со временем, с повышением финансовой грамотности населения, влияние этой информации возрастет, однако нельзя с высокой определенностью судить об этом параметре в перспективе, во-первых, в силу фактора времени прогноза, во-вторых, в виду увеличения в стране банков с достаточно высоким международным рейтингом.
Параметр W1. Консерватизм системы и бюрократизация банковского обслуживания в настоящем имеет относительно низкое влияние. Причиной этому служит явное лидерство Сбербанка, его авторитет среди население. Но в будущем и перспективе этот параметр может существенно снизить конкурентоспособность банка в силу развития конкурентов, работа которых в меньшей степени подчинена строгой системе.
Параметр W2. Организационная структура банка со временем будет только расти, что приведет к усложнению внутренних взаимодействий в системе и снижению мобильности.
Параметр W3. Текучесть кадров может привести со временем к нехватке рабочей силы
Параметр O1. Кредитование является одним из основополагающих видов банковской деятельности, расширение рынка потребительского кредитования, в т. ч. ипотеки, на фоне относительного роста финансовой обеспеченности населения, ведет к росту возможностей прибыльной деятельности на этом рынке.
Параметр O2. Инвестиционное кредитование предприятий с учетом его сроков раскрывает широкие возможности в основном в перспективе.
Параметр O3. Развивающийся рынок ценных бумаг будет иметь особое значение для деятельности банка в перспективе.
Параметр T1. Развитие региональных банков в настоящее время не представляет собой большой угрозы для Сбербанка и нижегородских банков в целом. Однако следует отметить достаточно высокие темпы развития данного сегмента, включение ряда банков в национальные рейтинги крупнейших коммерческих банков, что впоследствии приведет к усилению регионального сегмента.
Параметр T2. Большой объем кредитования населения на длительный срок при нестабильной внутренней и внешней политической и экономической ситуации обуславливает рост рискованности кредитования.
Параметр T3. Интеграция российской банковской системы в мировую экономику повышает значение влияния возможного кризиса на отечественную экономику, однако определенность данного параметра нельзя оценивать с высокой точностью.
По результатам анализа можно сделать выводы о том, какие направления необходимо развивать, какие стороны деятельности усиливать и как использовать возможности внешней среды. Таким образом, по результатам проведенного анализа, было установлено, что необходимо укреплять и осуществлять поддержку сильных сторон и конкурентных преимуществ банка, а также осуществлять деятельность по снижению и устранению слабых сторон. Организация коммуникаций, принятие решений, распределение полномочий. В условиях углубления и дифференциации потребностей клиентов и усиления конкуренции на финансовом рынке важным условием успешной реализации целей организации является построение адекватной системы корпоративного управления. Сбербанк России развивает и совершенствует систему корпоративного менеджмента, обеспечивая ее соответствие лучшим мировым стандартам. Компания разработала и приняла принципы корпоративного управления, соблюдение которых позволяет обеспечить высокую инвестиционную привлекательность компании и предоставить дополнительные гарантии всем группам лиц, участвующим в ее работе.
3.2. Оценка внутрифирменного потенциала
Одним из основных элементов процедуры формирования стратегического плана является оценка внутрифирменного потенциала. В процессе формирования стратегического плана проводится системный анализ факторов ресурсного потенциала организации с целью определения состояния организационных дел, а так же для определения возможностей, с помощью которых организация будет развиваться в дальнейшем.
Необходимо поставить оценки потенциала каждой функциональной зоне (табл. 6).
Таблица 6 – Оценка эффективности текущего предприятия
Функциональные зоны |
Текущий потенциал фирмы, П iT |
Потребный (оптимальный) потенциал фирмы, П iО |
Оценка потенциала, |
1 |
2 |
3 |
4 |
1.Высшее руководство 2.Финансовое управление 3. Разработки 4.Маркетинг 5. Управление персоналом |
4 4 2 3 4 |
5 5 3 4 5 |
0,8 0,8 0,6 0,75 0,8 |
Интегральная оценка текущего потенциала |
0,625 |
Интегральная оценка равна 0,625. Это значит, что этот показатель является высоким. Это говорит о том, что значение текущего потенциала организации по действующим функциональным зонам находится в состоянии близкому оптимальному, что в свою очередь констатирует о высоком уровне работы персонала организации и высокой эффективности распределения обязанностей между подразделениями организации.
При любых изменениях в организационной структуре, связанных с разработкой нового товара необходимо разработать функциональную модель предприятия.
Целью построения функциональной модели является достижение управленческой прозрачности деятельности предприятия в целом и входящих в него подразделений.
Функциональная модель определяет базовые структуры компании и зоны ответственности («кто - за что»). Поэтому, данная модель, с одной стороны, является промежуточным этапом для построения более точного «процессного» описания, а, с другой, имеет самостоятельную ценность, как инструмент организационного управления.
Матрица распределения функций управления между подразделениями имеет вид, представленный в таблице 7.
Таблица 7 – Матрица распределения функций управления между подразделениями
Подразделения |
Функции (бизнес процессы) | ||||||
Корпоративное управление |
Снабжение |
Маркетинг |
Бухгалтерский учет |
Подбор персонала |
Техническая поддержка |
Стратегический менеджмент | |
Коммерческий отдел |
х |
||||||
Бухгалтерия |
х |
||||||
Технический отдел |
х |
||||||
Отдел кадров |
х |
||||||
Плановый отдел |
х |
х |
х |
Поставленные стратегические цели и задачи требуют внесения изменений в организационную структуру и систему управления. Банк будет стремиться к достижению оптимального баланса распределения функций и полномочий между структурными звеньями системы управления, что обеспечит возможность выполнения поставленных задач с минимальными затратами и приемлемым уровнем риска.
Сохраняя единство централизованного управления вопросами стратегического развития, структурной политики, управления рисками, Банк будет расширять полномочия филиалов и подразделений, непосредственно работающих с клиентами. Организационная структура и филиальная сеть будут оптимизированы с учетом региональных особенностей и потребностей клиентов.
Центральный аппарат сосредоточит усилия на повышении эффективности управления, совершенствовании структурной политики и системы управления рисками, внутрисистемными финансовыми потоками. Наряду с реализацией центральным аппаратом крупных проектов и обслуживанием предприятий и организаций федерального масштаба, возрастет его роль в вопросах координации деятельности подразделений Банка по обслуживанию крупных клиентов, имеющих региональные филиалы и дочерние структуры.
Важнейшим направлением реорганизации структуры Банка станет улучшение координации действий подразделений, предлагающих различные виды продуктов и услуг клиенту. Одним из возможных инструментов станет создание института персональных менеджеров, что позволит Банку перейти к предложению комплекса банковских продуктов.
Значительный клиентский спрос и потенциал роста объемов операций, требующих централизованного исполнения, определяет необходимость создания в центральном аппарате ряда новых структурных подразделений, обеспечивающих работу территориальных банков с клиентами. В рамках отдельного подразделения центрального аппарата будет активизирована работа по оказанию методической и практической помощи по вопросам обслуживания корпоративных клиентов и бюджетных организаций.
Расширение спектра продуктов и услуг, увеличение объемов банковских операций, изменения в принципах обслуживания клиентов требуют выделения ряда функций, создания новых структурных подразделений. Территориальные банки получат большую самостоятельность в создании структурных подразделений для развития направлений бизнеса, обладающих значительным потенциалом в данном регионе. Будет создана целостная система маркетинга, ориентированная на изучение конъюнктуры региональных рынков, потребностей и запросов клиентов, разработку и совершенствование банковских продуктов и услуг.
Для повышения эффективности управления будут выделены функции стратегического планирования, бюджетирования, управления рисками, управления активами/пассивами, налогового планирования. В связи с увеличением объема передаваемых филиалам полномочий будут усилены функции контроля и внутреннего аудита. В целях минимизации рисков будет продолжена работа по структурному разделению функций проведения операций, их оформления и учета, установления лимитов риска и контроля.
Получит дальнейшее развитие практика создания целевых проектных групп, ориентированных на решение конкретных задач по развитию новых видов деятельности Банка.
В целях удовлетворения потребностей клиентов и развития отдельных направлений бизнеса, не относящихся к традиционным видам банковской деятельности, Банк не исключает возможность создания дочерних и ассоциированных компаний, что будет проводиться исключительно на основе принципа экономической целесообразности. Значительных инвестиций в дочерние и ассоциированные компании Банком не планируется, будет проведена оптимизация структуры действующих компаний.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сбербанк – один из крупнейших участников российского
рынка банковских услуг. Данные о финансовом
положении Сбербанка сформированы в соответствии
с российскими стандартами бухгалтерского
учета и свидетельствуют о развитии бизнеса
и росте объема операций.
Основными факторами, повлиявшими на изменение
активов и прибыли Банка, стали значительное
увеличение портфеля кредитов населению
и предприятиям малого бизнеса.
Информация о работе Анализ внутренней среды организации АО Сбербанк