Деловая активность женщин в системе управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 14:45, реферат

Описание работы

Цель работы. Целью настоящей работы является теоретическое и практическое рассмотрение особенностей бизнес-леди в системе управления.
Задачи работы. В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать сферы деятельности женщины в системе управления.
2. Рассмотреть проблемы бизнес-леди, а также значение имиджа.
3. Охарактеризовать основные причины, побудившие женщин открыть свое дело
4. Рассмотреть сферы приложения деловой активности женщин в странах Европы и США.

Файлы: 1 файл

Referat_po_ekonom.docx

— 57.32 Кб (Скачать файл)

       Другая проблема: мужчинам сложно принять, что женщина умеет, может, знает не меньше, чем они. Вот и получается, что, с одной стороны, бизнес-леди пытаются искать себе "спутника жизни" среди бизнесменов, тяготеют к социально-близким кругам, а с другой - в своей среде нашим успешным женщинам не на что рассчитывать!

       Кроме того, многие успешные женщины и не хотят устанавливать долгосрочные близкие отношения с мужчинами бизнес- круга. Они хорошо себе представляют ту норму обращения к женам и подругам, которая установилась в среде наших бизнесменов, и они их не устраивают. Поэтому опять же часто женщины принимают "мужской" вариант решения вопроса. Типичный пример - ответ некой бизнес-леди на вопрос о том, как она проводит свободное время: "Как? Природа, собаки, мужчины…". В этом ответе не было обесценивания, но для этой дамы мужчины занимают ту же нишу, которую занимают женщины у ее коллег - "отдых воина". Как правило, многие бизнес-леди имеют опыт "традиционного" решения проблемы: у них позади традиционная семья, где они были женой, готовящей обеды и ждущей мужа. И они не готовы возвращаться в уже пройденную нишу, а новой пока нет!

       Если принять тезис, что "на свете счастья нет, но есть покой и воля", главной проблемой профессионально-ориентированных женщин является то, что у них нет покоя. Воли у них больше, чем у жены в тапочках. Но мы должны особо отметить, что среди деловых женщин не больше несчастных, чем среди неделовых. Преимущество бизнес-леди в их умении и стремлении решать свои проблемы, с одной стороны, и возможности решать их, в том числе и финансовой - с другой. Женщина, которая понимает, что она запуталась в собственной жизни, что ей нужен советчик, женщина, привыкшая, однако, во всем доверять специалистам, делает правильный выбор, отправляясь на индивидуальную консультацию к хорошему психологу либо в одну из психологических групп. Там, с одной стороны, совершенно самостоятельно, а с другой - пользуясь подсказками таких же, как она, женщин, профессионального психолога, бизнес-леди может многое понять в своей жизни. А поняв, сама изменить в ней то, что ее не устраивает, не дожидаясь, когда это сделают мужчины или произойдет, как в сказке, само собой.

       Все проблемы, с которыми наше общество столкнулось только что, были пройдены женщинами на Западе. Они давно прошли "школу выживания" в мире, где господствуют мужские ценности. Большую помощь в этом оказали женские группы личностного роста и индивидуальные консультанты. В западной культуре стало нормой, что у успешных женщин есть свой психолог, так же, как свой парикмахер или дантист.

      Второй по частоте темой обсуждения в светских разговорах бизнес-леди является тема личностного роста. Это и не удивительно: если нам нужно что-то исправить в доме, мы зовем специалиста - электрика, сантехника, если болят зубы - мы идем к дантисту. Если же у человека есть ощущение некомфортности в жизни, желание что-то изменить, решить свою проблему - есть способ это исправить. Западные женщины это уже знают, русские - начинают узнавать. Но здесь есть пока одна проблема, которая касается, к сожалению, нас, психологов - многие женщины приходят к нам после психологов - недоучек, непрофессионалов, и честно признаются, что если бы случайно они не попали к нам, они бы считали, что психологи им помочь не могут.

Про первое поколение западных бизнес-леди говорят, что они много  принесли в жертву, так как боролись с огромным сопротивлением среды. Первое поколение всегда страдает, так как  оно прорубает просеку. Думается, что, так же, как это случилось  на Западе, следующее поколение найдет разумный баланс между личной жизнью и работой, между мужчинами и  женщинами в бизнесе, найдет свое место в жизни.

Большинство бизнес-леди на вопрос, а выбрали бы они что-то другое, если бы начинать сначала, долго  думают, видно, как мелькают в их глазах предложения от арабского  шейха и тому подобные возможности, но потом они с извиняющимся видом  говорят: "Я бы много сделала  по-другому, но в целом - нет!" А это значит, что в целом - они могут и должны быть счастливыми!

1.3 Значение имиджа

        Ни для кого не секрет, что в мире деловых людей чрезвычайно высоко ценится серьезное отношение к своему имиджу и к поддержанию благоприятного имиджа своей фирмы. И это не удивительно, ведь одними из важнейших составляющих бизнеса являются межличностные контакты. Успех же общения напрямую зависит от умения людей подать себя и оставить хорошее впечатление [12;29].

      Можно знать наизусть все книги Дейла Карнеги, однако пятно на юбке или слишком яркая губная помада сведут на нет все попытки воздействовать на делового партнера. Можно быть семи пядей во лбу и очень хорошо разбираться в предмете своего дела, однако очаровательные кудряшки станут камнем преткновения на пути вверх по служебной лестнице. В то время как знание и применение хотя бы основных законов бизнес-имиджа и делового этикета способны превратить женщину в истинную бизнес-леди (конечно, при наличии у неё известной доли деловой хватки).

Итак, что такое имидж? Оставив в стороне все сложные  социо-психологические и философские концепции и определения, его можно разложить на вполне конкретные составляющие. Это - одежда, прическа, макияж, походка, манеры, речь, место работы, квартира, машина, дача, муж, дети, домашние животные (впрочем, как и отсутствие любой живности дома), привычки, вкусовые пристрастия, отношение к алкоголю, литературные предпочтения (или отсутствие таковых), любовь (или равнодушие) к искусству и т.д. - все это работает на ваш имидж (или против него). От одного этого перечисления голова может пойти кругом и может возникнуть впечатление, что ни одной женщине со всем этим не справиться. Однако не стоит опускать руки и возлагать надежды на имиджмейкера (впрочем, если позволяют финансовые возможности, то почему бы и нет?). Женщине присуще природное чутье (интуиция, шестое чувство) как нужно выглядеть и вести себя. В этом у неё огромное преимущество перед представителями сильного пола.

Одним из кирпичиков здания имиджа является одежда. Мы привыкли акцентировать  внимание на второй части расхожего выражения: "Встречают по одежке, а провожают по уму". Конечно, отчасти это верно. Но зачем дожидаться, пока партнеры и собеседники оценят все тонкости блестящего ума? Не лучше ли сразу предъявить им визитную карточку своей серьезности и респектабельности? Ведь первое благоприятное впечатление будет только способствовать оценке способностей по достоинству. Кроме того, стиль одежды женщины может повлиять на отношение к ней начальства и на то, выполнение каких поручений будет ей доверено. Конечно, мужчинам (в силу присущей им консервативности) гораздо проще постоянно носить некую бизнес-униформу. Для женщин же одежда - это, прежде всего, способ самовыражения. И хотя им и приходится принимать правила коллектива, иногда возникает потребность выделиться, и непременно в чем-то оранжевом или лиловом. Однако нелишнее помнить, что в начальственную голову при этом может закрасться следующая мысль: "А могу ли я доверить важного клиента вон той в цветочек?"

В общем, работая в солидной фирме или желая занять в ней  вакантное местечко - лучше одеваться  так, чтоб не шокировать окружающих и  не оскорблять своим видом имиджа фирмы. Всяческие "последние писки  моды" способны лишь вызвать недоумение среди сотрудников (и это в  лучшем случае). А вот беспроигрышным вариантом всегда была и остается классика. Пара-тройка безупречных  костюмов, несколько элегантных, но строгих блузок и классические туфли - этого почти достаточно для создания нужного образа. Очень важно овладеть искусством подбирать элементы одежды и аксессуары. С помощью этого можно создавать самые различные композиции, побеждая однообразие [12; 32].

Никакого эффекта от самой  что ни на есть респектабельной одежды не будет, если нет прически. При  этом деловой женщине вовсе не обязательно демонстрировать всю  красоту своих волос, распуская  их по плечам или накручивая сногсшибательные локоны. Правила этикета делового мира предписывают женщине иметь  не короткую стрижку и не сложную  прическу, а волосы средней длины (не ниже линии плеч). Цвет волос нужно  выбирать в зависимости от целей  и намерений. Безусловно, красные, фиолетовые и им подобные оттенки будут играть только против. Зато известно, что женщина-руководитель с темными волосами невольно вызывает уважение к себе, белокурые же пользуются популярностью и благожелательным отношением со стороны подчиненных.

По поводу отношения к  одежде в мире деловых людей мне  вспоминается одна любопытная история. Русская переводчица, работавшая в  американской штаб-квартире ООН, рассказывала, что внешний вид сотрудников  является там объектом постоянного  контроля со стороны специальных  служащих. Так, у входа в здание стоят женщины, которые останавливают и отправляют домой всех тех, кто, по их мнению, одет неподобающе. Причем это может происходить с одним человеком 2-3 раза за день до тех пор, пока его одежда не примет надлежащий вид. Все женщины там обязаны даже в 30-градусную жару носить колготки, закрытые туфли-лодочки на каблуках, менять хотя бы один раз в день блузку. Не допускаются платья, кофты, брюки, длинные юбки и прочие любимые нашими соотечественницами предметы гардероба. Возможно, и нам бы стоило взять с них пример.

Правильно выполненный и  соответствующий случаю макияж может  не только подчеркнуть природное  обаяние, но и стать одним из факторов успешной карьеры. И, напротив, появившись однажды в офисе с лицом  а ля "женщина-вамп", существует риск нарваться на нелицеприятные замечания.

Стоит ли повторять прописную  истину, что ни одежда, ни прическа, ни макияж не сделают женщину респектабельной, если она не может отучить себя грызть ногти или шмыгать носом. Вспоминается героиня Одри Хэпберн: хорошие манеры превратили уличную девчонку в настоящую леди! Походка, мимика и жесты точно так же поддаются изменениям, как одежда или прическа.

И, наконец: все компоненты выбранного имиджа только тогда сочетаются друг с другом и воспринимаются естественно, когда они одухотворены собственно внутренним содержанием. И если стремление к успеху является искренним и  подкрепляется ежедневным трудом, то женщине вряд ли придется насиловать себя, привыкая к новому имиджу. Просто на определенном этапе своей карьеры  она поймет, что уже является той  самой бизнес-леди, образ которой  так долго будоражил её сознание.

 

Глава 2. Практическое исследование роли женщин в системе  управления

 

2.1 Основные причины,  побудившие женщин открыть свое  дело

 

        Американские социологи попытались ответить на вопрос о том, каков человек, решившийся открыть собственное дело. Исходные наблюдения: очень многие делают решительный шаг. И, как правило, на него решаются под давлением внешних обстоятельств. Каковы они?

Представлю их по мере убывания значимости:

1) увольнение;

2) ощущение себя лишним  на работе;

3) чувство неудовлетворенности  достигнутым;

4) наличие собственных  идей, планов и невозможность  их реализации на традиционном  месте работы;

5) появление нового начальника, навязанного коллективу;

6) перевод на новую  должность или место работы, которое  вас не устраивает;

7) столкновение с перспективой  ликвидации Вашего предприятия;

8) достижение определенного  возраста и неудовлетворенность  жизненным

достижением;

9) наблюдение за успехом  друга, который основал собственное  дело.

Таким образом, можно заключить, что существует две важнейших  причины решения женщины открыть  свое дело: угроза потери привычного места  работы и неудовлетворенность достигнутым  в деловой жизни. Думается, что  для российской женщины значимы  обе из названных причин, но первая с неотвратимостью требует от женщины решения. Тем не менее до настоящего времени группа «женщины бизнеса» продолжает оставаться немногочисленной [12; 41].

 

2.2 Сферы приложения  деловой активности женщин в  странах Европы и США

 

       Анализ статистики стран с традиционно развитой рыночной экономикой показывает, что наиболее успешен для женщины бизнес в сфере обслуживания, малого и среднего масштабов. Сфера приложения деловой активности ограничена для женщины: вековой опыт руководства домашними делами, здравый смысл, позволяющий планировать финансовую выгоду + образование, полученное в годы развертывания НТР. Женщины, кажется, обречены на успех. Однако, данный вывод был сделан лишь сравнительно недавно. Женщинам Европы и США удалось преодолеть психологический барьер и они продемонстрировать полную меру делового потенциала.

Женский бизнес в 80-е годы стал мощной экономической силой в странах Западной Европы и США. Научно-технический прогресс и переход к постиндустриальному обществу вызвали структурную перестройку экономики и быстрое развитие сферы услуг. Массовые мелкие предприятия на рынке услуг создавались женщинами. Женщины смогли в этой сфере быстрее найти себя, реализовать такие женские качества как хозяйка дома, портниха, мать. Как грибы росли мелкие закусочные, ремесленные мастерские, магазинчики. Обществу пришлось признать, что успехи женщин-предпринимателей в малом бизнесе были значительнее и весомее. Этому способствовала коммуникабельность, интерес к людям, заботливость, меньшая амбициозность и другие черты женского характера. Путь женщин в бизнес не был легок и прост. Женщинам не хватало знаний, поддержки со стороны государственных органов.

Сегодня женщина-предпринимательница  в странах Западной Европы является равноправным партнером, она ощущает  поддержку со стороны государства. В некоторых странах, например, ФРГ, разрабатываются специальные программы  государственной помощи начинающим бизнесменам.

Женский бизнес в США:

Свыше 30% объектов малого бизнеса  находится в руках женщин. В  течение 5-летнего срока к банкротству  приходит одно из 4-х женских предприятий (это меньше, чем в целом по стране). В отчете Национального  Совета по женскому бизнесу за 1990 г. отмечалось, что за последние два  десятилетия на долю женского бизнеса  пришлось 2/3новых рабочих мест. До 1970 г. на долю женского бизнеса приходилось 5% предприятий, в настоящее время  более 30%, в т.ч. 50% предприятий розничной  торговли. Женщина-бизнесмен в американской экономике сегодня играет значительную роль. Эта роль состоит, по мнению исследователей, во влиянии на структурную перестройку  экономики, сокращение безработицы, на стабильность общества. От руководства  малыми предприятиями женщина не побоялась перейти к руководству  корпорациями. Появились женские  предприятия в считавшихся всегда мужскими секторах экономики (строительство, транспорт и т.д.).

Информация о работе Деловая активность женщин в системе управления