Бюджетирование, как элемент управления предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 00:26, дипломная работа

Описание работы

Целью выпускной квалификационной работы является исследование методологических аспектов бюджетирования, разработка и совершенствование системы финансового планирования на основе существующего финансового плана хозяйствующего субъекта.
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
• выявить сущность и основные методы финансового планирования;
• разобрать организацию бюджетирования на предприятии;
• рассмотреть роль автоматизации бюджетирования на предприятии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………..….
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И БЮДЖЕТИРОВАНИЯ ………………………………….…...
1.1 Сущность, значение и основные принципы финансового планирования и прогнозирования ………………………….…..
1.2 Процесс финансового планирования ………….…………….....
1.3 Методы и инструменты финансового планирования …………
ГЛАВА II. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «ТИРОТЕКС» ………………………………..…...
2.1 Краткая характеристика исследуемого предприятия..………...
2.2 Организационная структура управления предприятия и финансового подразделения ...………………………………..…
2.3 Анализ финансового плана и бюджета предприятия …………
ГЛАВА III. БЮДЖЕТИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВ-ЛЕНИЯ ЗАО «ТИРОТЕКС» …………………………………..
3.1 Преимущества и недостатки бюджетирования ……………......
3.2 Порядок составления и применение бюджетов …………….…
3.3 Основные предложения по улучшению существующей системы бюджетирования ………………………………………

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ………………...……………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………...

Файлы: 1 файл

Бюджетирование как инструмент управления предприятием.doc

— 546.50 Кб (Скачать файл)

Таблица 1.1

Системы финансового  планирования

 

Системы

финансового

планирования

Формы разрабатываемых планов

Период

планирования

Перспективное

(стратегическое)

планирование

Прогноз отчета о прибылях и убытках

Прогноз движения денежных средств

Прогноз бухгалтерского баланса

3–5 лет

Текущее планирование

План доходов и расходов по операционной деятельности

План доходов и расходов по инвестиционной деятельности

План поступления и расходования денежных средств

Балансовый план

1 год

Оперативное

планирование

Платежный календарь

Кассовый план

декада, месяц,

квартал


 

Все системы финансового планирования находятся во взаимосвязи и осуществляются в определенной последовательности. Исходным этапом планирования является прогнозирование основных направлений финансовой деятельности предприятия, осуществляемое в процессе перспективного планирования. На этом этапе определяются задачи и параметры текущего финансового планирования. В свою очередь база для разработки оперативных финансовых планов формируется именно на стадии текущего финансового планирования [30, с.14-17].

Перспективное финансовое планирование

Перспективное финансовое планирование определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства, оно является главной формой реализации целей предприятия.

Перспективное финансовое планирование в современных условиях охватывает период от 1 года до 3 (редко – до 5) лет. Однако такой временной интервал носит условный характер, поскольку зависит от экономической стабильности в стране деятельности, возможности прогнозирования объемов финансовых ресурсов и направления их использования. [30, с.20]

Перспективное планирование включает разработку финансовой стратегии предприятия и прогнозирование финансовой деятельности. Разработка финансовой стратегии представляет собой особую область финансового планирования, так как, являясь составной частью общей стратегии экономического развития предприятия, она должна согласовываться с целями и направлениями, сформулированными общей стратегией. Вместе с тем финансовая стратегия сама оказывает значительное влияние на формирование общей стратегии экономического развития предприятия. Происходит это в силу того, что изменение ситуации на финансовом рынке влечет за собой корректировку финансовой, а затем, как правило, и общей стратегии развития предприятия. В целом финансовая стратегия представляет собой определение долгосрочных целей финансовой деятельности предприятия и выбор наиболее эффективных способов и путей их достижения. [21, с. 44]

Процесс формирования финансовой стратегии предприятия включает в себя следующие основные этапы:

  • определение периода реализации стратегии;
  • анализ факторов внешней финансовой среды предприятия;
  • формирование стратегических целей финансовой деятельности;
  • разработка финансовой политики предприятия;
  • разработка системы мероприятий по обеспечению реализации финансовой стратегии;
  • оценка разработанной финансовой стратегии.

Важным моментом при разработке финансовой стратегии предприятия является определение периода ее реализации. Продолжительность этого периода зависит в первую очередь от продолжительности периода формирования общей стратегии развития предприятия. Кроме этого, на него воздействуют и другие факторы, такие, как: динамика макроэкономических процессов; изменения, происходящие на финансовом рынке; отраслевая принадлежность и специфика производственной деятельности предприятия.

Достаточно важное внимание в процессе формирования финансовой стратегии отводится анализу факторов внешней среды путем изучения экономико-правовых условий финансовой деятельности предприятия, кроме этого, особое внимание отводится учету факторов риска. [13, с.17-18]

Формирование стратегических целей  финансовой деятельности предприятия является следующим этапом стратегического планирования, главной задачей которого является максимизация рыночной стоимости предприятия. Система стратегических целей предприятия должна формироваться четко и кратко, отражая каждую из целей в конкретных показателях – нормативах. Обычно в качестве таких стратегических нормативов используются: среднегодовой темп роста собственных финансовых ресурсов, формируемых из внутренних источников; минимальная доля собственного капитала; коэффициент рентабельности собственного капитала предприятия; соотношение оборотных и внеоборотных активов предприятия и др.

Более подробно остановимся на бюджетировании

Сущностью бюджетного метода управления является представление о том, что  вся деятельность предприятия состоит в балансировании дохода и расхода, места возникновения которых, могут быть четко определены и закреплены за руководителем соответствующего ранга.

Необходимо для полного  осмысления бюджетирования перечислить  функции, которые оно выполняет:

  1. Аналитическая функция
    • переосмысление бизнес-идеи;
    • коррекция стратегии;
    • постановка дополнительных целей;
    • анализ операционных альтернатив.
  2. Функция финансового планирования
  • вынуждает планировать и тем самым обдумывать будущее
  1. Функция финансового учета
  • вынуждает учитывать и обдумывать совершенные действия в прошлом и тем самым помогает принимать правильные решения в будущем
  1. Функция финансового контроля
  • позволяет сравнивать поставленные задачи и полученные результаты;
  • выявляет слабые и сильные стороны
  1. Мотивационная функция
  • осмысленное принятие плана;
  • ясность постановки целей;
  • наказание за срыв;
  • поощрение за выполнение и перевыполнение.
  1. Координационная функция
  • координация функциональных блоков оперативного планирования.
  1. Коммуникационная функция
  • согласование планов подразделений компании;
  • нахождение компромиссов;
  • закрепление ответственности исполнителей.

Бюджет - финансовый документ, отражающий серию спланированных событий, которые свершатся в будущем, т.е. прогноз будущих финансовых операций.

Система бюджетов позволяет руководителю заранее оценить эффективность управленческих решений, оптимальным образом распределить ресурсы между подразделениями, наметить пути развития персонала и избежать кризисной ситуации. Наряду с понятием «разработка бюджетов на многих отечественных предприятиях используется термин «бюджетирование».

Бюджеты могут быть составлены как  для предприятия в целом, так  и для его подразделений. Основной бюджет - это финансовое, количественно  определенное выражение маркетинговых  и производственных планов, необходимых для достижения поставленных целей. Его зачастую называют генеральным, он охватывает производство, реализацию, распределение и финансирование. В основном бюджете в количественном выражении рассматриваются будущая прибыль, денежные потоки и поддерживающие планы. Основной бюджет представляет итог многочисленных обсуждений и решений о будущем предприятия, обеспечивает как оперативное, так и финансовое управление.

Исходя из определений  основных функций управления — планирование, мотивация, контроль — бюджетирование соединяет в единое целое управленческий цикл планирования и контроля.

Бюджетный процесс используется для  достижения двух основных целей - планирования и контроля.

Бюджетирование – это система  согласованного управления подразделениями предприятия в условиях динамично развивающегося, диверсифицированного бизнеса. С его помощью принимаются управленческие решения, связанные с будущими событиями, на основе систематической обработки данных.

Эффект от разработки бюджета состоит  в повышении степени гибкости предприятия из-за возможности предвидеть результаты управленческих действий, определить базовые установки для каждого направления деятельности предприятия и рассчитать разные варианты, заранее подготавливая ответные действия на возможные изменения как во внешней, так и во внутренней среде.

Функции бюджета изменяются в зависимости  от того, в какой фазе формирования и реализации он находится. В начале отчетного периода бюджет представляет собой план продаж, расходов и других финансовых операций в наступающем периоде. В конце он играет роль измерителя, позволяющего сравнивать полученные результаты с плановыми показателями и корректировать дальнейшую деятельность.

Таким образом, необходимость научиться  управлять финансами в условиях нестабильности, организовать производство конкурентоспособной продукции, обеспечивая эффективное развитие предприятия, ставит перед руководством предприятия сложную задачу: овладеть методикой формирования бюджета как основного финансового плана и экономического регулятора отношений как между бизнес-единицами предприятия, так и предприятия с внешней средой.

Для успешного формирования, внедрения  и функционирования системы бюджетирования на предприятии необходимо соблюдение следующих условий.

  1. Необходимо совершенствование организационной структуры предприятия, определяющей функции и ответственность руководителей; структуры бизнес процессов, так как от степени ее рациональности и прозрачности зависит скорость и качество планирования; учетной системы, поскольку из нее поступают данные о фактических результатах по выполнению планов и оно невозможно при отсутствии хотя бы одного из этих компонентов.
  2. Необходима интеграция бюджетирования с организационной и информационной структурами предприятия и схемами исполнения бизнес процессов. Практический опыт показал, что согласование бюджетирования с другими инструментами управления в несколько раз повышает эффективность его и все системы управления.
  3. Для успешного планирования необходимо стандартизировать данные и наладить их совместное использование всеми бизнес единицами предприятия.
  4. На предприятии должны быть четко структурированы все процессы, распределены функции и определены лица, ответственные за конкретные процессы. Соблюдение этого условия позволяет автоматизировать все необходимые для этого операции и в итоге существенно упростить процесс бюджетирования.

  Таким образом,  методика формирования бюджета  – эффективный инструмент планирования  гибкого развития предприятия.  Она представляет собой систему методологических указаний по определению основных экономических показателей развития предприятия, их нормативов и форм для их расчета и может быть рекомендована для использования на любом промышленном предприятии

На основе финансовой стратегии  определяется финансовая политика предприятия по конкретным направлениям финансовой деятельности: налоговой, амортизационной, дивидендной, эмиссионной и т.п. [32, с. 56]

В результате разработки системы мероприятий, обеспечивающих реализацию финансовой стратегии, на предприятии формируются «центры ответственности», определяются права, обязанности и меры ответственности их руководителей за результаты реализации финансовой стратегии предприятия. [30, с. 29]

Заключительным этапом разработки финансовой стратегии предприятия является оценка эффективности разработанной стратегии, которая осуществляется по нескольким параметрам.

Во-первых, оценивается, насколько разработанная финансовая стратегия согласовывается с общей стратегией предприятия, путем выявления степени согласованности целей, направлений и этапов реализации этих стратегий.

Во-вторых, оценивается согласованность финансовой стратегии предприятия с прогнозируемыми изменениями во внешней предпринимательской среде.

В-третьих, оценивается реализуемость разработанной финансовой стратегии, т.е. рассматриваются возможности предприятия в формировании собственных и привлечении внешних финансовых ресурсов.

В заключение оценивается результативность финансовой стратегии. Такая оценка может быть основана на прогнозных расчетах различных финансовых показателей, а также на основе прогноза динамики нефинансовых результатов реализации разработанной стратегии, таких, как рост деловой репутации предприятия, повышение уровня управляемости финансовой деятельностью его структурных подразделений и т.п.

Основу перспективного планирования составляет прогнозирование, которое является воплощением стратегии предприятия на рынке. Прогнозирование состоит в изучении возможного финансового состояния предприятия на длительную перспективу. Прогнозирование базируется на обобщении и анализе имеющейся информации с последующим моделированием возможных вариантов развития ситуаций и финансовых показателей. Важный момент при осуществлении прогнозирования – признание факта стабильности изменения показателей деятельности предприятия от одного отчетного периода к другому. [30, с. 39]

Текущее финансовое планирование

Информация о работе Бюджетирование, как элемент управления предприятием