Делегирование полномочий и ответственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 20:58, курсовая работа

Описание работы

Сегодня руководитель не в состоянии единолично решать все возникающие управленческие проблемы, даже непосредственно входящие в круг его служебных обязанностей, поскольку их слишком много, они разнообразны и специфичны, а его знания, опыт и имеющийся запас времени ограничены. Одним из эффективных способов регулировать количество выполняемой работы может стать ДЕЛЕГИРОВАНИЕ – передача полномочий подчиненным. Начальник должен научиться делегировать свои полномочия. Чем больше полномочий и ответственности руководитель дает подчиненным, тем выше его способность руководить людьми. Все вышеназванное определяет актуальность темы реферата. Целью работы является раскрытие методов делегирования полномочий и ответственности в системе менеджмента.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Делегирование полномочий и ответственности на современном этапе развития менеджмента 2
1.1 Понятие и сущность делегирования полномочий. Полномочия и их виды 2
1.2 Централизация и децентрализация управления 5
1.3 Основные принципы делегирования полномочий 8
Глава 2. Препятствия на пути осуществления метода делегирования полномочий и эффект при их ликвидации 11
2.1 Причины низкой эффективности делегирования. Факторы, повышающие эффективность делегирования 11
2.2 Делегирование полномочий: единство доверия и требовательности 13
Заключение 15

Файлы: 1 файл

Реферат № 12.docx

— 61.24 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

 

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ

 

ИНСТИТУТ  МЕНЕДЖМЕНТА

Кафедра общего менеджмента и предпринимательства

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Менеджмент» на тему № 12

«ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ»

 

 

 

 

 

Исполнитель:                                                                                                  Борисова студентка группы ДМА-202         «_____»________2011 г.   Юлия Владимировна             

 

Научный руководитель:

кандидат экономических наук,                                                                     Гусева                                                                                      

доцент  кафедры  ОМиП МЭСИ     «_____»________2011 г.    Елена Петровна                                                       

 

 

 

Москва  2011

Оглавление

Введение 2

Глава 1. Делегирование  полномочий и ответственности на современном этапе развития менеджмента 2

1.1 Понятие и сущность делегирования полномочий. Полномочия и их виды 2

1.2 Централизация и децентрализация управления 5

1.3 Основные принципы делегирования полномочий 8

Глава 2. Препятствия  на пути осуществления метода делегирования  полномочий и эффект при их ликвидации 11

2.1 Причины  низкой эффективности делегирования.  Факторы, повышающие эффективность  делегирования 11

2.2 Делегирование  полномочий: единство доверия и  требовательности 13

Заключение 15

 

 

Введение

За последнее столетие в структуре общества произошло важное изменение. Вместо индивидуалов, работающих в основном на самих себя, общество теперь состоит из больших групп людей, работающих в организациях различных типов: на заводах, фабриках, в правительственных учреждениях, в больницах, университетах и школах, гостиницах, вооруженных силах, в банках и т. д. Если организации хорошо управляются, это означает, что люди, составляющие наше общество, будут преуспевать. И напротив: если эти организации и занятые в них работники находятся под плохим руководством, пострадают все люди. Следовательно, хорошее управление является ключом к благоденствию современного общества.

Сегодня руководитель не в состоянии  единолично решать все возникающие  управленческие проблемы, даже непосредственно  входящие в круг его служебных  обязанностей, поскольку их слишком  много, они разнообразны и специфичны, а его знания, опыт и имеющийся  запас времени ограничены.

Одним из эффективных способов регулировать количество выполняемой  работы может стать ДЕЛЕГИРОВАНИЕ  – передача полномочий подчиненным. Начальник должен научиться делегировать свои полномочия. Чем больше полномочий и ответственности руководитель дает подчиненным, тем выше его способность  руководить людьми. Все вышеназванное определяет актуальность темы реферата. Целью работы является раскрытие методов делегирования полномочий и ответственности в системе менеджмента.

 

 

 

 

Глава 1. Делегирование  полномочий и ответственности на современном этапе развития менеджмента

    1. Понятие и сущность делегирования полномочий. Полномочия и их виды

 

Сегодня к делегированию  полномочий подталкивают потребности  компаний. Ключом к успеху являются: быстрая реакция на требования клиентов, надежные межуровневые и межфункциональные связи в компаниях, а также необходимость использовать местные, мгновенно возникающие и исчезающие возможности, что требует решительной децентрализации процессов принятия решений.

Степень децентрализации  управления определяется степенью предоставления полномочий или прав принятия самостоятельных  решений управляющим отделениями, т.е. имеет место делегирование полномочий.

Делегирование, как термин, используемый в теории управления, означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.1

Суть  делегирования состоит в том, что руководитель предоставляет подчиненным свободу действий в решении тех или иных вопросов, специальных заданий, т.е. передает им часть своих полномочий, при этом всю ответственность, как правило, продолжает нести этот руководитель.

Таким образом, делегирование представляет собой  средство, при помощи которого руководство  распределяет среди сотрудников  бесчисленные задачи, которые должны быть выполнены для достижения целей  всей организации.

 

Обычно делегируются: специализированная деятельность, рутинная работа, частные  вопросы деятельности, подготовительные работы (проекты и т.п.).

Не подлежат делегированию: постановка целей, принятие решений по выработке политики предприятия, контроль результатов и т.п., задачи особой важности, задачи высокой степени риска, необычные, исключительные дела, актуальные, срочные дела, не оставляющие времени для объяснения и перепроверки.

Достоинство делегирования  полномочий заключается, прежде всего, в том, что оно способствует формированию в коллективе атмосферы творческого  труда. Работник, которому делегированы определенные полномочия, получает самостоятельный  участок и отвечает перед своим  руководителем за него (т.е. на него возлагается определенная ответственность), что само по себе является мобилизующим фактором.

Делегирование базируется на полномочиях и ответственности.

Ответственность представляет собой обязательство выполнять имеющиеся задачи и отвечать за их удовлетворительное разрешение. Ответственность означает, что работник отвечает за результаты выполнения задачи перед тем, кто передает ему полномочия.2

Поскольку ответственность  представляет собой обязательство, которое отдельный работник берет  на себя, то он не может ее делегировать или передавать своему подчиненному. Работник, на которого возложена ответственность  за решение какой-либо задачи, не обязан выполнять ее лично, но он останется  ответственным за удовлетворительное (неудовлетворительное) завершение работы.

Важно осознать, что делегирование  реализуется только в случае принятия полномочия, и собственно ответственность не может быть делегирована.

Полномочие - это организационно закрепленное ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия ее работников на выполнение делегируемых задач.3

Полномочия не следует  смешивать с властью, под которой  понимают реальную способность действовать  или возможность влиять на ситуацию. Полномочия определяют, что лицо, занимающее определенную должность, имеет право делать. Власть определяет, что оно действительно может делать. Можно иметь власть, не имея полномочий.

Различают два вида полномочий:

    1. Линейные полномочия
    2. Штабные полномочия

Линейные  полномочия - это полномочия, передаваемые непосредственно от начальника к подчиненному и далее другому подчиненному.

Линейные полномочия выражают существующую в организации систему  властных отношений между руководством и подчиненными. Делегирование линейных полномочий создает иерархию уровней управления организации, называемую цепью команд.

Штабные полномочия - это право советовать или помогать руководителям, наделенным линейными полномочиями, а также штабному персоналу.

Рекомендательные  полномочия штабного аппарата являются наиболее ограниченными и сводятся в основном к консультированию линейного руководства. Введение процедуры обязательного согласования обеспечивает расширение рекомендательных полномочий и обязывает линейное руководство согласовывать определенный круг решений со штабным аппаратом

Параллельные  полномочия представляют собой дальнейшее расширение штабных полномочий и включают право отклонять определенные решения линейного руководства.

Функциональные  полномочия означают представление штабному аппарату прав как предлагать, так и запрещать определенные действия в пределах своей компетенции.

    1. Централизация и децентрализация управления

 

Делегирование полномочий является составной частью децентрализации. Главная цель делегирования полномочий — сделать возможной децентрализацию  управления организацией. Это необходимо делать, когда масштабы управления слишком велики и сам процесс включает в себя передачу полномочий нижестоящим руководителям на выполнение специальных заданий. Передаются лишь полномочия. Всю ответственность продолжает нести старший руководитель.

От масштаба полномочий зависит  степень централизации и децентрализации. Централизация означает концентрацию задач управления, а децентрализация - разделение задач по определенным признакам.

Централизация характеризуется  отсутствием передачи полномочий и  известными пределами компетентности, что ведет к снижению оперативности  в принятии решений. Излишняя централизация  ущемляет развитие инициативы представителей низшего звена руководителей.

Факторы, определяющие степень децентрализации управления включает в себя следующее:

    • восприимчивость к новым идеям;
    • готовность передать решение незначительных вопросов низшему звену управления;
    • готовность доверять низшему звену управления;
    • стремление осуществлять лишь общий контроль (а не почасовой, ежедневный).

Полномочия в системе  управления распределяются не всегда равномерно, они могут быть по тем  или иным причинам сосредоточены  преимущественно на верхних или  на нижних ее "этажах".

Тогда в первом случае имеет  место централизация управленческих полномочий, а во втором их децентрализация. При этом нужно иметь в виду, что все полномочия не могут быть централизованы или децентрализованы.

Полной централизации  препятствует то, что люди располагают  лимитированными ресурсами времени, знаний, опыта и могут одновременно решать лишь определенное число проблем, усваивать ограниченный объем информации. Полная децентрализация невозможна из-за того, что организация потеряет управляемость и попадет в  состояние хаоса.

Факторы, влияющие на соотношение централизации  и децентрализации. Среди них можно выделить следующие:

    • величина затрат (что может быть выражено в деньгах, престиже или мерах субъективного свойства);
    • степень унификации. Желаемый уровень единообразия может быть более эффективно достигнут с помощью укрепления централизации;
    • размеры предприятия. На крупных предприятиях решения принимаются большим числом руководителей разного уровня, которые сложно координировать. Там, где полномочия рассредоточены, решения принимаются более оперативно
    • философия менеджмента. Руководители могут предпочитать авторитарную структуру управления, где все решения принимаются высшим руководством, или децентрализованную систему, где руководители всех уровней по своему усмотрению определяют сферу полномочий;
    • наличие подходящего руководителя. При отсутствии менеджеров требуемого уровня целесообразно сосредоточить полномочия в высших звеньях управления;
    • использование приемов контроля. Чем выше возможности контролирования, тем большей степени децентрализации можно достичь;
    • характер деятельности организации. Если осуществляемые коммерческие операции распространяются на большие географические районы, то потребуется и большая степень децентрализации;
    • влияние внешней среды. Имеются в виду, например, политика правительства в области ценообразования, доходов или какие-либо ограничения на использование рабочей силы. Эти причины могут уменьшить степень децентрализации управления организацией, но их четкое формулирование может содействовать решению проблемы.

Организации, в которых  руководство высшего звена оставляет  за собой большую часть полномочий, необходимых для принятия важнейших  решений, называются централизованными.

Децентрализованные организации - это такие организации, в которых  полномочия распределены по нижестоящим  уровням управления.

На практике, однако, не встречается  полностью централизованных или  децентрализованных организаций. Степень  централизации варьируется от организации, где большая часть (если не все) полномочия, необходимые для принятия важнейших  решений, остаются на высшем уровне управления, до организации, где большая часть таких прав и полномочий делегируется нижестоящим уровням управления. Разница состоит лишь в относительной степени делегирования прав и полномочий. Поэтому любая организация может быть названа централизованной или децентрализованной лишь в сравнении с другими организациями или в сравнении с собой же, но в другие периоды.

Информация о работе Делегирование полномочий и ответственность