Бизнес план и методика его разработки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 19:25, курсовая работа

Описание работы

Разработка бизнес-плана – важное условие для начала организации бизнеса и его функционирования. В идеале каждое предприятие должно иметь разработанный набор целей и задач, продумать стратегию преобразования целей в действия. В маркетинге принято считать, что наличие бизнес плана является одним из инструментов повышения доходности предприятия и защищает от неоправданных рисков.

Содержание работы

Введение 3

1 Бизнес план как отражение стратегии организации 4
Основы бизнес-планирования 4
Задачи и особенности составления бизнес-плана 6

2 Методика разработки бизнес плана (Для торгового предприятия) 11

2.1Финансовый план как часть бизнес плана 11

2.2 Этапы разработки финансовой стратегии предприятия 15

3 Анализ бизнес плана торгового предприятия. 21

Заключение 32

Библиографический список 34

Файлы: 1 файл

Курсовая БП.docx

— 63.07 Кб (Скачать файл)

Бизнес-план является одним из составных документов, определяющих стратегию развития фирмы. Вместе с тем он базируется на общей  концепции развития фирмы, более  подробно разрабатывает экономический  и финансовый аспект стратегии, дает технико-экономическое обоснование  конкретным мероприятиям. Бизнес-план охватывает одну из частей инвестиционной программы, срок реализации которой  обычно ограничен одним или несколькими  годами (часто корреспондирующими со сроками средне- и долгосрочных кредитов), позволяющей дать достаточно четкую экономическую оценку намеченным мероприятиям.

Таким образом, бизнес-план является не только внутренним документом фирмы, но и может быть использован для привлечения  инвесторов. Перед тем как рискнуть некоторым капиталом, инвесторы  должны быть уверены в тщательности проработки проекта и осведомлены  о его эффективности. Предполагается, что бизнес-план хорошо подготовлен  и изложен для восприятия потенциальных  инвесторов*.

 

Глава 2 Методика разработки бизнес плана (Для торгового предприятия)

2.1 Общие замечания: назначение, типология бизнес-плана.

Хозяйствующий субъект - самостоятельный экономический  субъект рыночной экономики. Он сам  определяет направления и величину использования прибыли, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов. В этих условиях целью планирования финансов является определение возможных объемов финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования величины финансовых показателей. К таким показателям относятся прежде всего собственные оборотные средства, амортизационные отчисления, кредиторская задолженность, постоянно находящаяся в распоряжении хозяйствующего субъекта, прибыль, налоги, уплачиваемые из прибыли, и др.

К задачам  планирования финансов относятся:

    1. обеспечение производственно-торгового процесса необходимыми финансовыми ресурсами. Определение плановых объемов необходимых денежных фондов и направления их расходования;
    2. установление финансовых отношений с бюджетом, банком, страховыми организациями и другими хозяйствующими субъектами;
    3. выявление путей наиболее рационального вложения капитала и резервов по его эффективному использованию;
    4. увеличение прибыли за счет экономного использования денежных средств;
    5. осуществление контроля за образованием и расходованием денежных средств и эффективного вложения капитала.

Важный  момент финансового планирования - его стратегия. Содержанием стратегии  финансового планирования хозяйствующего субъекта является определение его центров доходов (прибыли) и центров расходов. Центр доходов хозяйствующего субъекта - это его подразделение, которое приносит ему максимальную прибыль. Центр расходов - это подразделение хозяйствующего субъекта, являющееся малорентабельным или вообще некоммерческим, но играющим важную роль в общем производственно-торговом процессе. Например, в западной экономике многие фирмы придерживаются правила «двадцать на восемьдесят», т. е. 20% затрат капитала должны давать 80% прибыли. Следовательно, остальные 80% вложений капитала приносят только 20% прибыли. Планирование финансовых показателей осуществляется посредством определенных методов.

Методы  планирования - это конкретные способы  и приемы расчетов показателей. При  планировании финансовых показателей могут применяться следующие методы: нормативный, расчетно-аналитический, балансовый, метод оптимизации плановых решений, экономико-математическое моделирование.

Финансовый  план хозяйствующего субъекта представляет собой баланс его доходов и  расходов. В состав доходов включаются прежде всего доходы, получаемые за счет устойчивых источников собственных средств. При необходимости в доходную часть включаются суммы, получаемые за счет заемных средств. К устойчивым источникам собственных доходов относятся прибыль, амортизационные отчисления, отчисления в ремонтный фонд,  кредиторская задолженность,  постоянно находящаяся в распоряжений хозяйствующего субъекта. Цель составления финансового плана состоит в увязке доходов с необходимыми расходами.

При превышении доходов над расходами сумма  превышения направляется в резервный  фонд. При превышении расходов над  доходами определяется сумма недостатка финансовых средств. Эти дополнительные финансовые средства могут быть получены за счет выпуска ценных бумаг, полученных кредитов или займов, благотворительных  взносов и т.п. Если источник дополнительных финансовых средств уже точно  известен, то эти средства включаются в доходную часть, а возврат их - в расходную часть финансового плана.

Финансовый  план составляется на перспективу (пятилетку), на год с разбивкой по кварталам  и на более короткий период времени (оперативный). Таким образом, финансовый план бывает пятилетним, годовым, квартальным, оперативным.

Бизнес-план представляет собой прогноз предпринимательской  деятельности, разработку ориентиров и реального плана финансово-коммерческих мероприятий. Задачей бизнес-плана  являются выявление проблем, с которыми столкнется предприниматель при реализации своих целей в изменчивой, неопределенной, конкурентной хозяйственной среде, и определение конкретных путей решения этих проблем. Бизнес-план выступает в различных формах. Например, он может состоять из следующих разделов:

    1. организационно-экономическая характеристика хозяйствующего субъекта и его бизнес-плана;
    2. вид продукции и услуг;
    3. оценка рынка сбыта продукции и услуг;
    4. конкуренция;
    5. маркетинг и продажа;
    6. план производственно-торговой деятельности;
    7. менеджмент;
    8. оценка риска и страхование;
    9. финансовая стратегия и финансовый план;
    10. приложения.

В бизнес-плане  различают два вида финансового  планирования: долгосрочное и краткосрочное. Основой долгосрочного финансового планирования является определение потребности в капитале, позволяющей осуществить выбор и сроки получения кредитов, выпуска ценных бумаг, распределить капитал на собственный и заемный. Важное место в финансовой политике хозяйствующего субъекта отводится таким источникам формирования собственных средств, как ускоренная амортизация и резервный фонд. Заемные денежные средства стремятся привлекать в период оживленной конъюнктуры*.

 

 

2.2 Этапы разработки  финансовой стратегии предприятия

Реализация  финансовой стратегии в её конкретном механизме функционирования финансов предприятия должна базироваться на определенных принципах, адекватных рыночной экономике.

Обобщение зарубежного опыта организации  корпоративных финансов, опыта отечественных  предприятий, анализа подходов коммерческих банков к оценке финансовой деятельности своих клиентов позволяет рекомендовать  руководствоваться следующими основными  принципами современной организации финансов предприятий России:

    • плановости;
    • финансового соотношения сроков;
    • взаимозависимости финансовых показателей;
    • гибкости (маневрирования);
    • минимизации финансовых издержек;
    • рациональности;
    • финансовой устойчивости.

Естественно, что реализация этих принципов должна осуществляться при разработке финансовой стратегии и организации системы  управления финансами конкретного предприятия. При этом необходимо учитывать:

    • сферу деятельности (материальное производство, непроизводственная сфера);
    • отраслевую принадлежность (промышленность, транспорт, строительство, сельское хозяйство, торговля и т.д.);
    • виды (направления) деятельности (экспорт, импорт);
    • организационно-правовые формы предпринимательской деятельности*.

Разработке  финансовой стратегии предприятия  предшествует анализ финансового состояния предприятия.

Предложения к формированию финансовой стратегии  предприятия разрабатываются по объектам и составляющим генеральной финансовой стратегии в нескольких вариантах (не менее трех) с обязательной количественной оценкой предложений и оценкой их влияния на структуру баланса предприятия.

Особое  внимание при разработке финансовой стратегии уделяется полноте выявления денежных доходов, мобилизации внутренних ресурсов, максимальному снижению себестоимости продукции, правильному распределению и использованию прибыли, определению потребности в оборотных средствах, рациональному использованию капитала предприятия. Финансовая стратегия разрабатывается с учетом риска неплатежей, скачков инфляции и других форс-мажорных (непредвиденных) обстоятельств. Она должна соответствовать производственным задачам и при необходимости корректироваться и изменяться. Контроль за реализацией финансовой стратегии обеспечивает проверку поступлений доходов, экономное и рациональное их использование, так как хорошо налаженный финансовый контроль помогает выявлять внутренние резервы, повышать рентабельность хозяйства, увеличивая денежные накопления.

Важной  частью финансовой стратегии является разработка внутренних нормативов (с  помощью которых определяются, например, направления распределения прибыли), успешно используемых в практике зарубежных компаний.

Таким образом, успех финансовой стратегии предприятия  гарантируется при взаимоуравновешивании  теории и практики финансовой стратегии; при соответствии финансовых стратегических целей реальным экономическим и  финансовым возможностям через жесткую  централизацию финансового стратегического  руководства и гибкость его методов  по мере изменения финансово-экономической ситуации.

Прежде чем приступить к созданию бизнес-плана, необходимо получить весь комплекс необходимой информации.

Первый шаг в подготовке бизнес-плана предполагает определение источников нужной информации.

Ими могут стать:

· учебники по бизнес - планированию;

· правительственные учреждения (в  том числе занимающиеся проблемами малого бизнеса);

· фирмы по управленческому консультированию и другие подобные организации;

· отраслевые издания;

· курсы по составлению бизнес-планов;

· аудиторские фирмы;

· знакомые, коллеги, друзья.

Вторым шагом в работе над бизнес-планом становится определение целей его подготовки. Цели определяются перечнем тех проблем, которые призван разрешить бизнес-план. Очень важно понять, что внутренние и внешние цели предприятия могут быть достигнуты, только если создан по-настоящему добротный и качественный план.

Российские бизнесмены часто приводят доказательства, опираясь скорее на эмоциональные, чем на рациональные доводы. Однако в кредитной сфере словам и  формальным отпискам доверять не склонны.

Хилый, скудный по содержанию, скрывающий важную хозяйственную информацию бизнес-план не может соответствовать целям  привлечения инвесторов.

Наиболее распространённые недостатки при составлении бизнес-плана  российскими предпринимателями  будут указаны при характеристике содержания его разделов.

Третий шаг к созданию бизнес-плана - это точное определение своих целевых читателей - будут ли это только внутренние участники организации (что крайне маловероятно) или также внешние лица, которых организация хотела бы видеть своими инвесторами, - будущие акционеры, коммерческие банки, венчурные капиталисты. (Венчурный, или рисковый, капитал- это коммерческие организации, специализирующиеся в области финансирования предпринимательских проектов на различных стадиях их осуществления (как на этапе становления, так и на этапах расширения и модернизации), а также финансирования отдельных рисковых подразделений- видов бизнеса, входящих в крупную хозяйственную организацию.

Выбор круга читателей определяет специфику содержания бизнес-плана, необходимость тех или иных сторон деятельности фирмы, экономических  показателей (фирма, ориентированная  на финансирование в первую очередь  за счёт выпуска и продажи акции, должна подчеркнуть размеры дивидендов, порядок их выплат; если организация  рассчитывает на получение банковского  кредита, в бизнес-плане нужно  указать величину процентов, имея в  виду их типичные размеры на рынке  вообще и на рынке банковских кредитов в частности).

Когда автор будущего бизнес-плана  очертил круг своих будущих читателей, он может перейти к следующему, четвёртому шагу - установление общей структуры создаваемого документа.

Пятый шаг бизнес - планирования предполагает сбор информации для подготовки каждого из намеченных разделов бизнес-плана. На этом этапе необходимо заручится поддержкой тех людей, которые имеют необходимые опыт и знания для составления бизнес-плана.

Это могут быть внутренние участники - работники организации, имеющие  опыт и хорошее знание внутренней среды. Желательно также привлечь внешних  консультантов, особенно для использования  их в сферах финансового прогнозирования  и маркетинговых исследований рынка. Кроме финансистов, бухгалтеров, маркетологов в работу над бизнес-планом могут  вовлечены экономисты широкого профиля (в том числе специализирующиеся на макроэкономических проблемах), консультанты по управлению.

Информация о работе Бизнес план и методика его разработки