Деловая активность женщин в системе управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 14:45, реферат

Описание работы

Цель работы. Целью настоящей работы является теоретическое и практическое рассмотрение особенностей бизнес-леди в системе управления.
Задачи работы. В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать сферы деятельности женщины в системе управления.
2. Рассмотреть проблемы бизнес-леди, а также значение имиджа.
3. Охарактеризовать основные причины, побудившие женщин открыть свое дело
4. Рассмотреть сферы приложения деловой активности женщин в странах Европы и США.

Файлы: 1 файл

Referat_po_ekonom.docx

— 57.32 Кб (Скачать файл)

Введение

 

       Деловая женщина России - явление одновременно привычное и новое. Женщины дореволюционной России прекрасно заявляли о себе на складывающемся рынке; многие из них добивались успеха, не уступая первенства конкурентам - деловым мужчинам. По-видимому, сказывались такие национальные черты женщины, как самоотверженность, пренебрежение риском. 1917 год изменил рыночное понимание дела - дело стало трактоваться в связи с реальным участием человека в общественном производстве [10;213].

       Таким образом, деловыми женщинами стали все те, кто наравне с мужчинами работали на поле, в цеху, лаборатории. Деловая женщина совместила роли хранительницы семейного очага и агента процесса создания общественного продукта. Научно-технический прогресс повлек за собой профессионализацию производства. Деловые мужчины и женщины спешили приобрести высший образовательный статус - диплом об окончании вуза, а впоследствии и научную степень. Эта последняя тенденция не только сблизила шансы мужчин и женщин, но, в силу ряда причин, дала известный приоритет женщинам.

        Годы перестройки вернули понятию «дела» рыночный, предпринимательский оттенок. В обывательский обиход прочно вошло английское слово «бизнес», многозначное, но имеющее очень интересные этимологические оттенки - торговое предприятие, выгодная сделка, игра. Таким образом, социальная группа «деловых женщин» по своему составу шире, нежели группа «женщины бизнеса». В ее структуре наиболее значимыми выступают группы женщин-профессионалов и женщин-государственных служащих, каждая из которых имеет свои особенности, свой личностный типаж. Группа «женщин бизнеса» находится в стадии становления, которая нуждается в систематическом мониторинге, требует специальных исследовательских проектов.

        Предмет исследования. Таким образом, предметом исследования в настоящей работе являются особенности бизнес-леди в системе управления в современных условиях.

 

Объект исследования. Объектом исследования являются бизнес-леди в  системе управления.

Цель работы. Целью настоящей  работы является теоретическое и  практическое рассмотрение особенностей бизнес-леди в системе управления.

Задачи работы. В связи  с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

1. Охарактеризовать сферы  деятельности женщины в системе  управления.

2. Рассмотреть проблемы  бизнес-леди, а также значение  имиджа.

3. Охарактеризовать основные  причины, побудившие женщин открыть  свое дело

4. Рассмотреть сферы приложения  деловой активности женщин в  странах Европы и США.

5. Выявить особенности  российских женщин-предпринимателей.

6. Рассмотреть методы  совершенствования деятельности  бизнес-леди в системе управления 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  исследования роли женщин в системе  управления

1.1 Сферы деятельности  женщины в системе управления

      Есть определенные сферы, в которых женщина может быть весьма успешна. Например, на телевидении, в шоу-бизнесе, в моде - в тех областях, где важно, как одет человек, как он себя ведет, как общается с собеседником.

      Меньше успешных примеров в банковском деле. Женщин-руководителей там очень мало. Как исполнители они вполне хороши, но в высшем звене финансового бизнеса их почти нет. Было время, когда женщины пришли в руководство банков, но все эти структуры впоследствии разорились. Причина - жесткая конкуренция, в ней способны выжить лишь мужчины. А в том же шоу-бизнесе высока конкуренция между артистами, но между бизнесменами пока мала: профессионалов, продвигающих «шоу-товар», единицы. Поэтому женщин так много в телеиндустрии. Можно назвать хотя бы Ирену Лесневскую или Ксению Пономареву.

    Что мешает женщине в бизнесе? Фантазерство, чрезмерная эмоциональность. Масса женщин сгорела на этом. Был стабильный, налаженный бизнес, хорошие деньги, но периодически возникающее желание, взять и улететь с любимым человеком приводило к краху.

Бизнес - резкая игра, не всегда женщина может выдержать ее правила. Если просмотреть число пассажиров самолетов, в которых путешествуют бизнесмены. Деловую женщину увидишь  там редко [4;45].

Бизнес - штука тяжкая, он физически изматывает, не каждая женщина  способна выдержать. Иногда ей приходится полностью меняться психологически. Последнее время можно встретить  бизнесменш, в основном западных: внешне холеные, красивые, а на самом деле - мужики...

Приоритетны для женщин, стремящихся занять определенное положение  в бизнесе следующие области:

а) Сельское хозяйство. Да, первые ассоциации не очень приятного характера. И, конечно, покупая парфюм, о сельском хозяйстве думать как-то не хочется. Но так исторически сложилось, что Россия, в первую очередь, агропромышленная страна. Удивительно, но этот сектор у нас действительно не развит. Соответственно, именно эта отрасль сейчас выделяется экономистами как наиболее перспективная для начинающих предпринимателей.

К тому же, начинать свой бизнес в сельском хозяйстве вовсе не означает, что вам придется бросить  городскую квартиру - и ехать "в  глушь, в деревню", доить коров  и косить сено. Оказывается, нет. Наибольший спрос продукция сельского хозяйства  находит именно в городах - крупных  и не очень. Так что фермерские хозяйства, которые выращивают и  поставляют, например, фазанов, которые  прекрасно разводятся в наших  условиях, приносят неплохую прибыль. При этом их владельцы живут, как  и раньше, в городских квартирах  и не отказываются от благ цивилизации. Главное в этой области - найти  потенциального покупателя, который  был бы заинтересован именно в  вашей продукции. Если такой у  вас есть (или вы думаете, что найдете) - можете смело осваивать новый вид бизнеса [4; 78].

б) Промышленность.

Здесь основным пунктом для  того, чтобы начать свой собственный  бизнес, является все та же бизнес-идея - подумайте, как ваши "домашние" таланты могут быть применены  с пользой для дела. Быть может, вы владеете старинным семейным рецептом хлеба или умеете делать нестандартные  изделия из бисера - вариантов может  быть множество. Практика показывает, что большинство женщин-предпринимателей, работающих в промышленной сфере, начинали именно с того, что пытались превратить свое хобби или увлечение в  продукт для сбыта.

в) Непосредственная коммерция: магазины, рестораны, оптовые базы и  так далее. При этом, повторимся, необходимо учитывать, что нужно людям, а что нет. Ну, или что они хотели бы приобрести или какой услугой воспользоваться, но не могут - потому что им не предлагают. Здесь нужно принять во внимание, что потребности потенциальных покупателей товаров или услуг не так просто предугадать. Поэтому, прежде чем начинать торговлю тем или иным видов товаров или услуг, нужно детально проработать портрет потенциального потребителя, на которого вы рассчитываете: каков его доход, предпочтения, антипатии и так далее.

 

 

1.2 Проблемы бизнес-леди

 

      Проблемы бизнес-леди обществу интересны. Большое количество денег привлекает к себе внимание и раздражает. Многим хочется верить, что они, эти "богатые", "тоже плачут", что у них есть масса проблем. А все только потому, что на бизнес-леди просто невозможно не обращать внимания: они социально активны. Между тем, скажем, преподавательница музыки или инженер в Институте - не менее интересный объект для внимания психологов. И от бизнес-леди их отличает только отсутствие мелких специфических проблем. Поэтому правильнее было бы говорить о проблемах профессионально ориентированных женщин вообще, то есть женщин, которые отдают множество времени и идентифицируют себя со своей деятельностью. Ведь и у владелицы своего предприятия, и у учительницы в школе есть определенный спектр общих проблем: работа, если женщина относится к ней серьезно, отнимает у нее большое количество сил, мыслей, творческого потенциала, времени. И, соответственно, все проблемы, с которыми сталкиваются профессионально-ориентированные женщины, можно условно разделить на "рабочие" и "личные" [5;23].

1. "Как не стать трудоголиком?".

Главная проблема для работающей женщины. В эту глобальную тему входит и вопрос - "а становиться ли?". С одной стороны, это, пожалуй, наиболее безопасная из зависимостей - она порождает  уверенность в себе, жажду жизни, позволяет женщине чувствовать  себя незаурядной личностью. Но, с  другой стороны, "трудоголизм" ведет к ущербности остальных сторон жизни, прежде всего - личной, ведет к стрессам, перенапряжениям, ощущению несвободы и дискомфорта от этой зависимости. Как правило, в результате индивидуальной или групповой работы с проблемой "трудоголизма" психологи обнаруживают, что за ней прячутся совсем другие, личные, проблемы. Найти причину "трудоголизма", зависимости от работы,- это важная задача для профессионально-ориентированной женщины, для бизнес-леди.

2. "Игра на чужом  поле".

Вторая важная проблема - неравные стартовые условия в  бизнесе для мужчин и женщин. Она  до сих пор актуальна в нашей  все еще патриархальной культуре. Считается, что бизнес - дело мужское, что женщины не способны руководить, что быть лидером - не женское дел. В результате, для того, чтобы женщине получить равное с мужчиной уважение, ей нужно затратить усилий не столько, сколько мужчине, а в 2,5 раза больше! Это порождает свои психологические проблемы. И как правило, опять же не только рабочие (сложность проведения переговоров, конфликтность, агрессивность женщин в бизнесе), но и личные. Одна владелица брачного агентства жаловалась: "Очень трудно работать с бизнес-леди! Они думают, что если они заплатили в агентство определенную сумму, если у них есть определенные деньги, то уже ничего делать им самим не надо!". И, к сожалению, это - грустная правда: женщины выполняют ту же работу, что и мужчины, с тем же успешным результатом, коль уж они владелицы собственных предприятий или большие начальницы, и из-за этих занятий они впитали в себя традиционную мужскую роль, вернее, худшее из этой роли - они ожидают от мужчин того же поведения, которое ожидают состоятельные мужчины от девочек: ждут, что все их будут обслуживать, так как у них есть деньги [5;24].

3. "В хозяйстве все  должно быть в порядке!"

У многих женщин - в силу воспитания и традиций - существует установка, что у правильной женщины в  квартире должна быть чистота, запас  чистого белья, продуктов, ребенок  должен быть здоров. К этой установке  добавляется "советское чувство  долга" - семье, государству… И вот у женщины возникает ужас, что все течет мимо нее, жизнь неуправляема. Да, женщина действительно социально обучена отвечать за множество мелочей. Но эта перфекционистская установка часто переносится женщинами и на работу. Степень обеспокоенности становится выше, так как в любом деле есть гораздо большее количество вещей, чем в доме, которые не могут быть подконтрольны одному человеку,. Из-за стремления держать лично под контролем абсолютно все женщинам гораздо сложнее на работе делегировать полномочия. Перестройка и осознание того, что есть вещи, про которые нужно беспокоиться не самой, требует большого количества усилий. Более того: этому просто нужно учиться, если есть такая возможность, и для этого существуют специальные тренинги. Какую же опасность таит в себе стремление "сделать все лучше всех"? Постоянное стрессовое состояние женщины-руководителя, как минимум. Кроме того, это совершенно явно вредит работе: не успевая за всем уследить, но не отдавая руководство подчиненным, женщина проигрывает в бизнесе! В западной культуре эта проблема существует тоже. Создан даже психологический термин "комплекс суперженщины": "идеальная мать, дочь, жена, хозяйка, начальник". Сама по себе потребность в высоких достижениях во всем и сразу - не очень здоровая. Нужно умение где-то сказать себе "стоп" или "я сделаю это так, как делаю Я!", развить в себе, если можно так сказать, "здоровый пофигизм"! И главное умение, которое надо развивать - не умение "прыгать как можно выше", а умение самой устанавливать планку! А в разумных пределах женское внимание к мелочам и стремление к совершенству - не минус, а плюс бизнес-леди. И довольно скоро всем придется привыкнуть, что есть работы, где женщины, в силу такого стремления контролировать мелочи, будут успешнее мужчин: например, работа в туристических фирмах или с недвижимостью, решение многих финансовых вопросов [5;25].

Личные проблемы бизнес-леди бывают такие же, как и у их "домашних" подруг. Это семейные проблемы, проблемы непонимания с  детьми, неудовлетворенность собой, одиночество. Но в силу занятости  по работе и нехватки эмоциональных  сил для общения с близкими, у них эти проблемы особенно обостряются. Дети, на которых не хватает времени, мужья, которым требуется "излить душу" кому-то, а вместо этого они вынуждены в лучшем случае коротать время у телевизора, а в худшем - выслушивать жалобы на работу от жены. Кроме того, не нужно сбрасывать со счетов самолюбия мужей - не всякий мужчина спокойно перенесет, когда рядом - сильная, независимая, обеспеченная женщина. В результате - проблемы в семье. А ведь проблемы в семье неизбежно отражаются на ведении бизнеса!

Но у тех, у кого семьи  нет, ситуация не лучше. Бизнес-леди не так-то просто и вступить в брак - новый или первый. Часто это  сопряжено с неуверенностью женщин в себе: они не воспринимают себя как привлекательных женщин, зная, подозревая и часто ошибаясь, что  мужчины видят в них лишь партнера по бизнесу. В результате они не умеют  себя преподнести, не владеют чисто  женскими способами общения с  мужчинами - и опять мы возвращаемся к проблеме "ролевого конфликта": они ведут себя как мужчины, одеваются, как мужчины и думают, как мужчины. Такая потеря идентификации бывает очень мучительна. И с ней также  необходимо отдельно или в группах  работать.

Но даже если мы говорим  о классическом типе бизнес-леди - о  женщинах, знающих себе цену, смелых, решительных, эффектных, привыкших  общаться с мужчинами на равных - у них тоже не все так легко! Подумайте, какие мужчины могут  соответствовать им? Современные  дух и норма предпринимательства - молодая, опасная субкультура. Она  окрашена отчетливым привкусом подростковых явлений: резкое деление на чужих  и своих, агрессивность, ориентир на получение результата "сейчас". Это создает сложности и в работе, и в личной жизни: успешной женщине сложно встретить взрослого мужчину. Их, взрослых по-настоящему: способных отвечать за все свои поступки, заботиться о находящихся рядом, подставить сильное плечо, - и вообще-то немного, а в среде, которая запрашивает как основное свойство подростковость, - и подавно! Другой тип мужчин, которые могут оказаться рядом - и часто оказываются - "маменькины сыночки".А нужны ли бизнес-леди "сыновья"? Если с помощью психолога изменить внутреннюю порочную установку, традиционную, к сожалению, для нашей культуры, когда женщина занимает по отношению к партнеру позицию матери, удивительным образом меняется круг потенциальных партнеров женщин.

Информация о работе Деловая активность женщин в системе управления