Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 14:45, реферат
Цель работы. Целью настоящей работы является теоретическое и практическое рассмотрение особенностей бизнес-леди в системе управления.
Задачи работы. В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать сферы деятельности женщины в системе управления.
2. Рассмотреть проблемы бизнес-леди, а также значение имиджа.
3. Охарактеризовать основные причины, побудившие женщин открыть свое дело
4. Рассмотреть сферы приложения деловой активности женщин в странах Европы и США.
В США женщины до 60-х годов не обучались в школах бизнеса. Первый выпуск из Гарвардской школы бизнеса имел место в 60-е годы. Через 15 лет доля женщин среди выпускников составила до 25-33%. И все же численность женщин в управленческом персонале фирм пока невелика. Преодолеть стереотип мужчины-управляющего удается немногим женщинам. Большого успеха достигли женщины в семейном бизнесе.
Англия:
Женщины составляют 40% рабочей
силы. Но им принадлежит лишь 10% постов
менеджеров. В 1970 г. в Лондонской школе
бизнеса 1 женщина приходилась на
97 выпускников, через шесть лет
соотношение составило 1:6. В 1985 г. во
всех формах предпринимательской
Франция:
Женщины составляют 54,7% рабочей силы, на административно-управленческих должностях 5,4%. Доля женщин среди нанимателей рабочей силы составила в 1984 г. -22%.
Германия:
В 1990 г. - 5,4% работающих женщин (11,1% -мужчин) занимались самостоятельными видами деятельности. В апреле 1990 года в ФРГ было 628 000 женщин, занимающихся предпринимательством, это четвертая часть всех предпринимателей. 164000 женщин-предпринимательниц заняты в торговле, 69000 в промышленных отраслях.
2.3 Российские женщины-предприниматели
Проблема женского предпринимательства продолжает оставаться актуальной для России, где женщина, несмотря на более чем семидесятилетний период утверждения равноправия мужчины и женщины, остается в плену традиционного стереотипа о вторичной ценности деловой карьеры и ограниченных пределах такой карьеры [1;56].
Женщиной освоены многие сферы проявления деловой профессиональной активности, но именно бизнес с его динамикой способен в сравнительно кратчайшее время обнаружить способность или неспособность руководителя вести организацию к успеху, а это означает, что приход женщины в бизнес проявит деловой потенциал и вселит уверенность, и тем самым поможет преодолеть устаревшие представления. Женщинам необходимо решиться попробовать свои силы в малоосвоенной сфере.
Становление частного бизнеса, самозанятости женщин в современной России идет медленно, наталкиваясь на широкий спектр юридических, экономических и социальных барьеров. Женский социум, как субъект предпринимательской деятельности сталкивается с особым классом социальных проблем: конфликты ролей, выполняемые в общественной и частной жизни, массовое сознание, деформированное в сторону патриархата, сексизм и др. Как свидетельствуют данные Госкомстата России, женщины менее активно, чем мужчины включаются в новые рыночные хозяйственные формы (предпринимательство, бизнес, самозанятость). Согласно данным микропереписи населения, проведенной Госкомстатом России в 2004 г., в России на 1000 человек, приходится лиц, указавших источником средств своего существования - доход от предпринимательской деятельности среди мужчин - 17, а среди женщин только 7. Для Западной Сибири, аналогичные данные составляют: 14 (для мужчин) и 6 (для женщин), т.е. разрыв по признаку пола более чем двукратный. Наиболее продвинутой территорией страны в плане предпринимательства является г. Москва, здесь соответствующие показатели составляют: 36 и 13. Однако разрыв во включенности женщин и мужчин в сферу предпринимательства здесь еще более значителен и почти достигает трехкратной величины. Как видно, более «развитое» рыночное пространство отнюдь не гарантирует столичным женщинам и более «равного» вхождения в бизнес, скорее наоборот - они все более отстают от мужчин.
Пути решения проблем
подобного рода предполагают разработку
специальной системы мер по поддержке
женской предпринимательской
По материалам пилотажно-экспертного
обследования, проведенного методом
случайной выборки и
Социальный успех, устойчивость феномена «женский бизнес» в немалой степени зависит от того, с какой установкой приходят женщины в сферу предпринимательства: является ли это делом их жизни или носит случайный, а то и вынужденный характер. Как удалось установить, женщины-предприниматели делятся на три социальные группы. Первая объединяет убежденных бизнес-леди. Мотивация их выбора - внутреннее желание стать предпринимателем, интерес к этому виду деятельности. Они пришли в бизнес по доброй воле и с самыми серьезными намерениями (треть обследуемой совокупности). Второй и самый многочисленный тип, вобравший половину бизнес-леди, объединил предпринимателей “по случаю”. Свое решение они приняли спонтанно, под влиянием неожиданных случайных обстоятельств (по совету или примеру друзей, неожиданно возникшим благоприятным перспективам, газетной информации и пр.). И, наконец, третий тип - предприниматели поневоле - объединил женщин, которые не по своей воле пришли в бизнес. Они оказались вынужденными в силу различных неблагоприятных обстоятельств открыть свое дело. Это самая малочисленная группа - 1/5 всех обследуемых. Мотивация их выбора - реальная безработица или угроза безработицы, отсутствие средств к жизни, невыплата зарплаты, а также давление извне [3; 76].
На первый план выходят ожидания, связанные с самоактуализацией: стремление к независимости и самостоятельности в работе (2/3 обследуемых), желание полнее раскрыть свои профессиональные способности и возможности (1/4 обследуемых), попробовать себя в новом деле (1/4). Экономический интерес, как оказалось, выражен заметно слабее. На него указали свыше трети женщин. При этом одна половина этой трети назвала обеспеченную богатую жизнь, другая - отсутствие хоть каких-либо средств к существованию, экономическую нужду. Заметна роль престижных стимулов прихода в бизнес: элитарный круг общения, респектабельный, современный стиль жизни, блестящая карьера влекут каждую третью женщину в эту сферу деятельности. Согласно имеющихся данных, лишь каждая 6-я бизнес-леди пришла в бизнес под влиянием неблагоприятных финансовых обстоятельств. В этой связи невольно возникает гипотеза о том, что терпящие экономический крах, безработные обездоленные женщины все же не являются основным источником пополнения рядов бизнес-леди.
Социальные ожидания, связанные с приходом в бизнес, полностью оправдались к моменту опроса у каждой второй женщины, у каждой третьей - лишь частично, и совсем мала доля тех, кто вовсе не достиг своих целей. Степень готовности к новой социальной роли несмотря на резкий, радикальный характер реформ, в целом бизнес-леди, по собственной оценке, оказались готовы к новой социальной и профессиональной роли, находясь уже на самом начальном этапе новой своей деятельности (в полной неподготовленности призналась лишь одна бизнес-леди). Каждая вторая отметила свою высокую готовность к этому роду деятельности.
Ранее, до своей предпринимательской
деятельности, более половины (14 чел.)
были рядовыми специалистами с высшим
или средним специальным
Взаимоотношения с государственными органами, партнерами, конкурентами и подчиненными складываются у бизнес-леди весьма противоречиво. Государственные органы далеко не всегда выступают защитником и опорой. Только пятая часть бизнес-леди встречает с их стороны больше поддержку, чем противодействие в своей деятельности. Такая же часть - либо одно постоянное противодействие в работе, либо чаще противодействие, чем поддержку. Чуть меньше половины совокупности опрошенных не встречает ни помощи, ни противодействия. В числе трудностей во взаимодействии с государственными органами управления доминируют упоминания неоднозначности толкования законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, принятие законов задним числом (16 чел.), бюрократизм, неоперативность, затягивание дел (10 чел.), низкий профессионализм (8 чел.), неопределенность функций государственных чиновников и требований к предпринимателям с их стороны (5 чел.) и, наконец, коррупция и взяточничество (4 чел.).
Далеко не во всем благополучно складываются отношения и с партнерами по бизнесу. «Выбор партнера - сама по себе трудность, и весьма значительная». Только одна опрошенная не имеет трудностей в контактах с партнерами. Ненадежность, нарушение договорных обязательств - наиболее частый изъян в партнере, на него указала половина опрошенных. Второй крупный недостаток партнера - отсутствие или недостаток профессионализма (9 чел.), третий - нечистоплотность в выборе средств, склонность к обману, надувательству (7 чел.).
Гораздо мягче складываются
отношения с конкурентами. Почти
у половины опрошенных нет вообще
никаких проблем с
Подчиненные также далеко не всегда удовлетворяют требованиям бизнес-леди. Лишь четвертая часть опрошенных не имеет трудностей в данной области. Отсутствие инициативы, низкая трудовая дисциплина, недобросовестность - наиболее частые пороки подчиненных (на них сослалось свыше половины обследуемых). «Не понимают, что это частная фирма и зарплата зависит от их труда», «привыкли получать зарплату независимо от результатов”, “необходим постоянный контроль: ленятся, халтурят».
Больше половины женщин-предпринимателей (15 чел.) полагают, что не могут развернуться в бизнесе таким образом, как хотелось бы, как могли: «сделать в состоянии многое, но условий для осуществления замыслов нет». Оставшаяся часть женщин-предпринимателей относится к той группе лиц, кто всегда, или почти всегда осуществляет задуманное. Большая часть бизнес-леди с оптимизмом смотрит в будущее, планирует в ближайшие годы расширить свое дело: «открыть предприятие за границей», «расширить свою сеть», «развить новое направление в разумных пределах» и пр. (подавляющая часть). Остальные намерены либо оставить в неизменном состоянии (2 чел.), либо закрыть старое и открыть новое дело (1 чел.), либо вовсе отказаться от предпринимательской деятельности (1 чел.).
На вопрос: «Чем в первую
очередь определяется успех в
бизнесе: Вашими социально-психологическими
качествами, статусными характеристиками,
или же обстановкой в стране?»
- на первое место вышли социально-
Здесь ситуация зеркально противоположная той, которая отражает структуру социальных опор в бизнесе, описанных выше. На первом месте в структуре помех по силе негативного влияния стоит, по мнению бизнес-леди обстановка в стране (16 чел.), на втором - статусные характеристики (2), на третьем - социально-психологические (1 чел.), остальные респондентки затруднились с ответом (7 чел.). В числе негативных социально-экономических факторов доминирует экономическая нестабильность в стране (12 чел.), отсутствие поддержки со стороны государства (11 чел.), отсутствие необходимых гарантий со стороны государства (11 чел.), противоречивость законодательства о предпринимательстве (10 чел.). Среди негативных статусных характеристик - недостаточно высокий материальный статус - недостаток средств и сбережений (12 чел.), неважное здоровье (3 чел.), маленькие дети и необходимость ухода за другими членами семьи (3 чел.). В числе социально-психологических помех наиболее часто называется законопослушность (7 чел.), недостаток бойцовских качеств, жесткости (7 чел.), слабый интерес к получению сверхприбыли (5 чел.).
Большая часть бизнес-леди
ощущает неравенство своих
Больше половины бизнес-леди полагает, что женщины-предприниматели должны стать объектом специальной социальной поддержки со стороны правительства, как, впрочем, и все остальные группы женщин, занятые в других сферах деятельности, все же представительной оказалась и группа, которая полагает, что женщинам-предпринимателям не нужно устанавливать каких-либо особых прав, «не умно устанавливать права по половому признаку» (бизнесмен, давшая такой ответ, молодая преуспевающая бизнес-леди с прекрасным столичным университетским физико-математическим образованием). В числе мер, необходимых для социальной защиты женского предпринимательства упоминаются следующие: введение льготного кредитования, выделение ссуд, уменьшение налогообложения (хотя бы на один процент) по сравнению с мужчинами и др. Однако часть женщин полагается на естественный ход событий: «не нужны специальные меры - наступит время и для женщин». В своей предпринимательской практике 2/3 обследуемой совокупности бизнес-леди, попадая в трудные конфликтные обстоятельства, сталкивается с необходимостью защищать свои интересы с помощью самых различных социальных институтов. Наиболее часто они прибегают к помощи правоохранительных органов (суд, милиция, 7 чел.), авторитетов делового мира (5), местных органов власти (4). Весьма редки обращения за помощью в ассоциации предпринимателей (2). Есть и такие ответы: «В каждом конкретном случае поступаю по-разному, использую оптимальные варианты». В ответах на вопрос о том, кто, по их мнению, мог бы защищать интересы женщин-предпринимателей наиболее эффективно, бизнес-леди разбились на две почти равные группы. Одни считают, что каждый должен сам защищать свои интересы, не прибегая к посторонней помощи. Другие называют ассоциацию женщин-предпринимателей, различного рода комитеты при Государственной Думе, местные органы власти и правоохранительные органы.
Информация о работе Деловая активность женщин в системе управления