Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 14:35, реферат
Чтобы планы были реализованы, кто-то, очевидно, должен фактически выполнить каждую из задач, вытекающих из целей организации. Для этого руководство обязано найти эффективный способ сочетания ключевых переменных, характеризующих задачи и людей. Постановка целей и обеспечение их политикой, стратегией, процедурами и правилами способствует решению этой задачи
Поэтому, сохраняя за собой выработку стратегии, контроль и общее управление, он передает решение менее значительных проблем, необходимые для этого права и сопряженную с ними ответственность подчиненным, обладающим необходимыми знаниями, опытом, заинтересованностью принять участие в управлении.
1. Введение……………………………………………………………………...2
2. Делегирование……………………………………………………………...2
2.1. Понятие делегирования…………………………………………………..2
2.2. Цели делегирования………………………………………………………3
2.3. Этапы делегирования……………………………………………………..4
2.4. Проблема делегирования «Только не я!» и «Я сам!» ………………4
2.5. Значение делегирования…………………………………………………..7
3. Понятие ответственности…………………………………………………..8
4. Понятие полномочий………………………………………………………..9
4.1. Типы полномочий……………………………………………………………10
4.2. Распределение полномочий………………………………………………13
4.3. Основные принципы делегирования полномочий……………………14
5. Делегирование полномочий и ответственность: иллюстрация…..…..17
6. Заключение…………………………………………………………………….18
7. Использованная литература………………………………………………...19
Содержание
1. Введение…………………………………………………………
2. Делегирование……………………………………………
2.1. Понятие делегирования……………………………………………
2.2. Цели делегирования………………………………
2.3. Этапы делегирования……………………………
2.4. Проблема делегирования «
2.5. Значение
делегирования……………………………………………
3. Понятие
ответственности………………………………………
4. Понятие
полномочий……………………………………………………
4.1. Типы
полномочий……………………………………………………
4.2. Распределение полномочий………………………………………………13
4.3. Основные принципы делегирования полномочий……………………14
5. Делегирование полномочий и ответственность: иллюстрация…..…..17
7. Использованная
литература………………………………………………..
1. Введение
Чтобы планы были реализованы,
кто-то, очевидно, должен фактически выполнить
каждую из задач, вытекающих из целей
организации. Для этого руководство
обязано найти эффективный
Поэтому, сохраняя за собой выработку стратегии, контроль и общее управление, он передает решение менее значительных проблем, необходимые для этого права и сопряженную с ними ответственность подчиненным, обладающим необходимыми знаниями, опытом, заинтересованностью принять участие в управлении. В результате в рамках управленческой структуры происходит расщепление и рациональное перераспределение прав, обязанностей и ответственности между ее субъектами.
Этот процесс, принципы которого были разработаны в 1920-х гг. отечественным ученым П.М. Керженцевым, получил сегодня широкое распространение на Западе под названием "делегирование полномочий и ответственности".
Цель данного реферата — раскрыть понятие делегирования полномочий и ответственность и показать значение делегирования полномочий и ответственности на современном этапе.
2.1 Понятие делегирования.
Делегирование — это процесс передачи и приема полномочий и ответственности. Чтобы быть успешным, он, прежде всего, должен быть двусторонним. Часто бывает так, что руководитель готов делегировать и не проверяет, произошел ли со стороны сотрудника прием полномочий и ответственности. Самого же приема может не быть по нескольким причинам, например, работник не понял или неправильно понял, какие перед ним поставлены цели; руководитель не мотивировал его или мотивировал неверно; ресурсы отсутствуют или их недостаточно. Кроме того, соблюдая внешнюю, формальную канву делегирования, реально руководитель может не передавать полномочий.
Борис — новый руководитель IT-отдела крупной компании. Он замечательный специалист в своем деле, но руководителем работает недавно. Двое сотрудников отдела часто не добиваются поставленных перед ними целей, хотя в работе заинтересованы и стараются делать ее хорошо.
Как оказалось, они не до конца понимают специфику цели. Квалификация и специализация сотрудников существенно отличается от уровня подготовленности Бориса, а он не адаптирует постановку целей к их уровню знаний и навыков и не проверяет правильность понимания задачи. Подчиненные же стесняются спросить, боясь показаться некомпетентными.
2.2 Цели делегирования.
Разгрузить вышестоящих
руководителей, освободить их от текучки
и создать наилучшие условия
для решения стратегических и
перспективных задач |
Повысить дееспособность нижестоящих звеньев. |
Активизировать
«человеческий фактор», увеличить
вовлеченность и |
Делегирование представляет собой средство, при помощи которого руководство распределяет среди сотрудников бесчисленные задачи, которые должны быть выполнены для достижения целей всей организации. Если существенная задача не делегирована другому человеку, руководитель вынужден будет выполнять ее сам. Это, конечно, во многих случаях просто невозможно, так как время и способности руководителя ограничены. Более важным является то, что сущность управления заключается в умении «добиться выполнения работы другими». Поэтому, в подлинном смысле слова, делегирование представляет собой акт, который превращает человека в руководителя.
2.3 Этапы делегирования.
I этап — поручение работникам индивидуальных конкретных заданий;
II этап — предоставление соответствующих полномочий и ресурсов подчиненным;
III этап — формулирование обязательств подчиненных выполнить порученные им задания.
2.2. Проблема делегирования «Только не я!» и «Я сам!»
Нередко делегирование тормозится из-за барьеров, возникающих со стороны руководителя. Что это за барьеры и как их преодолевать?
Елена недавно стала руководителем небольшой секции бухгалтерии. В ее подчинении оказалось три сотрудника, с которыми раньше она работала на равных. Когда главный бухгалтер и HR решали, кого продвигать, они учли, что у Елены самый высокий уровень квалификации, она очень ответственна и обладает лидерскими качествами. На участке Елены дела обстоят блестяще, только сама она постоянно задерживается на работе, часто приходит по выходным. Выяснилось, что она, будучи гиперответственным человеком, все перепроверяла за подчиненными, а во многих случаях и переделывала за них.
В результате — перегрузка. Менеджер по персоналу предложил такие шаги: разговор с Еленой, объяснение тупикового характера этого пути. Затем оценка квалификации и лояльности сотрудников. Возможно, их необходимо подучить. А самой Елене дать возможность пройти тренинг по делегированию, мотивации и контролю.
В срыве делегирования бывает «виноват» не только руководитель, но и подчиненный. Что чаще всего мешает сотруднику принимать полномочия и ответственность?
2.5. Значение делегирования
Делегирование полномочий
имеет ряд положительных
Ø Руководитель освобождается от выполнения рутинной работы и получает время для решения творческих вопросов;
Ø Делегирование полномочий является своеобразной формой повышения квалификации сотрудников и способствует максимальному использованию их знаний и опыта;
Ø Делегирование является большим стимулом в работе подчиненных, которые начинают чувствовать себя хозяевами на участках работы, поощряет инициативу, приучает к самостоятельности и готовит людей к перемещению на более высокие должности.
Делегирование, несмотря
на свое фундаментальное значение,
является одной из наиболее непонятых
и неправильно применяемых
Делегирование базируется на полномочиях и ответственности.
3. Понятие ответственности
Ответственность — это обязательство работника выполнять делегируемые ему задачи и отвечать за их удовлетворительное решение.
Под обязательством мы понимаем то, что от индивида ожидается выполнение конкретных рабочих требований, когда он занимает определенную должность в организации. Фактически, индивид заключает контракт с организацией на выполнение задач данной должности в обмен на получение определенного вознаграждения. Ответственность означает, что работник отвечает за результаты выполнения задачи перец тем, кто передает ему полномочия. Например, при оформлении на работу в качестве рабочего на линии сборки фирмы «Сони» поступающему назначается (делегируется) задача монтажа печатных плат в телевизорах. Принимая эту работу и вознаграждение за нее, рабочий косвенным образом соглашается выполнять ее способом, удовлетворительным для фирмы «Сони». Беря на себя эту ответственность, рабочий должен разобрать и заново собрать телевизор в случае своей ошибки. Поскольку рабочий считается ответственным за точное исполнение задачи, начальник имеет право требовать объяснений или исправления плохо сделанной работы.
Важно осознать, что делегирование реализуется только в случае принятия полномочий, и собственно ответственность не может быть делегирована. Руководитель не может размывать ответственность, передавая ее подчиненному. Хотя лицо, на которое возложена ответственность за решение какой-либо задачи, не обязано выполнять ее лично, оно остается ответственным за удовлетворительное завершение работы. Например, руководитель хирургической бригады делегирует многие важные обязанности медицинским сестрам. Но, если пациент умрет из-за того, что сестра выбрала неправильную группу крови для переливания, ответственным за это будет оперирующий хирург и его привлекут к суду за преступную небрежность. Аналогичным образом, если торговый агент не выполнит своих плановых заданий на год и в результате отдел сбыта также не выполнит свой план, руководитель отдела сбыта, а не торговый агент, должен держать ответ перед коммерческим директором.
Информация о работе Делегирование полномочий и ответственность