Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 22:46, курсовая работа
В условиях современной рыночной экономики на различных этапах финансово-хозяйственной деятельности, предприятия сталкиваются с проблемой возникновения дебиторской и кредиторской задолженности. Ведь основной задачей их является получение прибыли, поэтому перед финансовыми службами и руководством предприятия встает вопрос о снижении дебиторской и кредиторской задолженности, высокий уровень которой может снизить финансовую устойчивость предприятия.
Управление дебиторской задолженностью - важная часть краткосрочной финансовой политики организации. Оно прямо влияет на прибыльность предприятия. Помимо очевидных соображений, состоящих в том, что чем быстрее покупатель оплатит товар, тем быстрее полученные деньги будут вложены в оборот организации, следует помнить, что наличие дебиторской задолженности порождает издержки организации, явные и неявные. К последним надо отнести потерянные проценты от неэффективных инвестиций, омертвленных в долго не оплачиваемой дебиторской задолженности. Высокий уровень этих издержек снижает и бухгалтерскую, и экономическую прибыль предприятия.
Эффективное управление дебиторской задолженностью также является важнейшей характеристикой ликвидности организации, так как чем меньше средств омертвляется в дебиторской задолженности, чем меньше у нее «плохих» долгов, тем короче цикл денежного обращения, тем быстрее и аккуратнее она сама оплачивает свои обязательства. И кредиторы, и рейтинговые агентства будут внимательно изучать дебиторскую задолженность компании, решая вопросы ее кредитоспособности, ее кредитного рейтинга.
Соответственно, задача управления дебиторской задолженностью состоит в ускорении платежей со стороны клиентов организации, снижении «плохих» долгов (т.е. таких долгов, выплаты по которым сомнительны или уже точно не поступят), в проведении эффективной политики продаж и продвижения на рынке.
Политика управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления использованием оборотного капитала и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.
В целях эффективного управления над дебиторской задолженностью на предприятиях должна разрабатываться и осуществляться особая финансовая политика управления дебиторской задолженностью.
Управление дебиторской задолженностью включает в себя следующие направления деятельности:
- контроль над образованием и состоянием дебиторской задолженности;
- определение
политики предоставления
- анализ и ранжирование клиентов (на основе кредитных историй);
- контроль
расчетов с дебиторами по
- прогноз поступлений денежных средств от дебиторов (на основе коэффициентов инкассации);
- определение
приемов ускорения
Делая обобщение,
можно сделать вывод, что в
основе управления дебиторской задолженностью
лежит два подхода: сравнение
прибыли, связанной с той или
иной схемой спонтанного финансирования,
с затратами и потерями, возникающими
при изменении политики реализации;
сравнение и оптимизация
Управление кредиторской задолженностью - это оптимизация суммы задолженности организации перед другими юридическими лицами и физическими лицами. Процесс разработки политики управления кредиторской задолженностью включает этапы:
1. Выбор
поставщика (солидность, возможность
установления долгосрочных
2. Контроль
своевременности расчетов (превышение
предельного срока оплаты
3. При обнаружении фактов неспособности предприятия обслуживать и погашать имеющиеся обязательства предприятие может применить реструктуризацию кредиторской задолженности.
К способам
реструктуризации кредиторской задолженности,
предусмотренным Гражданским
4. Защита страхованием. Важно прибегнуть к страхованию кредитов, эта мера против непредвиденных потерь безнадежного долга. При решении, приобретать ли такую защиту, необходимо оценить ожидаемые средние потери безнадежного долга, финансовую способность компании противостоять этим потерям и стоимость страхования. Условиями договора страхования может быть предусмотрено внесение страховой премии единовременно и в рассрочку с установлением сроков уплаты и суммы платежа.
5. В условиях инфляции всякая отсрочка платежа приводит к тому, что предприятие реально получает лишь часть стоимости выполненных работ, необходимо расширить систему авансовых платежей.
6. Выбор момента расчета с конкретным кредитором в конкретной ситуации (скидка при быстрой оплате).
7. Факторинг - операция, в результате которой специализированная компания (фактор-фирма) приобретает у фирмы-поставщика дебиторскую задолженность, т.е. право на получение платежа от покупателя продукции. Тем самым поставщик не только получает денежные средства в оплату проданной продукции, но и освобождается от риска кредитования своего клиента, связанного с возможной выплатой долга.
8. Проведение сравнительного анализа величины кредиторской задолженности с величиной дебиторской задолженности (значительное повышение последней создает угрозу финансовой устойчивости организации, делает необходимым для погашения возникающей кредиторской задолженности привлечение дополнительных источников финансирования;)
9. Анализ фактических потерь, связанных с непогашением кредиторской задолженности.
Одним из важнейших показателей, характеризующих эффективность управления кредиторской задолженностью, является коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности. Он определяется отношением выручки от реализации продукции к среднему размеру за рассматриваемый период кредиторской задолженности. Длительность оборота кредиторской задолженности рассчитывается делением количества дней в периоде, обычно за год, на коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности. При планировании кредиторской задолженности необходимо рассчитывать длительность оборота кредиторской задолженности по месяцам. Финансовый менеджер осуществляет непрерывный мониторинг кредиторских счетов по месяцам или за более короткие периоды времени. Сравнивая месячные данные со среднегодовыми показателями кредиторской задолженности, можно быстро и оперативно принимать решения по улучшению позиций с кредиторскими долгами внутри года, квартала или месяца.
В
первой главе было рассмотрено
понятие, сущность и класификация
дебиторской и кредиторской
2. ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ОБЩЕСТВА «ЧЕРЕВКОВСКОЕ»
2.1 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ОБЩЕСТВА «ЧЕРЕВКОВСКОЕ»
Потребительское общество «Черевковское» - добровольное объединение граждан и юридических лиц, созданное на основе членства путем объединения его членами (пайщиками) имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов. [3] Создано 11 ноября 1993 года в соответствие с Федеральным законом от 19 июня 1992 года №3085-I «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации». Местонахождение: Архангельская область, Красноборский район, С. Черевково, ул. Первомайская, д.13.
ПО «Черевковское» руководствуется в своей деятельности Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом « О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», а также настоящим Уставом. ПО «Черевковское» обладает правами юридического лица с момента его государственной регистрации в установленном порядке, имеет расчетный и иные счета в учреждениях банков, печать и штамп со своим наименованием и указанием места нахождения ПО «Черевковское», бланки установленного образца, товарный знак и знаки обслуживания.
ПО «Черевковское»» имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде и арбитраже.
Общество
имеет гражданские права и
несет гражданские обязанности,
необходимые для осуществления
любых видов деятельности, не запрещенных
федеральными законами, в соответствии
с целью и предметом
Основной целью создания ПО «Черевковское» является осуществление коммерческой деятельности для извлечения прибыли.
Основной вид деятельности розничная торговля в неспециализированных магазинах преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями.
Предметом
деятельности ПО «Черевковское»
- розничная
торговля пищевых продуктов,
- розничная торговля ювелирными изделиями;
- розничная торговля алкогольных напитков и пива;
- производство
хлеба и кондитерских мучных
изделий недлительного
- сбор грибов лесных, ягод, плодов и орехи дикорастущие;
- рестораны и кафе;
- доставка товаров по магазинам;
- услуги парикмахерской.
К основным ресурсам предприятия ПО «Черевковское» относятся:
- финансы - самый важный ресурс, без которого не может существовать ни одно предприятие. У Общества они представляют собой собственный и заёмный капитал;
-оборудование: электрические печи, тестомес, мукосеетель, натирочная машина, большая бараночная машина, расстоичнный шкаф, холодильники, витрины, компьютеры, офисная мебель, стеллажи, трактор, автомобили и т.д.;
- кадры: всего на предприятии работает 67 человек. Из них: 52 - работники основного производства, 13 человек - руководители, специалисты, служащие;
- ТМЦ: сырье, упаковочные материалы, ГСМ и т.д.
Рисунок 2 – Организационная структура ПО «Черевковское»
Как видно из приведенного выше рисунка, структура управления ПО «Черевковское» является линейной, на это указывает тот факт, что во главе производственной структуры предприятия стоит председатель правления. В его непосредственном подчинении находятся три заместителя – заместитель председателя, главный бухгалтер; заведующий торговым отделом; директор хлебопекарни. В свою очередь каждый из них имеет свою иерархию подчиненных. В настоящее время штат сотрудников ПО « Черевковское» не укомплектован всеми необходимыми сотрудниками. Например, на хлебопекарне не хватает еще 2-х пекарей, в торговом отделе нужен ещё 1 товаровед, в рабочей категории не хватает продавцов, рабочих, водителей.
Уставный
капитал является основным источником
формирования собственных средств
предприятия и представляет совокупность
средств, первоначально вложенных
в предприятие его
2.2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО «ЧЕРЕВКОСКОЕ»
Финансово-хозяйственные операции в ПО «Черевковское» представляют собой отдельные действия, вызывающие изменения в объеме, составе, размещении и использовании средств, а также в составе и назначении источников этих средств.
В нашем
случае будет рассматриваться
Финансовое состояние предприятия ПО «Черевковское» характеризуется размерами и использованием активов и источниками их формирования (собственного капитала и обязательств), т.е. пассивов.
Огромное значение для оценки динамики финансового состояния имеет рассмотрение структуры баланса.
Анализ
показателей баланса позволяет
установить темпы роста, что важно
для финансового состояния
Таблица 1 – Анализ структуры и показателей баланса
Покзатели |
Значение показателя |
Изменение | |||
Актив |
2010, тыс.руб. |
К валюте баланса,% |
2011, тыс.руб. |
К валюте баланса,% |
В тыс.руб. |
1.Внеоб активы |
2175 |
41,3 |
1980 |
28,6 |
-195 |
2.Оборотные активы, в т.ч |
3022 |
57,3 |
4864 |
70,3 |
1842 |
а)запасы |
2486 |
47,2 |
4775 |
69,0 |
2289 |
б)дебит. задолж. |
250 |
4,7 |
72 |
1,04 |
-178 |
в)ден средства |
286 |
5,4 |
17 |
0,25 |
-269 |
Пассив |
|||||
3. Капитал и резервы |
3675 |
69,7 |
4844 |
70,0 |
553 |
4.Краткосрочные кредиты и |
913 |
17,3 |
920 |
70,0 |
7 |
6.Кредит. задол-ть и пр. пассивы. |
2762 |
52,4 |
3924 |
56,7 |
1162 |
Валюта баланс |
5272 |
100 |
6919 |
100 |
1647 |
Информация о работе Дебиторская и кредиторская задолженность