Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 16:17, курсовая работа
Целью данной работы является сравнение аргументов «за» и «против» делегирования полномочий и выработка на основе него рекомендаций по принятию делегирования или отказе от него.
Задачи данной работы:
1. Дать определение централизации и децентрализации полномочий.
2. Рассмотреть основные цели, принципы и правила делегирования полномочий.
3. Рассмотреть наиболее типичные ошибки, возникающие при делегировании.
4. Проанализировать аргументы «за» и «против» делегирования полномочий и определить, что предпочтительнее.
5. Рассмотреть рекомендации для более эффективного делегирования полномочий.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретическое содержание понятия «делегирование полномочий»...6
1.1.Делегирование как средство децентрализации полномочий. Сущность и принципы………………………………………………………………………..6
1.2. Цели, процесс и методы делегирования полномочий…………...….. .21
1.3. Препятствия и ошибки при осуществлении делегирования…….…...27
Глава 2. Делегирование задач и полномочий на примере ЗАО «Группа Компаний «Связной»……………………………………………………………33
2.1. Краткая характеристика предприятия ЗАО «Группа Компаний «Связной»……………………………………………………………………… 33
2.2 Процесс делегирования задач в ЗАО «Группа Компаний «Связной» и рекомендации по совершенствованию процесса……………………………...37
Заключение………………………………………………………………………40
Библиографический список……………………………………………………..43
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретическое содержание понятия «делегирование полномочий»...6
1.1.Делегирование
как средство децентрализации
полномочий. Сущность и принципы…………………………………………………………
1.2. Цели,
процесс и методы
1.3. Препятствия и ошибки при осуществлении делегирования…….…...27
Глава
2. Делегирование задач и полномочий
на примере ЗАО «Группа Компаний «Связной»………………………………………………………
2.1. Краткая характеристика
2.2 Процесс делегирования задач
в ЗАО «Группа Компаний «
Заключение……………………………………………………
Библиографический список……………………………………………………..43
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня большинство руководителей
уверено в правильности утверждения
«доверяй, но проверяй». При небольшом
количестве подчиненных такое положение
дел может и не быть критическим, однако,
когда их количество исчисляется сотнями,
именно это порочное утверждение приводит
к тому, что начальник проводит на работе
гораздо больше времени, проверяя и перепроверяя,
доделывая и переделывая то, что выполнили
подчиненные. Тогда как количество несделанных
дел - величина постоянная, не зависящая
от времени, проведенного на рабочем месте.
Проблема нехватки
рабочего времени и увеличения эффективности
работы руководителя может быть решена
с помощью делегирования полномочий.
Однако зачастую делегирование полномочий
не только не решает вышеназванные проблемы,
но и само может стать проблемой для организации.
Известно, что неумелое делегирование
полномочий может пагубно повлиять на
социально-психологический климат, а,
следовательно, на всю организацию в целом.
Более того, проблема
делегирования полномочий - это один из
вечных вопросов менеджмента, знакомый
многим еще с советских времен. Сегодня
в изменившихся экономических условиях
руководители компаний вновь пытаются
найти решение этой проблемы. Большинство
современных руководителей охотно признают
актуальность и значимость делегирования
полномочий в процессе управления персоналом.
Однако, когда речь заходит о конкретной
ситуации, многие тут же стремятся доказать
собеседнику, что механизм делегирования
полномочий или не функционирует, или
не применим к их участку работы. Главным
аргументом становятся жалобы на недостаточную
компетентность подчиненных. В результате
такого отношения руководитель оказывается
перегружен оперативными задачами, так
что ему буквально «некогда поднять голову».
Бизнес не получает стратегического развития,
упускаются выгодные возможности, а сам
менеджер часто расплачивается за отказ
делегировать полномочия своим свободным
временем, семейными отношениями, наконец,
здоровьем.
Основными понятиями,
связанными с делегированием полномочий
являются:
1. Делегирование как термин, используемый
в теории управления, означает передачу
задач и полномочий лицу, которое принимает
на себя ответственность за их выполнение.
2. Полномочия, которые представляют собой
ограниченное право использовать ресурсы
организации и направлять усилия некоторых
ее сотрудников на выполнение определённых
задач.
3. Ответственность, представляющая собой
обязательство выполнять имеющиеся задачи
и отвечать за их удовлетворительное разрешение.
Под обязательством понимается то, что
от индивида ожидается выполнение конкретных
рабочих требований, когда он занимает
определенную должность в организации.
Ответственность означает, что работник
отвечает за результаты выполнения задачи
перед тем, кто передает ему полномочия.
Целью данной работы
является сравнение аргументов «за» и
«против» делегирования полномочий и
выработка на основе него рекомендаций
по принятию делегирования или отказе
от него.
Задачи данной работы:
1. Дать определение централизации и децентрализации
полномочий.
2. Рассмотреть основные цели, принципы
и правила делегирования полномочий.
3. Рассмотреть наиболее типичные ошибки,
возникающие при делегировании.
4. Проанализировать аргументы «за» и «против»
делегирования полномочий и определить,
что предпочтительнее.
5. Рассмотреть рекомендации для более
эффективного делегирования полномочий.
Предметом данной
работы являются положительные и отрицательные
стороны делегирования полномочий, объектом
– процесс делегирования полномочий.
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ
«ДЕЛЕГИРВОАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ»
1.1.
ДЕЛЕГИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО
ПОЛНОМОЧИЙ. СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ
Делегирование, как термин, используемый в теории управления, означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение1. Главная цель делегирования задач и полномочий — сделать возможной децентрализацию управления организацией. Это необходимо делать, когда масштабы управления слишком велики, и сам процесс включает в себя передачу полномочий нижестоящим руководителям на выполнение специальных заданий. Передаются лишь полномочия. Всю ответственность продолжает нести старший руководитель.
От масштаба полномочий зависит степень централизации и децентрализации. Централизация означает концентрацию задач управления, а децентрализация — разделение задач по определенным признакам.
При
отсутствии делегирования
Факторы,
определяющие степень
Полномочия в системе
Это неизбежно приводит к тому, что централизация в одном отношении требует одновременно обратного процесса в другом. Так, излишнее сосредоточение решения тех или иных проблем в вышестоящей управленческой структуре обусловит то, что большинство из них неизбежно будет приниматься на ее нижних этажах, что отнюдь не прибавит им качества, зато снизит оперативность и усилит бюрократизацию управления.
Можно сказать, что степень децентрализации прямо пропорциональна степени делегирования полномочий на предприятии (в организации, офисе и т.д.)
В условиях
существования гигантских предприятий
с массовым выпуском однородной продукции
тенденция к централизации
Во-первых, в усилении стратегической направленности управленческого процесса и обеспечении при необходимости концентрации ресурсов на ключевых направлениях деятельности организации. Во-вторых, в устранении неоправданного дублирования управленческих функций, приводящем к экономии соответствующих затрат (например, вместо бухгалтерии в каждом подразделении в фирме создается единая бухгалтерия с меньшим штатом сотрудников). В-третьих, в концентрации процесса принятия решений в руках тех, кто лучше знает общую ситуацию, имеет больший кругозор, знания, опыт.
Однако централизация полномочий имеет свою оборотную сторону: затрачивается много времени на передачу информации, в процессе чего значительная часть ее теряется или искажается; важнейшие решения принимаются лицами, оторванными от жизни и плохо представляющими себе конкретную ситуацию, в то же время исполнители, которым ситуация хорошо знакома, от выработки и принятия решений устранены, и те навязываются им в принудительном порядке. В результате решения оказываются не достаточно качественными и неэффективно реализуются на практике.
Сегодня в условиях значительного усложнения производственных и информационных процессов, увеличения числа и степени хозяйственной самостоятельности субъектов, входящих в организации, их территориальной разбросанности, быстрого изменения конъюнктуры, роста в геометрической прогрессии числа принимаемых решений и т.п. возникла реальная потребность децентрализации процесса управления. Она позволяет, во-первых, быстро разрабатывать и принимать решения, в том числе при участии непосредственных исполнителей; во-вторых, более определенно отражать в этих решениях объективную ситуацию; в-третьих, отказаться от детальных инструкций из центра, снизив этим самым его перегрузку второстепенными проблемами и сократив информационные потоки. Однако децентрализация управления сопровождается рядом негативных последствий, которые необходимо учитывать в практической деятельности. Прежде всего, вследствие обособленности процесса принятия решений и концентрации его на нижних этажах управленческой структуры зачастую слабо учитываются или вовсе игнорируются интересы других подразделений и организации в целом, в результате чего решения часто носят тактический характер, оказываются мелкими, малоэффективными. Из-за отсутствия общих правил и процедур выработки и принятия решений "утряска" занимает много времени и далеко не всегда оказывается успешной. Наконец, децентрализация может привести к сепаратизму, наносящему огромный вред организации.
Крайней формой децентрализации управления является его полное отсутствие, что имеет место в так называемых множественных структурах — организациях конгломератного типа, в которых отсутствуют какие бы то ни было связи — информационные, технологические, организационные и даже финансовые, посредством которых формируется и распределяется централизованный фонд денежных средств — они заменяются финансовым контролем. Поскольку децентрализация не может происходить бесконечно без разрушения самой организации, в какой-то момент она сменяется обратным процессом — централизацией. Таким образом, возникают своего рода "маятниковые колебания", придающие системе управления дополнительную гибкость и устойчивость. Другим способом обуздания излишней самостоятельности подразделений является так называемая выборочная централизация, предполагающая, что, наряду с предоставлением им большей свободы действий, их руководители попадают в жесткое персональное подчинение к первому лицу организации, становясь его заместителями, а, следовательно, вынуждены, бывают в этом качестве безоговорочно подчиняться указаниям центральной власти.
Итак, преимущества централизации и децентрализации и факторы на них влияющие таковы.
Преимущества централизации:
Преимущества децентрализации:
Факторы, влияющие на соотношение централизации и децентрализации:
Информация о работе Делегирование полномочий как метод повышения качества управления