Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 14:05, реферат
Производительность труда в России необходимо поднять в четыре раза по всем отраслям, а в некоторых отраслях нужно не четырехкратное, а десяти- и даже двадцатикратное увеличение производительности труда — много раз заявляли Премьер-министр и Президент РФ.
Низкая производительность труда многократно снижает прибыльность компаний и порождает проблемы сбыта
В результате IT компания, вроде бы, свою работу сделала на совесть – внедрила ERP-систему. Но реальное положение вещей на предприятии при этом чаще не меняется — предприятие продолжает жить своей «бессистемной» жизнью, а автоматизированная система своей. Она не востребована персоналом, так как является чужеродной для коллектива, который не приучен к системной работе. В итоге вместо облегчения процесса управления, на что направлена автоматизация, у руководства предприятия возрастает количество проблем. Теперь появилась еще одна и очень дорогостоящая проблема — автоматизированная система, которая мало кому нужна и которой приходится заниматься, чтобы поддерживать ее жизнедеятельность.
Итак, мы вновь приходим к тому, что система административного управления первична. Она является базисной системой управления, ERP-системы — это надстройка над ней. Поэтому вначале нужно создать систему административного управления, затем внедрить, отладить весь документооборот и, наконец, заставить четко и эффективно работать. Система должна быть не только на бумаге, но и в головах сотрудников. Вся организация должна работать в режиме бережливого производства. Только после этого имеет смысл автоматизации административной системы. То есть с позиции администрирования ERP – системы – это управленческий сервис, целью которого является автоматизация информационных потоков в рамках существующей до автоматизации и эффективно работающей системы административного управления.
В качестве доказательства к вышесказанному следует отметить, что процент «положительных» внедрений ERP-систем у компаний на Западе кратно выше, чем на российских предприятиях. Потому что у западных компаний нет проблем с системами административного управления.
Итак, мы приходим к выводу, что эффективность управления, прежде всего, зависит от уровня эффективности административной системы, которая является основой (фундаментом) эффективного администрирования. Она первична.
Сегодня в России
также популярны системы
К примеру, система международных стандартов ИСО серии 9000 гласит: "ИСО серии 9000 рекомендуют учесть все требования к качеству (например, ИСО 9001 предъявляет более 250 элементарных требований к качеству), что означает ввод всех этих требований в систему административного управления организацией или ввод той части этих требований, которые отсутствуют в системе административного управления." То есть до внедрения ИСО на предприятии должна быть в наличии работающая система административного управления - базисная система управления организацией . Неслучайно в рамках стандарта ИСО постоянно подчеркивается, что "система менеджмента качества является неотъемлемой частью общей системы административного управления предприятием". Другими словами: ISO — это надстройка, система административного управления — базис.
Именно поэтому система менеджмента качества не может дать даже мало-мальски ощутимого результата на российских предприятиях, так как современная система административного управления в них просто отсутствует.
На самом деле, если на предприятии нет системы административного управления, то внедрение системы по стандарту ISO кроме головных болей руководству предприятий ничего не принесет. Будет порождено много бумажных документов, которые лягут на полку, где и будут пылиться. Качество как было на неприлично низком уровне, так и останется на этом уровне. Единственная награда, которую получают предприятия после выполнения всех работ по внедрению системы управления качеством по стандарту ISO — это бумажный сертификат.
Чтобы заработала система качества по стандарту ISO, чтобы действительно предприятие выпускало качественную продукцию (услуги), необходима, прежде всего, работающая административная система управления.
Мы вновь приходим к выводу, что эффективность управления, прежде всего, зависит от уровня эффективности административной системы, которая является основой эффективного администрирования. Она первична.
Сегодня в России популярен, так называемый, «Процессный подход». Данная новация пришла в Россию, опять же, с Запада. Суть процессного подхода заключается в том, чтобы устранить причины, снижающие эффективность административных систем управления. Многие предприятия на Западе чрезмерно разрослись, и система административного управления на них излишне усложнилась. Усложнение касается того, что в рамках предприятия появляется много различных направлений по производству, которыми становится сложно централизовано управлять. Предприятия при этом теряют гибкость, труднее приспосабливаются к изменениям на рынке. Падает их эффективность.
Процессный подход направлен на ревизию существующей на предприятиях административной системы управления для того, чтобы разделить друг от друга все сквозные процессы производства товаров и услуг. По сути, речь идет о необходимости разукрупнения компаний в целях создания узкоспециализированных бизнес-единиц. Чем уже специализация каждой бизнес-единицы, тем эффективнее работает административная система управления, а значит, эффективнее работает и сама компания.
Подведем итог. Сам по себе процессный подход не может повысить эффективность управления. У него совершенно другое предназначение. Процессный подход направлен на ревизию административных систем, чтобы устранить причины, снижающие их эффективность.
Встает вопрос: Готовы ли российские предприятия воспользоваться процессным подходом? Ответ очевиден: НЕТ. Для этого вначале нужно иметь на вооружении работающую и достаточно эффективную административную систему управления.
Процессный подход полезно учитывать при создании и внедрении на российских предприятиях современной административной системы управления. Цель – сразу устранить причины, которые могут снизить эффективность данной системы.
Итак, мы вновь приходим к выводу, что эффективность управления, прежде всего, зависит от уровня эффективности административной системы, которая является основой эффективного администрирования. Она первична.
"Одними
закупками
Президент РФ Д.Медведев.
Из-за отсутствия
системы административного
Отсутствие
данной системы порождает
Чтобы избежать этих потерь, должно быть выполнено одно условие — до модернизации производства на предприятии должна функционировать система административного управления – базис высокой эффективности организаций.
Неслучайно японцы говорят: "Вначале должна быть решена задача управления, тогда и вложения в модернизацию производства оказываются не напрасными, а прибыль многократно увеличивается".
Мы с Вами разобрались, что основой (базисом) эффективного управления в любых компаниях является современная административная система, а все современные новации с Запада являются надстройкой над этим базисом. Поэтому эти новации не дают и не могут дать на российских предприятиях серьезного результата до тех пор, пока управление не будет базироваться на основе современной административной системы. Без данной системы сводится практически на нет и весь эффект, связанный с модернизацией производства.
На самом деле, административная система первична. Именно с нее начиналось развитие управления на Западе: административная система => Lean production (бережливое производство), ERP-системы, ISO, процессный подход и, наконец, успешная модернизация производства. В этой же последовательности нужно все делать и на российских предприятиях.
Какие возможны варианты?
Если на Вашем предприятии были предприняты попытки внедрить бережливое производство или ERP-систему или ISO или применить процессный подход или модернизировать производство или Вы уже все это испробовали, а результат так и остался далек от ожидаемого, то это верный признак отсутствия на Вашем предприятии современной административной системы. Внедрив данную систему, у Вас заработает все остальное. Предприятие будет эффективным.
Если Ваше предприятие только собирается повышать эффективность, то эту работу надо начинать с внедрения современной административной системы. После того, как Вы освоите ее и существенно повысите эффективность управления, можно начинать дальнейшее совершенствование управления: внедрять бережливое производство, ERP-систему, ISO и, наконец, модернизировать производство. Вы получите превосходные результаты.
Как мы рассмотрели выше, система административного управления первична по отношению ко всем новациям, направленным на совершенствование управления на практике. Но это еще не все — она первична и в теории.
Это значит, что изучение менеджмента нужно тоже начинать с изучения данной системы. Только в этом случае менеджмент становится понятным и прикладным.
На самом деле, изучать менеджмент с пользой для дела можно только на основе современной системы административного управления. В этом случае упрощается восприятие всей предметной области менеджмента. Остается только получить конкретный ответ на следующие вопросы: как правильно создать прозрачную систему планирования и бюджетирования, охватывающую всю деятельность компании, как правильно построить организационную структуру, создать положения о подразделениях и должностные инструкции, как наладить взаимодействие между всеми службами компании по принципу «точно в срок» и, наконец, как правильно урегулировать трудовые отношения с каждым работником компании, как внедрить эффективную систему оплаты труда, как повысить исполнительность персонала, дисциплину, производительность и качество труда.
В этом случае менеджмент становится понятным и прикладным. Более того, не нужно тратить много времени для полного и наглядного раскрытия всей предметной области эффективного управления предприятиями.
А можно ли, все-таки, проигнорировать изучение административной системы?
Изучать менеджмент без рассмотрения административной системы — это все равно, что изучать географию без карты или химию без таблицы Менделеева. Вся информация становится ненаглядной, слишком абстрактной и не связанной в единую картину. В информации присутствует слишком много "воды". Знания получаются нечеткими, размытыми, бессистемными. После обучения у слушателей по предмету "менеджмент" остается больше вопросов, чем ответов. При этом на обучение, как правило, будет тратиться очень много времени… Коэффициент полезного действия такого подхода к изучению менеджмента (без тщательного рассмотрения системы административного управления) очень и очень низкий. Он близок к нулю.
Итак, первым шагом на пути изучения эффективного управления должно быть изучение современной системы административного управления, ее устройства, методики внедрения и методики ее отладки в реальной практике управления. С позиции получения практических (то есть, полезных) знаний об эффективном управлении данная система первична.
Популярные сегодня в России курсы МВА направлены на повышение квалификации руководителей по широкому кругу вопросов бизнеса и менеджмента. Это очень полезные и своевременные курсы. На них дается очень много важной и актуальной информации для российских руководителей. Но, тем не менее, с точки зрения практического менеджмента одного обучения в МВА недостаточно, так как в программе "менеджмент" на курсах МВА не предусмотрено доскональное изучение системы административного управления.
Возникает закономерный вопрос: Почему? Ответим на него.
Российские бизнес-школы копируют современные западные курсы. В то же время на Западе, как мы уже знаем, административная система настолько прочно вошла в практику управления, что наличие в компаниях четкой и отлаженной административной системы для всех — АКСИОМА.
Курсы МВА на западе — это дополнительное образование для руководителей с опытом работы, а значит, западные руководители еще до курсов в деталях знают данную систему. Поэтому в программе МВА на Западе изучение данной системы не предусмотрено. Как следствие не предусмотрено оно и в российских школах бизнеса, которые постарались как можно тщательнее (на совесть) скопировать западные курсы.
Таким образом, изучение менеджмента в российских бизнес-школах производится без изучения системы административного управления, которая с позиции получения практических (полезных) знаний об управлении первична. А поэтому полученные знания по менеджменту без рассмотрения данной системы являются неполными. В результате, после окончания даже очень престижной бизнес-школы у слушателей по предмету "менеджмент" остается больше вопросов, чем ответов. Они получают нечеткие и размытые знания об управлении. При этом на обучение, как правило, тратиться очень много времени…
Исправить положение дел на курсах МВА можно только при условии, если преподавание менеджмента будет начинаться с тщательного изучения современных систем административного управления предприятиями и группами предприятий. Это будут полезные прикладные знания — знания, на которые опираются в своей практике управления все успешные компании в мире.
А потом для общего образования и расширения кругозора можно углубиться в теоретические дебри и познакомить слушателей со всеми остальными теориями управления, которые в большинстве своем не связаны с практикой, а являются лишь голыми теоретическими измышлениями. Сегодня, к сожалению, на МВА слушателям не дают знаний о системе административного управления, а преподают только голые теории…
Информация о работе Базисная система управления организацией