Бизнес план и методика его разработки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 19:25, курсовая работа

Описание работы

Разработка бизнес-плана – важное условие для начала организации бизнеса и его функционирования. В идеале каждое предприятие должно иметь разработанный набор целей и задач, продумать стратегию преобразования целей в действия. В маркетинге принято считать, что наличие бизнес плана является одним из инструментов повышения доходности предприятия и защищает от неоправданных рисков.

Содержание работы

Введение 3

1 Бизнес план как отражение стратегии организации 4
Основы бизнес-планирования 4
Задачи и особенности составления бизнес-плана 6

2 Методика разработки бизнес плана (Для торгового предприятия) 11

2.1Финансовый план как часть бизнес плана 11

2.2 Этапы разработки финансовой стратегии предприятия 15

3 Анализ бизнес плана торгового предприятия. 21

Заключение 32

Библиографический список 34

Файлы: 1 файл

Курсовая БП.docx

— 63.07 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                                   3

1 Бизнес план как отражение  стратегии организации                                         4

    1. Основы бизнес-планирования                                                                          4
    2. Задачи и особенности составления бизнес-плана                                          6

2 Методика разработки бизнес плана (Для торгового предприятия)               11

2.1Финансовый план как часть бизнес плана                                                     11

2.2 Этапы разработки финансовой  стратегии предприятия                              15

3 Анализ бизнес плана торгового  предприятия.                                                 21

Заключение                                                                                                             32

Библиографический список                                                                                  34

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Разработка  бизнес-плана – важное условие  для начала организации бизнеса  и его функционирования. В идеале каждое предприятие должно иметь  разработанный набор целей и  задач, продумать стратегию преобразования целей в действия. В маркетинге принято считать, что наличие  бизнес плана является одним из инструментов повышения доходности предприятия  и защищает от неоправданных рисков.

В современной  динамично изменяющейся экономической  ситуации невозможно добиться положительных  результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя их результатов. Планирование одна из важнейших предпосылок  оптимального управления производством. Одним из важнейших инструментов управления предприятием и планирования его деятельности на перспективу является бизнес-план. Он включает разработку целей и задач, которые ставятся перед предприятием на ближайшую перспективы, оценку текущего состояния экономики, сильных и слабых сторон производства, анализ рынка и информацию о клиентах. В нем дается оценка ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей в условиях конкуренции.Бизнес-план позволяет также показать выгодность предполагаемого проекта и привлечь возможных контрагентов, потенциальных финансовых партнеров. Инвестор вложит свои средства лишь в тот проект, который с достаточной вероятностью гарантирует ему получение максимальной прибыли.Цель данной курсовой – изучение сущности  бизнес-планирования. Предметом моего изучения в работе можно считать бизнес-план и методики его разработки. Объектом в данном случае будет изучение экономической сущности бизнес-плана на торговом предприятии. Задачи работы направлены на рассмотрение бизнес плана как отражение стратегии организации, изучение методик разработки бизнес плана(для торгового предприятия)и на анализ бизнес плана торгового предприятия

 

Глава 1 Бизнес план как отражение стратегии  организации.

1.1 Основы бизнес-планирования

 

Решив заняться бизнесом, предприниматель должен тщательно  спланировать его организацию.

Бизнес-план - это,  представленная в определенном стандарте система доказательств успешности предлагаемого дела. Вопрос о том, что конкретно нуждается в доказательстве, на самом деле не такой простой, как может показаться, и зависит от того, для чего предназначен бизнес-план. Если для внутреннего употребления, то надо честно проверить осуществимость идеи.

Если же речь идет о потенциальноминвесторе, то его как минимум интересуют:

• имеющийся положительный опыт в бизнесе;

• рыночные (маркетинговые) перспективы  предприятия (бизнес-направления);

• собственность и юридическая  форма организации бизнеса;

• вопросы управления персоналом;

• организация производства, снабжение  сырьем и материалами;

• график финансирования проекта;

• график возврата денежных средств;

• коммерческая эффективность проекта;

• возможные риски проекта, поскольку  в конечном итоге все они - риски  невозврата средств;

• представляемые гарантии.

 

Бизнес-план является принципиально новым для  нашей экономики документом. В традиционном для отечественного планирования технико-экономическом обосновании оценке экономической эффективности проекта отводилось всего несколько страниц текста. Этого было вполне достаточно в условиях централизованно планируемой экономики, где инвестором выступал госбюджет, а своеобразным маркетингом занимался Госснаб. В отличие от технико-экономического обоснования бизнес-план детально характеризует все основные аспекты будущего предприятия, анализирует проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяет способы решения этих проблем.

В условиях перехода к рыночной экономике овладение  искусством составления бизнес-плана становится крайне актуальным, что обусловлено следующими причинами:

  1. В нашу экономику входит новое поколение предпринимателей, многие из которых не имеют опыта руководства предприятием и поэтому весьма смутно представляют себе все ожидающие их проблемы.
  2. Изменяющаяся хозяйственная среда ставит и опытных руководителей перед необходимостью по-иному просчитывать свои действия на рынке и готовиться к такому непривычному ранее для них занятию, как борьба с конкурентами.
  3. Рассчитывая получить иностранные инвестиции для подъема отечественной экономики, российские предприниматели должны уметь обосновать свои заявки и доказывать (на основе принятой на Западе документации), что они способны оценить все аспекты использования инвестиций не хуже бизнесменов из других стран.

Решению вышеперечисленных проблем и  призван помочь бизнес-план, который является основным документом, определяющим стратегию развития фирмы.

Следует подчеркнуть, что в настоящее  время в России первоочередной целью  бизнес-планирования является привлечение для участия в проектах потенциальных инвесторов и партнеров.

1.2Задачи и особенности  составления бизнес-плана

Каждая  фирма, начиная свою деятельность, обязана  четко представить потребность  на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь точно рассчитывать эффективность использования имеющихся средств в процессе работы фирмы. В рыночной экономике предприниматели не могут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.

При всем многообразии форм предпринимательства  существуют ключевые положения, применимые практически во всех областях коммерческой деятельности и для разных фирм, необходимые для того, чтобы своевременно подготовиться, обойти потенциальные трудности и опасности, тем самым уменьшить риск в достижении поставленных целей.Разработка стратегии и тактики производственно-хозяйственной деятельности фирмы является важнейшей задачей для любого бизнеса.

В настоящее  время в России бурно протекает  процесс формирования и совершенствования  работы действующих предприятий  различных форм собственности. Важной задачей является привлечение инвестиций, в том числе и зарубежных. Для  этого необходимо аргументированное, тщательно обоснованное оформление предложений, требующих капиталовложений. Успешное формирование нового бизнеса также не может обойтись без четкого и объективного планового проекта. Статистические данные о неудачах новых предприятий указывают на то, что риск достаточно велик. Для предвидения и возможного предотвращения этих проблем и используется планирование бизнеса.

В рыночной экономикебизнес-план является рабочим  инструментом и для действующих  фирм, используемым во всех сферах предпринимательства. Многие бизнесмены его недооценивают. Они не представляют, насколько наличие  хорошего бизнес-плана способно помочь новому бизнесу добыть капитал, определить планы на будущее, составить аналитические таблицы, по которым можно будет оценивать, как развивается дело. Бизнес-план побуждает предпринимателя тщательно изучить каждый элемент предполагаемого рискового рыночного занятия. Наверняка в этом процессе обнаружится множество слабых мест и пробелов, устранению которых придется уделить существенное внимание. Там же, где с такого рода проблемами справиться невозможно, сам факт их выявления позволит принять решение об отказе от предприятия еще до того, как в него будут вкладываться средства.

Цель  разработки бизнес-плана — спланировать хозяйственную деятельность фирмы  на ближайший и отдаленных периоды  в соответствии с потребностями  рынка и возможностями получения  необходимых ресурсов. Бизнес-план помогает предпринимателю решить следующие  основные задачи:

    • определить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;
    • сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения. Определить лиц, ответственных за реализацию стратегии;
    • выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям. Оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации;
    • выявить соответствие имеющихся кадров фирмы, условий мотивации их труда предъявляемым требованиям для достижения поставленных целей;
    • определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и др.;
    • оценить финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей;
    • предусмотреть трудности, «подводные камни», которые могут помешать практическому выполнению бизнес-плана.

Каждая  задача может быть решена только во взаимосвязи с другими. Основной центр бизнес-плана — концентрирование финансовых ресурсов. Именно бизнес-план — важное средство для увеличения капитала компании. Процесс составления  бизнес-плана позволяет тщательно  проанализировать начатое дело во всех деталях. Бизнес-план служит основой  бизнес-предложения при переговорах  с будущими партнерами; он играет важную роль при приглашении на работу основного  персонала фирмы.

Пренебрегая составлением бизнес-плана, предприниматель  может оказаться не готовым к тем неприятностям, которые ждут его на пути к успеху. А чаще всего это кончается плачевно как для него, так и для бизнеса, которым он занимается. Письменное оформление бизнес-плана имеет очень существенное значение для организации работ по его выполнению. Не следует пренебрегать составлением бизнес-плана даже в условиях, когда ситуация на рынке меняется довольно быстро.

В связи  с тем, что бизнес-план представляет собой результат исследований и  организационной работы, имеющей  целью изучение конкретного направления  деятельности фирмы (продукта или услуг) на определенном рынке и в сложившихся  организационно-экономических условиях, он опирается на:

  • конкретный проект производства определенного товара (услуг) — создание нового типа изделий или оказание новых услуг (особенности удовлетворения потребностей и т.д.);
  • всесторонний анализ производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности организации, целью которой является выделение ее сильных и слабых сторон, специфики и отличий от других аналогичных фирм;
  • изучение конкретных финансовых, технико-экономических и организационных механизмов, используемых в экономике для реализации конкретных задач.

Главное достоинство бизнес-планирования заключается  в том, что правильно составленный подробный план дает перспективу  развития фирмы, то есть, в конечном счете, отвечает на самый важный для  бизнесмена вопрос: стоит ли вкладывать деньги в это дело, принесет ли оно  доходы, которые окупят все затраты  сил и средств.

В зависимости  от направленности и масштабов задуманного  дела объем работ по составлению  бизнес-плана может изменяться в достаточно большом диапазоне, т.е. степень детализации его может быть весьма различной. В одном случае бизнес-план требует менее объемной проработки, часть разделов может вообще отсутствовать. Вдругом — бизнес-план предстоит разрабатывать в полном объеме, проводя для этого трудоемкие и сложные маркетинговые исследования.

При составлении  бизнес-плана важна степень участия  в этом процессе самого руководителя. Это настолько существенно, что  многие зарубежные банки и инвестиционные фонды отказываются вообще рассматривать заявки на выделение средств, если становится известно, что бизнес-план был подготовлен консультантом со стороны, а руководителем лишь подписан.

Это не значит, что не следует пользоваться услугами консультантов. Наоборот, привлечение  экспертов весьма приветствуется инвесторами. Речь идет одругом — составление бизнес-плана требует личного участия руководителя фирмы или человека, собирающегося открыть свое дело. Включаясь непосредственно в эту работу, он как бы моделирует будущую деятельность, проверяя целесообразность всего замысла.

Бизнес-план — документ перспективный и составлять его рекомендуется минимум на ряд лет вперед. Для первого  и второго года основные показатели рекомендуется давать в поквартальной  разбивке, а при возможности, даже в помесячной. Начиная с третьего года можно ограничиться годовыми показателями.

Основные  рекомендации в подготовке бизнес-плана  — это краткость, т.е. изложение  только самого главного по каждому  разделу плана; доступность в  изучении и понимании, т.е. бизнес-план должен быть понятен широкому кругу  людей, а не только специалистам. И не изобиловать техническими подробностями. Он также должен быть убедительным, лаконичным, пробуждать интерес у партнера. Только заинтересовав потенциального инвестора, предприниматель может надеяться на успех своего дела.

Информация о работе Бизнес план и методика его разработки