Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 16:50, курсовая работа
Актуальной проблемой большинства отечественных коммерческих предприятий являются наличие сверхнормативных товарных запасов, низкая скорость их реализации, издержки, связанные с их хранением, старением или порчей. Данная проблема может еще более обостриться в сложившейся неблагоприятной экономической ситуации.
Введение…………………………………………………………………………
3
1 Теоретические основы анализа состояния и эффективности использования товарных запасов на предприятии………………………..
5
1.1 Товарные запасы и их характеристика ……………………………………
5
1.2 Классификация товарных запасов ………………………………………
10
1.3 Факторы, влияющие на величину товарных запасов, их уровень и товарооборачиваемость на торговом предприятии……………………………
13
2 Анализ состояния и эффективности использования товарных запасов ОАО «Кинескоп»…………………………………………………………………
16
2.1 Технико-экономическая характеристика деятельности предприятия…..
16
2.2 Анализ состояния товарных запасов на примере ОАО «Кинескоп»…….
19
2.3 Анализ эффективности использования товарных запасов в ОАО «Кинескоп»
21
3 Повышение состояния и эффективности использования товарных запасов в ОАО «Кинескоп»……………………………………………………
28
Заключение………………………………………………………………………..
32
Список источников……………………………………
К числу важных показателей следует отнести и коэффициент обновления ассортимента. Он рассчитывается как отношение новых товаров по определенной группе к общему числу их разновидностей. С учетом жизненного цикла товаров заметная доля новых товаров является залогом дополнительного развития торговли.
Предприятия торговли должны проводить анализ запасов товаров в стоимостном выражении и в днях оборота.
На абсолютные и относительные размеры товарных запасов предприятия торговли влияют следующие факторы:
1. Соотношение между спросом
и предложением товаров. В
2. Сложность ассортимента
товаров. Время обращения
3. Организация и частота
завоза товаров. Чем чаще
4. Потребительские свойства
товаров. Они либо
5. Ритмичность поступления товаров в течение квартала и месяца, порядок завоза товаров [3, стр.188].
Таким образом, существование
товарных запасов как явления, обусловлено
необходимостью обеспечения нормального
процесса обращения товаров, его
надежности и непрерывности. Однако
не всякий товарный запас объективно
необходим для обеспечения
Товарные запасы выполняют определенные функции:
- обеспечивают непрерывность расширенного производства и обращения, в процессе которых происходят их систематическое образование и расходование;
- удовлетворяют
- характеризуют соотношение
между объемом и структурой
спроса и товарного
Создание запасов всегда сопряжено с дополнительными финансовыми расходами. Затраты, связанные с созданием и содержанием запасов можно разбить на следующие группы:
- отвлечение части финансовых
средств из оборота, их «
- расходы, возникающие
в связи с хранением и
- расходы, связанные с
риском потерь из-за
В свою очередь отсутствие необходимого объема запасов приводит также к дополнительным расходам. В целом, предприниматели, создавая запасы товарно-материальных ценностей, руководствуются следующими основными мотивами:
1. Поддержание непрерывности
производственного (торгового)
2. Стоимость отрицательного
уровня запасов (дефицита). При
наличии дефицита запасов
- расходы в связи с
несвоевременным (запоздалым) выполнением
заказа, когда его нельзя выполнить
за счет имеющихся товарно-
- расходы в связи с
потерей сбыта, когда
- расходы в связи с
потерей заказчика, когда
3. Сезонность, так как
иногда только в определенный
период времени можно
4. Наличие скидок при
покупке крупной партии
5. Инфляция и возможные
спекуляции на росте цен.
По этим причинам предприниматели отдают предпочтение созданию запасов. По тем же причинам вместо запасов можно создавать логистические технологии быстрого ответа, позволяющие достигать те же торговые результаты. Например, если сократить срок оформления или доставки заказа для торговой точки на несколько часов, то на случай непредвиденно большого покупательского спроса потребуется гораздо меньший страховой запас.
В фирмах различных отраслей экономики создание товарных запасов определяется той специфической ролью, которую они играют в процессе выпуска продукции.
Запасы служат для того,
чтобы ослабить зависимость продавца
от покупателя и наоборот. Они представляют
собой одну из форм проявления материальных
потоков. В свою очередь материальные
потоки могут находиться либо в динамичном,
либо статичном состоянии. В большинстве
случаев продвижение
Запасы готовой продукции
на предприятиях-производителях и в
каналах распределения
Запасы являются важнейшим
инструментом обеспечения баланса
спроса и предложения на рынке. В
связи с тем, что в цене товара
значительную часть составляют издержки,
связанные с нахождением его
в форме запаса, одной из важнейших
задач распределительной
Товарные запасы классифицируются по различным признакам.
1. По месту нахождения:
— производственные запасы;
— товарные запасы.
Производственные запасы
формируются на промышленных предприятиях
и предназначены для
Товарные запасы находятся у предприятий-изготовителей на складах готовой продукции, а также в каналах распределения и производителей, и торговых компаний. Товарные запасы необходимы для бесперебойного обеспечения потребителей разного уровня продукцией.
2. Запасы в каналах
сферы обращения (
— запасы в пути;
— запасы на предприятиях торговли.
Запасы в пути (или транспортные/транзитные запасы) находятся на момент учета в процессе транспортировки от поставщиков к потребителям.
Каждая организация в цепи поставок является, с одной стороны, поставщиком (изготовителем), а с другой — потребителем. С этих позиций промышленное предприятие всегда имеет производственные и товарные запасы.
3. По исполняемым функциям:
— текущие;
— подготовительные (буферные);
— гарантийные (страховые, или резервные);
— сезонные;
— переходящие.
Текущие запасы обеспечивают
непрерывность снабжения
Подготовительные (буферные) запасы выделяются из производственных запасов, они требуют дополнительной подготовки перед использованием в производстве (сушка древесины, например). Подготовительные запасы готовой продукции вызваны необходимостью их подготовки к отпуску потребителям.
Гарантийные (страховые, или
резервные) запасы предназначены для
непрерывного снабжения продукцией
потребителя в случае непредвиденных
обстоятельств: отклонения в периодичности
и величине партий поставок от запланированных,
изменения интенсивности
Сезонные запасы образуются
при сезонном характере производства,
потребления или
Переходящие запасы — остатки материальных ресурсов на конец отчетного периода. Они обеспечивают непрерывность производства и потребления в отчетном и в следующем за отчетным периоде до очередной поставки.
4. Для продвижения продукции:
— спекулятивные;
— рекламные.
Спекулятивные запасы создаются
в целях защиты от возможного повышения
цен или введения протекционистских
квот или тарифов, а также использования
конъюнктуры рынка для
Рекламные запасы (для продвижения продукции) создаются и поддерживаются в каналах распределения для быстрой реакции на проводимую фирмой маркетинговую политику. Они связаны с широкомасштабными рекламными мероприятиями. Эти запасы должны удовлетворять возможное резкое увеличение спроса на продукцию фирмы.
5. По показателям:
— в натуральных показателях;
— в стоимостных показателях;
— днях оборота.[7, 156]
6. По времени:
— максимальный желательный запас;
— пороговый уровень запаса;
— текущий уровень;
— гарантийный запас.
Максимальный желательный запас определяет уровень запаса, экономически целесообразный в данной системе управления запасами. Этот уровень может превышаться. В различных системах управления максимальный желательный запас используется как ориентир при расчете объема заказа.
Пороговый уровень запаса («точка заказа») используется для определения момента времени выдачи очередного заказа.
Текущий запас соответствует
уровню запаса в любой момент учета.
Он может совпасть с максимальным,
пороговым или гарантийным
Гарантийный запас (страховой или резервный) предназначен для непрерывного снабжения потребителя в случае непредвиденных обстоятельств.
7. По ликвидности:
— ликвидные
— неликвидные.
К ликвидным, по нашему мнению, можно отнести легко реализуемые товарные запасы, динамика и обновление которых являются относительно стабильными.
Неликвидными можно считать
длительно не используемые (нереализуемые)
товарные запасы, которые образуются
вследствие ухудшения качества товаров
в процессе хранения, а также морального
износа. Излишние запасы, потребность
в которых на данный момент отсутствует,
также следует считать
Информация о работе Анализа состояния и эффективности использования товарных запасов на предприятии