Цели и содержание реформы государственной службы в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 17:41, курсовая работа

Описание работы

Современная государственная служба РФ представляет собой правовую материю, которая находится в постоянном движении: она изменяется, дополняется, идёт поиск новых инструментов в разрешении существующих проблем, разрабатываются новые нормативные акты, регламентирующие государственно-служебные отношения. Перечисление проблем государственной службы России свидетельствует о том, что в этой области в будущем должны произойти важнейшие изменения.
Целью данной курсовой работы является определить цели и содержание федеральной программы реформирования государственной службы.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………….…3
1. Основы и предпосылки реформы государственной службы РФ ….………………..3
1.1. Начальные социально-политические и структурно-аппаратные предпосылки и причины реформы государственной службы РФ…………………………………….4
1.2. Предшествующие этапы реформирования государственной службы России (1990-е годы)…………………………………………………………………………....5
1.3. Модели государственной службы, которые были взяты за основу современного этапа реформы государственной службы РФ………………………10
2. Дизайн современного этапа реформы государственной службы РФ, ее основные цели и планы реализации, менеджмент реформы……………….………………..…11
2.1. Дизайн реформы…………………………………………………………………..12
2.2. Концепция реформирования системы государственной службы РФ (2001 год): основные контуры дизайна реформы……………………………………………..…13
3. Движущие силы реформы государственной службы в России……………………18
3.1. Акторы реформы и их эволюция………………………………………………...18
3.2. Ограничения, накладываемые акторами реформы, на использование программно-целевого метода и на организационные схемы реализации реформы………………………………………………………………………………..24
3.3. Экономические ограничения реформы государственной службы…………….25
4. Последовательность реализации реформы государственной службы (по доминирующим направлениям, источникам, способам представления, способам измерения результатов и мониторинга, по полномочиям агентов реформы)…….…26
5. Взаимодействие реформы государственной службы и других структурных реформ государственного управления…………………………………………………31
6. Результаты реформы государственной службы: сравнение замысла и реальных достижений…………………………………………………………………………….…34
Заключение…………………………………………………………………………….…47
Литература………………………………………………………………………………..48

Файлы: 1 файл

Пузин Роман Евгеньевич 6МТ71зи Основы административного управления Курсовая работа.docx

— 129.11 Кб (Скачать файл)

В-третьих, среди заинтересованных участников программ реформирования нужно  выделить третью категорию, зарубежные национальные и международные организации, концентрирующие в себе международный  опыт, пропагандирующие политику стран-доноров  и международных организаций. Ссылки на успешный международный опыт всегда были и остаются значимыми аргументами  в пользу реформ.

Зарубежные доноры дали возможность  российским экспертам ознакомиться с инструментами нового государственного управления. Программы технической  помощи в сфере государственного строительства были действительно  техническими в том смысле, что  фокусировались на методических, инструментальных, аналитических вопросах. Эти программы  способствовали диффузии норм управления применительно к особенностям России, «мягко» определяя идеологию  реформ через, на первый взгляд, технические вопросы.

Многие из используемых в  настоящее время в России инструментов управления создавались на основе изучения зарубежных образцов. Это, например, относится  к Докладам о результатах и  основных направлениях деятельности, к методикам функционального  анализа, особым условиям оплаты труда  государственных служащих, государственному заданию как форме бюджетирования по результатам и многим другим инструментам.

Одним из наиболее эффективных  направлений деятельности зарубежных организаций стала поддержка  горизонтальных контактов между  государственными служащими разных стран в виде ознакомительных  поездок. Прямой обмен опытом между  государственными служащими в этом случае способствовал более глубокому  и многогранному пониманию ситуации, а возможность участвовать в  таких программах играла заметную стимулирующую роль.

Наконец, в ходе реализации некоторых проектов были налажены профессиональные связи, которые сохраняются до сих  пор, а в ряде случаев, самостоятельно развиваются в академической или образовательной областях.

В настоящее время, по прошествии нескольких лет реформирования, интерес к сотрудничеству с зарубежными организациями в области государственного управления со стороны российских государственных служащих и экспертов сохранился, но претерпел качественные изменения. Этот интерес сместился от поиска и обсуждения общих принципов и подходов к более конкретной тематике, обмену опытом решения схожих задач, анализу практики применения конкретных инструментов управления с акцентом на технические детали, прямые и побочные эффекты, организационные и финансовые условия. Российские специалисты заинтересованы не только в изучении зарубежного, но и передаче своего опыта иностранным коллегам.

За прошедшее время  проявились и недостатки сложившейся  практики предоставления международной  технической помощи. К таким недостаткам  относится то, что со стороны международных  доноров экспертами работали зачастую специалисты, которые не всегда хотели осваивать российскую практику и  учитывать менталитет, реальную загрузку российских чиновников, их приоритеты. Зачастую предлагалось разрабатывать  тематику, далекую от практических потребностей, или для которой  в России еще не созданы необходимые  условия. По всей видимости, «международная техническая помощь» в сфере  государственного управления должна быть перестроена, и речь должна идти о  межведомственном и экспертном сотрудничестве, совместной разработке актуальных вопросов.

Как по уровням, так и по категориям акторов, имеется динамика их участия в процессе реформы государственной службы. Представим эту динамику с разбивкой по этапам реформы.

 
Этапы реформы государственной службы

 
Наиболее значимые позитивные акторы (уровни)

 
Наиболее значимые негативные акторы (уровни)

 
Наиболее значимые позитивные акторы (категории)

 
Наиболее значимые негативные акторы (категории)

 
2000-2002 
 
(разработка и восприятие дизайна реформы госслужбы – Концепция)

 
Наиболее значимый уровень - политико-государственный, именно он инициировал современный  этап реформы государственной службы 
 
Социально-групповой и личностный уровень представлен фрагментарно, частью экспертного сообщества специалистов в области государственного управления (идейная, а не прагматическая, ориентация).

 
На политико-государственном уровне: негативные акторы в открытом виде отсутствуют. 
 
 
На социально-групповом и личностном уровне сильный скепсис в отношении реформирования со стороны среднего звена бюрократии, а также общественного мнения в целом.

 
Категория гражданского общества: активное участие экспертного сообщества в разработке реформы 
 
 
Категория бюджетной сферы: нейтральное отношение к реформе государственной службы 
 
 
Категория зарубежных и международных доноров: начало активного участия.

 
Категория гражданского общества: скепсис  в отношении реформы со стороны  организаций гражданского общества (кроме экспертного сообщества специалистов в области госслужбы) 
 
Категория бюджетной сферы: нейтральное отношение к реформе 
 
Категория зарубежных и международных доноров: негативных акторов нет

 
2003-2004 
 
(законодательное оформление системы государственной службы и ее вида, гражданской службы)

 
На политико-государственном уровне: поддержка на высшем уровне 
 
 
На социально-групповом и личностном уровне: расширение данного уровня за счет экспертов и ряда государственных служащих, активно участвующих в мероприятиях реформирования

 
На политико-государственном уровне: начало «забюрокрачивания реформы», ее формализации 
 
На социально-групповом и личностном уровне: дистанцирование от реформы ряда ключевых министерств, их руководства

 
Категория гражданского общества: через  расширение экспертного участия 
 
Категория бюджетной сферы: нет 
 
Категория зарубежных и международных доноров: активное участие

 
Категория гражданского общества: размывание негативного отношения 
 
Категория бюджетной сферы: скепсис 
 
Категория зарубежных и международных доноров: нет

 
Осень 2003-2007 
 
(реализация первой федеральной программы реформирования госслужбы)

 
На политико-государственном уровне: снижение поддержки, превращение реформирования в «рутину» 
 
На социально-групповом и личностном уровне: расширение экспертного сообщества и усиление его активности, включение региональных экспертных сообществ в разработку мероприятий федеральной программы

 
На политико-государственном уровне: поиск иных акцентов и приоритетов  в реформах, начало критики принятой схемы реформы госслужбы через реализацию федеральных целевых программ 
 
На социально-групповом и личностном уровне: осознание часть экспертного сообщества низкого КПД реформирования через реализацию федеральных программ

 
Категория гражданского общества: активизация  участия, том числе по линии организаций  антикоррупционной и правозащитной ориентации 
 
Категория бюджетной сферы: нейтральное отношение к реформе государственной службы 
 
 
Категория зарубежных и международных доноров: уменьшение участия в реформировании государственной службы в силу переключения на техническую помощь в рамках административной реформы и по причинам политического характера

 
Категория гражданского общества: критика  коррупции возрастает, охлаждение гражданского общества к реформе как к «внутреннему бюрократическому процессу» 
 
Категория бюджетной сферы: скепсис 
 
Категория зарубежных и международных доноров: негативных акторов нет

 
2009 –н / вр 
 
(коррекция программно-целевого метода, вторая федеральная программа)

 
На политико-государственном уровне: стремление ускорить реформу, усилить  ее по направлениям противодействия  коррупции, открытости и прозрачности госслужбы, эффективности и результативности государственной службы 
 
На социально-групповом и личностном уровне: поддержка реформы становится все более прагматической, поскольку большая дистанция уже пройдена

 
На политико-государственном уровне: явных противников нет 
 
На социально-групповом и личностном уровне: психологическая усталость порождает новый вид противников, уставших от «ожидания перемен» и нечего хорошего от реформы не ждущих и уверенных, что это будет очередная «компания»

 
Категория гражданского общества: усиление скепсиса, в особенности, по причине  отсутствия явных успехов в противодействии  коррупции. Расслоение отношения экспертного  сообщества  
 
Категория бюджетной сферы: нейтральное отношение к реформе государственной службы 
 
 
Категория зарубежных и международных доноров: возобновление активной поддержки реформы в силу общих политических обстоятельств

 
Категория гражданского общества: дальнейшее охлаждение гражданского общества к  реформе как к «внутреннему бюрократическому процессу» 
 
 
Категория бюджетной сферы: скепсис 
 
Категория зарубежных и международных доноров: негативных акторов нет


 

Специфика динамики акторов реформы государственной службы дает основания отличить акторов этой реформы и акторов других структурных реформ государственного управления. Другими словами, акторы разных структурных реформ государственного управления могут быть одинаковыми, однако эти акторы по-разному участвуют в различных реформах на разных их этапах. Например, на политико-государственном уровне активность акторов смещалась от реформы государственной службы к административной реформе, и за этим следовало смещение активности зарубежных и международных доноров. В обратной фазе находилось отношение к этим двум реформам на социально-групповом и личностном уровнях реформ: противодействие реформе государственной службы сменялось противодействием административной реформе (в виде неприятия реформ средним слоем госаппарата). Наконец, гражданское общество демонстрирует «волнообразное» отношение к реформе государственной службы, проходя фазы частичной вовлеченности экспертного сообщества в реформу, скепсиса, некоторой активизации участия других организаций гражданского общества в реформе, и снова скепсиса.

В целом, гражданское общество ни на одном из этапов реформы государственной  службы не выступало главным актором этой реформы. В свою очередь, политическое руководство, демонстрируя постоянную заинтересованность в реформе, в технологическом плане отдавало ее проведение в руки самой бюрократии, отводя экспертам вспомогательно-консультативную роль.

Вывод из анализа перечисленных  выше акторов реформ состоит в том, что существует неустойчивый баланс сил и их «волновая» динамика, усиление и ослабление участия. Это влечет за собой нестабильность в поддержке реформирования, возможность торможения реформ или их продолжения в зависимости от привходящих, зачастую случайных, политических, экономических и социальных обстоятельств. Так, во время финансово-экономического кризиса 2008-2009 годов, проявилось естественное желание пройти этот неприятный период в режиме «ручного управления», мобилизационной модели, усиленной властной «вертикали», что противоречит объявленным направлениям реформы государственной службы.

 

    1. Ограничения, накладываемые акторами реформы, на использование программно-целевого метода и на организационные схемы реализации реформы

 

Важнейшей характеристикой  российской реформы государственной  службы, начиная с 2003 года, выступает  применение программно-целевого метода разработки и осуществления мероприятий реформирования.

Конфигурация программно-целевого метода, его организационные схемы, которые применяются в российской практике реформирования, определяются акторами реформы государственной службы по следующим параметрам:

  • Система управления исполнением мероприятий реформирования, разделяющаяся на два уровня, уровень координатора федеральных программ и уровень государственных заказчиков мероприятий федеральных программ, определяется тем, что политико-государственный уровень в проведении реформы устойчиво главенствует.
  • Система подготовки предложений (разработки мероприятий) опирается на конкурсное привлечение экспертных коллективов, представляющих различные образовательные и исследовательские учреждения и фонды. Тем самым, фиксируется ситуация активного участия в реформировании государственной службы одной части гражданского общества, а именно экспертного сообщества специалистов в областях публичного управления, права, экономики, социологии, психологии, и др.
  • Подчиненное положение системы подготовки предложений («исполнители») системе управления мероприятиями («заказчики») определяется тем, что гражданское общество скептично или нейтрально по отношению к разработкам экспертов, что свидетельствует об отсутствии целостной позиции гражданского общества в отношении данной реформы.
  • Реализация уже подготовленных предложений зависит, тем самым, от «среднего слоя» исполнителей, собственно бюрократии. Реализация предложений проходит вяло, поскольку на социально-групповом и личностном уровне в среднем слое бюрократии отсутствуют значимые позитивные акторы реформы.
  • Отсутствие общей поддержки реформы государственной службы гражданским обществом является главным фактором нестабильности реформы, т.е. дело не в том, что федеральные программы реформирования государственной службы составлены некачественно, плохо администрируются, и т.п., а в том, что общество не уверено, стоит ли такие программы проводить, и не перейти ли к иным, более «радикальным» схемам реализации реформы государственной службы (например, выведя реформирование из-под контроля бюрократии, оставив экспертное сообщество в качестве заказчика и исполнителя, а также осуществляющего «авторский надзор» за внедрением разработок, с возможностью общей оценки реформы самим гражданским обществом).

 

    1. Эк<span class="List_0020Paragraph__Char" style=" font-family: 'Times New Rom

Информация о работе Цели и содержание реформы государственной службы в РФ