Аудит основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 19:18, курсовая работа

Описание работы

Особенно важно проведение аудиторской проверки основных средств в крупных банках, где на долю основных средств приходится значительная часть всего имущества предприятия. Такие банки имеют огромные производственные площади, множество техники, оборудования, различных сооружений. Одним из таких банков является Акционерно-Коммерческий Банк “Кыргызстан”, на основании информации которого ведется исследование в данной работе.
С чего начать и в какой последовательности производить аудит основных средств и нематериальных активов? Этот вопрос каждый аудитор решает самостоятельно, исходя из собственного опыта. Главное состоит с том, чтобы при проверке был охвачен весь комплекс вопросов по учету основных средств и нематериальных активов.

Содержание работы

Введение
Глава I. Основные понятия учета и аудита основных средств .
1.1. Основные понятия учет основных средств (МСФО 16 стан.)……………5
1.2. Задачи и цели аудита основных средств.............................................7
1.3. Нормативно-правовое обеспечение аудита…………………………….9
Глава II. Методика проведения аудита в основных средствах и нематериальных активах.
2.1.Методы проведения аудита основных средств и нематериальных активов..........................................................................................................17
2.2.Типичные ошибки……………………………………………..............20
Глава III. Анализ и оценка аудита основных средств в ОАО «АКБ Кыргызстан»
3.1 Оценка результатов аудиторской проверки в основных средствах и нематериальных активах…………………………………………………………22
3.2 Заключение аудитора после завершения операции
в АКБ «Кыргызстан».…………....................................................................27
3.3 Аудиторское заключение по специальным аудиторским
заданиям………………………………………………………………………….31
Заключение..........................................................................................34
Список использованной литературы…………………………….....................35

Файлы: 1 файл

АУДИТ ОСНОВНЫХ СРЕДТСВ. курс.2013.DOC

— 203.00 Кб (Скачать файл)

— разработка программы  подготовки кадров аудиторов по всем видам аудиторской деятельности для Кыргызской Республики;

— выдача лицензии на право  осуществлять профессиональную подготовку аудиторов;

— разработка и утверждение  процедуры получения лицензии на право занятия аудиторской деятельностью  на территории Кыргызской Республики;

— осуществление координации  деятельности региональных структур государственного управления аудиторской деятельностью на территории Кыргызской Республики;

— определение условий  и порядка лицензии на территории Кыргызской Республики документов на право занятий аудиторской деятельностью, выданных другими государствами;

— методологическая работа по формам; методам, глубине проведения аудита, разработка рекомендаций по развитию различных видов аудиторской деятельности, используя национальный и мировой опыт;

— решение других вопросов, входящих в компетенцию Совета по аудиту Кыргызской Республики;

— Совет по аудиту может передавать (делегировать) часть своих функций в области методических и методологических процедур Палате аудиторов.

Аудиторы и аудиторские  организации вправе объединяться в  профессиональное независимое объединение  — Палату аудиторов, которая осуществляет свою деятельность в соответствии с положением о Палате аудиторов, утверждаемым Министерством финансов Кыргызской Республики.

Аудитор осуществляет свою деятельность в порядке индивидуально-трудовой деятельности либо в качестве работника  аудиторской организации в порядке трудового найма.

Аудитор имеет право  осуществлять аудиторскую деятельность с момента получения лицензии на право занятия аудиторской  деятельностью и регистрации  в реестре Палаты аудиторов.

Аудиторская организация  имеет право осуществлять аудиторскую  деятельность с момента ее регистрации при условии работы в ней не менее одного аудитора, имеющего лицензию на право занятия аудиторской деятельностью.

Порядок профессиональной регистрации аудиторов и аудиторских  организаций на территории Кыргызской Республики определяется Советом по аудиту. Определены также условия и порядок проведения аудита, права и обязанности аудиторов и аудиторских организаций в Кыргызской Республике при проведении аудита.

Аудиторы и аудиторские  организации обязаны:

а) проверять состояние  бухгалтерского учета и отчетности заказчика, их достоверность и соответствие действующим требованиям компетентных органов государственного управления и представлять по результатам проведенного аудита аудиторское заключение;

б) сообщать собственникам (органам, представляющим интересы собственников) и администрации заказчика обо всех обнаруженных при проведении аудита случаях нарушения действующего законодательства и отступления от требований, предъявляемых к ведению учета и составлению отчетности;

в) сохранять в тайне  любые полученные при проведении аудита явления, исключая предоставление сведений по решению судебных органов Кыргызской Республики.

Запрещается проведение аудита:

а) лицом, имеющим личные имущественные интересы в проверяемом  хозяйствующем субъекте;

б) лицом, входящим в состав руководства, учредителем или собственником хозяйствующего субъекта;

в) работником проверяемого хозяйствующего субъекта;

г) руководителем, совладельцем или работником дочернего предприятия  или филиала хозяйствующего субъекта;

д.) лицом, состоящим в прямых родственных отношениях с кем-либо из членов руководства проверяемого хозяйствующего субъекта, а также перечисленных в подпунктах а), б), в), г) лиц.

За надлежащее исполнение своих обязанностей аудитор (аудиторская  организация) несет ответственность, предусмотренную законодательством Кыргызской Республики и договором с заказчиком.Аудиторы не несут ответственность за состояние финансово-хозяйственной деятельности предприятия и его финансовой дисциплины.

Аудитор или аудиторская  организация могут быть лишены лицензии на право осуществления аудиторской деятельности на территории Кыргызской Республики Советом по аудиту по представлению Палаты аудиторов в следующих случаях:

а) при неоднократном (то есть более 2-х раз) выявлении  фактов некачественного проведения аудиторских проверок или оказание аудиторских услуг, связанных с проведением проверок;

б) при неоднократном  или грубом нарушении при проведении аудита законодательства Кыргызской Республики или требований установленных настоящим  Временным положением;

в) при осуществлении  аудитором (аудиторской фирмой) аудиторской  деятельности, не предусмотренной выданной ему лицензией;                                       

г) при вступлении в  законную силу приговора суда в отношении  аудитора по уголовному делу, возбужденному в связи с осуществлением им аудиторской деятельности.

Временное положение  сыграло свою положительную роль в становлении аудита и позволило  определить все основные положения, которые должны быть отражены в законе об аудите. Создание и введение закона об аудите — насущная задача настоящего периода. Организация аудиторской деятельности в Кыргызской Республике формируется с учетом опыта, сложившегося в мировой практике.К основным средствам  и нематериальным активам относится довольно дорогостоящее имущество со сроком эксплуатации больше одного года. Это имущество многократно используется в производственном процессе.Основные средства составляют значительную долю в составе всего имущества организации  и являются одним из главных технических ресурсов ее хозяйственной деятельности.

Таким образом, необходимо осуществлять строгий контроль за учетом и использованием основных средств  и нематериальных активов.

ГЛАВА II. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА В ОСНОВНЫХ СРЕДСТВАХ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВАХ

2.1. МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ

 

Результатом работы аудитора является составление аудиторского заключения. Для того чтобы иметь основания  для выводов по основным направлениям аудиторской проверки, аудитор должен собрать соответствующие доказательства. Информация, собранная и проанализированная аудитором в ходе проверки, служит обоснованием выводов аудитора и называется аудиторскими доказательствами. Собирая аудиторские доказательства, аудитор использует следующие методы:6

1. Методы фактического контроля

а) инвентаризация;

б) контрольный обмер.

2. Методы документального контроля

а) формальная проверка;

б) арифметическая проверка;

в) проверка документов по существу.

3. Прочие методы

а) наблюдение;

б) опрос;

в) экономический анализ.

Рассмотрим, насколько эффективен каждый из этих методов сбора аудиторских  доказательств при проверке основных средств.

Инвентаризация проводится в целях  обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности. Сразу по прибытии в организацию аудитор должен уточнить дату проведения последней инвентаризации. Если инвентаризация основных средств не проводилась более 2-3 лет, то аудитор может потребовать ее проведению, что позволит более качественно провести последовательную проверку и уменьшить аудиторский риск. Аудитор может сам участвовать в проведении инвентаризации или ограничиться наблюдением за ее проведением. Рекомендуется убедиться в наличии наиболее дорогостоящих предметов. Часть имущества может отсутствовать, в этом случае надо проверить, по каким документам, кому и когда оно передано. При использовании работниками какого-либо имущества в домашних условиях стоимость этого имущества (компьютеров, принтеров) может рассматриваться в качестве налогооблагаемой базы (дохода) работников. В том случае, когда при проведении инвентаризации основных средств выясняется, что один из цехов проверяемого экономического субъекта занят иным хозяйствующим субъектом (признаков тому может быть несколько: весит вывеска с наименованием другого экономического субъекта; выпускается продукция, не соответствующая профилю проверяемого экономического субъекта и т.п.), а в составе доходов от вне реализационных операций нет статьи “доходы от аренды”, то речь идет о “скрытой аренде” и уклонении от уплаты налогов. Аудитор может сделать вывод о нарушении клиентом законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций.

Метод контрольного обмера эффективен при проверке затрат на ремонт основных средств. Аудитор может произвести контрольный обмер объемов выполненных работ по ремонту непосредственно на объектах, что позволит дать объективную оценку фактических ремонтных работ и установить сумму необоснованно списанных материалов, а также сумму незаконно выплаченной заработной платы, если при попустительстве отдельных работников организации имело место завышение объемов выполненных работ.

При проведении формальной проверки документов аудитор визуально просматривает  первичные документы по учету  основных средств, инвентарные карточки, журналы-ордера, расчетные таблицы, форму № 5, главную книгу и др. Необходимо проверить соответствие документов типовым междуведомственным формам, правильность заполнения всех реквизитов, наличие не оговоренных исправлений, подчисток, дописок в тексте и цифр, подлинность подписей должностных и материально ответственных лиц, инструкции о порядке заполнения типовых форм годовой бухгалтерской отчетности, Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете от  и карточек подписей должностных лиц.

Метод арифметической проверки предусматривает проверку правильности подсчетов, а также правильности составления алгоритмов расчетов при автоматизации бухгалтерского учета. Проверка расчетов сумм амортизации, переоценки основных средств, правильности применения норм амортизации и коэффициентов пересчета. Также сверяются данные аналитических и синтетических счетов, журналов-ордеров, главной книги, баланса, приложения к нему.

При проверке документов по существу рассматривается законность и целесообразность хозяйственной  операции, правильность отнесения на счета и включения в статьи затрат. Например, при покупке автомобиля организация, уплатив 50 тыс. сом., уплачивает налог с меньшей суммы 30 тыс. сом, приложив как основание справку-счет продавца, в которой состоявшаяся сделка оформляется двумя отдельными суммами - заниженная стоимость автомобиля 30 тыс. сом. и остальной суммой, показанной как подготовка автомобиля к продаже 20 тыс. сом. При реализации основных средств на сторону аудитору необходимо убедиться, что на это есть письменное разрешение руководителя. Если при проверке первичный документ вызывает сомнение, то необходимо получить письменное объяснение у лиц, ответственных за данную сделку, и сделать встречную проверку.

Наблюдение - получение  общего представления о возможностях клиента на основании визуального  наблюдения. Аудитор наблюдает за тем, как оформляется та или иная операция по учету и движения основных средств, заполняются первичные документы и регистры синтетического учета. Однако операции по учету основных средств не так многообразны и часты, особенно на малых предприятиях, поэтому наблюдение как метод аудиторской проверки малоэффективен. Более полную информацию можно получить в результате документальной проверки, опроса сотрудников и экономического анализа.

Методом экономического анализа аудитор пользуется, как  правило, при проверке бухгалтерской отчетности, где отражено состояние основных средств. Аудитор может сделать анализ использования организацией основных средств по времени и мощности с учетом специфики производственной деятельности организации, а так же эффективность капиталовложений. Подробнее анализ основных средств рассмотрен в следующем параграфе.

Опрос -  получение устной или письменной информации от клиента. Опрос или беседа должны быть проведены со всеми сотрудниками, принимающими участие в учете основных средств и заполнении отчетности. Для того чтобы беседа дала аудитору результаты, она, как  и все прочие аудиторские процедуры, должна быть тщательно спланирована. Для этого аудитор составляет заранее вопросник, который включает в себя перечень вопросов, которые аудитор планирует задать сотрудникам организации с вариантами ответов. Вопросник распечатывается в нужном количестве экземпляров, соответствующем составу опрашиваемых специалистов. На каждом экземпляре вопросника проставляется должность, фамилия, имя и отчество лица, с которым будет проведена беседа. По результатам опроса аудитор делает пометки напротив выбранных сотрудниками вариантов ответа и делает вывод о состоянии дисциплины в организации учета основных средств и определяет степень аудиторского риска и глубину последующих процедур по проверке правильности учета основных средств.

2.2 ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ.

Примерный перечень их таков:7

  • В учетной политике предприятия указано, что аналитический учет основных средств должен вестись в инвентарных карточках. Однако на предприятии этого не делают, считая ведение таких карточек излишним, при этом ссылаются на имеющиеся в бухгалтерии копии инвентарных списков А на тех предприятиях, где эти карточки ведут, не всегда соблюдают требования полноты занесения реквизитов.
  • Материальная ответственность организуется лишь в отношении собственных основных средств, учитываемых на счете “Основные средства”.
  • Несоответствие информации о наличии основных средств по данным инвентарных карточек нередко влечет за собой неправильное начисление амортизации.
  • Оприходование основных средств не по цене их приобретения.
  • В состав первоначальной стоимости включают затраты по оплате процентов по заемным средствам.
  • При по покупке основных средств у физических лиц не всегда удерживается подоходный налог.
  • При передаче основных средств в качестве вклада в уставной капитал другого предприятия сумма превышения их договорной стоимости над балансовой нередко включаются в состав доходов будущих периодов (кредит счета “Доходы будущих периодов”), а по мере начисление дивидендов присоединяется к балансовой прибыли (“доходы будущих периодов”, кредит сч “прибыли и убытки”). Настоящий порядок действовал до 1 января 1995 г.
  • При безвозмездной передаче основных средств выявленный убыток не всегда списывается на уменьшение добавочного капитала или фонда социальной сферы.
  • Начисление износа основных средств производится один раз в квартал.
  • Предприятие продолжает начислять износ по объектам с истекшим сроком  нормативной эксплуатации.
  • Неправомерное ускорение начисление износа основных средств.
  • Списание 50% балансовой стоимости в первый месяц или в первый квартал после ввода в эксплуатацию основных средств, а не равномерно в течении года.
  • Оприходование нематериальных активов не по цене их приобретения.
  • Неправильное определение срока эксплуатации нематериальных активов.
  • Неправильное отнесение затрат на счет “Нематериальные активы”.
  • Отсутствие документов, подтверждающих отнесение объектов учета к нематериальным активам.
  • Неправомерное увеличение стоимости нематериальных активов за счет текущих затрат.
  • Отнесение объектов нематериальных активов на счет “Расходы будущих периодов”.
  • Простое хищение средств (основной тип мошенничества).

Информация о работе Аудит основных средств