Анализа состояния и эффективности использования товарных запасов на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 16:50, курсовая работа

Описание работы

Актуальной проблемой большинства отечественных коммерческих предприятий являются наличие сверхнормативных товарных запасов, низкая скорость их реализации, издержки, связанные с их хранением, старением или порчей. Данная проблема может еще более обостриться в сложившейся неблагоприятной экономической ситуации.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………
3
1 Теоретические основы анализа состояния и эффективности использования товарных запасов на предприятии………………………..
5
1.1 Товарные запасы и их характеристика ……………………………………
5
1.2 Классификация товарных запасов ………………………………………
10
1.3 Факторы, влияющие на величину товарных запасов, их уровень и товарооборачиваемость на торговом предприятии……………………………
13
2 Анализ состояния и эффективности использования товарных запасов ОАО «Кинескоп»…………………………………………………………………
16
2.1 Технико-экономическая характеристика деятельности предприятия…..
16
2.2 Анализ состояния товарных запасов на примере ОАО «Кинескоп»…….
19
2.3 Анализ эффективности использования товарных запасов в ОАО «Кинескоп»
21
3 Повышение состояния и эффективности использования товарных запасов в ОАО «Кинескоп»……………………………………………………
28
Заключение………………………………………………………………………..
32
Список источников……………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая таргонская.docx

— 104.77 Кб (Скачать файл)

 

Данные, представленные в таблице 2.7, говорят о достаточной  объема запасов и резервов в ООО  «Кинескоп». Резерв запасов как в 2010 году, так и в 2011 может обеспечить бесперебойные поставки с учетам роста товарооборота на 50% например в праздничные дни, когда рост объема продаж возрастает в несколько раз. Об этом свидетельствуют представленные расчеты, которые показывают, что фактический товарооборот выше минимально допустимого значения и ниже максимально допустимого значения. Эти факты характеризуют уровень запасов как стабильный.

Проанализировав управление товарооборотом и запасами в ООО «Кинескоп», можно сделать следующие выводы:

предприятие должно стремиться к увеличению товарооборачиваемости, так как в результате ускорения:

увеличивается объем товарооборота и полнее удовлетворяется покупательский спрос,

уменьшаются издержки обращения (расходы на хранение, потери, % за кредит) и увеличивается  прибыль,

улучшается  финансовое состояние предприятия, так как быстрее высвобождаются средства, вложенные в товар, которые  можно направить на расчеты с  поставщиками, банком, бюджетом, увеличивается  объем производства товаров.

 

 

2.3 Анализ эффективности использования товарных запасов в ОАО «Кинескоп»

Структура товарооборота  по некоторым товарным группам в  динамике представлена в таблице 2.2

 

Таблица 2.3- Структура товарооборота по товарным группам

Товарные  группы

2010 год

2011 год

(+,-) уд.вес

млн.р.

уд.вес

Нат.ед.

млн.р.

уд.вес

нат.ед.

1

2

3

4

5

6

7

8

Колбасные изделия

99648,1

14,3%

955,8

97118,1

14,0

932,5

-0,3

Ликеро-водочные

72138,7

10,4%

53,5

72691,3

10,5

53,9

+0,1

Кондитерские изделия

74707,2

10,7%

591,4

74302,4

10,7

588,2

-

Молокопродукты

65233

9,4%

6391,2

65969,5

9,5

6463,4

+0,1

Хлебобулочные изделия

54508,3

7,8%

5541,2

54658,8

7,9

5556,5

+0,1

Мясо и птица

36548,8

5,3%

515,2

38192,8

5,5

538,4

+0,2

Рыба С/М

48033,8

6,9%

668,8

48409,1

7,0

674,0

+0,1

Фрукты

22017,8

3,2%

361,6

22715,7

3,3

373,1

+0,1

Пиво

25174,8

3,6%

99,2

25387,8

3,7

100,0

+0,1

Сыры твердые и плавленые 

19746,1

2,8%

228,8

18449,2

2,7

213,8

-0,1

Вино

23306,4

3,4%

21,0

23383,0

3,4

21,2

-

Безалкогольные напитки

14521,5

2,1%

144,3

14977,1

2,2

148,8

+0,1

Мороженое

12398,1

1,8%

179,0

12893,9

1,9

186,2

+0,1

Сахар

10089,9

1,5%

524

9116,2

1,3

473,4

-0,2

Коньяк

13332,0

1,9%

32

11499,5

1,7

27,6

-0,2

Масло животное

6759,5

1,0%

95,5

6743,2

1,0

95,3

-

Табачные  изделия

6255,4

0,9%

 

6307,0

0,9

 

-

Яйцо птицы

6275,4

0,9%

4047,5

6249,7

0,9

4030,9

-

окончание таблицы 2.3

1

2

3

4

5

6

7

8

Консервы овощные

7603,3

1,1%

 

7638,6

1,1

 

-

Майонез

6438,8

0,9%

173,4

6274,4

0,9

169,0

-

Сельдь соленая

9715,1

1,4%

215,9

9721,8

1,4

216,0

-

Овощи

5265,0

0,8%

47,9

5223,0

0,8

47,5

-

Масло растительное

5655,2

0,8%

143,3

6039,7

0,9

153,0

+0,1

Шампанское

6532,5

0,9%

5,7

6050,7

0,9

5,3

-

Крупы

5323,7

0,8%

481,9

5075,5

0,7

459,4

-0,1

Кофе

6027,8

0,9%

7,4

6032,7

0,9

7,4

-

Консервы рыбные

5800,3

0,8%

227,1

5992,4

0,9

234,6

+0,1

Чай

5258,8

0,8%

25,5

5944,2

0,9

28,8

+0,1

Макаронные изделия

3072,8

0,4%

224,3

3172,1

0,5

231,5

+0,1

Мука

2115,5

0,3%

149,8

2183,2

0,3

154,6

-

Консервы мясные

1266,3

0,2%

18,8

1288,8

0,2

19,1

-


 

При анализе  структуры товарооборота в 2011 году по сравнению с 2010 г. в суммовом выражении произошло снижение продаж по всем товарным группам, в большей степени за счет закрытия торговых точек по городу. Но по некоторым группам товаров произошло увеличение удельного веса продаж в общем объеме товарооборота. Об этом свидетельствуют данные, представленные в таблице 2.4.

 

Таблица 2.4- Рост удельного веса некоторых видов товаров в общей структуре товарооборота

Товарные группы

Рост уд. веса, %

1.

Макаронные изделия

+0,1%

Окончание таблицы 2.4

1

2

3

2.

Молокопродукты

+0,1%

3.

Хлебобулочные изделия

+0,1%

4.

Мясо и птица 

+0,2%

5.

Рыба С/М

+0,1%

6.

Фрукты

+0,1%

7.

Масло растительное

+0,1%

8.

Ликеро-водочные

+0,1%


 

Главной причиной роста продаж по группам  товаров является активные мероприятия  по проведению рекламных акций, связанных  с ценовой политикой магазина. Положительная динамика доходов магазина свидетельствует об устойчивом положении на рынке, несмотря на бурный рост числа торговых точек конкурентов. Оценка равномерности выполнения товарооборота за 2010г представлена в таблице 2.5.

 

Таблица 2.5 – Товарооборот по месяцам за 2010 г.

 

Месяц

продажа продукции по плану

Продажа продукции фактический

Процент выполнения плана

Январь

87120

70252

80,64

Февраль

91000

87332

95,97

Март

92500

83900

90,70

Апрель

98200

94232

95,96

Май

100000

95132

95,13

Июнь

101500

110876

109,24

Июль

101583

94657

93,18

Август

107800

100004

92,77

Сентябрь

108540

118899

109,54

Октябрь

112400

93241

82,95

       

окончание таблицы 2.5

1

2

3

4

Ноябрь

118788

91659

77,16

Декабрь

119120

90009

75,56

Итого:

1238551

1130193

91,25


 

Определим коэффициент  ритмичности, среднеквадратическое отклонение и коэффициент вариации. Данные о  товарообороте, необходимые для  этого представлены в таблице 2.4.

Коэффициент ритмичности = = = =0,897

Коэффициент ритмичности  близкий к 1, свидетельствует о  ритмичности осуществления продаж.

 

Среднеквадратическое  отклонение = = =10,61 %

Коэффициент вариации = =11,63

Значение коэффициента вариации превышает оптимальное  значение равное 10, следовательно колебания велики и степень отклонения в выполнении прогнозируемого товарооборота от среднего уровня, так же велика.

При анализе структуры  товарооборота в 2011 году по сравнению с 2010 г. можно заметить снижение удельного веса продаж по некоторым товарным группам, в большей степени за счет закрытия торговых точек по городу. Но по ряду групп товаров произошло увеличение удельного веса продаж в общем объеме товарооборота. Эти данные представлены в таблице 2.5.

 

Таблица 2.6 - Рост удельного веса продаж отдельных видов товаров в общем объема товарооборота

 

Товарные группы

Рост уд. Веса, %

1.

Хлебобулочные изделия

+0,1%

2.

Молокопродукты

+0,2%

3.

Ликероводочные изделия

+0,1%

4.

Масло растительное

+0,2%

5.

Майонез

+0,1%

6.

Кофе

+0,1%

7.

Чай

+0,1%


По социально-значимым товарным группам удельный вес в  общих продажах в 2010 году остался на том же уровне. Это такие группы, как мясо и птица, крупа, макаронные изделия, мука, сахар, консервы мясные.

Главной причиной роста продаж по группам  товаров является активные мероприятия  по проведению рекламных акций, связанных  с ценовой политикой Общества. Положительная динамика доходов  Общества от розничной торговли свидетельствует  об устойчивом положении эмитента на рынке, не смотря на бурный рост числа  торговых точек конкурентов.

Оценка  равномерности выполнения товарооборота  за 2009 г.

Определим коэффициент ритмичности, среднеквадратическое отклонение и коэффициент вариации. Данные о товарообороте, необходимые  для этого представлены в таблице 2.7

Таблица 2.7 - Товарооборот по месяцам за 2011 г

 

Месяц

Выпуск продукции по плану

Выпуск продукции фактический

% выполнения плана

Январь

109989

117876

107,17

Февраль

110789

113000

102,00

Март

113000

110789

98,04

окончание таблицы 2.7

1

2

3

4

Апрель

113654

97899

86,14

Май

115880

83799

72,32

Июнь

118769

87879

73,99

Июль

119872

109876

91,66

Август

123987

106630

86,00

Сентябрь

127699

105120

82,32

Октябрь

136900

109400

79,91

Ноябрь

139769

106327

76,07

Декабрь

146700

99400

67,76

Итого:

1477008

1247995

84,49


 

Коэффициент ритмичности = = = =0,838

Коэффициент ритмичности  близкий к 1, свидетельствует о  ритмичности осуществления продаж. Но не смотря на удовлитворительное значение, величина его снизилась в 2008г. по сравнению с предыдущим годом.

Среднеквадратическое  отклонение = = =13,28

Коэффициент вариации = = 15,72

Аналогично 2010г., значение коэффициента вариации превышает оптимальное значение равное 10, следовательно колебания велики и степень отклонения в выполнении прогнозируемого товарооборота от среднего уровня, так же велика. Необходимо отметить, что в отчётном году по сравнению с базовым его значение возрасло и как следствие возрасло отклонение.

 

 

3. Совершенствование состояния и эффективности использования товарных запасов

 

Цель управления товарными запасами — это формирование и поддержание  их величины на таком уровне, который  позволяет обеспечить бесперебойную торговлю каждым товаром при минимальных затратах. Для достижения этой цели руководители или менеджеры предприятия должны определить, сколько надо хранить запасов, когда размещать заказы и сколько заказывать единиц товара за один раз. От руководителей и менеджеров торгового предприятия требуется умение не только определять необходимую величину запасов, но и разрабатывать графики поставок, рассчитывать оптимальные партии новых заказов, добиваться увязки объема продаж с величиной запасов, при необходимости организовывать складирование запасов, учитывать требования логистики и маркетинга, постоянно проводить финансовый анализ потребностей в запасах, рассчитывать расходы, связанные с запасами, и учитывать политику в области цен. 
 Планирование товарных запасов — это сложный процесс, который включает анализ их состояния и тенденций изменения, обоснование необходимой величины товарных запасов, оценку их с точки зрения соответствия предъявляемым требованиям и осуществление экономических и организационно-технических мер по их поддержанию в соответствии с этими требованиями. 
 Ключевым звеном в планировании является обоснование рекомендуемой (необходимой) величины товарных запасов в днях и сумме по указанным структурным единицам предприятия. Через установление необходимой величины реализуются цели и задачи планирования. Они состоят в определении оптимальной величины товарных запасов, которые должны обеспечить бесперебойную торговлю всеми товарами (определенного перечня) при наименьших затратах на создание, хранение и управление ими во всех структурных единицах предприятия. 
 В нашей стране установлен обязательный ассортиментный перечень товаров и количество разновидностей, которые каждый магазин должен иметь в продаже. Такой подход используют и страны Западной Европы в процессе управления деятельностью магазинов. Представляется целесообразным для магазинов (отделов) составлять такие перечни, которые должны систематически уточняться с учетом конъюнктуры рынка и других условий. Отдельные предложения по формированию этих перечней в потребительской кооперации обоснованы при характеристике концепции развития ее торговли. 
В настоящее время предприятия имеют возможность использовать такие апробированные на практике в нашей стране и за рубежом методы установления величины товарных запасов, как опытно-статистический, технико-экономических расчетов и экономико-математические. 
Величину запасов по группам товаров рассчитывают в поквартальном разрезе. В настоящее время целесообразно необходимую величину товарных запасов устанавливать на каждый квартал в отдельности. 
Каждое предприятие при обосновании необходимой величины товарных запасов на каждый квартал обязательно использует опытно-статистический метод. Сущность этого метода состоит в установлении рекомендуемой (необходимой) величины запасов (в днях к объему продаж и в сумме), исходя из сложившихся тенденций изменения товарооборачиваемости и факторов, влияющих на нее с учетом ожидаемых изменений последних в планируемом периоде. Этот метод является основным при определении необходимой величины по группам товаров, доля которых в объеме продаж менее 1% и по небольшим предприятиям (мелкой рознице). По группам товаров, которые занимают значительное место в обороте розничной торговли, этот метод используется наряду с другими. 
 Каждое предприятие по группам товаров, которые занимают в объеме продаж 1,5% и более, имеет возможность установить необходимую величину товарных запасов (в днях к объему продаж и сумме) не только опытно-статистическим путем, но и на основе использования технико-экономических расчетов. Сущность этого метода состоит в расчете по товарной группе общей величины необходимых запасов (М) по ее составляющим: запасы, связанные с затратами времени по комплектованию, приемке и подготовке товаров к продаже (К); рабочий запас, т. е. товары, которые должны быть реализованы в период между завозами партий товара (Р) или время заказа и завоза товара; запас текущего пополнения (П/2)— по товарам простого ассортимента он равен половине частоты завоза, а по товарам сложного ассортимента половину частоты завоза умножают на частное от деления числа разновидностей в продаже на число разновидностей, завозимых в одной партии; страховой запас (С) устанавливается предприятием эмпирически. 
Таким образом, очевидно, что необходимую величину рассчитывают по следующей формуле: 

М=К+Р+П/2+С                                                                                           (1)

 
 Рассмотрим сжато методику расчета  каждого из слагаемых указанной  формулы. 
 Первый элемент (К) определяется исходя из затрат времени на период подготовки товаров и комплектования торгового ассортимента. Он составляет в реальной действительности — 1—3дня. 
 Второй элемент (Р), т. е. рабочий запас, определяется затратами времени на формирование заказа и организацию его поставки. Ниже приводится расчет времени на повторный заказ и использование экономико-математических методов. По товарам местного производства этот период составляет 4—6 дней. 
Запас текущего пополнения предназначен для бесперебойной торговли между очередными завозами товара и при расчете норматива принимается в среднем размере (П/2), исходя из того, что в момент поступления товаров создаются максимальные запасы и перед очередным завозом их величина будет минимальной.

Общая величина запаса пополнения (П) определяется умножением нормированного текущего срока завоза в днях (90/n) на коэффициент обновления всего  ассортимента по представительному  набору (90 — число дней в квартале, п — частота завоза). Величину коэффициента, в свою очередь, устанавливают делением количества разновидностей по ассортиментному перечню (N) на количество разновидностей в одной партии поступающего товара (к). В обобщенном виде расчеты запаса пополнения для установления нормативов могут быть выполнены по следующей схеме: 
П/2=90/2n х N/к. 
 По товарам простого ассортимента он равен половине частоты завоза. Значение символов разъяснено выше. Расчеты величины этого запаса могут быть выполнены в нескольких вариантах. Увеличение частоты завоза товаров и количества разновидностей, завозимых в среднем в одной партии, оказывает влияние на уменьшение запаса текущего пополнения. И наоборот, их уменьшение приводит к соответствующему росту запасов текущего пополнения и его общей величины. Предприятия, принимая решения об изменении норматива запасов по магазинам, должны предусматривать соответствующие изменения условий поставки товаров — частоты и комплектности завоза. Если при изменении необходимой величины не вносятся соответствующие коррективы в условия поставки товаров, то это приводит к формированию фактических запасов без учета их рекомендуемой величины. 
На практике возможно, в зависимости от соотношения расходов по доставке и хранению товаров, определять меры по улучшению размещения запасов в каналах торговли. Товарные запасы должны быть минимальными, если расходы по хранению намного превышают расходы по их транспортировке. И наоборот, единовременный завоз необходимо предусматривать в большем размере, если транспортные расходы намного выше расходов по хранению. 
 Страховой (резервный) запас (С) создается для обеспечения бесперебойной торговли на случай значительного увеличения объема спроса населения, отклонения от установленных частоты и объема завоза товаров. Он устанавливается с учетом частоты завоза и других условий по конкретным товарам — до 30% величины торгового запаса (рабочего плюс запаса пополнения) по товарам сложного ассортимента и до 70—100% величины торгового запаса — по маслу растительному, сахару, соли и другим товарам простого ассортимента, группы которых состоят из 1—3 разновидностей. 
Размеры страхового запаса следует пересматривать в сторону снижения по мере повышения надежности товароснабжения. В этих условиях величину страхового запаса можно определить и на основе использования математических методов по формуле:

Информация о работе Анализа состояния и эффективности использования товарных запасов на предприятии