Ценовая политика организации как экономический метод управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 18:06, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является анализ процесса формирования ценовой политики коммерческого предприятия на примере торгового предприятия «Классик», занимающегося реализацией мужской одежды.
Для достижения этой цели в дипломной работе решаются следующие задачи:
ввести понятие ценовой политики предприятия, обозначить цели ценовой политики предприятия;
описать ценовые стратегии и методы ценообразования;
проанализировать ценовую политику, использующуюся в магазине «Классик»;
выдвинуть рекомендации по совершенствованию ценовой политики магазина «Классик».

Файлы: 1 файл

кр основы менеджмента.doc

— 374.00 Кб (Скачать файл)

Величина валового дохода фирмы в отчетном году составила 3502,2 тыс. руб. В динамике на сумму валового дохода положительно повлияло увеличение объема товарооборота, и отрицательно - снижение уровня реализованных торговых на 2,0 %. Доход - сложная категория, формируется из затратной и прибыльной составляющей. Данные табл. 1 показывают, что в отчетном году наблюдается рост издержек обращения фирмы как в абсолютном (на 276,2 тыс. руб.), так и в относительном выражении (на 0,5%). Такая тенденция изменения уровня совокупных издержек и их абсолютной суммы (в сравнении с изменением валового дохода) расценивается для предприятия отрицательно. Соответственно, снижение уровня валового дохода и рост уровня издержек обращения негативно повлияло на финансовый результат деятельности предприятия.

Одна из задач  деятельности фирмы - получение прибыли.

В организации  работы предприятия приходится сопоставлять затраты и результаты работы, применять те или иные показатели. Тем более этому нужно уделять самое пристальное внимание, когда речь заходит об успешной хозяйственной деятельности, о продвижении на рынке, о достижении превосходства над конкурентами. Дадим обобщенную характеристику финансовых результатов хозяйственной деятельности магазина на основе определения динамики показателей доходности, его структурных изменений, количественной оценки степени влияния отдельных факторов и других расчетов. Валовой доход фирмы формируется за счет разности между ценой продажи товаров (товарооборотом) и ценой их приобретения, т.е., торговой надбавки.

Издержки  обращения – это выраженные в денежной форме расходы, затраты торгового предприятия по доведению товаров от производителя к потребителю. Издержки обращения связаны с товарным обращением и являются категорией товарного хозяйства. Для предприятий торговли очень важно обеспечить своевременный, достоверный и полный анализ фактических расходов и контроль за использованием финансовых, материальных и трудовых ресурсов.

Номенклатура  статей и состав расходов, включаемых в издержки обращения и производства предприятий торговли, разработаны  в соответствии с классификацией по видам затрат для учета, анализа  и планирования:

  1. Транспортные расходы.
  2. Расходы на оплату труда.
  3. Отчисления на социальные нужды.
  4. Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря.
  5. Амортизация основных средств.
  6. Расходы на ремонт основных средств.
  7. Износ санитарной и специальной одежды, столового белья, посуды, приборов, других предметов.
  8. Расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд.
  9. Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров.
  10. Расходы на рекламу.
  11. Затраты по оплате процентов за пользование кредитами и займами.
  12. Потери товаров и технологические отходы.
  13. Расходы на тару.

Данные табл. 2. дают общее представление о динамике приведенных показателей, а также об изменениях в структуре балансовой прибыли. В частности, опережающие темпы прироста издержек обращения (+278,4 тыс. руб., или 14,9 %) по сравнению с приростом валового дохода (+65,9 тыс. руб., или +1,9 %) свидетельствуют об отрицательной динамике прибыли (-213,6 тыс. руб., или - 14,6 %).

Таблица 2.

Данные о  динамике показателей доходности фирмы

Показатели

2011 г

2012г.

Отклоне-ние, +,-

Товарооборот, тыс. руб.

13745,0

15227,0

1482

Валовой доход, тыс. руб.

3436,3

3502,2

65,9

Уровень валового дохода, %

25,0

23,0

-2

Издержки обращения (с учетом платежей с дохода), тыс. руб.

1965,5

2243,9

278,4

Уровень издержек обращения, %

14,3

14,7

0,4

Балансовая  прибыль, тыс. руб.

1462,2

1248,6

-213,6

Уровень прибыли, % (к обороту)

10,6

8,3

-2,3

В том числе:

- прибыль от  торговой деятельности, тыс. руб.

 

1470,8

 

1258,3

 

-212,5

- результат  от внереализационных операций, тыс. руб.

- 8,6

- 9,7

-1,1

- чистая прибыль,  тыс. руб.

800

780

-20


 

Как показали расчеты, положительное влияние на динамику валового дохода оказал рост объема продаж. За счет влияния данного фактора  доход фирмы увеличился на 370,5 тыс. руб. (+1482*0,25). Сокращение уровня валового дохода на 2,0 % привело к снижению его суммы на 304,5 тыс. руб. (15227*(-2,0)/100 %). Общее изменение дохода: + 66,0 тыс. руб.

Прирост валовой  прибыли на 157,1 тыс. руб. обусловлен увеличением объема товарооборот (+ 1482 * 10,6 / 100). Сокращение валового дохода (- 2,0 * 15227,0 / 100) и рост уровня издержек обращения (0,4 * 15227,0 / 100) снизили общую прибыль на 304,5 тыс. руб. и 60,9 тыс. руб., соответственно.

Структура валового дохода фирмы следующая (табл.3.).

Наибольший  удельный вес в объеме продаж занимают следующие товарные группы:

Верхняя одежда- 35,0 % (2008 г.), 25,0 % (2009 г.),

Костюмы - 20,0 % (2008 г. и 2009 г.);

Головные уборы - 45,0 % (2008 г.), 35,0 % (2009 г.).

Анализ показал, что в отчетном году фирма расширяет ассортимент за счет новых товарных групп – галантерейных и бельевых товаров (20 % в общем объеме дохода). Расширение ассортимента было сопряжено с ростом совокупных издержек фирмы (расходы на закупку и продвижение товара).

Таблица 3

Анализ структуры  валового дохода фирмы

Товарные группы

2011г.

2013 г.

Темпы роста, %

+,-

Сумма, тыс. р.

Доля, %

Сумма, тыс. р.

Доля, %

Тыс. руб.

Доля %

Верхняя одежда

1202,7

35

875,5

25

72,8

-327,2

-10

Костюмы

687,3

20

700,4

20

101,9

13,1

0

Головные уборы

1546,3

45

1225,7

35

79,3

-320,6

-10

Галантерейные товары

-

-

385,2

11

-

385,2

11

Белье

-

-

315,2

9

-

315,2

9

Итого

3436,3

100

3502,2

100

101,9

65,9

0


 

В табл. 4. представлены данные об изменении товарных запасов предприятия.

Таблица 4

Данные об изменении товарных запасов предприятия

Показатель

Годы

2010

2011

2012

Оборачиваемость запасов:

Обороты

7997,2/1215= 6,6

10308,7/1089= 9,4

11724,8/1243= 9,4

дни (срок хранения)

54,5

38,3

38,3


 

Наибольший  интерес представляет показатель оборачиваемости запасов предприятия. Скорость оборота запасов характеризует возможность их реализации в будущем. Коэффициент оборачиваемости запасов в отчетном периоде имеет тенденцию к росту: 6,6 оборота - 2010 г. 9,4 - 2011, 2012 гг. Показатель свидетельствует об ускорении оборачиваемости товарно-материальных ресурсов предприятия. Предприятию следует обратить внимание на поддержание оптимального размера товарного запаса, чтобы быть готовым удовлетворить покупателя и не столкнуться с проблемой нехватки товарных ресурсов.

Издержки обращения  – один из основных качественных показателей  финансово-хозяйственной деятельности фирмы. Эти расходы связанны с  продвижением товаров.

Таблица 5. Данные для анализа динамики показателей издержек обращения фирмы

Показатели

2010 г.

2011 г.

2012 г.

1. Розничный  товарооборот, тыс. руб.

10386

13745

15227

2. Издержки обращения,  тыс. руб.

1353,9

1965,5

2243,9

3. Уровень затрат, %

13,0

14,3

14,7

4. Темп роста:

издержек обращения, %

товарооборота, %

100,0

100,0

145,2

132,3

165,7

146,6

5. Изменение уровня затрат (в сравнении с 2007 г.), %

-

1,3

1,7


 

Как видно из табл.5 общая сумма издержек обращения предприятия увеличивается в сравнении с 2010 г.: в 2011 г. - на 45,2 %, в 2012 г.- на 65,7%.

Отчетные издержки обращения по уровню к товарообороту составили 14,7%, то есть увеличились против 2010 г. на 1,7%. Такая тенденция развития показателей (превышение темпов роста затрат в сравнении с темпами роста объемов продаж) является не благоприятной для предприятия и способствует снижению конечного финансового результата торговой деятельности.

Структура издержек обращения предприятия за 2010 - 2012 гг. приводится в табл. 6.

По данным табл. 6 и рис. 4 можно сделать вывод, что наибольший удельный вес в структуре затрат занимают транспортные расходы - 45,0 % - 2011 г. и 43,0% - 2012 г. Наблюдается абсолютный прирост по данной статье затрат (на 80,2 тыс. руб. или на 9,1 %), при сокращении доли в совокупных издержках. Увеличивается доля складских затрат: с 21,7 % (2011 г.) до 23,0 % (2012 г.). Таким образом, снижение данных статей издержек обращения может стать резервами снижения себестоимости.

Таблица 6

Данные для  анализа структуры издержек обращения

Элементы затрат

Сумма, тыс. руб.

Структура затрат, %

2011 г.

2012 г.

+,-

2011 г.

2012 г.

+,-

Транспортные расходы

884,7

964,9

80,2

45,0

43,0

-2

Складирование

426,6

516,1

89,5

21,7

23,0

1,3

Затраты на оплату труда

340,1

399,4

59,3

17,3

17,8

0,5

Амортизация ОС,

62,9

71,8

8,9

3,2

3,2

0

Расходы на аренду, содержание помещения и пр.

147,5

179,5

32,1

7,5

8,0

0,5

Административные  расходы

104,2

112,2

8,0

5,3

5,0

-0,3

Итого затрат

1965,6

2243,9

278,3

100

100

0


 

Более наглядно структуру и динамику издержек обращения  можно представить на рис. 4.

 

 

Рис. 4. Динамика и структура издержек обращения

Для изучения динамики издержек обращения за ряд лет используем базисные и цепные показатели рядов динамики: абсолютный прирост (Апр), темп роста (Тр) показателя. Формализованный расчет показателей представлен ниже.

Апр (базисный) = Иф – Иб, (2.1)

Апр (цепной) = Иф – Иф-1, (2.2)

Тр (базисный) = Иф / Иб* 100 – 100, (2.3)

Тр (цепной) = Иф / Иф-1 * 100 – 100, (2.4)

где Иф – издержки обращения данного времени;

Иб – издержки обращения базисного периода;

Иф-1 – издержки обращения предшествующего периода.

Используя вышеприведенные формулы (2.1–2.4), получаем следующие показатели (таблица 7).

Таблица 7

Анализ динамики издержек обращения фирмы

Годы

Издержки, тыс. руб.

Абсолютный  прирост, тыс. руб.

Темп роста, %

базисный

цепной

базисный

цепной

2010

1353

0

0

0

0

2011

1965

+612

+612

145,23

145,23

2012

2243,9

+890,9

+278,9

165,84

114,19


 

Данные таблицы 7 показывают, что за анализируемый период наблюдается тенденция роста издержек обращения.

По сравнению  с 2010 г. величина издержек обращения увеличилась в 2011 году на 890,9 тыс. руб. или на 65,84 %. Анализ цепных показателей позволяет сделать вывод, что наибольший прирост затрат предприятия наблюдается в 2012 г. По сравнению с предшествующим периодом в 2012 г. величина издержек увеличилась на 278,9 тыс. руб., что составляет 14,19%.

Финансовые  результаты фирмы за 2010-2012 гг. можно представить в отчете о прибылях и убытках в табл. 8

Таблица 8.  Отчет о прибылях и убытках магазина «Классик».

Показатели

2011 г

2012г.

Отклонение, 2012/2011 +,-

Темп роста, 2012/2011 %

1

3

4

5

6

Выручка (нетто) от продажи товаров,

продукции, работ, услуг

3436,3

3502,2

65,9

101,92

Себестоимость проданных товаров, продукции,

работ, услуг

1855,6

2131,8

276,2

114,9

Валовая прибыль

1580,7

1370,4

-210,3

86,7

Коммерческие  расходы

109,9

112,1

2,2

100,02

Прибыль (убыток) от продаж

1470,8

1258,3

-212,5

85,55

Прибыль (убыток) до налогообложения

1470,8

1258,3

-212,5

85,55

Текущий налог  на прибыль

352,9

301,99

-50,91

85,57

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

1117,9

956,31

-161,59

85,54

Информация о работе Ценовая политика организации как экономический метод управления