Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 18:06, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является анализ процесса формирования ценовой политики коммерческого предприятия на примере торгового предприятия «Классик», занимающегося реализацией мужской одежды.
Для достижения этой цели в дипломной работе решаются следующие задачи:
ввести понятие ценовой политики предприятия, обозначить цели ценовой политики предприятия;
описать ценовые стратегии и методы ценообразования;
проанализировать ценовую политику, использующуюся в магазине «Классик»;
выдвинуть рекомендации по совершенствованию ценовой политики магазина «Классик».
Как видно из данных, представленных в табл., за анализируемый период произошло увеличение выручки предприятия на 1,92 %, а увеличение себестоимости – на 14,9 %. Также наблюдается незначительное увеличение коммерческих расходов на 0,02 %. Чистая прибыль предприятия за анализируемый период уменьшилась на 14,46 %.
В качестве основного показателя эффективности коммерческой деятельности рассмотрим прибыльность магазина.
Прибыльность
торгового предприятия в
Таблица 9
Величина торговой надбавки фирмы.
Показатели |
2011 |
2012 |
Отклонение, +,- |
Товарооборот, тыс. руб. |
13745,0 |
15227,0 |
1482 |
Валовой доход, тыс. руб. |
3436,3 |
3502,2 |
65,9 |
Торговая надбавка, тыс. руб. |
10308,7 |
11724,8 |
1416,1 |
Средний уровень торговой надбавки, % |
25,0 |
22,9 |
-2,1 |
Общий средний
уровень торговой надбавки в целом
по предприятию находится
Как видно из табл. 2.10, в 2012 году уровень торговой надбавки были снижен на 2,1 %.
Для оценки показателей хозяйственно-финансовой деятельности фирмы используем способ финансовых коэффициентов. Каждому из представленных выше показателей соответствуют свои количественные критерии (коэффициенты). Рассмотрим каждый из них.
Коэффициенты прибыльности
Данные для анализа представлены в табл.10
Данные табл. 10. и рис.5. наглядно показывают, что наибольший рост коэффициентов прибыльность приходился на 2011 г.
В этот период доля
стоимости реализованных
2,0%, соответственно этому увеличилась доля доходной части товарооборота фирмы: с 23,0 % до 25,0 %. Тенденция к увеличению доли прибыли в сумме выручки в 2011 г. на 0,8 % свидетельствует о финансовых успехах фирмы.
Таблица 10
Данные для
анализа коэффициентов
Коэф. |
Методика расчета |
Расчет и значение коэффициента | ||
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
К1 |
Стоимость реализованных товаров / Продажа*100% |
7997,2/10386*100 = 76,9 |
10308,7/13745*100 = 74,9 |
11724,8/15227* 100 = 77,0 |
К2 |
Доход / Продажа*100% |
2388,8/10386*100 = 23,0 |
3436,3/13745*100 = 25,0 |
3502,2/15227*100 = 23,0 |
К3 |
Издержки / Продажа * 100% |
1353,9/10386*100 = 13,0 |
1965,5/13745*100 = 14,3 |
2243,9/15227*100 = 14,7 |
К4 |
Прибыль от продажи / Продажа * 100% |
1034,9/10386*100 =9,9 |
1470,8/13745*100 =10,7 |
1258,3/15227*100 =8,3 |
К5 |
Чистая прибыль/ капитал*100% |
786,52/2010*100 33,2 |
1117,9/2036*100 = 39,3 |
956,31/2199*100 = 35,5 |
Однако рост совокупных издержек (+1,3 %) опережает рост доли прибыли от продаж (+0,8 %), что нежелательно. Сохранение сложившейся тенденции привело к росту совокупных издержек в следующем (отчетном) году. Их доля увеличилась на 0,4 % и составила 14,7 % в обороте предприятия.
Рентабельность продаж (доля прибыли к обороту) фирмы снижается с 10,7 % до 8,3 % что связано как со снижением доли валового дохода (на 2,0 %), так и с ростом уровня издержек обращения (на 0,4 %).
Рис.5. Динамика коэффициентов прибыльности фирмы за 2010-2012 гг.
Динамика чистой
прибыли предприятия
В целом можно сказать, что эффективность коммерческой деятельности фирмы в отчетном периоде снижается; основная причина - снижение доли валового дохода в обороте и рост совокупных издержек.
3. Мероприятия по совершенствованию ценовой политики предприятия
3.1 Расчет оптимальной цены товаров в условиях эластичного спроса
В данном разделе проведем расчет оптимальной цены товаров по каждой товарной группе, реализуемой в магазине «Классик».
На первом этапе проведем анализ динамики объемов продаж продукции магазина за 2011-2012 гг. по группам товаров (табл. 11).
Таблица 11
Анализ динамики объемов продаж продукции магазина за 2011-2012 гг. по группам товаров
Показатели |
2011 г. |
2012 г. |
Абсолют-ное изменение, тыс. руб. |
Относи-тельное изменение, % |
Товарооборот всего, тыс. руб. |
13745 |
15227 |
1482 |
10,78 |
- зимняя мужская одежда |
1649,4 |
3045,4 |
1396 |
84,64 |
- демисезонная мужская одежда |
1374,5 |
1218,16 |
-156,34 |
-11,37 |
- костюмы |
1924,3 |
1522,7 |
-401,6 |
-20,87 |
- трикотаж |
3436,25 |
4568,1 |
1131,85 |
32,94 |
- сорочки |
962,15 |
1065,89 |
103,74 |
10,78 |
- брюки |
687,25 |
913,62 |
226,37 |
32,94 |
- белье |
1099,6 |
1065,89 |
-33,71 |
-3,07 |
- головные уборы |
1511,95 |
1522,7 |
10,75 |
0,71 |
- галантерейные товары |
1099,6 |
304,54 |
-795,06 |
-72,3 |
Более наглядно полученные данные об объемах продаж можно представить на рис. 6
Рис. 6 – Динамика объемов продаж товаров по группам
Как видно из рис. 6, наблюдается снижение объемов продаж таких товаров как галантерейные товары, костюмы, демисезонная мужская одежда, и одновременное увеличение объемов продаж на такие товары как зимняя мужская одежда, трикотаж. Причем, следует отметить, что за период средняя стоимость зимней мужской одежды увеличилась с 8 до 12 тыс. руб. за изделие, или на 50 %, а трикотажные товары – с 3 до 5 тыс. руб., или на 66,67%. В то же время наблюдается увеличение объема продаж зимней мужской одежды за период почти в 2 раза, а трикотажных товаров – на 28,28%. То есть можно сделать вывод, что увеличение объема продаж зимней мужской одежды вызвано в большей степени увеличением спроса, а трикотажа – повышением цены.
Если провести аналогичный анализ товаров, объем продаж которых резко снизился, можно увидеть, что галантерейные товары за период увеличились в цене на 30 %, а объем продаж снизился почти в 2 раза, демисезонная мужская одежда увеличились в цене за период на 10 %, объем продаж снизился на 18,5 %. То есть можно наблюдать связь между повышением стоимости товаров и снижением объемов продаж.
Проведем расчет коэффициента эластичности спроса по цене на данные группы товаров.
В 2011 году средняя цена галантерейных товаров в магазине составляла 1000 руб. Это давало возможность реализовывать 1099 изделий в год. В 2012 году цена изделия в магазине поднялась до 1,3 тыс. руб. Это снизило средний объем продаж до 234 штук или на 78,7 %.
Коэффициент эластичности спроса по цене равен: 78,7/30 = 2,62
Так как абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса больше 1, то мы имеем дело с относительно эластичным спросом. Иными словами, изменение цены в данном случае приведет к большему количественному изменению величины спроса.
Коэффициент эластичности спроса по цене на демисезонную мужскую одежда равен: 18,5/10 = 1,8
Аналогично: так как абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса больше 1, то мы имеем дело с относительно эластичным спросом.
Также следует отметить, что объем продаж зимней и демисезонной мужской одежды характеризуется коэффициентом сезонности. Расчет сезонности для зимней мужской одежды проведен в табл. 12.
Коэффициент сезонности рассчитан по формуле:
Кс = Yn/Yср
где Yn – объем спроса в месяце,
Yср – среднемесячный объем спроса в течение года.
Таблица 12
Анализ объема реализации мужской зимней одежды за 2011 -2012 гг.
Месяц |
2012 год, тыс. руб. |
2011 год тыс. руб. |
К сезонности 2012г |
К сезонности 2011г. |
Январь |
304,54 |
214,42 |
1,20 |
1,56 |
Февраль |
121,816 |
82,47 |
0,48 |
0,6 |
Март |
91,362 |
65,98 |
0,36 |
0,48 |
Апрель |
60,908 |
16,49 |
0,24 |
0,12 |
Май |
60,908 |
16,49 |
0,24 |
0,12 |
Июнь |
60,908 |
16,49 |
0,24 |
0,12 |
Июль |
30,454 |
16,49 |
0,12 |
0,12 |
Август |
91,362 |
65,98 |
0,36 |
0,48 |
Сентябрь |
152,27 |
98,96 |
0,60 |
0,72 |
Октябрь |
456,81 |
164,94 |
1,80 |
1,2 |
Ноябрь |
761,35 |
412,35 |
3,00 |
3 |
Декабрь |
852,712 |
478,33 |
3,36 |
3,48 |
Всего |
3045,4 |
1649,4 |
12,00 |
12 |
Средний объем |
253,78 |
137,45 |
1,20 |
1,56 |
Более наглядно полученные данные можно изобразить на рис. 7.
Рис.7. График сезонности мужской зимней одежды
На графике четко выражены периоды «высокого» и «низкого» спроса. Наибольшая кумуляция спроса приходится на следующие месяцы: октябрь, ноябрь, декабрь. В результате можно сделать вывод, что высокий спрос за 2011-2012 гг. наблюдается в основном поздней осенью и в начале зимы. Это объясняется тем, что в данные периоды времени люди готовятся к зиме и покупают зимнюю одежду.
Наименьший коэффициент сезонности наблюдается в феврале, марте, апреле, мае, июне, июле, августе. В данном случае к низкому сезону относятся весенние месяцы, лето, начало осени. В итоге в эти периоды времени может возникнуть низкий спрос на продукцию и следствие этого – дефицит денежных средств.
Аналогичная ситуация наблюдается и по демисезонной одежде.
На следующем этапе исследования целесообразно провести опрос потребителей о приемлемости цены в магазине «Классик».
Опрос проводился среди покупателей магазина «Классик» в течение недели. Всего было опрошено 50 человек. Покупателям задавалось четрые вопроса:
- Какой товар Вы приобрели?
- Считаете ли Вы что цена на товар завышена?
- Какая оптимальная на Ваш взгляд стоимость данного товара?
- Выше какого уровня цены данный товар Вы бы уже не приобрели?
Были получены следующие результаты (табл.13)
Таблица 13
Оптимальная и предельная стоимость товаров с точки зрения потребителей
Группы товаров |
Цена, руб. | |
оптимальная |
предельная | |
зимняя мужская одежда |
9000 |
13000 |
демисезонная мужская одежда |
4000 |
7000 |
костюмы |
3000 |
5000 |
трикотаж |
1000 |
3000 |
сорочки |
500 |
1500 |
брюки |
2000 |
4000 |
белье |
100 |
150 |
головные уборы |
1000 |
2000 |
галантерейные товары |
300 |
700 |
Таким образом, как видно из табл. 13, можно увидеть, что оптимальная стоимость товаров для потребителей близка к минимальной стоимости товаров, реализуемых в магазине «Классик».
Сопоставив данные табл. 11 и 13, можно сделать вывод о том, что снижение спроса на некоторые группы товаров в 2012 году обусловлено не только сезонностью, но и тем, что их цена, по мнению потребителей, является завышенной.
Информация о работе Ценовая политика организации как экономический метод управления