Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 19:16, курсовая работа
Цель написания работы рассмотреть цель и принципы муниципального управления, их сущность и содержание.
Задачи: 1. изучить цель муниципального управления;
2. изучить принципы муниципального управления;
Введение. 3
I. Муниципальное управление в России. 6
1. История развития муниципального управления в России. 6
2. Цель муниципального управления. 17
3. Основные принципы муниципального управления. 19
1. Единоначалие и коллегиальность. 20
2. Законность. 22
3. Гласность. 23
4. Государственная гарантия. 24
5. Участие населения в процессе управления муниципальным
образованием. 25
6. Комплексность. 27
7. Удовлетворение потребностей населения. 28
8. Сочетание отраслевого и территориального управления. 30
Заключение. 31
Список использованной литературы. 33
В 1785 году была издана «жалованная грамота дворянству», которая пре-доставляла дворянству целый ряд прав и преимуществ. Дворянские собрания избирали губернских и уездных предводителей дворянства, имели право делать представления правительству о своих пользах и нуждах. Однако их деятель-ность подвергалась тщательному контролю со стороны губернаторов.
Одновременно с жалованной грамотой дворянству была издана «Грамота на права и выгоды городам Российской Империи», содержавшая в себе новое «городовое положение». Все население городов разделялось на шесть разрядов: 1). «настоящие городские обыватели» (владельцы недвижимых имуществ); 2). купцы трех гильдий; 3). ремесленники; 4). иногородние и иностранные гости; 5). «именитые граждане» (люди с высшим образованием и крупные собственники); 6). «посадские», жившие промыслами или работой. Органом городского общества являлось Собрание городских обывателей, в состав которого входили только те, кто обладал высоким имущественным цензом. Собиралось оно один раз в три года и избирало из своей среды общую городскую думу, состоявшую из городского головы и гласных, избиравшихся раздельно шестью разрядами городских обывателей. Ее постоянным исполнительным органом являлась шес-ти гласная дума (по одному представителю от каждого разряда), собиравшаяся не реже одного раза в неделю. В ведение этой думы входило решение ряда во-просов городского управления, за исключением сословного суда и надзора за сбором государственных податей. Компетенция думы была ограниченной и не-достаточно точно определенной, реальная власть в городах находилась в руках городничих, полиции и местных чиновников, назначаемых губернаторами. При Павле I городские думы были упразднены.
При Николае I в законе 1838 года получили регламентацию органы кре-стьянского самоуправления. В каждом большом селении учреждались сельские общества. Их органами управления являлись сельский сход, сельское начальст-во (старшины, сотские, десятские, сборщики податей) и сельская расправа (первая инстанция сельского суда). В каждой волости, составленной из сель-ских обществ, учреждались волостной сход, волостное правление и волостная расправа (вторая инстанция сельского суда). В правление входили волостной голова и два заместителя - по полицейским и хозяйственным делам. В задачу крестьянского общественного управления входило «народоисчисление», кон-троль за делами веры, охрана общественного порядка, паспортный контроль, противопожарные мероприятия, управление хозяйством сельских общин, сбор податей и выполнение повинностей. Работа крестьянских органов контролиро-валась чиновниками от казны, громоздким бюрократическим аппаратом, со-держание которого возлагалось на тех же крестьян. Закон 1838 года не влиял на положение помещичьих крестьян. Помещик как собственник земли и крестьян выполнял полицейские и судейские обязанности в пределах своего имения.
Организация местного самоуправления после крестьянской реформы 1861 года. До эпохи Александра II все органы самоуправления в императорской
России носили сословный характер. После освобождения крестьян появилась потребность в создании всесословных органов для заведования местными де-лами, и эти органы были созданы «Положением о губернских и уездных зем-ских учреждениях», изданным 1 января 1864 года. Согласно этому положению, органами земского самоуправления в уездах выступали «уездные земские соб-рания», состоявшие из «земских гласных», избираемых на три года тремя ку-риями избирателей: 1). Местными землевладельцами; 2). Крестьянскими обще-ствами и 3). Городскими избирателями (владельцами недвижимости).
Уездное земское собрание (заседавшее под председательством уездного предводителя дворянства) избирало из своей среды, в качестве своего исполни-тельного органа, уездную управу, а также губернских земских гласных, состав-лявших губернское земское собрание. Последнее избирало губернскую зем-скую управу в составе председателя и шести членов (председателя утверждал министр внутренних дел). Собирались собрания 1 раз в год на срок до 10 дней -уездные и до 20 дней - губернские. Решали вопросы, связанные с бюджетом, формированием управ и заслушиванием их отчетов. Земские гласные работали безвозмездно, члены управ получали жалование.
К компетенции земских учреждений относились: назначение денежных сборов на местные нужды, заведование земским имуществом и капиталами; устройство и поддержание местных путей сообщения; обеспечение продоволь-ствия, содействие в развитии местной торговли и промышленности, благотво-рительность, содействие в строительстве церквей и школ; здравоохранение; со-действие военным и гражданским властям в их местных мероприятиях; предос-тавление правительству сведений и ходатайств о местных пользах и нуждах.
«Положение
1864 г. не включало земские учреждения
в общую систему
Министр внутренних дел лично осуществлял высший контроль за орга-нами местного самоуправления в масштабах страны; в губернии реализация этой функции возлагалась на губернатора. Начальник губернии и министр ут-верждали в должности соответственно председателей уездных и губернских земских управ. Министерство устанавливало правила о производстве дел в зем-ских собраниях. Ряд постановлений земских собраний не мог быть приведен в действие без утверждения сверху. Высший надзор за деятельностью земских учреждений осуществлял Правительственный сенат. Ему принадлежало право окончательного разрешения всех споров земских учреждений с местной адми-нистрацией, внешними органами государственного управления.
В 1870 г. было издано «Городовое положение», вводившее всесословное местное самоуправление в городах. Все жители, платившие городские налоги, разделялись на три класса соответственно сумме уплачиваемых ими налогов, и каждая группа избирала в городскую думу одинаковое число гласных. «Систе-му органов городского общественного управления составили:
1.
Городское избирательное
2. Городская дума (распорядительный орган);
3. Городская управа (исполнительный орган)».
В
задачи городского самоуправления входило
решение местных культур-но-
Земские и городские учреждения просуществовали в первоначальном ви-де меньше 30 лет, но успели принести немало пользы. Однако в развитии обще-ственного управления стала усматриваться угроза политическому господству дворянства, российская буржуазия активно вытесняла из земских и городских учреждений представителей дворянства, росло значение земской демократиче-ской интеллигенции.
12
июля 1889 г. было издано Положение
о земских участковых начальни-
В 1892 г. было принято Городовое положение, в котором установлен чрезвычайно высокий имущественный ценз городских избирателей. Таким об-разом, была завершена организация системы административно-хозяйственных учреждений при Министерстве внутренних дел, низшим звеном которой стали земства. Однако под влиянием неудач русско-японской войны и антиправи-тельственных демонстраций 12 декабря 1904 года правительство было вынуж-дено принять закон об учреждении Государственной думы, изданный 6 августа 1905 г. Таким образом, в России было учреждено народное представительство. Вместе с тем сохранение самодержавного характера власти сказалось на после-дующих событиях, приведших в Февральской революции 1917 г.
Анализ характера местного самоуправления (управления) в дореволюци-онной России позволяет сделать следующие выводы:
Местное управление (самоуправление) в России со времени Петра I выступало как три системы: бюрократическая, земская и сословная;
Демократичность местного самоуправления относилась прежде всего к дворянству как господствующему в обществе сословию;
Местное управление не было обособлено от государственного, его исполнительные органы представляли собой местные звенья единой вертикали управления, состоявшие из назначаемых чиновников. Основное отличие было в наличии выборных представительных органов;
Управление на всех уровнях характеризовалось ограниченностью полномочий представительной власти.
Местные органы государственной власти и управления в советский пери-од. В первые годы существования Советского государства наблюдалось много-образие форм территориальных образований. Конституция РСФСР 1918 г. со-хранила деление страны на губернии, уезды, волости; основными территори-альными образованиями стали области. Высшими органами власти на местах в пределах каждой территории являлись съезды Советов (областной, губернский, уездный, волостной), а в период между съездами - их исполнительные комите-ты. Эта Конституция закрепила многоступенчатые выборы в Советы. Избира-тельное право было неравным: рабочим предоставлялись некоторые преимуще-ства перед крестьянами, были лишены избирательного права частные торговцы, монахи и духовенство, бывшие служащие полиции, осужденные в судебном порядке. Фактически повсеместно голосование было открытым, а не тайным.
Исполнительно-
Конституция
СССР 1936 года преобразовала местные
Советы рабочих, крестьянских и красноармейских
депутатов в Советы депутатов
трудящихся. Съезды Советов были упразднены,
Советы стали постоянно действующими
ор-ганами власти. Все Советы избирались
гражданами на основе всеобщего, рав-ного,
прямого избирательного права при тайном
голосовании. Исполкомы ста-ли только
лишь исполнительно-
В 1957 г. было принято постановление ЦК КПСС «Об улучшении дея-тельности Советов депутатов трудящихся и усилении их связи с массами». Права местных Советов расширялись в области планирования народного хо-зяйства, производстве и распределении продукции предприятий местной про-мышленности. Возросла роль областных Советов как высших звеньев системы местных органов власти.
«Конституция СССР 1977 г. изменила название Советов на Советы на-родных депутатов. Все Советы составляли единую систему, которую возглав-лял Верховный Совет СССР. Структура системы органов власти отражена в
Органы власти | Количество | |
Верховный Совет СССР | 1 | |
Верховные Советы союзных республик | 15 | |
Верховные Советы автономных республик | 20 | |
Краевые Советы | 6 | |
Областные Советы | 121 | |
Советы автономных округов | 8 | |
Районные Советы | 3000 | |
Городские Советы | 2000 | |
Поселковые Советы | 3700 | |
Сельские Советы | 41100 | |
Местные Советы являлись звеньями единой системы органов государст-венной власти. На них была возложена задача обеспечить экономическое и со-циальное развитие территорий. Местные Советы получили право рассматри-вать проекты планов предприятий и организаций вышестоящего подчинения, осуществлять контроль за соблюдением ими законодательства, координировать их деятельность в области землепользования, охраны природы, строительства, использования трудовых ресурсов и т.д. Конституцией была установлена обяза-тельность применения актов местных Советов, было зафиксировано право профсоюзов, комсомола и других массовых общественных организаций участ-вовать в управлении государственными и общественными делами. Таким обра-зом, курс на повышение роли местных Советов народных депутатов сочетался с определенным усилением роли общественных организаций в управлении соци-ально-экономическими процессами и развитием самоуправления.
Информация о работе Цели и принципы муниципального управления