Ценовая политика: сущность, цели, методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 20:03, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование ценовой политики на примере предприятия. Объектом исследования является Коммунальное Унитарное Витебское Швейное Производственное Предприятие «Витебчанка» (КУВОШПП «Витебчанка»).
Задачами курсовой работы являются следующие: рассмотреть сущность, функции и виды цен; раскрыть понятие, цели и виды ценовой политики; рассмотреть этапы формирования ценовой политики; рассмотреть ценовую политику КУВОШПП «Витебчанка»; разработать рекомендации по совершенствованию ценовой политики КУВОШПП «Витебчанка».

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 288.00 Кб (Скачать файл)

Важное место в структуре  цен занимают налоги. Акцизы и налог на добавленную стоимость являются косвенными налогами, которые оплачиваются конечными потребителями. Перечень подакцизных товаров устанавливается правительством. Он включает алкогольную продукцию, табачные изделия, легковые автомобили, минеральное сырье и прочие изделия.

Налог на добавленную  стоимость имеет очень широкую  базу обложения. Наценки посреднических и торговых организаций обеспечивают им возмещение затрат, связанных с  продвижением продукции от производителей к потребителям, и получение определенной суммы прибыли.

– В зависимости от сферы регулирования различают:

а) Свободные цены, которые  устанавливаются производителями  продукции и услуг на основе спроса и предложения. При этом покупатель и продавец ни до, ни после совершения сделки купли-продажи не связаны никакими обязательствами;

б) Договорно-контрактные  цены, которые устанавливаются по соглашению сторон. При этом продавец и покупатель, заключая договор-контракт, принимают на себя определенные обязательства.

в) Цены, в условиях частичной или полной монополизации рынка, которые вынуждают одну или обе стороны принимать какие-то принудительные условия;

г) Регулируемые цены –  цены, устанавливаемые под контролем  государства. Различают прямые и  косвенные методы регулирования. Прямое регулирование осуществляется путем установления фиксированных цен, надбавок, предельных коэффициентов изменения цен, предельного уровня рентабельности. Косвенные регулирование предполагает воздействие на цены через изменение налогов и процентных ставок [12, с. 198].

В Республике Беларусь законодательство в области ценообразования содержит следующие законодательные акты:

1. «О ценообразовании». Закон Республики Беларусь от 10.05.1999 г. №255-З

2. «О некоторых мерах  по упорядочению посреднической  деятельности при продаже товаров». Указ Президента Республики Беларусь от 07.03.2000 г. №117

3. «О некоторых мерах  по стабилизации цен (тарифов)  в Республике Беларусь». Указ  Президента Республики Беларусь  от 19.05.1999 г. №285

4. «Об утверждении  Положения о порядке реализации товаров (работ, услуг) по ценам (тарифам), определяемым с учетом конъюнктуры рынка на территории Республики Беларусь». Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 09.12.2008 г. №1903

5. «Об уровне рентабельности  товаров (работ, услуг) организаций и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках». Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27.02.2003 г. №273

6. «О некоторых мерах по улучшению информационного обеспечения и контроля за уровнем цен». Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12.06.2000 г. №852

7. «Об утверждении  перечня социально значимых товаров  (работ, услуг), цены (тарифы) на которые  регулируются Министерством экономики, облисполкомами и Минским горисполкомом». Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18.06.1999 г. №943

8. «О вопросах ценообразования  при проведении товарообменных  операций». Постановление Совета  Министров Республики Беларусь от 24.03.1999 г. №405

9. «Об утверждении  Инструкции о порядке формирования  и применения цен и тарифов». Постановление Министерства экономики  Республики Беларусь от 10.09.2008 г. №183

10. «Об утверждении  Инструкции о порядке регулирования  цен (тарифов) на товары (работы, услуги) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, и Государственный реестр субъектов естественных монополий». Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 28.06.2007 г. №121

11. «О согласовании  цен в валюте». Постановление  Министерства экономики Республики  Беларусь от 13.11.1998 г. №96

12. «О некоторых вопросах  реализации остатков товаров  в розничной торговой сети». Разъяснение Министерства экономики Республики Беларусь и Министерства торговли Республики Беларусь

13. «Разъяснение о некоторых  вопросах в связи с изменением  ставки налога на добавленную  стоимость от 22.12.2009». Разъяснение  Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерства торговли Республики Беларусь

14.» Об отдельных вопросах применения постановления Министерства экономики от 19 августа 2009 г. №141». Письмо Министерства экономики Республики Беларусь от 29.10.2009 г. №12–01–09/5678

15. «О порядке применения  постановления Министерства финансов, Министерства по налогам и  сборам, Министерства связи и  информатизации от 13.04.2009 г. №48/38/12». Разъяснение Министерства финансов Республики Беларусь от 15 мая 2009 г. №15–9/432, Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 15 мая 2009 г. №7–3–11/2418–1, Министерства экономики Республики Беларусь от 15 мая 2009 г. №12–01–09/2503

16. «Об отдельных вопросах  применения постановления Министерства экономики Республики Беларусь от 31 марта 2009 г. №60». Письмо Министерства экономики Республики Беларусь от 11 мая 2009 г. №12–01–09/2388

17. «О применении постановления  Совета Министров Республики  Беларусь от 9 декабря 2009 г. №1903». Письмо Министерства экономики Республики Беларусь от 3 марта 2009 г. №12–01–09/1159

18. «О ценах на товары  иностранного происхождения». Письмо  Министерства экономики Республики  Беларусь от 12 января 2009 г. №12–01–09/127

19. «Об отдельных вопросах  применения постановления Министерства экономики Республики Беларусь от 10 сентября 2008 г. №183». Письмо Министерства экономики Республики Беларусь от 29 сентября 2008 г. №12–01–09/5500

20. «О некоторых вопросах  применения постановления Министерства  экономики Республики Беларусь от 10 сентября 2008 г. №183». Письмо Министерства экономики Республики Беларусь от 18 декабря 2008 г. №12–01–09/6961.

– В зависимости от территории действия различают:

а) Единые или поясные  цены;

б) Региональные (зональные) цены.

Единые цены устанавливаются и регулируются государственными органами исполнительной власти. Региональные цены устанавливаются органами исполнительной власти регионов и учитывают природно-климатические, географические, социально-экономические условия и особенности отдельных территорий.

– В зависимости от метода включения транспортных расходов в цену товара выделяют:

а) Цену «франко-склад  поставщика»;

б) цену «франко-станция  отправления»;

в) цену «франко-склад  потребителя».

Система франкирования  показывает, до какого пункта по пути движения товара от продавца к покупателю продавец возмещает транспортные расходы; они соответственно включаются в цену товара.

– По времени действия цены подразделяются на:

а) твердые (постоянные), которые не меняются в течение  всего срока действия контракта;

б) текущие, меняющиеся в  рамках одного контракта и отражающие изменение ситуации на рынке;

в) сезонные, действующие  в пределах определенного периода  времени;

г) скользящие, устанавливаемые  на изделия с длительным сроком изготовления. Эти цены позволяют учитывать изменения в издержках производства за период времени, необходимый для их изготовления.

– Цены, используемые в статистике:

А) текущие;

Б) средние;

В) сопоставимые;

Г) неизменные.

Статистические цены являются обобщенными, агрегированными. Они позволяют анализировать и выявлять тенденции в динамике цен, устанавливать изменения в динамике физических объемов производства и реализации товаров, а также осуществлять анализ стоимостных показателей.

Таким образом, цены и  ценообразование являются одним из ключевых элементов рыночной экономики. Цена – сложная экономическая категория. В ней пересекаются практически все основные проблемы развития экономики, общества в целом. В первую очередь это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, к созданию, распределению и использованию ВВП и национального дохода.

1.2 Понятие,  цели и виды ценовой политики

В современной рыночной экономике ценовая политика характеризует  направленность предприятия на работу с потребителем. Исходя из этого, цену можно определить как сумму всех расходов покупателя, прямо или косвенно связанных с приобретением продукта (цена продажи, затраты на поиск покупки, на кредитование, на ремонт, установку, транспортные затраты). Исходя из такого понимания цены, формируется современное ориентированное на потребителя определение ценовой политики [7, с. 42].

Ценовая политика – вытекающие из целей предприятия меры по поиску, выбору и реализации соотношений  между ценой и качеством товара и решению связанных с этим проблем покупателя.

Основываясь на современном  определении ценовой политики, последнюю  можно представить как систему, состоящую из следующих элементов:

– цели (долгосрочные и краткосрочные);

– инструменты (стратегические и оперативно-тактические);

– организационные решения.

Ценовая политика должна быть ориентирована на определенные долгосрочные и краткосрочные цели, достигаемые с помощью различных  инструментов и организационных  решений.

Цели ценовой политики могут быть различными. В числе  важнейших из них можно выделить следующие [4, с. 51]:

1) получение прибыли,  ее долгосрочная и краткосрочная  максимизация;

2) стабилизация рынка;

3) ограничение потенциальной  конкуренции;

4) сохранение лидерства  в ценах;

5) увеличение объемов  продаж.

Не все цели могут  быть совместимы между собой (например, п. 1 и п. 5).

В долгосрочном аспекте  цели, так или иначе, выражаются в  максимизации прибыли и укреплении рыночной позиции предприятия. В  краткосрочном аспекте – это  может быть любая актуальная проблема, связанная с удовлетворением нужд потребителя, привлечением новых клиентов, расширением рынков сбыта, с финансовым положением предприятия.

Цели ценовой политики организации определяют выбор ее стратегии и оперативно-тактических  инструментов. Ценовая стратегия  носит долгосрочный характер и обеспечивает достижение долгосрочных целей организации. В исходном пункте разработке ценовой стратегии должен быть так называемый стратегический треугольник «фирма – клиент – конкурент». С точки зрения развития фирмы ценовая стратегия должна учитывать поддержание ее финансового здоровья, степень чувствительности к финансовым рискам, связанным с ценообразованием, обеспечение интересов собственников фирмы. С позиции клиентов разрабатываются проблемы уровней и сегментирования цен с целью учета предпочтений покупателей, решения этих проблем. В отношении основных конкурентов принимаются решения о степени агрессивности ценового давления в связи с задачами достижения собственной стратегической позиции на рынке [4, с. 53].

Оперативно-тактические  инструменты ценообразования – это большая группа средств ценовой политики, позволяющая решать краткосрочные задачи и оперативно реагировать на неожиданные изменения различных факторов ценообразования или агрессивную ценовую политику конкурентов. К таким инструментам относят краткосрочное изменение цен, ценовую дифференциацию для разных потребителей, ценовые вариации по периодам времени, ценовые линии (границы, группы).

Важную роль в процессе ценообразования играют организационные  решения, касающиеся этапов и форм организации процесса ценообразования.

Ценовая политика является важным элементом системы управленческого  учета. Она подразумевает не только установление цены на продукцию, товары, услуги и работы, но и процесс  управления ценами в различных рыночных ситуациях. Система ценообразования организации должна иметь своей целью определение наиболее эффективным способом цены, которую покупатель готов заплатить, а также исследовать возможности реализации продукции по цене, включающей определенную прибыль. В этой связи перспективы управленческого учета связаны не только с калькулированием себестоимости изготавливаемой продукции, но и с калькулированием отпускной цены, что имеет существенное значение для завоевания лидирующих позиций в определенных сегментах экономики [3, с. 44].

В ходе изучения ситуации выявлено, что многие белорусские  организации при формировании ценовой  политики, скорее, действуют интуитивно, чем руководствуются точной учетной  информацией. В то же время практика экономически развитых стран свидетельствует о том, что политика цен является мощным инструментом не только в оптимизации валовой прибыли, но также может в значительной степени способствовать решению стратегических задач: завоеванию новых рынков, увеличению объемов продаж и т.д.

Тактика цен организации должна обеспечить оптимальную реакцию определенной группы потребителей в условиях жесткой конкуренции. При определении цены необходимо исходить из научно обоснованной структуры отпускной цены, особенно в тех случаях, когда организация выходит на рынок с новыми продуктами. Актуален также многоступенчатый подход формирования отпускной цены. Он позволит достигать оптимальные результаты по сегментации рынка и планированию рыночного ассортимента оказываемых услуг. Строго определенной методологии определения отпускной цены не существует [3, с. 45].

При разработке методики ценообразования в конкретной организации  необходимо учитывать следующие  основные факторы [1, с. 11]:

– Внутренние: сложившиеся цены, структура затрат прямых и косвенных, общие и конкретные цели организации, опыт установления цены, степень изученности рынка сбыта, реакция работников отдела сбыта.

Информация о работе Ценовая политика: сущность, цели, методы