Бюджетирование, как элемент управления предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 00:26, дипломная работа

Описание работы

Целью выпускной квалификационной работы является исследование методологических аспектов бюджетирования, разработка и совершенствование системы финансового планирования на основе существующего финансового плана хозяйствующего субъекта.
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
• выявить сущность и основные методы финансового планирования;
• разобрать организацию бюджетирования на предприятии;
• рассмотреть роль автоматизации бюджетирования на предприятии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………..….
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И БЮДЖЕТИРОВАНИЯ ………………………………….…...
1.1 Сущность, значение и основные принципы финансового планирования и прогнозирования ………………………….…..
1.2 Процесс финансового планирования ………….…………….....
1.3 Методы и инструменты финансового планирования …………
ГЛАВА II. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «ТИРОТЕКС» ………………………………..…...
2.1 Краткая характеристика исследуемого предприятия..………...
2.2 Организационная структура управления предприятия и финансового подразделения ...………………………………..…
2.3 Анализ финансового плана и бюджета предприятия …………
ГЛАВА III. БЮДЖЕТИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВ-ЛЕНИЯ ЗАО «ТИРОТЕКС» …………………………………..
3.1 Преимущества и недостатки бюджетирования ……………......
3.2 Порядок составления и применение бюджетов …………….…
3.3 Основные предложения по улучшению существующей системы бюджетирования ………………………………………

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ………………...……………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………...

Файлы: 1 файл

Бюджетирование как инструмент управления предприятием.doc

— 546.50 Кб (Скачать файл)

Система текущего планирования финансовой деятельности предприятия основывается на разработанной финансовой стратегии и финансовой политике по отдельным аспектам финансовой деятельности. Данный вид финансового планирования заключается в разработке конкретных видов текущих финансовых планов, которые дают возможность предприятию определить на предстоящий период все источники финансирования ее развития, сформировать структуру ее доходов и затрат, обеспечить ее постоянную платежеспособность, а также определить структуру активов и капитала предприятия на конец планируемого периода.

Результатом текущего финансового  планирования является разработка четырех основных документов:

  • План доходов и расходов по операционной деятельности – является одним из основных видов текущего финансового плана составляемого на первоначальном этапе текущего планирования финансовой деятельности предприятия (т.к. ряд его показателей служит исходной базой  разработки других видов текущих финансовых планов).

В процессе разработки данного  плана должна быть обеспечена взаимосвязь  планируемых показателей дохода от реализации продукции, издержек, налоговых  платежей, балансовой и чистой прибыли. [16, с. 39-41]

Цель: Определение суммы чистой прибыли от производственно-коммерческой деятельности предприятия.

  • План доходов и расходов по инвестиционной деятельности – отражает основные аспекты финансового обеспечения этой деятельности. В этом плане отражаются все затраты связанные с осуществлением реальных инвестиций в предстоящем периоде, а также приростом объема долгосрочных финансовых вложений.

Цель: Определение объема потребностей в финансовых ресурсах, для реализации коммерческих инвестиционных программ, а также возможность поступления этих ресурсов в процессе осуществления инвестиционной деятельности.

  • План поступления и расходования денежных средств – призван отражать результаты прогнозирования  денежных потоков предприятия. В этом плане должна быть обеспеченна четкая взаимосвязь показателей остатка денежных средств на начало периода, их поступление в плановом периоде и остатка денежных средств на конец периода.

Цель: Обеспечение постоянной платежеспособности предприятия на всех этапах планового периода.

  • Балансовый план – отражает результаты прогнозирования состава активов и структуры используемых финансовых средств предприятия на конец планового периода. При разработке данного плана используется укрупненная схема статей баланса предприятия, отражающая требования его построения применительно к специфике конкретного предприятия.

Цель: Определение необходимого прироста отдельных видов активов с обеспечением их внутренней сбалансированности, а также формирование оптимальной структуры капитала, обеспечивающей достаточную финансовую устойчивость предприятия в предстоящем периоде.

Основной целью построения этих документов является оценка финансового  положения предприятия на конец планируемого периода. Текущий финансовый план составляется на период, равный одному году, с разбивкой по кварталам, так как такая периодизация соответствует законодательным требованиям к отчетности. Текущие финансовые планы предпринимательской предприятия разрабатываются на основе данных, которые характеризуют:

  • финансовую стратегию предприятия;
  • результаты финансового анализа за предшествующий период;
  • планируемые объемы производства и реализации продукции, а также другие экономические показатели операционной деятельности предприятия;
  • систему разработанных на предприятии норм и нормативов затрат отдельных ресурсов;
  • действующую систему налогообложения;
  • действующую систему норм амортизационных отчислений;
  • средние ставки кредитного и депозитного процентов на финансовом рынке и т.п. [14, с. 45-48]

Для составления финансовых документов в процессе осуществления текущего финансового планирования важно правильно определить объем будущих продаж (объем реализованной продукции). Это необходимо для организации производственного процесса, эффективного распределения средств. Как правило, прогнозы объемов продаж составляются на три года, годовой прогноз разбивается на кварталы и месяцы, при этом чем короче период прогноза, тем точнее и конкретнее содержащаяся в нем информация.

Оперативное финансовое планирование

В целях контроля за поступлением фактической выручки на расчетный счет и расходованием наличных финансовых ресурсов, предприятию необходимо оперативное планирование, которое дополняет текущее. Это связано с тем, что финансирование плановых мероприятий должно осуществляться за счет заработанных предприятием средств, что требует эффективного контроля за формированием и использованием финансовых ресурсов. Система оперативного планирования финансовой деятельности заключается в разработке комплекса краткосрочных плановых заданий по финансовому обеспечению основных направлений хозяйственной деятельности предприятия. [14, с. 51]

Оперативное финансовое планирование включает составление и исполнение платежного календаря, кассового плана и расчет потребности в краткосрочном кредите.

В процессе составления платежного календаря решаются следующие задачи:

  • организация учета временной стыковки денежных поступлений и предстоящих расходов предприятия;
  • формирование информационной базы о движении денежных потоков и оттоков;
  • ежедневный учет изменений в информационной базе;
  • анализ неплатежей (по суммам и источникам возникновения) и организация конкретных мероприятий по их преодолению;
  • расчет потребности в краткосрочном кредите в случаях временной «нестыковки» денежных поступлений и обязательств и оперативное приобретение заемных средств;
  • расчет (по суммам и срокам) временно свободных денежных средств предприятия;
  • анализ финансового рынка с позиции наиболее надежного и выгодного размещения временно свободных денежных средств предприятия.

Платежный календарь составляется на квартал с разбивкой по месяцам и более мелким периодам. Для того чтобы он был реальным, его составители должны следить за ходом производства и реализации, состоянием запасов, дебиторской задолженности в целях предупреждения невыполнения финансового плана. [14, с. 54]

В платежном календаре притоки и оттоки денежных средств должны быть сбалансированы. Правильно составленный платежный календарь позволяет выявить финансовые ошибки, недостаток средств, вскрыть причину такого положения, наметить соответствующие мероприятия и, таким образом, избежать финансовых затруднений.

Информационной базой платежного календаря служат:

  • план реализации продукции;
  • смета затрат на производство;
  • план капитальных вложений;
  • выписки по счетам предприятия и приложения к ним;
  • договора;
  • внутренние приказы;
  • график выплаты заработной платы;
  • счета-фактуры;
  • установленные сроки платежей для финансовых обязательств.

Процесс составления платежного календаря  можно разделить на пять этапов:

    1. Выбор периода планирования. Как правило, это – квартал или месяц, на предприятии, где часто изменяются во времени денежные потоки, возможны и более короткие периоды планирования (декады);
    2. Расчет объема возможных денежных поступлений (доходов);
    3. Оценка денежных расходов, ожидаемых в плановом периоде;
    4. Определение денежного сальдо представляет собой разность между суммами поступлений и расходов за период планирования;
    5. Подведение итогов показывает, будет ли у предприятия недостаток средств или излишек. [14, с. 58]

Превышение планируемых расходов над ожидаемыми поступлениями означает недостаточность собственных возможностей для их покрытия и может являться признаком ухудшения финансового состояния. В этих случаях необходимо принять следующие меры:

      • перенести часть не первоочередных расходов на следующий календарный период;
      • ускорить по возможности отгрузку и реализацию продукции;
      • принять меры по изысканию дополнительных источников.

Если имеется излишек денежных средств, то это в определенной степени  говорит о финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия.

На многих предприятиях наряду с  платежным календарем составляется налоговый календарь, в котором указывается, когда и какие налоги в соответствии с законодательством должно уплатить предприятие, что позволяет избежать просрочек и санкций. Некоторые предприятия разрабатывают платежные календари по отдельным видам движения денежных средств, например, платежный календарь по расчетам с поставщиками, платежный календарь по обслуживанию долга и т.п.

Кроме платежного календаря на предприятии  должен составляться кассовый план – план оборота наличных денежных средств, отражающий поступление и выплаты наличных денег через кассу. Кассовый план необходим для контроля за поступлением и расходованием наличных средств. [16, с. 48]

Исходные данные для составления  кассового плана:

  • предполагаемые выплаты по фонду заработной платы и фонду потребления в части денежных средств;
  • информация о продаже материальных ресурсов или продукции работникам;
  • сведения о командировочных расходах;
  • сведения о прочих поступлениях и выплатах наличными деньгами.

Кассовый план необходим предприятию  для того, чтобы по возможности  более точно представлять размер обязательств перед работниками предприятия по заработной плате и размер других выплат. Банку, обслуживающему предприятие, также необходим его кассовый план, чтобы составить сводный кассовый план на обслуживание своих клиентов в установленные сроки. [14, с. 67]

Использование рассмотренных систем и методов финансового планирования позволяет обеспечить целенаправленность финансовой деятельности предпринимательской предприятия и повысить ее эффективность.

1.3 Методы и инструменты финансового планирования

 

Планирование финансовых показателей осуществляется посредством  определённых методов.

Методы планирования – это конкретные способы и  приёмы расчётов показателей. При планировании финансовых показателей могут применяться  следующие методы:

    • нормативный,
    • расчётно-аналитический,
    • балансовый,
    • метод оптимизации плановых решений,
    • экономико-математическое моделирование.

Нормативный метод

Сущность нормативного метода планирования финансовых показателей  заключается в том, что на основе заранее установленных норм и  технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и в их источниках. Такими нормативами являются ставки налогов, ставки тарифных взносов и сборов, нормы амортизационных отчислений, нормативы потребности в оборотных средствах и др. [14, с. 70]

Достоинства нормативного метода: более точная оценка планируемых финансовых показателей и выявление резервов роста дохода.

Недостатки  нормативного метода: трудоемкость создания норм и контроля за ними.

Расчётно-аналитический  метод

Сущность расчетно-аналитического метода планирования финансовых показателей заключается в том, что на основе анализа достигнутой величины финансового показателя, принимаемого за базу, и индексов его изменения в плановом периоде рассчитывается плановая величина этого показателя. Данный метод планирования широко применяется в тех случаях, когда отсутствуют технико-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена косвенно, на основе анализа их динамики и связей. В основе этого метода лежит экспертная оценка (рис.1.2).

 

Отчётные данные за предплановый период

Экспертная оценка динамики отчётных данных

 

Экспертная оценка перспектив развития

Расчёт планового показателя


 

Рис. 1.2 Схема расчётно-аналитического метода планирования

 

Расчетно-аналитический  метод широко применяется при  планировании суммы прибыли и доходов, определение величины отчислений от прибыли в фонды накопления, потребления, резервный, по отдельным видам использования финансовых ресурсов и т.п. [14, с. 74]

Балансовый  метод

Сущность балансового  метода планирования финансовых показателей заключается в том, что путем построения балансов достигается увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности в них. Балансовый метод применяется прежде всего при планировании распределения прибыли и других финансовых ресурсов, планировании потребности поступлений средств в финансовые фонды – фонд накопления, фонд потребления и др.

Информация о работе Бюджетирование, как элемент управления предприятием