Базисная система управления организацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 14:05, реферат

Описание работы

Производительность труда в России необходимо поднять в четыре раза по всем отраслям, а в некоторых отраслях нужно не четырехкратное, а десяти- и даже двадцатикратное увеличение производительности труда — много раз заявляли Премьер-министр и Президент РФ.
Низкая производительность труда многократно снижает прибыльность компаний и порождает проблемы сбыта

Файлы: 1 файл

bazis_syst.doc

— 175.00 Кб (Скачать файл)

Более подробно о рациональной модели трудовых отношений

На сегодняшний  день общеизвестна только рациональная модель трудовых отношений, существующая в Японии. Причем она построена  с учетом национальных особенностей, связанных с японскими традициями и культурой. По этой причине до сих пор никто не мог создать нечто аналогичное и, как следствие, добиться эффективного администрирования на предприятиях.

Но можно  ли в принципе создать нечто подобное для России?

Очень важным является тот факт, что японские корпорации добиваются высоких производственных результатов и в других странах, строя там заводы, на которых трудятся местные жители. Но есть одно "Но!". Им приходится прививать работникам других стран определенные принципы рациональных трудовых отношений, которые соответствуют исторически сложившимся культурным особенностям во взаимоотношениях между японцами. Поэтому они вынуждены затрачивать много времени и средств, прежде всего, на эти цели и, во вторую очередь, на обучение работников необходимым трудовым навыкам. Но шкурка стоит выделки! После этого их модель трудовых отношений срабатывает в других странах. Результаты становятся поистине впечатляющими.

Можно видеть, что  без учета культурных особенностей японская модель трудовых отношений  является частным случаем некой  рациональной модели, построенной для  общего случая, когда нет нужды учитывать национальные особенности той или иной страны.

Рациональная  модель трудовых отношений ®

Рациональная  модель трудовых отношений "Искусственный  управленческий интеллект" является той самой рациональной моделью  для общего случая. Она полностью адаптирована к российской специфике и Трудовому кодексу РФ.

Рациональная  модель трудовых отношений в точности соответствует всем принципам административного  управления (например, принцип единоначалия, принцип неукоснительного исполнения распоряжений руководителей, принцип вертикального и горизонтального разделения труда и т.п.). Главное, она базируется на специальных стимулирующих факторах, благодаря чему не позволяет персоналу выйти за её рамки. В противном случае, трудовые отношения неминуемо гипертрофируются, причем, самым естественным образом. Причиной тому служит субъективный фактор, т.е. та или иная степень искажения в сознании каждого работника истинного смысла рациональных трудовых отношений.

Рациональная  модель трудовых отношений уже внедрена более чем на двухстах российских предприятий. Это крупные, средние и малые предприятия самой различной специализации. Результат — у людей исчезает вялое, инертное отношение к работе (см. "Результаты внедрений"). В рамках Модели полностью решена проблема мотивации персонала — основная проблема административного менеджмента, из-за которой не удавалось адаптировать к специфике России современную административную систему управления, а значит существенно повысить производительность, прибыльность и конкурентоспособность российских компаний.

Составные части  Модели

Модель представляет собой целостный механизм внутрифирменного управления персоналом. Она базируется на основе эффективной системы оплаты труда, которая состоит из созданных  специальным образом гибких унифицированных систем: тарифной и результирующей системы оплаты труда, правила которых тесно взаимосвязаны между собой.

Каждая из этих систем выполняет строго определенную функцию. А именно, унифицированная  тарифная система призвана приводить  в соответствие интерес работодателя (как покупателя услуг работника) с интересом работника (как специалиста); унифицированная результирующая система — интерес работодателя (как руководителя) с интересом работника (как исполнителя) в любых производственных ситуациях. Все это в комплексе позволяет на практике реализовать принцип взаимовыгодного сотрудничества: выгодно работодателю — выгодно работнику и, наоборот, невыгодно работодателю — невыгодно работнику.

Отсюда внутренне  непротиворечиво регулируются отношения работодателя с каждым без исключений работником организации, напрямую связывается заработная плата каждого с результатами его труда. Улучшая свои трудовые показатели, у работников появляется возможность самим "управлять" своей з/п при одновременном учете в любой производственной ситуации интересов работодателя. Тем самым стимулируется весь персонал к высокопроизводительному труду.

Таким образом, Модель представляет собой единый комплекс типовых стандартных правил, который  всесторонне регулирует трудовые отношения в любых производственных ситуациях путем приведения в соответствие интересов работодателя и любого наемного работника. Только в этом случае у российского работника появляется потребность в производительном труде.

Внедрение и  эксплуатация Модели

Величина з/п  на момент внедрения сохраняется  для каждого работника на прежнем  уровне. Дальнейшие изменения величины з/п будут происходить в соответствии с результатами труда каждого. При  этом Модель сама "заботится" об интересах  работодателя (величина з/п каждого работника не будет превышать стоимость его рабочей силы). При внедрении Модели нет нужды и в специальном теоретическом обучении линейных руководителей всех звеньев управления! Руководство персоналом осуществляется на основе единой для всех руководителей инструкции по управлению персоналом.

Всё это в  комплексе позволяет четко формализовать  иерархическую структуру любой  российской организации, сведя все  многообразие отношений в цепи линейного  подчинения к единообразным отношениям между руководителем и исполнителем.

Отсюда при  любых перемещениях любого работника  в организационной структуре  его отношения с новым для  него руководителем всегда остаются четко и ясно урегулированы. Благодаря  чему открывается возможность быстро производить любые преобразования организационной структуры, переориентацию её на новые цели и задачи без потери делового ритма. Руководству в целях повышения производительности труда остается только заняться вопросами совершенствования организации производства, забыв о необходимости постоянного стимулирования работников к производительному труду. В результате управленческий труд упрощается — рационализируется. Руководителям в целях эффективной мотивации подчиненных им работников остается лишь выполнять определенные в Модели процедуры контроля и учета результатов труда, приводя механизм мотивации в действие.  
 
наверх

Техусловия  внедрения Рациональной модели трудовых отношений и Современной административной системы управления

  1. На предприятии должен быть решен вопрос с бизнесом: должно быть известно, какой вид продукции или услуг, потенциально пользующихся спросом, оно предлагает или может предложить потребителю.
  2. Продукция должна быть рентабельной, хотя бы теоретически. При этом не имеют значения фактическая себестоимость и рентабельность продукции, а также существующий уровень заработной платы. При расчетах плановой себестоимости продукции /услуг/ с учетом устоявшихся отпускных цен, определяемых рыночной конъюнктурой, расчетная рентабельность продукции должна быть не ниже 10 — 20 %, а расчетный размер заработной платы не ниже стоимости рабочей силы, т.е. не ниже существующего уровня з/п на соседних предприятиях.
  3. Заработная плата должна выплачиваться всему персоналу регулярно. Ее фактические задержки не должны исключать теоретической возможности ее выплаты.
  4. Руководство должно принять следующую идеологию: получать экономический эффект не за счет экономии средств на выплату з/п работникам, но за счет ликвидации непроизводительных затрат рабочего времени, за счет производительного использования оборудования и площадей, за счет снижения брака и т.п. Именно в этом сокрыты огромные внутренние резервы любого предприятия. Такая идеология иначе формулируется как идеология высокой заработной платы и производительности.
  5. Предприятие должно обладать оборотными средствами или возможностью их пополнить до необходимого (рабочего) уровня. При наличии одних долгов вместо оборотных средств результата не получить.
  6. На предприятии должен быть решен вопрос собственности. Все пертурбации вокруг ее раздела самым негативным образом влияют на возможность заняться конструктивной работой. Трудовой коллектив ни в коем случае не должен обладать контрольным пакетом акций. Эффективно управлять коллективом, который может навязывать свою волю руководителю, невозможно — "как эффективно управлять колхозом науке до сих пор неизвестно".
  7. Должны быть правильно урегулированы отношения между собственником и руководителем предприятия (решение данных вопросов раскрывается на семинарах Центра).
  8. Внедрение целостной системы административного управления должен производить только специально подготовленный для этого человек, который является внешним специалистом для организации. Он не должен находиться под влиянием трудового коллектива.

Выполнение  всех названных условий дает зеленый  свет для существенного повышения  эффективности управления на предприятии.

Первичность системы 

Убедимся в  том, что система административного  управления — это базисная система  управления организацией, а все современные новации в управлении являются надстройкой над этим базисом.

На самом  деле, управление на Западе и в азиатских  странах развивалось в следующем  порядке: вначале во всех компаниях  была внедрена и отлажена система  административного управления (AMS), затем они наладили бережливое производство (lean production), потом автоматизировали систему административного управления путем внедрения ERP-систем, далее ввели сертификацию системы управления качеством по стандартам ISO.

Таким образом, система административного управления первична. Все совершенствование управления в любых компаниях мира начинается только после постановки и отладки данной системы.

А теперь все  по порядку...

  • Административная система и бережливое производство
  • Административная система и ERP- системы
  • Административная система и ISO 9000,..., ISO 16949,...
  • Административная система и процессный подход
  • Административная система и модернизация производства
  • Последовательность действий

Система административного  управления и бережливое производство

Бережливое  производство (lean production) — прорывный  подход к менеджменту и управлению качеством, обеспечивающий долговременную конкурентоспособность компаний без существенных капиталовложений. Пионером этого подхода стала компания Toyota, которая благодаря его использованию достигла выдающихся результатов. В настоящее время "бережливое производство" используется компаниями в разных отраслях во многих странах мира.

Для отечественных  предприятий сегодня в условиях дефицита инвестиций и ужесточения  международной конкуренции (особенно в преддверии вступления России в  ВТО) система бережливого производства крайне актуальна, так как ее использование может существенно повысить конкурентоспособность производимых товаров и услуг без дорогостоящей модернизации оборудования.

Об этом говорят  все последователи lean production (бережливого  производства) на Западе и в Азии, утверждая, что, например, в таких отраслях, как металлургия или машиностроение, при использовании lean production чаще всего не нужно закупать оборудование, менять материалы и технологии, не нужно даже ничего компьютеризировать. В известном смысле ничего, кроме менеджмента, здесь не требуется.

Идея бережливого  производства (lean production) — выявить  и исключить из процесса производства все лишние материальные ресурсы, действия и операции, которые прямо не участвуют  в создании новой потребительской стоимости, а значит, только вредят компаниям, увеличивая себестоимость их продукции.

Для решения  этой задачи менеджмента необходимо, прежде всего, полностью систематизировав управление, ликвидировать хаос в  организациях. Это значит, решить все организационные проблемы — четко до деталей отладить весь процесс производства и решить проблему мотивации персонала на каждом рабочем месте. Эта непростая задача может быть решена только в рамках системы административного управления, которая обладает, как говорилось выше, уникальным свойством – она существенно упрощает процесс управления и многократно повышает эффективность организаций, направляя всю энергию организаций на решение поставленной задачи.

Таким образом, чтобы производство было бережливым, чтобы предприятие выпускало продукцию (услуги) с минимально возможными затратами, необходима, прежде всего, отлаженная система административного управления. Другими словами, вначале нужно внедрить систему административного управления (базисную систему управления), аналогичную существующей в компании Toyota, только потом станет возможным и внедрение системы бережливого производства как в компании Toyota.

Итак, мы приходим к выводу, что в целях организации  бережливого производства, в целях  максимально возможного снижения себестоимости товаров (услуг) и долговременного повышения конкурентоспособности любых компаний система административного управления первична.

Система административного  управления и ERP-системы 

Сегодня в моде автоматизированные системы управления предприятием — ERP-системы (Axapta, R3, Oracle и др.). И это логично, так как цель хорошего руководителя – заставить работать предприятие «на автомате» и сосредоточиться на стратегических вопросах бизнеса.

Но, возможно ли автоматизировать работу предприятия с пользой для дела в обход внедрения современной административной системы управления? Ответим на этот вопрос.

Если на предприятии  нет четкой и прозрачной организационной  системы управления, уровень дисциплины и исполнительности персонала низкий, то есть система административного управления неэффективна или вообще отсутствует, то автоматизация ровным счетом ничего не даст, кроме серьезной «головной боли», связанной с ее внедрением. Как говорится, если автоматизировать хаос, получится автоматизированный хаос.

Как происходит внедрение ERP-систем

IT компании, предлагающие  российским предприятиям ERP-системы,  перед их внедрением вынуждены  заниматься не своим делом  – пытаться описывать работу  предприятий путем создания систем  административного управления, которые на отечественных предприятиях просто отсутствуют. Но их продукт и цель – система автоматизации. Поэтому административная система им нужна лишь как объект, который можно автоматизировать. Как следствие административная система создается наспех в виде некой теоретической модели, чаще всего нереально описывающей работу предприятия, которая затем автоматизируется.

Информация о работе Базисная система управления организацией