Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2013 в 14:10, курсовая работа
Учитывая продолжающийся кризис неплатежеспособности, нестабильную экономическую и политическую ситуацию в стране, условия действия валютных ограничений и рост инфляции, коммерческие банки пытаются определить основные направления деятельности, перспективы развития для достижения прибыльной работы. Но у руководства большинства российских банков слабо развиты навыки выбора ключевых направлений деятельности. Как правило, имеет место несогласованность в действиях руководства, отсутствует ясная концепция и четко сформулированная стратегия развития банка. Наблюдается также отсутствие системного подхода к процессу стратегического управления и планирования. Поэтому коммерческим банкам необходимо больше внимание уделять составлению бизнес-планов, учитывая изменение происходящих в экономике.
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИЗНЕС-ПЛАНА
1.1 Понятие бизнес-плана ……………… ……………………………………….5
1.2 Виды бизнес-плана………………. ...............................................................12
ГЛАВА 2. БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРИМЕРЕ ОАО АКБ «РОСБАНК»
2.1Экономическая характеристика ОАО АКБ «Росбанк»……………………..17
2.2 Бизнес-планирование на примере ОАО АКБ «Росбанк»……………….….18
ГЛАВА 3. РОЛЬ БИЗНЕС-ПЛАНА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ……....25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................................31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...............................................................................
Росбанк является одним из лидеров рынка финансовых услуг малому и среднему бизнесу, обслуживая около 57 тыс. клиентов. Банк предлагает малым и средним предприятиям комплексный сервис, включая специально разработанные кредитные продукты.
Значительные результаты демонстрирует и направление private banking. Сегодня в Росбанке обслуживается более 1700 счетов частных состоятельных клиентов, объем средств на их счетах уже превысил 1,6 млрд. долларов США.
Росбанк имеет кредитные рейтинги трех крупнейших международных агентств: Moody’s, Standard & Poor’s и Fitch. В 2008 году стал обладателем Гран-при Премии «Банк года» в итоговой премии «Финансовая элита России 2008». В ноябре 2008 года авторитетный британский журнал «The Banker» удостоил Росбанк престижной награды «Bank of the Year», признав его лучшим финансовым институтом России.
Росбанк — один из самых надежных российских банков. Это делает его привлекательным для всех, кто хотел бы сохранить и приумножить накопленные денежные средства, получить качественные банковские услуги.
2.2 Составление бизнес-плана на примере ОАО АКБ «Росбанк»
Бизнес-планирование не должно быть разовой акцией, а должно носить непрерывный и систематический характер. Самая главная цель бизнес-плана, которую надо постоянно держать в голове, - это правильно организованный поток денежных средств.
Содержание бизнес план банка:
I . Меморандум о
II . Резюме проекта
III . Резюме компании
История компании.
Кадровая политика.
Описание деятельности компании.
IV . Инвестиционный план банка
Проект.
Лицензирование.
Анализ целевого рынка.
Калькуляция банковских услуг.
Финансовый план.
Анализ рисков и стратегия их снижения.
Эффективность проекта.
V . Приложения
Расчётный баланс.
Расшифровка отдельных статей баланса.
План доходов, расходов и прибыли.
Прогноз выполнения отдельных обязательных нормативов.
Прогноз выполнения обязательных резервных требований.
Допущения, принятые в бизнес-плане.
Бюджет банка строится на основе планового портфеля требований и обязательств, соблюдение которого постоянно контролироваться в режиме план-факт с выявлением причин возникающих отклонений и их устранением.
Плановый портфель и бюджет операционных доходов и расходов дополняется сметой общебанковских расходов. Для рентабельной работы банка в плановом периоде смета общебанковских расходов обязательно должна формироваться по остаточному принципу, то есть исходя из тех ожидаемых операционных доходов. Которые остаются после погашения операционных расходов. Смета общебанковских расходов включает следующие основные статьи:
– Заработная плата и отчисления во внебюджетные фонды;
– Налоги, включаемые в состав затрат;
– Расходы на содержание и текущий ремонт зданий, инвентаря, транспорта;
– Амортизация;
– Телекоммуникационные, почтовые, телеграфные расходы;
– Прочие расходы.
Процесс бюджетирования должен обеспечить эффективный инструмент планирования, контроля, оценки результатов деятельности банка, информационного обмена и координации работы его подразделений.
Бюджет банка составляется ровно на один год с поквартальной разбивкой. Однако в настоящее время при нестабильности финансовой ситуации инструмент бюджетирования целесообразно использовать для решения стоящей перед банком краткосрочной перспективы. Оптимальный срок для составления текущего бюджета - 1 месяц. Инструмент бюджетирования может быть также использован при разработке и реализации плана финансового оздоровления банка.
Разработка моделей бюджетирования предполагает оформление унифицированных форм отчетов:
– Отчета о привлечении и размещении ресурсов, на основе которых строится прогнозный баланс;
– Непосредственно прогнозного баланса;
– Отчета о прибылях и убытках;
– Отчета о движении денежных средств.
Модель бюджетирования в «Росбанк» предполагает проработку следующих вопросов:
– Концепция внутрибанковского управленческого учета;
– Анализ структуры активов и пассивов банка (по объемам и срочности);
– Анализ доходов и расходов (чистой процентной маржи);
–Анализ подразделений и отдельных направлений деятельности банка, включая анализ себестоимости банковских продуктов и оценку рентабельности клиентов;
– Оценка, контроль и мониторинг рисков по каждому направлению деятельности;
– Бизнес-планирование и бюджетирование в контексте общей системы управленческого учета и финансового контроля.
Наиболее высокие показатели прибыльности наблюдались в IV квартале; в среднем в 2 раза выше, чем в III квартале. Так, прибыльность капитала в IV квартале составила 34,0 % (против 5,4 % в I квартале и 33,6 % в III квартале). Несмотря на высокую способность активов создавать доход 19,9 % в IV квартале и 65,2 % за год, прибыльность активов остаётся на относительно низком уровне - 5,7 % и 7,0 % соответственно, хотя и несколько выше, чем в предшествующем периоде. Средняя доходность всех активов является достаточно высокой и характеризуется определенной стабильностью на протяжении года несмотря на снижение ставки рефинансирования. Кроме того, средние процентные ставки по размещению ресурсов, имея тенденцию к снижению, меняются в незначительном диапазоне.
В 2008 году превышение доходов над расходами составило 11374 млн. рублей, в том числе, в IV квартале - 11307 млн.рублей. То есть совокупная прибыль, полученная за 2008 год на 99,4 % состоит из прибыли IV квартала. Темпы роста доходов опережали темпы роста расходов банка (646,7 и 619,2). При этом разрыв между ними составляет 27,5 % за год и 27 % в IV квартале. Это привело к увеличению прибыли банка – в 10 раз за 2008 год, в том числе в IV квартале - в 3,3 раза
Построение системы бизнес-планирования и бюджетирования подразделений банка предусматривает ряд организационно-технических мероприятий и включает:
a) Организацию учета производимых подразделениями операций,
полученных доходов и произведенных расходов по балансовым счетам;
в) Организацию контроля за выполнением мероприятий и плановых показателей работы подразделений.
Подбор вариантов развития банка и планирование его прибыли осуществлять по схеме, использующей итеративный подход:
1. Определение размера необходимой и достаточной прибыли банка.
2. Планирование размеров собственных средств и объемов активных банковских операций.
Планирование структуры активных операций банка осуществляется на основе анализа динамики и качества структуры активных операций, сложившейся в предыдущих периодах. Прежде всего, проводится анализ качества структуры активных операций по следующим направлениям:
- определение доли ссудных операций (ориентировочно она не должна превышать 55-65% всех активных операций)
- определение доли ликвидных ценных бумаг (в основном государственные ценные бумаги, ликвидность которых обеспечивает развитый вторичный рынок). Эта доля должна обеспечивать маневренность активных операций в ситуации, когда банк срочно расплачиваться по своим текущим обязательствам (например, неожиданные крупные клиентские платежи);
- определение доли активов, не приносящих дохода (остатки на кор. счетах банка и в кассе, средства в расчетах, основные средства и нематериальные активы). Естественно надо стремиться к минимизации их доли, но так как основные средства и нематериальные активы необходимы для деятельности любого банка, то их объем должен ограничиваться, по крайней мере, объемом собственных средств, а остаток на корсчете должен соответствовать среднему объему ежедневных платежей.
Для обеспечения ликвидности - поддержания и стимулирования подразделений в достижении требуемого соотношения между сроками привлечения и размещения ресурсов используется инструмент внутренних цен покупки-продажи ресурсов разных сроков. Например, при сложившейся структуре пассивов - превышении краткосрочных ресурсов над долгосрочными (включая собственные средства банка) и структуре активов - превышении долгосрочных вложений над краткосрочными - необходимо стимулировать подразделения в привлечении долгосрочных ресурсов. По существу это означает, что внутренний банк должен установить такую внутреннюю цену покупки долгосрочных ресурсов, которая бы покрывала фактические затраты бизнес центров на привлечение данного вида ресурсов и обеспечивала большую маржу по сравнению с ценой на краткосрочные ресурсы. При этом внутренний банк должен иметь прибыль, которая в данном случае обеспечивает управление ликвидностью банка (покрывает риски при значительных отклонениях по срокам привлеченных и размещенных ресурсов).
В общем виде перечень исходных данных, влияющих на установление внутренних цен покупки-продажи ресурсов, может быть представлен следующим образом.
Структура пассивов:
- доли привлеченных ресурсов по срокам привлечения (долгосрочных и краткосрочных)
- доля собственных средств банка в общих пассивах
Предельные характеристики поддержания ликвидности банка, соответствующие наихудшему случаю, который может произойти с выбранным уровнем доверия 5%. При этом величиной являются затраты на поддержание ликвидности в течение всего срока размещения или ликвидные издержки.
Входными данными для расчетов являются: основные статистические характеристики ресурсной базы банка (средний объем ресурсной базы и стандартное отклонение);
- доверительная вероятность (например, 95%);
- объем размещаемого кредита;
- срок размещения;
- объем резервирования;
- прогнозируемая ставка привлечения.
Результатами расчета являются следующие характеристики ликвидности банка и прибыльности операции кредитования:
- максимальный срок потери ликвидности банком (за весь период размещения кредита);
- максимальный дневной объем привлечения межбанковских кредитов (для покрытия дефицита средств);
- наибольшие расходы на привлечение МБК (при прогнозируемой ставке привлечения);
- общий результат от операции кредитования (с учетом ликвидных издержек).
Разработанный подход позволяет получить универсальные зависимости для основных показателей ликвидности. Величины являются безразмерными и видно, что с увеличением изменчивости ресурсной базы, открытой позиции ликвидности, длительности поддержания открытой позиции показатели ликвидности ухудшаются.
ГЛАВА 3. РОЛЬ БИЗНЕС-ПЛАНА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Бизнес-план появился у нас в начале 90-х годов и был принципиально отличным от действующих документов. Отнеслись к нему сомнительно, многие поначалу не обратили на него внимание, другие, обратив, не придали должного значения. Придерживались привычных технико-экономических обоснований.
Вскоре, однако, выяснилось, что бизнес-план, если к нему отнестись серьезно, требует знаний отечественного бизнеса, его глубин. Не все и сразу стали разрабатывать, предъявлять и требовать бизнес-план.
Вскоре необходимость
в бизнес-плане стала
Многие предприятия разрабатывают бизнес-планы по собственным методикам и рекомендациям, разрабатывают подробные перечни вопросов, на которые следует ответить в данном документе. Не только коммерческие банки, но и государственные организации требуют представления бизнес-плана от своих потенциальных помощников.
Бизнес-план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Он описывает процесс функционирования предприятия, показывает, каким образом его руководители собираются достичь своих целей и задач. Хорошо разработанный бизнес-план помогает банку расти, завоевывать новые позиции на рынке, где оно функционирует, составлять перспективные планы своего развития, концепции производства новых товаров и услуг и выбирать рациональные способы их реализации, то есть в нем описываются основные аспекты будущем банка, с достаточной полнотой анализируются проблемы, с которыми оно столкнется (или не исключено, что столкнется) и самыми современными методами определяются способы решения этих проблем. Таким образом, бизнес-план одновременно поисковая, научно-исследовательская и проектная работа.
Бизнес-план является постоянным документом; он систематически обновляется, в него вносятся изменения, связанные как с переменами, происходящими внутри банка, так и изменениями на рынке, где действует банк, и в экономике в целом. Бизнес-план увязывает внутрифирменный и макроэкономический анализ, проводимые специализированными научными службами.
В связи с тем, что бизнес-план представляет собой результат исследований и организационной работы, имеющей целью изучение конкретного направления деятельности банка (продукта или услуги) на определенном рынке в сложившихся организационно-экономических условиях, он опирается на:
1.конкретный проект производства определенного товара (услуг) создание нового типа изделий или оказание новых услуг (особенности удовлетворения потребностей и т.д.);
2.всесторонний анализ производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности, целью которого является выделение его слабых и сильных сторон, специфики и отличий от других;