Ценовая политика организации как экономический метод управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 18:06, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является анализ процесса формирования ценовой политики коммерческого предприятия на примере торгового предприятия «Классик», занимающегося реализацией мужской одежды.
Для достижения этой цели в дипломной работе решаются следующие задачи:
ввести понятие ценовой политики предприятия, обозначить цели ценовой политики предприятия;
описать ценовые стратегии и методы ценообразования;
проанализировать ценовую политику, использующуюся в магазине «Классик»;
выдвинуть рекомендации по совершенствованию ценовой политики магазина «Классик».

Файлы: 1 файл

кр основы менеджмента.doc

— 374.00 Кб (Скачать файл)

 

Как видно из данных, представленных в табл., за анализируемый  период произошло увеличение выручки предприятия на 1,92 %, а увеличение себестоимости – на 14,9 %. Также наблюдается незначительное увеличение коммерческих расходов на 0,02 %. Чистая прибыль предприятия за анализируемый период уменьшилась на 14,46 %.

В качестве основного показателя эффективности коммерческой деятельности рассмотрим прибыльность магазина.

Прибыльность  торгового предприятия в значительной мере зависит от уровня торговой надбавки. Торговая надбавка представляет собой  разность между товарооборотом и  валовым доходом предприятия (табл. 9).

Таблица 9

Величина торговой надбавки фирмы.

Показатели

2011

2012

Отклонение, +,-

Товарооборот, тыс. руб.

13745,0

15227,0

1482

Валовой доход, тыс. руб.

3436,3

3502,2

65,9

Торговая надбавка, тыс. руб.

10308,7

11724,8

1416,1

Средний уровень  торговой надбавки, %

25,0

22,9

-2,1


 

Общий средний  уровень торговой надбавки в целом  по предприятию находится соответственно отношением суммы среднего валового дохода от реализации в целом по предприятию к объему продаж в  покупных ценах с последующим умножением на 100.

Как видно из табл. 2.10, в 2012 году уровень торговой надбавки были снижен на 2,1 %.

Для оценки показателей  хозяйственно-финансовой деятельности фирмы используем способ финансовых коэффициентов. Каждому из представленных выше показателей соответствуют свои количественные критерии (коэффициенты). Рассмотрим каждый из них.

Коэффициенты  прибыльности

Данные для  анализа представлены в табл.10

Данные табл. 10. и рис.5. наглядно показывают, что наибольший рост коэффициентов прибыльность приходился на 2011 г.

В этот период доля стоимости реализованных товаров  снижается на

2,0%, соответственно этому увеличилась доля доходной части товарооборота фирмы: с 23,0 % до 25,0 %. Тенденция к увеличению доли прибыли в сумме выручки в 2011 г. на 0,8 % свидетельствует о финансовых успехах фирмы.

 

Таблица 10

Данные для  анализа коэффициентов прибыльности, %

Коэф.

Методика расчета

Расчет и  значение коэффициента

2010 г.

2011 г.

2012 г.

1

2

3

4

5

К1

Стоимость реализованных  товаров / Продажа*100%

7997,2/10386*100

= 76,9

10308,7/13745*100 = 74,9

11724,8/15227* 100

= 77,0

К2

Доход / Продажа*100%

2388,8/10386*100

= 23,0

3436,3/13745*100

= 25,0

3502,2/15227*100

= 23,0

К3

Издержки / Продажа * 100%

1353,9/10386*100

= 13,0

1965,5/13745*100

= 14,3

2243,9/15227*100

= 14,7

К4

Прибыль от продажи / Продажа * 100%

1034,9/10386*100

=9,9

1470,8/13745*100

=10,7

1258,3/15227*100

=8,3

К5

Чистая прибыль/ капитал*100%

786,52/2010*100

33,2

1117,9/2036*100

= 39,3

956,31/2199*100

= 35,5


 

Однако рост совокупных издержек (+1,3 %) опережает рост доли прибыли от продаж (+0,8 %), что нежелательно. Сохранение сложившейся тенденции привело к росту совокупных издержек в следующем (отчетном) году. Их доля увеличилась на 0,4 % и составила 14,7 % в обороте предприятия.

Рентабельность продаж (доля прибыли к обороту) фирмы снижается с 10,7 % до 8,3 % что связано как со снижением доли валового дохода (на 2,0 %), так и с ростом уровня издержек обращения (на 0,4 %).

 

Рис.5. Динамика коэффициентов прибыльности фирмы за 2010-2012 гг.

Динамика чистой прибыли предприятия отрицательная. Эффективность использования совокупных активов предприятия, независимо от источника их образования, снижается. О чем свидетельствует уменьшение на 3,8% рентабельности совокупного капитала (К5).

В целом можно сказать, что эффективность коммерческой деятельности фирмы в отчетном периоде снижается; основная причина - снижение доли валового дохода в обороте и рост совокупных издержек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Мероприятия  по совершенствованию ценовой  политики предприятия

3.1 Расчет оптимальной цены товаров в условиях эластичного спроса

 

В данном разделе  проведем расчет оптимальной цены товаров  по каждой товарной группе, реализуемой  в магазине «Классик».

На первом этапе  проведем анализ динамики объемов продаж продукции магазина за 2011-2012 гг. по группам товаров (табл. 11).

Таблица 11

Анализ динамики объемов продаж продукции магазина за 2011-2012 гг. по группам товаров

Показатели

2011 г.

2012 г.

Абсолют-ное  изменение, тыс. руб.

Относи-тельное  изменение, %

Товарооборот  всего, тыс. руб.

13745

15227

1482

10,78

- зимняя мужская  одежда

1649,4

3045,4

1396

84,64

- демисезонная  мужская одежда

1374,5

1218,16

-156,34

-11,37

- костюмы

1924,3

1522,7

-401,6

-20,87

- трикотаж

3436,25

4568,1

1131,85

32,94

- сорочки

962,15

1065,89

103,74

10,78

- брюки

687,25

913,62

226,37

32,94

- белье

1099,6

1065,89

-33,71

-3,07

- головные уборы

1511,95

1522,7

10,75

0,71

- галантерейные  товары

1099,6

304,54

-795,06

-72,3


 

Более наглядно полученные данные об объемах продаж можно представить на рис. 6

Рис. 6 – Динамика объемов продаж товаров по группам

 

Как видно из рис. 6, наблюдается снижение объемов продаж таких товаров как галантерейные товары, костюмы, демисезонная мужская одежда, и одновременное увеличение объемов продаж на такие товары как зимняя мужская одежда, трикотаж. Причем, следует отметить, что за период средняя стоимость зимней мужской одежды увеличилась с 8 до 12 тыс. руб. за изделие, или на 50 %, а трикотажные товары – с 3 до 5 тыс. руб., или на 66,67%. В то же время наблюдается увеличение объема продаж зимней мужской одежды за период почти в 2 раза, а трикотажных товаров – на 28,28%. То есть можно сделать вывод, что увеличение объема продаж зимней мужской одежды вызвано в большей степени увеличением спроса, а трикотажа – повышением цены.

Если провести аналогичный анализ товаров, объем  продаж которых резко снизился, можно  увидеть, что галантерейные товары за период увеличились в цене на 30 %, а объем продаж снизился почти  в 2 раза, демисезонная мужская одежда увеличились в цене за период на 10 %, объем продаж снизился на 18,5 %. То есть можно наблюдать связь между повышением стоимости товаров и снижением объемов продаж.

Проведем расчет коэффициента эластичности спроса по цене на данные группы товаров.

В 2011 году средняя цена галантерейных товаров в магазине составляла 1000 руб. Это давало возможность реализовывать 1099 изделий в год. В 2012 году цена изделия в магазине поднялась до 1,3 тыс. руб. Это снизило средний объем продаж до 234 штук или на 78,7 %.

Коэффициент эластичности спроса по цене равен: 78,7/30 = 2,62

Так как абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса больше 1, то мы имеем дело с  относительно эластичным спросом. Иными  словами, изменение цены в данном случае приведет к большему количественному  изменению величины спроса.

Коэффициент эластичности спроса по цене на демисезонную мужскую  одежда равен: 18,5/10 = 1,8

Аналогично: так  как абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса больше 1, то мы имеем дело с относительно эластичным спросом.

Также следует отметить, что объем продаж зимней и демисезонной мужской одежды характеризуется коэффициентом сезонности. Расчет сезонности для зимней мужской одежды проведен в табл. 12.

Коэффициент сезонности рассчитан по формуле:

Кс = Yn/Yср

где Yn – объем  спроса в месяце,

Yср – среднемесячный  объем спроса в течение года.

Таблица 12

Анализ объема реализации мужской зимней одежды за 2011 -2012 гг.

Месяц

2012 год, тыс. руб.

2011 год тыс. руб.

К сезонности 2012г

К сезонности 2011г.

Январь

304,54

214,42

1,20

1,56

Февраль

121,816

82,47

0,48

0,6

Март

91,362

65,98

0,36

0,48

Апрель

60,908

16,49

0,24

0,12

Май

60,908

16,49

0,24

0,12

Июнь

60,908

16,49

0,24

0,12

Июль

30,454

16,49

0,12

0,12

Август

91,362

65,98

0,36

0,48

Сентябрь

152,27

98,96

0,60

0,72

Октябрь

456,81

164,94

1,80

1,2

Ноябрь

761,35

412,35

3,00

3

Декабрь

852,712

478,33

3,36

3,48

Всего

3045,4

1649,4

12,00

12

Средний объем

253,78

137,45

1,20

1,56


Более наглядно полученные данные можно изобразить на рис. 7.

Рис.7. График сезонности мужской зимней одежды

На графике  четко выражены периоды «высокого» и «низкого» спроса. Наибольшая кумуляция  спроса приходится на следующие месяцы: октябрь, ноябрь, декабрь. В результате можно сделать вывод, что высокий спрос за 2011-2012 гг. наблюдается в основном поздней осенью и в начале зимы. Это объясняется тем, что в данные периоды времени люди готовятся к зиме и покупают зимнюю одежду.

Наименьший  коэффициент сезонности наблюдается  в феврале, марте, апреле, мае, июне, июле, августе. В данном случае к  низкому сезону относятся весенние месяцы, лето, начало осени. В итоге в эти периоды времени может возникнуть низкий спрос на продукцию и следствие этого – дефицит денежных средств.

Аналогичная ситуация наблюдается и по демисезонной одежде.

На следующем  этапе исследования целесообразно провести опрос потребителей о приемлемости цены в магазине «Классик».

Опрос проводился среди покупателей магазина «Классик» в течение недели. Всего было опрошено 50 человек. Покупателям задавалось четрые вопроса:

- Какой товар Вы приобрели?

- Считаете ли Вы что цена на товар завышена?

- Какая оптимальная на Ваш взгляд стоимость данного товара?

- Выше какого уровня цены данный товар Вы бы уже не приобрели?

Были получены следующие результаты (табл.13)

Таблица 13

Оптимальная и  предельная стоимость товаров с точки зрения потребителей

Группы товаров

Цена, руб.

оптимальная

предельная

зимняя мужская  одежда

9000

13000

демисезонная  мужская одежда

4000

7000

костюмы

3000

5000

трикотаж

1000

3000

сорочки

500

1500

брюки

2000

4000

белье

100

150

головные уборы

1000

2000

галантерейные товары

300

700


 

Таким образом, как видно из табл. 13, можно увидеть, что оптимальная стоимость товаров для потребителей близка к минимальной стоимости товаров, реализуемых в магазине «Классик».

Сопоставив  данные табл. 11 и 13, можно сделать вывод о том, что снижение спроса на некоторые группы товаров в 2012 году обусловлено не только сезонностью, но и тем, что их цена, по мнению потребителей, является завышенной.

Информация о работе Ценовая политика организации как экономический метод управления