Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 18:06, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является анализ процесса формирования ценовой политики коммерческого предприятия на примере торгового предприятия «Классик», занимающегося реализацией мужской одежды.
Для достижения этой цели в дипломной работе решаются следующие задачи:
ввести понятие ценовой политики предприятия, обозначить цели ценовой политики предприятия;
описать ценовые стратегии и методы ценообразования;
проанализировать ценовую политику, использующуюся в магазине «Классик»;
выдвинуть рекомендации по совершенствованию ценовой политики магазина «Классик».
Величина валового дохода фирмы в отчетном году составила 3502,2 тыс. руб. В динамике на сумму валового дохода положительно повлияло увеличение объема товарооборота, и отрицательно - снижение уровня реализованных торговых на 2,0 %. Доход - сложная категория, формируется из затратной и прибыльной составляющей. Данные табл. 1 показывают, что в отчетном году наблюдается рост издержек обращения фирмы как в абсолютном (на 276,2 тыс. руб.), так и в относительном выражении (на 0,5%). Такая тенденция изменения уровня совокупных издержек и их абсолютной суммы (в сравнении с изменением валового дохода) расценивается для предприятия отрицательно. Соответственно, снижение уровня валового дохода и рост уровня издержек обращения негативно повлияло на финансовый результат деятельности предприятия.
Одна из задач деятельности фирмы - получение прибыли.
В организации работы предприятия приходится сопоставлять затраты и результаты работы, применять те или иные показатели. Тем более этому нужно уделять самое пристальное внимание, когда речь заходит об успешной хозяйственной деятельности, о продвижении на рынке, о достижении превосходства над конкурентами. Дадим обобщенную характеристику финансовых результатов хозяйственной деятельности магазина на основе определения динамики показателей доходности, его структурных изменений, количественной оценки степени влияния отдельных факторов и других расчетов. Валовой доход фирмы формируется за счет разности между ценой продажи товаров (товарооборотом) и ценой их приобретения, т.е., торговой надбавки.
Издержки обращения – это выраженные в денежной форме расходы, затраты торгового предприятия по доведению товаров от производителя к потребителю. Издержки обращения связаны с товарным обращением и являются категорией товарного хозяйства. Для предприятий торговли очень важно обеспечить своевременный, достоверный и полный анализ фактических расходов и контроль за использованием финансовых, материальных и трудовых ресурсов.
Номенклатура статей и состав расходов, включаемых в издержки обращения и производства предприятий торговли, разработаны в соответствии с классификацией по видам затрат для учета, анализа и планирования:
Данные табл. 2. дают общее представление о динамике приведенных показателей, а также об изменениях в структуре балансовой прибыли. В частности, опережающие темпы прироста издержек обращения (+278,4 тыс. руб., или 14,9 %) по сравнению с приростом валового дохода (+65,9 тыс. руб., или +1,9 %) свидетельствуют об отрицательной динамике прибыли (-213,6 тыс. руб., или - 14,6 %).
Таблица 2.
Данные о динамике показателей доходности фирмы
Показатели |
2011 г |
2012г. |
Отклоне-ние, +,- |
Товарооборот, тыс. руб. |
13745,0 |
15227,0 |
1482 |
Валовой доход, тыс. руб. |
3436,3 |
3502,2 |
65,9 |
Уровень валового дохода, % |
25,0 |
23,0 |
-2 |
Издержки обращения (с учетом платежей с дохода), тыс. руб. |
1965,5 |
2243,9 |
278,4 |
Уровень издержек обращения, % |
14,3 |
14,7 |
0,4 |
Балансовая прибыль, тыс. руб. |
1462,2 |
1248,6 |
-213,6 |
Уровень прибыли, % (к обороту) |
10,6 |
8,3 |
-2,3 |
В том числе: - прибыль от торговой деятельности, тыс. руб. |
1470,8 |
1258,3 |
-212,5 |
- результат от внереализационных операций, тыс. руб. |
- 8,6 |
- 9,7 |
-1,1 |
- чистая прибыль, тыс. руб. |
800 |
780 |
-20 |
Как показали расчеты, положительное влияние на динамику валового дохода оказал рост объема продаж. За счет влияния данного фактора доход фирмы увеличился на 370,5 тыс. руб. (+1482*0,25). Сокращение уровня валового дохода на 2,0 % привело к снижению его суммы на 304,5 тыс. руб. (15227*(-2,0)/100 %). Общее изменение дохода: + 66,0 тыс. руб.
Прирост валовой прибыли на 157,1 тыс. руб. обусловлен увеличением объема товарооборот (+ 1482 * 10,6 / 100). Сокращение валового дохода (- 2,0 * 15227,0 / 100) и рост уровня издержек обращения (0,4 * 15227,0 / 100) снизили общую прибыль на 304,5 тыс. руб. и 60,9 тыс. руб., соответственно.
Структура валового дохода фирмы следующая (табл.3.).
Наибольший удельный вес в объеме продаж занимают следующие товарные группы:
Верхняя одежда- 35,0 % (2008 г.), 25,0 % (2009 г.),
Костюмы - 20,0 % (2008 г. и 2009 г.);
Головные уборы - 45,0 % (2008 г.), 35,0 % (2009 г.).
Анализ показал, что в отчетном году фирма расширяет ассортимент за счет новых товарных групп – галантерейных и бельевых товаров (20 % в общем объеме дохода). Расширение ассортимента было сопряжено с ростом совокупных издержек фирмы (расходы на закупку и продвижение товара).
Таблица 3
Анализ структуры валового дохода фирмы
Товарные группы |
2011г. |
2013 г. |
Темпы роста, % |
+,- | |||
Сумма, тыс. р. |
Доля, % |
Сумма, тыс. р. |
Доля, % |
Тыс. руб. |
Доля % | ||
Верхняя одежда |
1202,7 |
35 |
875,5 |
25 |
72,8 |
-327,2 |
-10 |
Костюмы |
687,3 |
20 |
700,4 |
20 |
101,9 |
13,1 |
0 |
Головные уборы |
1546,3 |
45 |
1225,7 |
35 |
79,3 |
-320,6 |
-10 |
Галантерейные товары |
- |
- |
385,2 |
11 |
- |
385,2 |
11 |
Белье |
- |
- |
315,2 |
9 |
- |
315,2 |
9 |
Итого |
3436,3 |
100 |
3502,2 |
100 |
101,9 |
65,9 |
0 |
В табл. 4. представлены данные об изменении товарных запасов предприятия.
Таблица 4
Данные об изменении товарных запасов предприятия
Показатель |
Годы | ||
2010 |
2011 |
2012 | |
Оборачиваемость запасов: Обороты |
7997,2/1215= 6,6 |
10308,7/1089= 9,4 |
11724,8/1243= 9,4 |
дни (срок хранения) |
54,5 |
38,3 |
38,3 |
Наибольший интерес представляет показатель оборачиваемости запасов предприятия. Скорость оборота запасов характеризует возможность их реализации в будущем. Коэффициент оборачиваемости запасов в отчетном периоде имеет тенденцию к росту: 6,6 оборота - 2010 г. 9,4 - 2011, 2012 гг. Показатель свидетельствует об ускорении оборачиваемости товарно-материальных ресурсов предприятия. Предприятию следует обратить внимание на поддержание оптимального размера товарного запаса, чтобы быть готовым удовлетворить покупателя и не столкнуться с проблемой нехватки товарных ресурсов.
Издержки обращения
– один из основных качественных показателей
финансово-хозяйственной
Таблица 5. Данные для анализа динамики показателей издержек обращения фирмы
Показатели |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
1. Розничный товарооборот, тыс. руб. |
10386 |
13745 |
15227 |
2. Издержки обращения, тыс. руб. |
1353,9 |
1965,5 |
2243,9 |
3. Уровень затрат, % |
13,0 |
14,3 |
14,7 |
4. Темп роста: издержек обращения, % товарооборота, % |
100,0 100,0 |
145,2 132,3 |
165,7 146,6 |
5. Изменение уровня затрат (в сравнении с 2007 г.), % |
- |
1,3 |
1,7 |
Как видно из табл.5 общая сумма издержек обращения предприятия увеличивается в сравнении с 2010 г.: в 2011 г. - на 45,2 %, в 2012 г.- на 65,7%.
Отчетные издержки обращения по уровню к товарообороту составили 14,7%, то есть увеличились против 2010 г. на 1,7%. Такая тенденция развития показателей (превышение темпов роста затрат в сравнении с темпами роста объемов продаж) является не благоприятной для предприятия и способствует снижению конечного финансового результата торговой деятельности.
Структура издержек обращения предприятия за 2010 - 2012 гг. приводится в табл. 6.
По данным табл. 6 и рис. 4 можно сделать вывод, что наибольший удельный вес в структуре затрат занимают транспортные расходы - 45,0 % - 2011 г. и 43,0% - 2012 г. Наблюдается абсолютный прирост по данной статье затрат (на 80,2 тыс. руб. или на 9,1 %), при сокращении доли в совокупных издержках. Увеличивается доля складских затрат: с 21,7 % (2011 г.) до 23,0 % (2012 г.). Таким образом, снижение данных статей издержек обращения может стать резервами снижения себестоимости.
Таблица 6
Данные для анализа структуры издержек обращения
Элементы затрат |
Сумма, тыс. руб. |
Структура затрат, % | ||||
2011 г. |
2012 г. |
+,- |
2011 г. |
2012 г. |
+,- | |
Транспортные расходы |
884,7 |
964,9 |
80,2 |
45,0 |
43,0 |
-2 |
Складирование |
426,6 |
516,1 |
89,5 |
21,7 |
23,0 |
1,3 |
Затраты на оплату труда |
340,1 |
399,4 |
59,3 |
17,3 |
17,8 |
0,5 |
Амортизация ОС, |
62,9 |
71,8 |
8,9 |
3,2 |
3,2 |
0 |
Расходы на аренду, содержание помещения и пр. |
147,5 |
179,5 |
32,1 |
7,5 |
8,0 |
0,5 |
Административные расходы |
104,2 |
112,2 |
8,0 |
5,3 |
5,0 |
-0,3 |
Итого затрат |
1965,6 |
2243,9 |
278,3 |
100 |
100 |
0 |
Более наглядно структуру и динамику издержек обращения можно представить на рис. 4.
Рис. 4. Динамика и структура издержек обращения
Для изучения динамики издержек обращения за ряд лет используем базисные и цепные показатели рядов динамики: абсолютный прирост (Апр), темп роста (Тр) показателя. Формализованный расчет показателей представлен ниже.
Апр (базисный) = Иф – Иб, (2.1)
Апр (цепной) = Иф – Иф-1, (2.2)
Тр (базисный) = Иф / Иб* 100 – 100, (2.3)
Тр (цепной) = Иф / Иф-1 * 100 – 100, (2.4)
где Иф – издержки обращения данного времени;
Иб – издержки обращения базисного периода;
Иф-1 – издержки
обращения предшествующего
Используя вышеприведенные формулы (2.1–2.4), получаем следующие показатели (таблица 7).
Таблица 7
Анализ динамики издержек обращения фирмы
Годы |
Издержки, тыс. руб. |
Абсолютный прирост, тыс. руб. |
Темп роста, % | ||
базисный |
цепной |
базисный |
цепной | ||
2010 |
1353 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2011 |
1965 |
+612 |
+612 |
145,23 |
145,23 |
2012 |
2243,9 |
+890,9 |
+278,9 |
165,84 |
114,19 |
Данные таблицы 7 показывают, что за анализируемый период наблюдается тенденция роста издержек обращения.
По сравнению с 2010 г. величина издержек обращения увеличилась в 2011 году на 890,9 тыс. руб. или на 65,84 %. Анализ цепных показателей позволяет сделать вывод, что наибольший прирост затрат предприятия наблюдается в 2012 г. По сравнению с предшествующим периодом в 2012 г. величина издержек увеличилась на 278,9 тыс. руб., что составляет 14,19%.
Финансовые результаты фирмы за 2010-2012 гг. можно представить в отчете о прибылях и убытках в табл. 8
Таблица 8. Отчет о прибылях и убытках магазина «Классик».
Показатели |
2011 г |
2012г. |
Отклонение, 2012/2011 +,- |
Темп роста, 2012/2011 % |
1 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг |
3436,3 |
3502,2 |
65,9 |
101,92 |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг |
1855,6 |
2131,8 |
276,2 |
114,9 |
Валовая прибыль |
1580,7 |
1370,4 |
-210,3 |
86,7 |
Коммерческие расходы |
109,9 |
112,1 |
2,2 |
100,02 |
Прибыль (убыток) от продаж |
1470,8 |
1258,3 |
-212,5 |
85,55 |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
1470,8 |
1258,3 |
-212,5 |
85,55 |
Текущий налог на прибыль |
352,9 |
301,99 |
-50,91 |
85,57 |
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода |
1117,9 |
956,31 |
-161,59 |
85,54 |
Информация о работе Ценовая политика организации как экономический метод управления