Бюджетное устройство в зарубежных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 18:10, реферат

Описание работы

В настоящее время в разных странах бюджетное устройство имеет свои особенности, обусловленные государственным устройством, территориально-административным делением, уровнем развития экономики, ее структурными чертами. Известны две формы государственного управления: единое или унитарное и федеративное. В унитарных государствах имеются два звена управления - центральное и местное; в федеративных государствах - три звена управления: центральное, членов федерации и местное.
Структура бюджетов в зарубежных странах носит неординарный характер. Типичным же является отделение текущих доходов и расходов государства от затрат капитального характера.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………....3
Понятие бюджетного устройства и бюджетной системы…….....4
Бюджетное устройство унитарных государств…………………..9
Бюджетное устройство федеративных государств……………..12
Заключение……………………………………………....………...…16
Список использованных источников………………………………..17

Файлы: 1 файл

реферат бюд. зар стран..docx

— 28.35 Кб (Скачать файл)

Местные бюджеты обособлены и функционируют автономно. Они  составляются, утверждаются и исполняются  соответствующими местными властями и  формально не связаны с государственным  бюджетом. Однако в действительности по-прежнему имеет место зависимость  местных властей от центрального правительства. Эта зависимость  обусловлена дефицитами местных  бюджетов и имеет в различных  странах свои особенности. Например, в Великобритании местные органы власти получают на финансирование текущих  расходов значительные средства из обычного бюджета в форме дотаций и  целевых субсидий и из национального  фонда займов — кредиты на финансирование капитальных затрат. Кредиты имеют  долгосрочный характер и предоставляются, исходя из рыночного процента в строго лимитированных размерах, В Японии связь государственного бюджета  с местными осуществляется по линии  выдачи, как правило, субсидий строго целевого назначения (строительство  портов, ликвидация последствий стихийных  бедствий, постройка гидроэлектростанций  и т.п.). Во Франции местные власти получают из государственного бюджета  средства в виде дотаций и субвенций.

В результате взаимодействия центральных и местных властей  местные бюджеты выступают проводниками экономической и социальной политики правительства, служат вспомогательным  звеном в финансовой системе зарубежного  государства. Они используются для  реализации задач, которые центральные  власти перекладывают на местные  органы управления в целях большего маневрирования, освобождения от второстепенных проблем, вовлечения местных финансов в решение общенациональных задач.

Доходы местных бюджетов формируются за счет закрепления  за ними второстепенных налогов. К их числу относятся поимущественный, промысловый, поземельный, некоторые  виды косвенных налогов, надбавки к  государственным, различные сборы, поступления от муниципальной собственности. Для покрытия бюджетных дефицитов  региональные органы власти прибегают  к местным займам, которые в  современных условиях получили широкое  распространение.

Расходы местных бюджетов, помимо затрат, связанных с административной деятельностью местных властей  и управлением местным хозяйством, включают расходы по просвещению  и здравоохранению. Кроме того, в  настоящее время они все больше подключаются к финансированию развития производственной инфраструктуры, государственного регулирования размещения трудовой занятости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Бюджетное устройство  федеративных государств 

 

В федеративных государствах бюджетная система включает три  звена: государственный (федеральный) бюджет, бюджеты членов федерации  и местные бюджеты. Бюджетная  система США, например, имеет федеральный  бюджет, бюджеты пятидесяти штатов и более 80 тыс. бюджетов местных административных подразделений (3 тыс. округов, 19 тыс. муниципалитетов, 17 тыс. городов и тауншипов, 15 тыс. школьных и 29 тыс. специальных округов). В ФРГ бюджетная система состоит из федерального бюджета, бюджетов шестнадцати земель и бюджетов общин (к земельным приравниваются бюджеты ганзейских городов, к общинным — бюджеты объединений общин и округов); в Канаде — из федерального бюджета, бюджетов десяти провинций и бюджетов местных органов власти (общин, областей, графств).

По такому же принципу построены  бюджетные системы и в других федеративных государствах. В современных  условиях, когда наблюдается тенденция  к централизации власти и управления, роль членов федерации в формировании общенациональной политики, решении  общегосударственных задач значительно  уменьшается. Это находит отражение  в бюджете членов федерации, которые  по возлагаемым на них задачам, составу  доходов и расходов приближаются к местным бюджетам. По этой причине  в финансовой литературе бюджеты  членов федерации нередко относят  к категории местных. При федеративном бюджетном устройстве, как и при  унитарном, каждое звено функционирует  самостоятельно. Местные бюджеты  своими расходами и доходами не входят в бюджеты членов федерации, а  последние — в федеральный. Ведущая  роль принадлежит федеральному бюджету, который является финансовой основой  центрального правительства. В США  на его долю приходится порядка 60% всех средств, проходящих через бюджетную  систему, в Канаде — около 50, в  ФРГ — более 40%.

Распределение и закрепление  функций, а также доходов и  расходов между отдельными властями и звеньями бюджетной системы  осуществляется на основе законодательных  актов. Главные внешние и внутренние государственные обязательства  возлагаются на федеральное правительство. Оно осуществляет международные  связи, оборону страны, макро-регулирование  экономических и социальных процессов, развитие связи, финансирование науки, управление государственным долгом, эмиссию денег.

За федеральным бюджетом закреплены основные налоги. В США, например, на долю федерации приходится порядка 60% поступлений от индивидуального  подоходного налога и налога на прибыль  корпораций. В то же время доля акцизов  в федеральном бюджете снизилась  с 13% в 1960 г. до 3,5% в 1990 г. Большая часть  акцизов служит источником доходов  штатов и местных органов власти.

На федеральный бюджет возложены важнейшие расходы. Среди  них: военные, экономические, часть  социальных, выплата процентов по государственному долгу, административные. В федеральном бюджете ФРГ  значительное место занимают также  расходы, связанные с участием страны в ЕС. В середине 90-х гг. платежи  ФРГ в фонды ЕС составляли более 5% всех расходов.

В круг задач членов федерации  входит административное управление, стимулирование сельскохозяйственной и промышленной деятельности, решение  социальных вопросов, ряд из которых  находится в совместной компетенции  федерации.

Доходы бюджетов членов федерации  состоят из налогов, поступлений  от принадлежащего им имущества, средств, привлекаемых за счет выпуска займов.

В США в бюджетах штатов преобладают косвенные налоги, наиболее важные из которых — налог с  продаж, а также подоходный налог  с населения.

В бюджетах земель ФРГ главное  место принадлежит прямым налогам} Среди них выделяется подоходный, налог на прибыль корпораций, на имущество, налог с наследства.

Главными доходными источниками  провинций Канады служат: подоходный налог с населения, налог на прибыль  корпораций, акцизы, платежи в фонды  социального страхования.

Расходы бюджетов членов федерации  связаны с осуществлением экономической  и социальной деятельности, оказанием  финансовой помощи сельскому хозяйству  и отдельным отраслям промышленности, с содержанием административного  аппарата, органов правосудия, полиции.

Функции местных органов  власти, состав доходов и расходов их бюджетов остаются в условиях федерации  такими же, как в унитарном государстве.

Взаимоотношения отдельных  звеньев бюджетной системы в  федеративных государствах также имеют  свои особенности. Например, в США  в основном имеет место одностороннее  движение средств из вышестоящего бюджетного звена в нижестоящее. Из федерального бюджета средства поступают в  бюджеты штатов и местные бюджеты  главным образом в виде субвенций. Одной из форм финансовых связей между  центральным правительством и местными органами власти стали "блоки" и  программы "разделения доходов", получившие развитие в первой половине 70-х гг.

Блоки — это федеральные  субсидии, предоставляемые штатам и  местным органам власти с широким  кругом функций для использования  в определенной законом области (здравоохранение, обеспечение занятости, жилищное строительство и др.). Отличие  блоков от субвенций состоит в  том, что в пределах одной из указанных  сфер получатели имеют право расходовать  их самостоятельно.

Программа разделения доходов  определила принцип разделения полномочий между центральным правительством и властями штатов в сфере финансов, основанный на главенстве федерации. В  ФРГ федеральный бюджет непосредственно связан с бюджетами земель, которым средства перечисляются в форме дотаций. Последние передают соответствующие суммы общинам. Особенность формирования ресурсов бюджетной системы ФРГ состоит в том, что поступления от подоходного налога делятся между федеральным бюджетом (42,5%), бюджетом соответствующей земли (42,5%) и местным бюджетом (15%), а от налогов на прибыль корпораций — между федеральным бюджетом (50%) и бюджетами земель (50%).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Средства бюджета никогда  не аккумулируются государством в натуре, а, наоборот, расходуются по мере их поступления, так что денежный фонд как таковой не образуется. Поэтому  бюджет скорее представляет собой схему  поступления и расходования средств, т.е. является финансовым планом государства. В процессе бюджетного планирования устанавливается наиболее целесообразное соотношение между централизованными  и децентрализованными фондами  денежных средств, определяется степень  участия предприятий и граждан  в формировании доходов бюджетной  системы, а также распределяются финансовые ресурсы в соответствии с направлениями экономической  и социальной политики. Однако сущность бюджета развитых стран проявляется  в тех общественных отношениях, которые  связаны с мобилизацией и использованием его средств, т.е. в характеристике бюджета как экономической категории. В этом аспекте бюджет представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, которые возникают  в связи с образованием, распределением и использованием централизованных денежных фондов, предназначенных для  осуществления общих задач государственных  и административно-территориальных  образований и выполнения функций  соответствующих органов власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1.Бюджетный кодекс Российской Федерации.

2.Александров, И.М. Бюджетная система Российской Федерации: учеб. пособие для вузов / И.М. Александров. - М.: "Дашков и К", 2006

3.Глущенко В.В., Чехунов В.Н. - Финансы

4.Поляк, Г.Б. Бюджетная система: учеб. пособие для вузов / Г.Б. Поляк. - М.: ЮНИТИ, 2001

5.Статистика финансов: Учебник. / Под редакцией Салина В.Н. - М.: Финансы и статистика, 2003

 


Информация о работе Бюджетное устройство в зарубежных странах