Бизнес-инжениринг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2012 в 12:10, курсовая работа

Описание работы

Бизнес-инжинирингом называется формальное комплексное проектирование взаимосвязанных бизнес-процессов и бизнес-структур, обеспечивающее оптимальное соотношение между хаосом и порядком в бизнес-системе и оптимальную и постоянную адаптацию бизнес-системы к изменениям во внешней среде, обеспечивающую достижение основополагающих целей бизнеса при любом фактическом сценарии развития окружающей среды.

Содержание работы

Введение
Последовательность бизнес-инжениринга
Определение основополагающих целей бизнеса
Определение и описание внутренних и внешних ограничений и возможностей бизнеса
Определение и описание «заинтересованных лиц»
Определение и описание базовых структур бизнеса
Определение и описание структурированных «бизнес-действий»
Определение показателей эффективности бизнеса
Описание персонала
Описание системы бизнес-знаний

Файлы: 1 файл

Менеджмент(работа).doc

— 124.50 Кб (Скачать файл)

Следует отметить, что  перечень (точнее, портфель) «заинтересованных лиц» определяется как стратегическими целями акционеров, так и внешними и внутренними ограничениями и возможностями бизнеса.

Каждое из «заинтересованных  лиц» бизнеса описывается рядом  параметров (атрибутов), важнейшими из которых являются потребности данного заинтересованного лица (функциональные, эмоциональные и финансовые), оценка ценности компании для данного «заинтересованного лица», а также ценности данного «заинтересованного лица» для компании.

Кроме того, поскольку  все взаимоотношения с «заинтересованными лицами» компании являются в конечном итоге финансовыми взаимоотношениями, для каждого из «заинтересованных лиц» необходимо разработать финансовый план взаимоотношений, содержащий, в частности, ключевые показатели оценки финансовой эффективности взаимоотношений с «заинтересованными лицами» бизнеса .

В дополнение к финансовому  плану необходимо построить и  реализовать операционный план (план-график) действий по построению, поддержке и развитию взаимоотношений с данным «заинтересованным лицом» (т.е., по достижению финансовых целей, заданных в финансовом плане).

С технической точки  зрения, каждое «заинтересованное лицо»  описывается системой (совокупностью) атрибутов, структурированных в  одну или несколько таблиц (как  правило, в формате MS Excel); при этом таблица в целом («паспорт заинтересованного лица») и отдельные атрибуты поддерживаются как текстовыми, так и визуальными (схемы, графики, рисунки, фото, видео и т.д.) комментариями и иллюстрациями, которые соединяются с атрибутами с помощью механизма гиперссылок – наиболее простого, и, вместе с тем, мощного механизма организации взаимосвязей между информационными объектами в системе MS Office.

После этого описание «заинтересованных лиц» сводится в систему таблиц, поддерживаемую системой комментариев и иллюстраций, образующих таким образом информационную систему описания «заинтересованных лиц» бизнеса.

Основным инструментом составления финансовых планов построения и развития взаимоотношений с «заинтересованными лицами» является «старый добрый» MS Excel, а операционных планов – система поддержки управления проектами, наиболее распространенной из которых является Microsoft Project.

Отдельные финансовые и операционные планы управления взаимоотношениями с «заинтересованными лицами» затем интегрируются в единую информационную систему поддержки финансового и операционного управления взаимоотношениями с «заинтересованными лицами», точнее, портфелем заинтересованных лиц бизнеса.

При этом общие подходы  к управлению портфелем «заинтересованных  лиц» бизнеса аналогичны подходам к  управлению портфелем любых других активов бизнеса. Что неудивительно, поскольку с точки зрения владельцев бизнеса «заинтересованные лица» бизнеса являются такими же активами, как, например, производственное оборудование или ценные бумаги и, следовательно, управление ими преследует аналогичную цель – максимизацию стоимости, создаваемую портфелем данных активов (в данном случае, «заинтересованных лиц»)

5. Определение и описание базовых структур бизнеса

После определения и описания ключевых «заинтересованных лиц» бизнеса и их потребностей (удовлетворение которых и позволяет создать финансовую и эмоциональную ценность и тем самым достичь стратегических целей владельцев бизнеса), необходимо определить и описать базовые структуры бизнеса, с помощью которых как раз и создается ценность для «заинтересованных лиц» - финансовая, функциональная и эмоциональная – которая затем превращается в финансовую и эмоциональную ценность для владельцев бизнеса, реализуя таким образом стратегические цели управления бизнесом.

Базовыми структурами  бизнеса являются следующие:

1. Бренды (торговые марки), поскольку вследствие постоянно сокращающейся продолжительности жизненных циклов продуктов компании и постоянно повышаемой значимости эмоциональной ценности по сравнению с эмоциональной именно бренды являются основными инструментами создания стоимости бизнеса (что подтверждается современными оценками стоимости бизнеса даже крупнейших компаний, в структуре стоимости которых стоимость портфеля брендов бизнеса нередко составляет 60-90%, а сами компании позиционируют себя как специалисты по разработке и развитию брендов – все остальное делается на условиях аутсорсинга)

2. Продукты (и услуги), причем в эту категорию входят не только «классические» продукты, предназначенные для потребления клиентами компании, но и продукты, удовлетворяющие потребности других «заинтересованных лиц» бизнеса

3. Продуктовые линейки (группы продуктов или услуг)

4. Бизнес-единицы

5. Региональные филиалы (отечественные и зарубежные)

6. Конкуренты (отдельно по каждой бизнес-единице, бренду, продукту, целевому рынку и т.д., включая сравнительные таблицы с указанию преимуществ и недостатков каждого из элементов бизнеса по сравнению с конкурентами, а также прогнозы действий конкурентов)

7. Корпоративные технологии (управленческие, операционные, информационные, компьютерные и т.д.), необходимые для достижения стратегических целей бизнеса и удовлетворения потребностей «заинтересованных лиц» (как правило, существующие корпоративные технологии не позволяют достичь этих целей и, следовательно, нуждаются в радикальной переработке)

8. Компания в целом как «универсальный интегратор» отдельных бизнес-структур

Описание каждой бизнес-структуры  включает следующие элементы:

1.«Паспорт» бизнес-структуры (подробное описание атрибутов бизнес-структуры, включая необходимые пояснения, комментарии и иллюстрации)

2.Финансовый план создания и развития бизнес-структуры, содержащий, в частности, ключевые показатели оценки финансовой эффективности данной бизнес-структуры (срок окупаемости, NPV, IRR и т.д.). Поскольку финансовый план включает оценку стоимости (финансовой ценности), создаваемой в результате создания и функционирования бизнес-структуры, его нередко называют стоимостной моделью соответствующей структуры

3. Операционный план создания и развития бизнес-структуры – последовательность взаимосвязанных действий по построению, поддержке и развитию данной бизнес-структуры (т.е., по достижению финансовых целей, заданных в финансовом плане бизнес-структуры).

При этом очевидно, что описание конкурентов бизнеса включает лишь «паспорт» конкурента.

После этого описание совокупности бизнес-структур, относящихся  к определенной категории, сводится в систему таблиц, поддерживаемую системой комментариев и иллюстраций, образующих таким образом информационную систему описания портфеля бизнес-структур, относящихся к определенной категории.

Основным инструментом составления финансовых планов построения и развития бизнес-структур является «старый добрый» MS Excel, а операционных планов – система поддержки управления проектами, наиболее распространенной из которых является Microsoft Project.

Отдельные финансовые и операционные планы управления построением и развитием бизнес-структур (а также отдельными категориями бизнес-структур) затем интегрируются в единую информационную систему поддержки финансового и операционного управления построением и развитием бизнес-структур, точнее, портфелем базовых бизнес-структур.

6. Определение и описание структурированных «бизнес-действий» - проектов и процессов

После определения базовых бизнес-структур необходимо определить и описать действия, которые должны обеспечить практическое воплощение этих бизнес-структур, удовлетворение потребностей «заинтересованных лиц» бизнеса и, следовательно, создание ценности – функциональной, эмоциональной и финансовой – для «заинтересованных лиц» и владельцев бизнеса.

При этом важно, что соответствующие  «бизнес-действия» тесно связаны  друг с другом, а также с бизнес-структурами. Поэтому необходимо определить описать  не отдельные действия, а системы взаимосвязанных бизнес-действий, которые можно разделить на две категории – бизнес-проекты и бизнес-процессы.

Отметим, что бизнес-планы, которые являются одним из ключевых понятий «традиционной» методологии стратегического управления бизнесом, фактически представляют собой бизнес-проекты, поскольку (1) имеют фиксированный «срок жизни» (период времени, в течение которого должны быть реализованы бизнес-планы) и (2) представляют собой однократные (т.е., выполняемые единожды) системы взаимосвязанных действий, направленных на достижение определенных результатов (финансовых и нефинансовых, количественных и качественных) и, таким образом, полностью соответствуют определению бизнес-проекта.

Кроме того, явное структурирование бизнес-планов в виде бизнес-проектов позволяет значительно повысить эффективность их реализации, поскольку, во-первых, позволяет более четко ориентировать руководителей и исполнителей на достижение четких, конкретных и осязаемых результатов и, во-вторых, позволяет использовать современные высокоэффективные технологии финансового и операционного управления проектами.

Бизнес-проекты

Как уже было отмечено, бизнес-проектом называется система взаимосвязанных работ (шагов, действий, заданий), направленная на достижение заданных результатов – финансовых и нефинансовых, количественных и качественных, выполняемая однократно (единожды) в течение строго определенного промежутка времени.

Поскольку отличительной  особенностью бизнеса (в отличие, например от политики, общественной или религиозной  деятельности) является ориентация прежде всего на достижение финансовых целей (создание стоимости – финансовой ценности), то каждый бизнес-проект ориентирован прежде всего на достижение финансовых целей, т.е., является инвестиционным проектом.

Ключевыми параметрами и структурами описания бизнес-проекта являются следующие:

1.Совокупность целей (показателей) проекта, включая оценку ценности (функциональной, эмоциональной и финансовой), создаваемой в результате реализации проекта

2.Совокупность взаимосвязанных работ (шагов, задач, действий) – составляющих проекта, при этом каждая работа имеет как собственные цели, так и специфические атрибуты – даты начала и окончания, длительность, взаимосвязи с другими работами и т.д.

3.Совокупность ресурсов (материалов, персонала, оборудования и т.д.), необходимых для успешного выполнения каждой работы и всего проекта в целом

4.Финансовые затраты на реализацию отдельных работ и всего проекта в целом

Для каждого проекта  необходимо разработать следующие  планы:

- Финансовый план реализации проекта (иногда называемый финансовой моделью проекта), содержащий, в частности, ключевые показатели оценки финансовой эффективности проекта (срок окупаемости и т.д.).

- Операционный план реализации проекта – последовательность взаимосвязанных действий по достижению финансовых целей, заданных в финансовом плане проекта, а также нефинансовых целей проекта.

Следует отметить, что  описание корпоративных проектов начинается уже на более ранних этапах бизнес-инжиниринга, поскольку рассмотренные выше планы работы с «заинтересованными лицами», планы создания и развития базовых бизнес-структур и т.д. являются именно бизнес-проектами.

Отдельные финансовые и  операционные планы реализации бизнес-проектов затем интегрируются в единую информационную систему поддержки финансового и операционного управления корпоративными проектами, точнее, портфелем корпоративных проектов .

Бизнес-процессы

Бизнес-процессы отличаются от бизнес-проектов во-первых, тем, что процесс является неоднократно (как правило, бесконечно) повторяющейся системой взаимосвязанных действий и во-вторых, тем, что бизнес-проекты могут рассматриваться и управляться по отдельности (и сводятся в портфель бизнес-проектов), а бизнес-процессы, вообще говоря, рассматриваются совместно (покрывая при этом всю совокупность повторяющихся действий в компании).

Эти отличия являются достаточно существенными для того, чтобы для определения и описания бизнес-процессов использовались методологии, существенно отличающиеся от методологий  управления бизнес-проектами. Таких методологий несколько, но наиболее распространенной из них является методология графического описания бизнес-процессов IDEF0, которая в 2000 году была включена в систему стандартов ISO 2000.

Согласно этой методологии, описание каждого бизнес-процесса и  действия или подпроцесса внутри этого бизнес-процесса состоит из следующих компонентов

  1. Собственно действие
  2. Цели (прежде всего, с точки зрения создания ценности – функциональной, эмоциональной и финансовой)
  3. Выходы (продукты) бизнес-процессов, создающие ценность для их потребителей (бизнес-структур, других бизнес-процессов, «заинтересованных лиц» и т.д.)
  4. Входы (сырье, материалы, информация и т.д.), которые «перерабатываются» в процессе для создания выходов (продуктов)
  5. Персонал – сотрудники компании, реализующие бизнес-процесс
  6. Механизмы – оборудование, компьютеры и т.д.. необходимые для реализации бизнес-процесса
  7. Управляющие воздействия – информация, определяющая реализацию бизнес-процессов (внутренние и внешние нормативы, контракты, законодательство и т.д.)

Основным инструментом, с помощью которого строятся графические модели бизнес-процессов по методологии IDEF0, которые затем могут быть интегрированы с другими элементами информационной системы поддержки бизнес-инжиниринга, является программный продукт Microsoft Visio, являющийся составной частью платформы Microsoft Office.

Кроме графических моделей, для описания бизнес-процессов используются и другие модели и инструменты:

1. Комментарии к графической модели – тексты, графики, дополнительные диаграммы, рисунки, фотографии, видео и т.д., которые создаются с помощью различных средств Microsoft Office и совместимых продуктов и интегрируются с графической моделью с помощью гиперссылок – стандартных средств интеграции Microsoft Office

2. Затратные модели бизнес-процессов, которые, как правило, разрабатываются на основе методологии функционально-стоимостного анализа (ФСА или АВС – Activity-Based Costing) – разрабатываются с помощью либо средств MS Excel, либо специализированных программных систем

3. Стоимостные модели бизнес-процессов, используемые для оценки стоимости (финансовой ценности), создаваемой в результате реализации бизнес-процесса .

Информация о работе Бизнес-инжениринг