Цели и принципы муниципального управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 19:16, курсовая работа

Описание работы

Цель написания работы рассмотреть цель и принципы муниципального управления, их сущность и содержание.
Задачи: 1. изучить цель муниципального управления;
2. изучить принципы муниципального управления;

Содержание работы

Введение. 3
I. Муниципальное управление в России. 6
1. История развития муниципального управления в России. 6
2. Цель муниципального управления. 17
3. Основные принципы муниципального управления. 19
1. Единоначалие и коллегиальность. 20
2. Законность. 22
3. Гласность. 23
4. Государственная гарантия. 24
5. Участие населения в процессе управления муниципальным
образованием. 25
6. Комплексность. 27
7. Удовлетворение потребностей населения. 28
8. Сочетание отраслевого и территориального управления. 30
Заключение. 31
Список использованной литературы. 33

Файлы: 1 файл

Курс работа система гос и мун-го управления.docx

— 57.62 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки 

Российской  Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Бурятский  государственный университет»

Факультет экономики  и управления

Кафедра государственного и муниципального управления 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа: Цели и принципы муниципального управления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: студент Аксёнов Д.Н. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Улан-Удэ

2010

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 3

I. Муниципальное  управление в России. 6

1. История развития  муниципального управления в  России. 6

2. Цель муниципального  управления. 17

3. Основные принципы  муниципального управления. 19

1. Единоначалие  и коллегиальность. 20

2. Законность. 22

3. Гласность. 23

4. Государственная  гарантия. 24

5. Участие населения  в процессе управления муниципальным  
образованием. 25

6. Комплексность. 27

7. Удовлетворение  потребностей населения. 28

8. Сочетание  отраслевого и территориального  управления. 30

Заключение. 31

Список использованной литературы. 33

Введение.

     Мы  живем в эпоху перемен! Наше общество проводит исключительно трудную  и необходимую перестройку. Изменения в экономике, во всем жиненном укладе сложны тем, что требуют изменений во всех сферах деятельно-сти общества, производства и управления территориями. Управленцам посто-янно нужны ясность, компетентность и смелость, чтобы объективно оценить ситуацию и принять правильные управленческие решения.

     Цель  написания работы рассмотреть цель и принципы муниципального управления, их сущность и содержание.

     Задачи: 1. изучить цель муниципального управления;

     2. изучить принципы муниципального  управления;

     «Управленческая деятельность выступает в современных  условиях как один из важнейших факторов функционирования и развития общества, про-мышленного производства и общественных процессов управления экономикой социальной сферы территорий. Управление -- это целенаправленное воздейст-вие на коллективы людей для достижения поставленных целей».

     Прежде  всего следует определиться с самим понятием «муниципальное управление». Для начала обратимся к статье 3 Европейской хартии о местном самоуправлении, в которой сказано, что «под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного самоуправления».

     Муниципальное управление -- это научная дисциплина в системе эконо-мических знаний, изучающая управление региональными социально-экономическими системами.

     Муниципальное управление тождественно местному самоуправлению как форма управления местной (муниципальной) собственностью.

     «Муниципальное  управление -- это самостоятельный  вид про-фессиональной деятельности, основанный на принципе самоуправления и на-правленный на удовлетворение общественных интересов и потребностей в рам-ках, определенных законом». Это понятие включает в себя цель деятельности и специфические средства для достижения поставленных целей.

     Муниципальное управление должно соответствовать  характеру решае-мых задач, каковыми являются: создание социальной инфраструктуры муници-пального образования; стабилизация экономики муниципальных образований; развитие межрегиональных и внутрирегиональных связей; поддержание эколо-гической обстановки; сохранение единого экономического пространства.

     В решении этих задач комплексность -- обязательное условие повыше-ния эффективности воздействия на социально-экономические процессы.

     Система муниципального управления формируется  на основе принципа самоуправления, который  состоит из субъекта управления (органы местного самоуправления) и объекта  управления (муниципального образования  и муни-ципального хозяйства).

     Принцип самоуправления -- это правило, которым  необходимо руково-дствоваться при разработке форм народовластия. Этот принцип обеспечивает организацию деятельности населения для самостоятельного и под собственную ответственность решения вопросов местного значения.

     Местное самоуправление в субъектах Российской Федерации и в их звеньях (городах, сельских поселениях, административных районах) должно осуществляться с учетом исторических, природных, экономических, демогра-фических условий и особенностей, а также местных традиций.

     Статья 12 Конституции Российской Федерации  устанавливает, что «орга-ны местного самоуправления не входят в систему государственной власти».

     Данная  формулировка воспроизведена и в  ст. 1 Федерального закона от 06.10.03 № 131-ФЗ. «Об общих принципах организации  местного самоуправления в РФ»

     Согласно  Федеральному закону «Об общих принципах  организации ме-стного самоуправления в РФ» местное самоуправление осуществляется на тер-ритории муниципальных образований, основным признаком которых является наличие «муниципальной собственности, местного бюджета и выборных орга-нов местного самоуправления». В процессе управления муниципальным обра-зованием между элементами системы складываются отношения экономические, организационные, правовые, управленческие.

     Предметом муниципального управления являются управленческие отно-шения, которые складываются в процессе муниципального управления.

     I. Муниципальное управление  в России.

     1. История развития  муниципального управления  в России.

     Местное самоуправление и управление в России имеет свои особенности на различных  этапах ее истории. В русских городах  Х-ХII в.в. широкое распро-странение получило вече как высшая власть, наделявшая полномочиями глав-ных должностных лиц. Деятельность древнерусского веча обычно сводилась к призванию со стороны князя, к разработке законодательства, решению вопро-сов войны и мира. В Новгороде в период расцвета самоуправления к этому прибавилось избрание и смещение посадников, тысяцких и владык, назначение воевод в городе и в провинции, контроль за деятельностью должностных лиц, внешние сношения, торговые соглашения с Западом, пожалование земель, ус-тановление торговых правил и льгот, установление повинностей населения и контроль за их отбыванием, контроль за судебными сроками и исполнением решений и в исключительных случаях непосредственное разбирательство дел. Созывали вече князь, посадник, тысяцкий, владыка или рядовые граждане по своей инициативе. В Новгородской республике были представлены три элемен-та - демократический, аристократический и в некоторой мере монархический в лице приглашаемого со стороны князя с сильно ограниченными полномочиями. Все органы управления (посадники, тысяцкие, владыки, боярский совет) черпа-ли полномочия в вечевом решении, обращались к вечу за утверждением важ-нейших дел и в любой момент могли быть отстранены от власти волей веча. «Ни в одной другой русской земле жители не чувствовали себя столь политиче-ски активны, как в Новгороде и отделившихся от него Пскове и Вятке» [2].

     «История  местного управления в России XV - 1-й  половины XVII в. под-разделяются на три эпохи:

     Эпоха «кормлений» - управление через наместников (в городах) и 
волостелей ( в волостях) - до 1-й половины XVI в.;

     Земское и губное управление (самоуправление) - 2-я половина XVI-начало XVII в.;

     3. Приказно-воеводное управление в сочетании с самоуправлением

     (XVII в.)».

     Наместник, являясь представителем верховной  власти, осуществлял од-новременно и судебные полномочия. Главное назначение наместников и волос-телей состояло в том, чтобы осуществлять связь населения с государством. Внутреннее управление, как правило, осуществляли выборные сотские и ста-росты. Кормленщики не только значительно превышали «нормы» взимания по-датей, но и подрывали влияние верховной власти, не проводя в жизнь ее уста-новки. Уже в конце XV в. судебные полномочия кормленщиков начинают по-степенно ограничиваться.

     При Иване IV правительство делает следующий, важный и решительный шаг в  деле реформы местного управления и  суда. Наместники и волостели бы-ли заменены выборными земскими властями, старостами и земскими судьями, которым поручались суд по всем делам. Вместо «кормов» и пошлин они долж-ны были платить денежный «оброк» в царскую казну. Правительство назначало для каждого округа лишь общую сумму подлежащего уплате оброка, а затем посадские и крестьяне должны были разделять этот оброк между собой в соот-ветствии с имущественным цензом.

     После смерти Ивана IV происходит поворот  к приказно-воеводскому управлению. Время, следовавшее непосредственно за Смутой, наполненное борьбой с внешними и внутренними врагами, требовало сильной правительст-венной власти на местах, и воеводы, которые прежде были преимущественно в пограничных областях, в XVII в. поселяются в остальных городах. Они сосре-дотачивают в своих руках всю власть, военную и гражданскую, действуя по «наказам» (инструкциям) московских приказов. Земские учреждения в посадах и волостях сохраняются, но все более теряют свою самостоятельность и пре-вращаются в подчиненные, вспомогательные и исполнительные органы при-казного воеводского управления. Таким образом, вторая половина XVII в. яви-лась временем упадка земского начала и растущей бюрократизации в централь-ном и местном управлении Московского государства.

     Развитие  институтов самоуправления в России XVIII - 1-й половине XIX в. Вступление России в эпоху абсолютизма сопровождалось делением различ-ных групп населения в четыре сословия: дворянство, крестьяне, духовенство и городское население. Деление общества на сословия определяло наряду с об-щегосударственным централизованным управлением наличие и особого со-словного управления, в сферу которого входили некоторые аспекты ведения местного хозяйства.

     В 1699 году городам было предоставлено  право выбирать своих бурмист-ров, которые составляли ратушу, в которой поочередно председательствовали, занимались судейскими вопросами и собирали подати и доходы с торгово-промышленных обывателей. К концу царствования Петра I ратуши были пре-образованы в магистраты. В 1720 году Сенату было предписано учредить об-разцовый магистрат в Петербурге, который должен был устроить магистраты в областных городах и руководить ими. Магистраты вели городское хозяйство, должны были заботиться о развитии торговли и промышленности, о благоуст-ройстве городов и решали не только гражданские, но и уголовные дела подчи-ненных им городских обывателей.

     Согласно  указу 1702 года в каждом уезде при  воеводах создавались дво-рянские советы из двух-четырех дворян. Эти советы комплектовались путем выборов и должны были управлять уездом наряду с воеводами.

     «В  сельских общинах помещичьих крестьян действовали общие собрания крестьян-хозяев (мир), которые обсуждали общие  проблемы, однако старосты назначались  помещиками. Существовали также собрания нескольких поселков и деревень, составлявших волость. Волостной голова и писарь выбирались об-ществом из всех деревень сроком на 2 года. В обязанности органов сельского управления входило: охрана безопасности, взимание податей и сборов, разби-рательство маловажных ссор и исков, опека над вдовами и сиротами. Вместе с тем на сельское управление огромное влияние оказывали воеводы и губернато-ры».

     Петр I провел новое административное деление  страны, в результате чего Россия была разделена на 10 губерний. Во главе  губерний стояли губернаторы, назначаемые  царем. В их ведении было гражданское  управление губерний, ко-мандование войсками, полицейские и некоторые судебные функции. Губернии делились на провинции, которыми управляли воеводы, а провинции - на дист-рикты, где управляли земские комиссары.

     «При  Екатерине II была проведена губернская реформа 1775 года. К кон-цу ее царствования в Европейской части России было учреждено 50 губерний, каждая губерния делилась на уезды с числом жителей от 20 до 30 тыс. человек. И в губерниях, и в уездах имелись три ряда учреждений: общая администрация, финансовое управление и судебные учреждения (отдельно для дворян, город-ских обывателей и казенных крестьян). Во главе губерний ставились наместни-ки, генерал-губернаторы или губернаторы, назначавшиеся верховной властью и обладавшие широкими полномочиями в сфере управления. В помощь губерна-тору в качестве совещательного органа учреждалось губернское правление, включавшее двух губернских советников, губернского прокурора и руководи-телей важнейших губернских учреждений. Во главе уездного управления стоял земский исправник, или капитан».

Информация о работе Цели и принципы муниципального управления