Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 17:41, курсовая работа
Современная государственная служба РФ представляет собой правовую материю, которая находится в постоянном движении: она изменяется, дополняется, идёт поиск новых инструментов в разрешении существующих проблем, разрабатываются новые нормативные акты, регламентирующие государственно-служебные отношения. Перечисление проблем государственной службы России свидетельствует о том, что в этой области в будущем должны произойти важнейшие изменения.
Целью данной курсовой работы является определить цели и содержание федеральной программы реформирования государственной службы.
Введение ……………………………………………………………………………….…3
1. Основы и предпосылки реформы государственной службы РФ ….………………..3
1.1. Начальные социально-политические и структурно-аппаратные предпосылки и причины реформы государственной службы РФ…………………………………….4
1.2. Предшествующие этапы реформирования государственной службы России (1990-е годы)…………………………………………………………………………....5
1.3. Модели государственной службы, которые были взяты за основу современного этапа реформы государственной службы РФ………………………10
2. Дизайн современного этапа реформы государственной службы РФ, ее основные цели и планы реализации, менеджмент реформы……………….………………..…11
2.1. Дизайн реформы…………………………………………………………………..12
2.2. Концепция реформирования системы государственной службы РФ (2001 год): основные контуры дизайна реформы……………………………………………..…13
3. Движущие силы реформы государственной службы в России……………………18
3.1. Акторы реформы и их эволюция………………………………………………...18
3.2. Ограничения, накладываемые акторами реформы, на использование программно-целевого метода и на организационные схемы реализации реформы………………………………………………………………………………..24
3.3. Экономические ограничения реформы государственной службы…………….25
4. Последовательность реализации реформы государственной службы (по доминирующим направлениям, источникам, способам представления, способам измерения результатов и мониторинга, по полномочиям агентов реформы)…….…26
5. Взаимодействие реформы государственной службы и других структурных реформ государственного управления…………………………………………………31
6. Результаты реформы государственной службы: сравнение замысла и реальных достижений…………………………………………………………………………….…34
Заключение…………………………………………………………………………….…47
Литература………………………………………………………………………………..48
В-третьих, среди заинтересованных участников программ реформирования нужно выделить третью категорию, зарубежные национальные и международные организации, концентрирующие в себе международный опыт, пропагандирующие политику стран-доноров и международных организаций. Ссылки на успешный международный опыт всегда были и остаются значимыми аргументами в пользу реформ.
Зарубежные доноры дали возможность российским экспертам ознакомиться с инструментами нового государственного управления. Программы технической помощи в сфере государственного строительства были действительно техническими в том смысле, что фокусировались на методических, инструментальных, аналитических вопросах. Эти программы способствовали диффузии норм управления применительно к особенностям России, «мягко» определяя идеологию реформ через, на первый взгляд, технические вопросы.
Многие из используемых в
настоящее время в России инструментов
управления создавались на основе изучения
зарубежных образцов. Это, например, относится
к Докладам о результатах и
основных направлениях деятельности,
к методикам функционального
анализа, особым условиям оплаты труда
государственных служащих, государственному
заданию как форме
Одним из наиболее эффективных
направлений деятельности зарубежных
организаций стала поддержка
горизонтальных контактов между
государственными служащими разных
стран в виде ознакомительных
поездок. Прямой обмен опытом между
государственными служащими в этом
случае способствовал более глубокому
и многогранному пониманию
Наконец, в ходе реализации некоторых проектов были налажены профессиональные связи, которые сохраняются до сих пор, а в ряде случаев, самостоятельно развиваются в академической или образовательной областях.
В настоящее время, по прошествии нескольких лет реформирования, интерес к сотрудничеству с зарубежными организациями в области государственного управления со стороны российских государственных служащих и экспертов сохранился, но претерпел качественные изменения. Этот интерес сместился от поиска и обсуждения общих принципов и подходов к более конкретной тематике, обмену опытом решения схожих задач, анализу практики применения конкретных инструментов управления с акцентом на технические детали, прямые и побочные эффекты, организационные и финансовые условия. Российские специалисты заинтересованы не только в изучении зарубежного, но и передаче своего опыта иностранным коллегам.
За прошедшее время проявились и недостатки сложившейся практики предоставления международной технической помощи. К таким недостаткам относится то, что со стороны международных доноров экспертами работали зачастую специалисты, которые не всегда хотели осваивать российскую практику и учитывать менталитет, реальную загрузку российских чиновников, их приоритеты. Зачастую предлагалось разрабатывать тематику, далекую от практических потребностей, или для которой в России еще не созданы необходимые условия. По всей видимости, «международная техническая помощь» в сфере государственного управления должна быть перестроена, и речь должна идти о межведомственном и экспертном сотрудничестве, совместной разработке актуальных вопросов.
Как по уровням, так и по категориям акторов, имеется динамика их участия в процессе реформы государственной службы. Представим эту динамику с разбивкой по этапам реформы.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Специфика динамики акторов реформы государственной службы дает основания отличить акторов этой реформы и акторов других структурных реформ государственного управления. Другими словами, акторы разных структурных реформ государственного управления могут быть одинаковыми, однако эти акторы по-разному участвуют в различных реформах на разных их этапах. Например, на политико-государственном уровне активность акторов смещалась от реформы государственной службы к административной реформе, и за этим следовало смещение активности зарубежных и международных доноров. В обратной фазе находилось отношение к этим двум реформам на социально-групповом и личностном уровнях реформ: противодействие реформе государственной службы сменялось противодействием административной реформе (в виде неприятия реформ средним слоем госаппарата). Наконец, гражданское общество демонстрирует «волнообразное» отношение к реформе государственной службы, проходя фазы частичной вовлеченности экспертного сообщества в реформу, скепсиса, некоторой активизации участия других организаций гражданского общества в реформе, и снова скепсиса.
В целом, гражданское общество ни на одном из этапов реформы государственной службы не выступало главным актором этой реформы. В свою очередь, политическое руководство, демонстрируя постоянную заинтересованность в реформе, в технологическом плане отдавало ее проведение в руки самой бюрократии, отводя экспертам вспомогательно-консультативную роль.
Вывод из анализа перечисленных выше акторов реформ состоит в том, что существует неустойчивый баланс сил и их «волновая» динамика, усиление и ослабление участия. Это влечет за собой нестабильность в поддержке реформирования, возможность торможения реформ или их продолжения в зависимости от привходящих, зачастую случайных, политических, экономических и социальных обстоятельств. Так, во время финансово-экономического кризиса 2008-2009 годов, проявилось естественное желание пройти этот неприятный период в режиме «ручного управления», мобилизационной модели, усиленной властной «вертикали», что противоречит объявленным направлениям реформы государственной службы.
Важнейшей характеристикой российской реформы государственной службы, начиная с 2003 года, выступает применение программно-целевого метода разработки и осуществления мероприятий реформирования.
Конфигурация программно-
Информация о работе Цели и содержание реформы государственной службы в РФ