Цели и принципы муниципального управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 19:16, курсовая работа

Описание работы

Цель написания работы рассмотреть цель и принципы муниципального управления, их сущность и содержание.
Задачи: 1. изучить цель муниципального управления;
2. изучить принципы муниципального управления;

Содержание работы

Введение. 3
I. Муниципальное управление в России. 6
1. История развития муниципального управления в России. 6
2. Цель муниципального управления. 17
3. Основные принципы муниципального управления. 19
1. Единоначалие и коллегиальность. 20
2. Законность. 22
3. Гласность. 23
4. Государственная гарантия. 24
5. Участие населения в процессе управления муниципальным
образованием. 25
6. Комплексность. 27
7. Удовлетворение потребностей населения. 28
8. Сочетание отраслевого и территориального управления. 30
Заключение. 31
Список использованной литературы. 33

Файлы: 1 файл

Курс работа система гос и мун-го управления.docx

— 57.62 Кб (Скачать файл)

     «Этот принцип обеспечивает:

     формирование  правовой основы системы органов  управления муници-пальных образований;

     организационно-методическую поддержку системы органов управления муниципальных образований;

     формирование  системы государственного контроля за деятельностью ор-ганов системы муниципального управления;

     формирование  финансово-экономических основ управления муниципаль-ных образований;

     формирование  и поддержку информационного  обеспечения системы ор-ганов управления муниципальных образований;

     создание  системы работы с кадрами (процесс  подбора, расстановки и пе-реподготовки кадров управления муниципальных образований)».

     5. Участие населения  в процессе управления  муниципальным образованием.

     Этот  принцип позволяет  совершенствовать систему  органов управления муниципальным образованием при участии населения, повышать активность общественных организаций, а также усиливать  контроль населения за деятель-ностью органов муниципального управления, укреплять правовую основу госу-дарственной и общественной жизни, расширять гласность.

     Население участвует в обсуждении и решении  государственных и обще-ственных дел, в планировании социально-экономического развития муници-пальных образований, в обсуждении и решении вопросов управления и исполь-зования средств, предназначенных для социально-экономического развития, а также социально-культурных мероприятий муниципальных образований.

     В практике муниципального управления существуют разнообразные формы участия  населения в процессе управления муниципальным образовани-ем: через выборные и другие органы местного самоуправления, а также непо-средственно и через советы, комиссии, конференции, референдумы и др., по-этому органы муниципального управления должны создать условия для эффек-тивного участия граждан в осуществлении местного самоуправления. Это мо-гут быть выборные органы местного самоуправления, эффективное использо-вание в муниципальной деятельности населения для решения социально-экономических вопросов развития муниципальных образований, обеспечение материально-финансовой базы для решения вопросов местного значения.

     Муниципальное право закрепляет правовые гарантии участия населения в осуществлении  муниципальной деятельности.

     Развитие  институтов муниципальной демократии обеспечивает тесную связь выборных органов и должностных лиц  местного самоуправления с насе-лением, их подконтрольность населению.

     Устав муниципального образования регулирует процесс участия населе-ния в управлении муниципальным образованием через порядок отзыва, выра-жение недоверия населением, досрочное прекращение полномочий выборных органов и должностных лиц местного самоуправления.

     Эффективность и активность участия населения  в процессе решения про-блем местного значения, а также контроль зависят от информированности гра-ждан о работе органов местного самоуправления и состояния муниципального хозяйства, а также от реализации принципа гласности муниципальной деятель-ности.

     6. Комплексность.

     «Этот принцип обеспечивает условия эффективного изучения муници-пального образования и разработки рекомендаций по управлению им. Он пред-полагает рассмотрение явлений в их связи и зависимости. Для этого использу-ются исследования не только данной, но и других наук, изучающих эти же яв-ления».

     Комплексное изучение явлений и процессов  развития муниципального образования  позволяет: повышать эффективность  местного хозяйства, решать социально-экономические  проблемы развития муниципального образования, проводить социально-культурные мероприятия, решать экологические задачи, а также  рационально использовать трудовые, материальные, финансовые, при-родные и другие ресурсы, создавать необходимые условия для жизнедеятельно-сти населения муниципальных образований. Этот принцип предъявляет требо-вания ко всем функциям муниципального управления, обеспечивает необходи-мые условия для успешного решения вопросов местной жизни и достижения целей местного самоуправления, позволяет учесть интересы развития муници-пального образования как территории субъекта Российской Федерации.

     7. Удовлетворение потребностей  населения.

     «Сущность этого принципа заключается в  обеспечении условий жизне-деятельности населения муниципальных образований и осуществляется через деятельность органов местного самоуправления по удовлетворению основных жизненных потребностей населения. Происходит это посредством организа-ции, содержания и развития соответствующих муниципальных предприятий, учреждений, организаций и служб».

     Органы  муниципального управления должны обеспечивать удовлетворе-ние основных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муни-ципальных образований, на уровне не ниже государственных социальных стан-дартов. Выполнение этих стандартов гарантируется путем закрепления средств в доходах местных бюджетов федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, отчисле-нием от федеральных налогов и налогов субъектов Российской Федерации. Статья 49. 1. Экономическую основу местного самоуправления составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Для реализации удовлетворения потребностей населения каждое муниципальное образование должно иметь собственный бюджет (местный бюджет). Согласно ст. 52 Федерального закона от 06.10.03 № 131-ФЗ. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размером дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств м муниципальных образований.

     Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета  и контроль за его исполнением осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерац

     Принцип удовлетворения потребностей населения  обязывает органы му-ниципального управления создавать условия для жилищного и социально-культурного строительства, деятельности учреждений культуры, средств мас-совой информации, организации зрелищных мероприятий, обеспечивать насе-ление услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания, заботиться о санитарном благополучии населения, осуществлять социальную поддержку и содействие занятости населения, соблюдать меры противопожар-ной безопасности в муниципальном образовании, развивать сеть муниципаль-ных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образо-вания, обеспечивать строительство, эксплуатацию и ремонт систем энерго-, га-зо-, тепло-, водоснабжения и канализации, а также снабжение топливом, утили-зацию и переработку бытовых отходов, организовывать транспортное обслужи-вание населения и т.п.

     8. Сочетание отраслевого  и территориального  управления.

     «На основе отраслевого принципа формируются  отраслевые системыуправления». Механизм управления формируется исходя из задач, особенно-стей и возможностей развития каждой конкретной отрасли. По территориаль-ному принципу создаются системы управления, объединяющие производствен-ные и непроизводственные, хозяйственные системы, расположенные на данной, территории, связанные общими интересами социально-экономического разви-тия для удовлетворения потребностей населения данного муниципального об-разования. Он призван реализовать социально-экономические возможности, вытекающие из территориальной организации хозяйства применительно к за-дачам, особенностям и возможностям соответствующих территориальных, хо-зяйственных систем.

     Сочетание отраслевого и территориального принципов управления явля-ется ведущим в формировании систем и структуры муниципального управле-ния. Эффективность организации руководства территорией муниципального образования зависит от оптимального сочетания отраслевого и территориаль-ного управления в рамках единой муниципальной системы.

     Заключение.

     На  современном этапе развития рыночной экономики основные направ-ления развития самоуправления определяются теми задачами, которые реша-ются муниципальными образованиями в соответствии с Конституцией Рос-сийской Федерации, Европейской Хартией о местном самоуправлении и зако-нодательством о местном самоуправлении.

     Важнейшая задача -- развитие местной демократизации, создание опти-мальной и эффективной системы местного самоуправления как необходимого условия обретения Россией правовой государственности.

     «Местное  самоуправление составляет важнейшую  часть механизма управления страной. Оно позволяет оптимально сочетать интересы и права че-ловека, .интересы региональные и общегосударственные».

     В рамках Совета Европы, членом которого Российская Федерация стала в 1996г., получил признание принцип субсидиарности -- общий принцип инсти-туциональной организации власти и управления. Основная его идея заключает-ся в том, что политическая власть должна вмешиваться в управление только в тех пределах, в которых общество и составляющие его группы не в состоянии самостоятельно (на местах) удовлетворить различные потребности. Данный принцип нашел свое отражение в Европейской Хартии о местном самоуправ-лении. Местное самоуправление представляет собой уровень политического участия в решении вопросов, наиболее приближенный к гражданину. Все, что можно решать на местах, не должно передаваться на вышестоящий уровень власти. При этом ответственность органов местного самоуправления должна определяться с учетом экономических, финансовых и других возможностей. Ведь не все местные сообщества находятся в одинаковых условиях и в состоя-нии решать свои проблемы, поэтому в соответствии с принципом субсидиарно-сти финансово слабые местные сообщества должны быть защищены путем соз-дания механизмов финансового перераспределения.

     В силу этого особое внимание на федеральном  уровне необходимо уде-лить созданию системы правовых гарантий, обеспечивающих защиту прав и интересов местного самоуправления. Система гарантий должна обеспечивать организационную и экономическую самостоятельность в решении всех вопро-сов местной жизни, реальное равноправие муниципальных образований во взаимоотношениях между собой и с государственными органами.

     В современных условиях построение и  функционирование местного са-моуправления должно основываться на принципах, отражающих требования объективных закономерностей и тенденций развития власти.

     Принципы  мы не выбираем, мы им должны следовать. Этими правилами в процессе управления муниципальными образованиями должны руководство-ваться органы системы муниципального управления при построении и функ-ционировании муниципальной власти. Они являются теоретической основой муниципального строительства и отражают сущность местного самоуправле-ния, его отличительные черты и признаки, а также выступают в качестве кри-териев оценки действующей системы местного самоуправления, того, насколь-ко она отвечает требованиям и обеспечивает преемственность в развитии ин-ститутов местного самоуправления.

     Принципы  местного самоуправления получили свое правовое закрепле-ние в Европейской Хартии о местном самоуправлении.

     Реализация  принципов местного самоуправления обеспечивается не только их правовым закреплением в законодательстве, уставах  муниципальных образований, но и  системой управления организационных  форм и методов му-ниципальной работы.

     Это делается для повышения эффективности  власти, улучшения благосостояния населения, условия жизнедеятельности и  укрепления нашего государства - России.

     Список  использованной литературы

     Конституция РФ.

     Федеральный Закон РФ «Об общих  принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.03 № 131-ФЗ.

     Гневко В.Н., Когут А.Е. Развитие местного самоуправления. СПб.:РАНИСЭП, 1996.

     Горный М.Б. Местное самоуправление: проблемы и перспективы. СПб, 1997.

     Зотов В.Б., Макашева З.М. Муниципальное управление. Учебник для вузов. - М.:ЮНИТИ - ДАНА, 2002.

Информация о работе Цели и принципы муниципального управления