Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 19:16, курсовая работа
Цель написания работы рассмотреть цель и принципы муниципального управления, их сущность и содержание.
Задачи: 1. изучить цель муниципального управления;
2. изучить принципы муниципального управления;
Введение. 3
I. Муниципальное управление в России. 6
1. История развития муниципального управления в России. 6
2. Цель муниципального управления. 17
3. Основные принципы муниципального управления. 19
1. Единоначалие и коллегиальность. 20
2. Законность. 22
3. Гласность. 23
4. Государственная гарантия. 24
5. Участие населения в процессе управления муниципальным
образованием. 25
6. Комплексность. 27
7. Удовлетворение потребностей населения. 28
8. Сочетание отраслевого и территориального управления. 30
Заключение. 31
Список использованной литературы. 33
Однако на практике фактически верховенство в Советах принадлежало не представительным, а исполнительным органам. Исполнительные комитеты со-зывали сессии Советов, организовывали их подготовку и проведение. Испол-комы были вправе решать все вопросы, отнесенные к ведению Советов, они ко-ординировали деятельность постоянных комиссий. По существу аппарат как в советских, так и в партийных органах превалировал над выборными лицам в Советах.
Изучение исторического опыта местного самоуправления в России в со-временный период развития страны - необходимое условие для формирования эффективного управления на местах.
2. Цель муниципального управления.
Каждое государство заинтересовано в таких способах формирования и деятельности местной власти, которые отвечали бы его политике и поддержи-вались населением. Именно местное самоуправление призвано обеспечить дос-тижение этих целей.
«Цель муниципального управления -- повысить уровень жизне-обеспечения населения муниципального образования». Для этого муници-пальное управление решает следующие задачи:
создает социальную инфраструктуру;
стабилизирует экономику;
регулирует
социально-экономические
развивает
межрегиональные и
поддерживает экологическую обстановку;
сохраняет единое экономическое пространство.
Для решения этих задач формируется система муниципального управле-ния, которая:
контролирует
использование природных
охраняет природу;
осуществляет санитарный надзор;
содержит жилищно-коммунальное хозяйство;
создает социальную инфраструктуру;
сохраняет памятники;
обеспечивает жизнедеятельность и занятость населения;
обеспечивает
финансово-экономическую
Для достижения поставленных целей и решения вышеперечисленных за-дач необходимо использовать систему методов управления. Методы управле-ния -- это способы воздействия субъекта управления на управляемый объект. На практике применяется множество методов управления, различных по своему содержанию (в зависимости от того, какие отношения управления они выражают), назначению (средством реализации каких законов они являются), по свя-зям с мотивами деятельности (какие из этих мотивов выражают), по формам применения (единоличные, коллегиальные, коллективные) и другим признакам.
Важное
место в этой системе принадлежит
методам, цель которых -- воздействие
на коллективы, определенных работников
. и целостные социаль-но-экономические
системы для достижения целей и задач,
поставленных перед данным звеном системы,
в том числе: нормативных, экономических,
организа-ционно-
Методы управления используются не изолированно, а комплексно. По-этому управленческая деятельность проявляется как результирующая приложе-ния различных методов и средств. Каждая группа методов имеет свои специфи-ческие особенности, собственные формы проявления и рамки применения.
3. Основные принципы муниципального управления.
Принципы местного самоуправления - это обусловленные природой ме-стного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых им органов, самостоятельно осущест-вляющих управление местными делами.
Принципы муниципального управления -- общие и частные -- вытекают из отношений управления и требований к процессу организации самоуправле-ния. Частные принципы относят к осуществлению отдельных функций управ-ления (принципы планирования, организации, мотивации и др.), а также к его отдельным сторонам (социально-экономической и организационно-правовой) и уровню управления (т.е. все формы муниципального образования).
В теории и практике муниципального управления общие и частные прин-ципы тесно связаны друг с другом, но имеют и самостоятельное значение. Принципы муниципального управления отражают требования объективных за-кономерностей и тенденций развития местной власти. Принципы являются тео-ретической основой формирования муниципальных образований и позволяют выяснить сущность местного самоуправления, его отличительные черты и при-знаки. Они выступают в качестве критерия оценки действующей системы му-ниципального управления, определяя, насколько она отвечает соответствую-щим началам и идеям. Принципы муниципального управления предопределяют структуру и функции муниципальной власти, способствуют сохранению преем-ственности в развитии институтов местного самоуправления.
Для стран -- членов Совета Европы принципы муниципального управле-ния получили свое правовое закрепление в Европейской Хартии о местном са-моуправлении, которая служит правовой основой для их муниципального зако-нодательства.
1. Единоначалие и коллегиальность.
Сущность единоначалия заключается в том, что руководители конкрет-ного звена системы управления муниципальных образований пользуются пра-вами единого руководства в решении вопросов, входящих в его компетенцию. Связано это с тем, что организация управления общественной жизнью муници-пальных образований невозможна без строжайшего подчинения воли всех уча-стников процесса системы муниципального управления воле одного лица -- руководителя конкретного процесса муниципального управления.
Единоначалие как организационно-правовая форма руководящей дея-тельности относится ко всем звеньям и уровням системы муниципального управления.
В соответствии с этим принципом каждая совокупность видов деятельно-сти в процессе муниципального управления должна преследовать одну и ту же цель и иметь одного руководителя, наделенного определенными полномочия-ми. Следовательно, сущность принципа состоит в том, что в процессе управле-ния сотрудники должны получать приказания от одного руководителя, но это не значит, что все решения должны приниматься на высшем уровне.
При последовательном укреплении единоначалия не следует недооцени-вать коллегиальность в процессе управления муниципальными образованиями.
Коллегиальность
как организационная форма
На основе принципа единоначалия строится деятельность органов в сис-теме муниципального управления. Использование коллегиальных начал допус-кается при подготовке проектов по формированию этих органов, выработке решений по наиболее важным проблемам управления местной жизнью. Прак-тика показывает, что единоначальная деятельность главы местной администрации может сочетаться с работой коллегии при главе местной администрации. В состав коллегии, выполняющей совещательные функции, входят руководители структурных подразделении местной администрации или иные сотрудники. Следовательно, органы местного самоуправления в своей деятельности руко-водствуются принципами единоначалия и коллегиальности. В любом случае данные органы наделяются соответствующими полномочиями для решения во-просов местного значения и несут ответственность в соответствии с уставами и закрепленными в них организационно-правовыми гарантиями.
Принцип
коллегиальности требует
Соблюдение правильного соотношения между принципами коллегиаль-ности и единоначалия составляет одну из важнейших задач системы управле-ния муниципальным образованием, от этого во многом зависит ее эффектив-ность и действенность. Особенностью использования коллегиальности в орга-нах системы муниципального управления, построенной на принципе единона-чалия, является то, что обсуждаемые этими органами рекомендации приоб-ретают силу решения и становятся обязательными для исполнения в случае со-гласия с ними руководителя-единоначальника и издания им соответствующего нормативного правового акта.
2. Законность.
Этот принцип выступает важнейшей гарантией муниципального управле-ния и является одним из основных конституционных принципов российскойгосударственности.
Принцип законности требует, чтобы организация местной власти и ее деятельность осуществлялась на основе и в рамках закона. Тем самым государ-ство признает и гарантирует, а также обеспечивает соблюдение законности в системе муниципального управления, т.е. речь идет о контроле государства за соблюдением органами местной власти правовых норм, а не о качестве реше-ний, принимаемых муниципальными органами власти по вопросам местной жизни. Критериями контроля законности является местное управление, осуще-ствляющееся только в формах и в случаях, предусмотренных Конституцией РФ и законом; данный контроль должен быть предназначен лишь для обеспечения соблюдения законности и конституционных принципов.
Соблюдение законности в деятельности органов и должностных лиц сис-темы муниципального управления обеспечивается с помощью прокурорского надзора. На практике для контроля за соблюдением законности принимаемых решений и действий прокурор или его заместители приносят протест на проти-воречащий закону правовой акт органу или должностному лицу системы мест-ного управления, которые издали этот нормативный правовой акт, или обра-щаются в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации. Прокурор и его заместители имеют право присутство-вать на заседаниях органов системы муниципального управления любого му-ниципального образования, участвовать в рассмотрении внесенных ими пред-ставлений и протестов.
Требования принципа законности должны быть отражены в уставе муни-ципального образования. Если устав муниципального образования противоре-чит Конституции РФ и законам, муниципальному образованию отказывают в государственной регистрации его устава.
3. Гласность.
Принцип гласности деятельности органов системы муниципального управления должна быть открытой, население должно быть информировано о деятельности этих органов власти. Принцип гласности способствует демо-кратизации управленческой деятельности, ее подконтрольности обществу, а также позволяет гражданам влиять на выработку решений, затрагивающих их интересы; права и свободы. Способы обеспечения гласности отражаются в нормах муниципального права и формируются в практике местного самоуправ-ления.
Последовательное
осуществление принципа гласности
в деятельности муниципальных органов
дает возможность гражданам
4. Государственная гарантия.
Этот принцип предъявляет требования к системе правовых гарантий за-щиты прав муниципальных органов управления. Следовательно, государство устанавливает правовые основы организации деятельности муниципальных ор-ганов управления, правовые гарантии финансовой, экономической и организа-ционной деятельности органов управления муниципальных образований, формирует механизм взаимодействия муниципальных органов управления с органами государственной власти. Конституция Российской Федерации обес-печивает судебную защиту прав муниципальных органов управления и устанав-ливает запрет на их ограничение.
Государство устанавливает ответственность за исполнение или неудовле-творительное исполнение решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан и решений органов управления муниципальных образований. На осно-вании принципа государственной гарантии органы управления муниципальных образований обеспечивают условия для удовлетворения основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных обра-зований.
Информация о работе Цели и принципы муниципального управления