Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 16:50, курсовая работа
Актуальной проблемой большинства отечественных коммерческих предприятий являются наличие сверхнормативных товарных запасов, низкая скорость их реализации, издержки, связанные с их хранением, старением или порчей. Данная проблема может еще более обостриться в сложившейся неблагоприятной экономической ситуации.
Введение…………………………………………………………………………
3
1 Теоретические основы анализа состояния и эффективности использования товарных запасов на предприятии………………………..
5
1.1 Товарные запасы и их характеристика ……………………………………
5
1.2 Классификация товарных запасов ………………………………………
10
1.3 Факторы, влияющие на величину товарных запасов, их уровень и товарооборачиваемость на торговом предприятии……………………………
13
2 Анализ состояния и эффективности использования товарных запасов ОАО «Кинескоп»…………………………………………………………………
16
2.1 Технико-экономическая характеристика деятельности предприятия…..
16
2.2 Анализ состояния товарных запасов на примере ОАО «Кинескоп»…….
19
2.3 Анализ эффективности использования товарных запасов в ОАО «Кинескоп»
21
3 Повышение состояния и эффективности использования товарных запасов в ОАО «Кинескоп»……………………………………………………
28
Заключение………………………………………………………………………..
32
Список источников……………………………………
8. По соблюдению норм:
— сверхнормативные;
— в пределах норм;
— заниженные.
Величину товарных запасов и эффективность их использования определяют следующие факторы:
— объем и структура розничного товарооборота;
— сложность ассортимента;
— соотношение спроса и предложения на товар;
— уровень цен и их динамика;
— физико-химические свойства товаров (сроки хранения);
— условия товароснабжения розничных предприятий, регулярность и частота завоза товаров;
Таким образом, группировка товарных запасов осуществляется по месту нахождения, по товарному составу и многим другим признакам. В зависимости от этого важно рассчитывать необходимую величину товарных запасов в организациях.
1.3 Факторы, влияющие на величину товарных запасов, их уровень и товарооборачиваемость на торговом предприятии.
На величину товарных запасов и товарооборачиваемость оказывает влияние множество факторов внутренней и внешней среды торгового предприятия. Одни из этих факторов ускоряют оборачиваемость, что способствует уменьшению товарных запасов, другие замедляют скорость товарного обращения, увеличивая размер товарных запасов. Если торговое предприятие правильно оценивает эти факторы, то оно легко может изыскать резервы ускорения оборачиваемости товаров, снижения расходов на образование и хранение товарных запасов.
Важнейшими факторами общего характера, влияющими на оборачиваемость и величину товарных запасов, являются следующие:
1. Колебания спроса и предложения. Если сложилась ситуация, когда товарное предложение отстает от покупательского спроса, то товарооборачиваемость по этим товарам резко ускоряется. А по мере насыщения рынка и уменьшения разрыва между спросом и предложением наблюдается некоторое замедление скорости обращения товаров. Одно из условий, способствующих нормализации товарных запасов, — изучение покупательского спроса, воздействие на поставщиков с целью расширения ассортимента и улучшения качества товаров.
2. Объем и структура розничного товарооборота. Для торговых предприятий с большим объемом товарооборота характерны, при прочих равных условиях, наличие большого размера товарных запасов и ускоренная товарооборачиваемость. Чем больше объем товарооборота, тем больше и однодневный товарооборот, а следовательно, и размер товарных запасов. Ускоренная оборачиваемость объясняется тем, что в таких магазинах товар завозят чаще, причем нередко минуя посредников. Величину товарных запасов определяют также широта и обновляемость ассортимента товаров. Чем шире ассортимент, тем больше товарных запасов. Время обращения товаров сложного ассортимента, как правило, превышает время обращения товаров простого ассортимента. По товарам сложного ассортимента создаются товарные запасы по различным признакам (размерам, фасоном, расцветкам ткани и т.д.), их необходимо подсортировать и готовить к продаже. Эти операции требуют определенного времени и создания дополнительных запасов.
3. Потребительские и физико-химические свойства товаров. Они ограничивают или удлиняют время оборота. По товарам, стойким в хранении, создают большие товарные запасы, к ним можно отнести непродовольственные товары сложного ассортимента, длительного пользования, а также не скоропортящиеся продовольственные товары. На отдельные товары в силу их физико-химических свойств устанавливают не сроки хранения, а сроки реализации, ограниченные несколькими часами. По таким товарам большие товарные запасы создавать нельзя.
4. Частота и организация завоза товаров. Высокая частота завоза характерна для скоропортящихся товаров. Регулярное снабжение магазина товарами обеспечивает рост товарооборота при наличии меньших товарных запасов. Чем чаще завозят товары, тем меньше товарные запасы, и наоборот. Но необходимо помнить, что частота завоза зависит от объемов производства и качества продукции промышленных и сельскохозяйственных предприятий, сезонности производства, от местонахождения торговых предприятий, условий транспортировки. Так, в отдаленные районы по географическому положению время завоза товаров может быть ограничено из-за погодных и климатических условий и сложностей транспортировки, а время обращения товаров в этих районах намного продолжительней. Чем ближе расположены предприятия-производители, поставщики к районам потребления, тем меньше времени затрачивается на доставку товаров и чаще производится их завоз.
5. Состояние материально-технической базы и основных фондов торгового предприятия. Наличие развитой складской сети, оснащенной современным оборудованием для хранения товаров, в торговом предприятии позволяет создавать большие товарные запасы, создавать их широкий ассортимент, обеспечивая сохранность и качество.
На оборачиваемость товаров оказывает влияние и ряд других факторов: насыщенность товарных рынков, звенность товародвижения, объемы импорта, распределение запасов товаров между оптовыми и розничными звеньями торговли, уровень цен на конкретные товары и товарные группы и их динамика, организация рекламы и продажи товаров, организация труда, квалификация кадров и уровень руководства торгово-технологическим процессом и т.д.
Изменения перечисленных
факторов могут влиять на величину
товарных запасов и
Образование товарных запасов вызвано несоответствием во времени и пространстве между потребностью в них и возможностью их производства.
Сокращение времени товарного
обращения является одним из условий
ускорения всего процесса расширенного
воспроизводства, более эффективного
использования оборотных
Вместе с тем скорость обращения товаров должна сочетаться с наличием в розничных организациях широкого и устойчивого ассортимента, гарантирующего бесперебойное удовлетворение спроса обслуживаемого населения.
С точки зрения торгового предприятия факторы, влияющие на состояние товарных запасов и их товарооборачиваемость, можно объединить в следующие группы:
• условия производства (объем производства, размещение организаций по экономическим районам, специализация, расширение ассортимента товаров и др.);
• транспортные условия и организация поставок товаров (вид транспорта, формы перевозок, ритмичность поставок и др.);
• условия потребления (динамика денежных доходов, спрос на новые товары, сезонность спроса и др.);
• торговые условия (развитие материально-технической базы, размеры организаций, соотношение общей и торговой площадей, насыщенность рынка товарами и др.);
• физико-химические свойства товаров (сроки хранения, частота поставки и др.);
• уровень цен.
Товарооборачиваемость также зависит от объема и структуры товарооборота, ритмичности выполнения его плана, рационального размещения товарных запасов между звеньями торговли, частоты завоза товаров, применения прогрессивных форм торгового обслуживания населения, совершенствования материально-технической базы торговли, уровня квалификации кадров, звенности товародвижения.
2 Анализ состояния и эффективности использования товарными запасами на примере ООО «Кинескоп»
2.1 Технико-экономическая
характеристика деятельности
Открытое акционерное общество «Кинескоп» является самостоятельным юридическим субъектом хозяйствования Республики Беларусь.
Реквизиты предприятия:
Полное наименование предприятия – Открытое акционерное общество «Кинескоп»
Сокращенное наименование – ОАО «Кинескоп»
Юридический адрес: индекс 220012, город Минск, ул. Чернышевского, 8-337.
Почтовый адрес: индекс 220012, город Минск, ул. Чернышевского, 8-337,
Расчетный счет № 3012020721450 в филиале 514 АСБ «Беларусбанк» г.Минск, ул. Сурганова, 47а, код 614 , УНП 100289025 ОКПО 37381824
Отраслевая принадлежность предприятия: розничная торговля.
Форма собственности предприятия: частная.
Открытое акционерное общество с «Кинескоп», с 1994 года работает в сфере розничной торговли Республики Беларусь и в настоящее время является владельцем пяти магазинов, расположенных в городе Минске.
Основным видом деятельности ОАО "Кинескоп" является торговля безалкогольными напитками, продовольственными продуктами. Согласно Уставу предприятия, целью деятельности ОАО "Кинескоп" является осуществление коммерческой, посреднической, закупочной деятельности, торговли товарами народного потребления, в том числе лицензионными, создания сети магазинов оптовой, розничной и прочей торговли этими товарами.
Организационная структура предприятия представлена на рис.2.1
Таблица 2.1 - Экономические показатели торгово-хозяйственной деятельности ООО "Кинескоп" в динамике за 2010-2011 гг. уровень – тыс. руб
Показатели |
2010 |
2011 |
Абсолютное отклонение |
Темп роста, % |
Количественные показатели | ||||
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. |
118915 |
144358 |
25443 |
121,4 |
Себестоимость проданных
товаров, продукции, работ, |
97065 |
111411 |
14346 |
114,78 |
Валовая прибыль, тыс. руб. |
21850 |
32947 |
11097 |
150,8 |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
3114 |
6574 |
3460 |
211,1 |
Окончание таблицы 2.1 | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Среднесписочная численность, чел. |
50 |
53 |
3 |
106 |
Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб. |
13009,5 |
12872 |
-137,5 |
98,9 |
Среднегодовой стоимость оборотных средств, тыс. руб. |
28047,5 |
41946 |
13898,5 |
149,55 |
Качественные показатели | ||||
Среднегодовая выработка на 1 работающего, тыс. руб./чел. |
2378,3 |
2723,7 |
345,4 |
114,5 |
Фондоотдача |
9,14 |
11,21 |
2,07 |
122,6 |
Фондоемкость |
0,109 |
0,089 |
- 0,2 |
81,65 |
Фондовооруженность тыс.руб./чел |
260,19 |
242,86 |
-17,33 |
93,3 |
Коэффициент оборачиваемости |
4,24 |
3,44 |
-0,8 |
81,13 |
Коэффициент загрузки |
0,24 |
0,29 |
0,05 |
120,83 |
По данным таблицы можно сделать следующие выводы. В 2010 году произошло увеличение объема реализации на 21,4 %, при этом себестоимость продукции увеличилась на 14,78 %. Валовая прибыль в 2011 году стала составлять 32947 тыс. руб., что на 11097 тыс. руб. больше чем в 2010 году, а чистая прибыль увеличилась более чем в 2 раза. Численность работающих на предприятии в 2011г. изменилась незначительно (увеличилась на 3 человека). Выработка на одного рабочего в 2011г. по сравнению с 2010г. увеличилась на 345,4 тыс.руб./чел (на 14,5 %).
За рассматриваемый период фондоотдача увеличилась на 22,6 %, а фондоемкость при этом сократилась на 18,35 %, то есть основные фонды стали использоваться более эффективно. Отрицательным фактом является снижение фондовооруженности на 2,88 % (в 2010 г. она составила 260,19 руб./чел, а в 2011г. – 242,86 руб./чел). Такое снижение произошло из-за того, что среднегодовая численность персонала выросла на 6 %, а стоимость основных фондов, наоборот сократилась на 1,1 % (98,9-100,0). Но показатель имеет значительно высокий уровень и не сказывается негативно на эффективности использования основных средств.
Среднегодовая стоимость оборотного капитала в 2011 г. увеличилась на 13898,5 тыс. руб. или почти на 50 %. Как видно из таблицы, оборачиваемость оборотного капитала снижается, сумма реализованной продукции, приходящаяся на тысячу оборотного капитала сокращается на 18,87 % (81,13-100,0), что в свою очередь говорит о снижении эффективности использования оборотных средств. Это связано с тем, что среднегодовая стоимость оборотного капитала растет быстрее, чем годовой объем реализованной продукции в стоимостном выражении. Следовательно, и загрузка оборотного капитала возрастает на 20,8 %. Длительность оборота в 2011 году или 23,26 %, чем длительность одного оборота в 2010 году. Это также говорит о том, что необходимо провести мероприятия по более эффективному использованию имеющихся у предприятия оборотных средств.
2.2 Анализ состояния товарных запасов на примере ООО "Кинескоп"
Для анализа товарных запасов принято использовать следующие показатели: Объем товарных запасов может измеряться в натуральном и стоимостном выражении. На практике определяют три вида данного показателя:
- минимально
допустимый объем,
- максимальный
объем, характеризующий
- резервный
объем, гарантирующий
Таблица 2.2- Анализ товарных запасов в ООО «Кинескоп», млн. руб.
2010 |
2011 |
Минимально допустимый запас |
Максимально допустимый запас |
Резервный объем запасав | ||
2010 |
2011 | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Колбасные изделия |
174812,6 |
339136,4 |
69925,032 |
440877,33 |
266064,7 |
101740,92 |
Ликероводочные изделия |
130844,3 |
253838 |
52337,736 |
329989,43 |
199145,1 |
76151,406 |
Кондитерские изделия |
133744,3 |
259464 |
53497,728 |
337303,18 |
203558,9 |
77839,194 |
Молокопродукты |
118745,1 |
230365,5 |
47498,04 |
299475,14 |
180730 |
69109,648 |
окончание таблицы 2.2 | ||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Хлебобулочные изделия |
98385,84 |
190868,5 |
39354,336 |
248129,09 |
149743,2 |
57260,559 |
Мясо и птица |
68747,04 |
133369,3 |
27498,816 |
173380,03 |
104633 |
40010,777 |
Рыба С/М |
87136,38 |
169044,6 |
34854,552 |
219757,95 |
132621,6 |
50713,373 |
Фрукты |
40888,26 |
79323,22 |
16355,304 |
103120,19 |
62231,93 |
23796,967 |
Пиво |
45698,04 |
88654,2 |
18279,216 |
115250,46 |
69552,42 |
26596,259 |
Сыры твердые и плавленые |
33208,56 |
64424,61 |
13283,424 |
83751,988 |
50543,43 |
19327,382 |
Вино |
42089,4 |
81653,44 |
16835,76 |
106149,47 |
64060,07 |
24496,031 |
Безалкогольные напитки |
26958,78 |
52300,03 |
12131,451 |
67990,043 |
41031,26 |
15690,01 |
Мороженое |
23209,02 |
45025,5 |
10444,059 |
58533,148 |
35324,13 |
13507,65 |
Сахар |
16409,16 |
31833,77 |
7384,122 |
41383,902 |
24974,74 |
9550,1311 |
Коньяк |
20699,1 |
40156,25 |
9314,595 |
52203,13 |
31504,03 |
12046,876 |
Масло животное |
12137,76 |
23547,25 |
5461,992 |
30611,431 |
18473,67 |
7064,1763 |
Табачные изделия |
11352,6 |
22024,04 |
5108,67 |
28631,257 |
17278,66 |
6607,2132 |
Яйцо птицы |
11249,46 |
21823,95 |
5062,257 |
28371,138 |
17121,68 |
6547,1857 |
Майонез |
11293,92 |
21910,2 |
5082,264 |
28483,266 |
17189,35 |
6573,0614 |
Сельдь соленая |
17499,24 |
33948,53 |
7874,658 |
44133,083 |
26633,84 |
10184,558 |
Овощи |
9401,4 |
18238,72 |
4230,63 |
23710,331 |
14308,93 |
5471,6148 |
Масло растительное |
10871,46 |
21090,63 |
4892,157 |
27417,822 |
16546,36 |
6327,1897 |
Шампанское |
10891,26 |
21129,04 |
4901,067 |
27467,758 |
16576,5 |
6338,7133 |
Крупы |
9135,9 |
17723,65 |
3197,565 |
23040,74 |
13904,84 |
5317,0938 |
Кофе |
10858,86 |
21066,19 |
3800,601 |
27386,045 |
16527,18 |
6319,8565 |
окончание таблицы 2.2 | ||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Консервы рыбные |
10786,32 |
20925,46 |
3775,212 |
27203,099 |
16416,78 |
6277,6382 |
Чай |
10699,56 |
20757,15 |
3744,846 |
26984,29 |
16284,73 |
6227,1439 |
Макаронные изделия |
5709,78 |
11076,97 |
1998,423 |
14400,065 |
8690,285 |
3323,092 |
Мука |
3929,76 |
7623,734 |
1375,416 |
9910,8547 |
5981,095 |
2287,1203 |
Консервы мясные |
2319,84 |
4500,49 |
811,944 |
5850,6365 |
3530,796 |
1350,1469 |
Маргариновая продукция |
3209,76 |
6226,934 |
1123,416 |
8095,0147 |
4885,255 |
1868,0803 |
Информация о работе Анализа состояния и эффективности использования товарных запасов на предприятии